Опасно преждевременное бесстрастие

Обратимся еще к одному важному закону духовной жизни. Он заключается в «сродстве между собой как добро­детелей, так и пороков», т. е. в том, что и приобретение доб­родетелей, и действие страстей оказываются подчиненны­ми строгой последовательности и взаимообусловленности. Святитель Игнатий предупреждает, что игнорирование этого закона может привести подвижника к самым тяже­лым для него последствиям. «По причине этого сродства, — пишет он, — произвольное подчинение одному благому помыслу влечет за собой естественное подчинение друго­му благому помыслу; стяжание одной добродетели вводит в душу другую добродетель, сродную и неразлучную с пер­вой. Напротив того, произвольное подчинение одному гре­ховному помыслу влечет невольное подчинение другому; стяжание одной греховной страсти влечет в душу другую страсть, ей сродную; произвольное совершение одного греха влечет к невольному впадению в другой грех, рожда­емый первым. Злоба, сказали отцы, не терпит пребывать бессупружною в сердце» (V, 351).

Серьезное предупреждение! Как часто христиане, не зная этого закона, небрежно относятся к т. н. «мелким» грехам, произвольно, без насилия страсти, согрешая в них. А потом в недоумении со страданием и отчаянием, уже как рабы невольно впадают в тяжкие согрешения, ве­дущие к тяжелым скорбям и трагедиям в жизни.

О том, насколько необходимо в духовной жизни стро­гое соблюдение закона последовательности, свидетельст­вуют приводимые святителем Игнатием следующие слова опытнейшего наставника в духовной жизни преподобного Исаака Сирина: «Премудрый Господь благоволил, чтобы мы снедали в поте лица хлеб духовный. Установил Он это не от злобы, но чтобы не произошло несварения и мы не умер­ли. Каждая добродетель есть мать следующей за ней. Если оставишь мать, рождающую добродетели, и устремишься к взысканию дщерей, прежде стяжания матери, то доброде­тели эти становятся ехиднами для души. Если не отверг­нешь их от себя, скоро умрешь» (И, 57-58). Святитель Игна­тий в связи с этим строго предупреждает: «Опасно преждевременное бесстрастие! Опасно преждевременное получение наслаждения Божественною благодатию! Дары сверхъестественные могут погубить подвижника, не на­ученного немощи своей» (I, 532).

Удивительные слова! Для духовно неопытного сама мысль о том, что какая-то добродетель может оказаться преждевременной, тем более, смертельной для души, «ехидной», покажется странной, едва ли не кощунственной. Но именно такова реальность духовной жизни, таков один из ее строгих законов, открытый великим опытом святых. В пятом томе своих сочинений, который святитель назвал «Приношение современному монашеству», в главе деся­той «Об осторожности при чтении отеческих книг о мона­шеской жизни», он прямо пишет: «Падший ангел старается обмануть и вовлечь в погибель иноков, предлагая им не только грех в разных видах его, но и предлагая несвойст­венные им возвышеннейшие добродетели» (V, 54).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: