double arrow

Часть II. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА БЫТИЯ

И БЫТИЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЭСТЕТИЧЕСКОГО

«Бытие и мир получают свое оправдание

лишь как эстетический феномен»

Ф. Ницше

Слова эпиграфа представляют собой скорее проблему, чем утвердительное суждение. Этот мир, который придуман не нами, может ли он вообще как-то быть оправдан? И кто может его оправдать? Как только мы так поставим вопрос, он сразу же повернется в сторону человека и обернется против него. Оправдываться тогда надо будет самому человеку. За что и перед кем?: перед самим собой? Перед Другим? Перед собой-другим?

В любом случае, чтобы быть оправданными в качестве эстетического феномена, бытие и мир сначала должны таковыми быть. Эстетическая природа бытия – предпосылка его (и человека) эстетического оправдания.

В то же время эстетическая природа бытия – предпосылка и условие бытийственных потенций эстетического. Бытийственное начало эстетических феноменов в свою очередь выступает как предпосылка эстетической компоненты онтологии культуры и искусства. Все эти характеристики в их единстве обусловливают возможность эстетической онтологии человеческой жизни, поэтической компоненты самой человеческой природы. Только в такой логике понимания человека можно искать новый вариант теодицеи в попытках оправдания человека красотой, которую он создает и хранит в мире в целом, в современном ему обществе и в своем собственном облике. Эстетическая антроподицея – продолжение традиций русской философии в лице П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, С.Л. Франка.

Онтология эстетического – теория, которая возникла далеко не только на основе логических философских построений. Она имеет свои глубинные жизненные основания, которые на разных этапах человеческой истории неизменно присутствуют в форме своеобразных интуиций мироощущения человека в культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: