Наставник. Оказаться в таком бедственном состоянии может, к сожалению, любой верующий, каждый подвизающийся, если будет жить по своему разумению

Оказаться в таком бедственном состоянии может, к сожалению, любой верующий, каждый подвизающийся, если будет жить по своему разумению, без истинного ду­ховного наставника, без руководства святоотеческими писаниями.

Но если понимание отцов — задача не всегда простая, то многократно более трудным для нашего времени являет­ся обретение истинного наставника. Ошибка же в его вы­боре может стать роковой для верующего.

Важнейшее, о чем говорят отцы — это:

(1) о необходимости большой осторожности в выборе руководителя и огромной опасности принять бездуховно­го «старца» за духовника;

(2) о правильном к нему отношении;

(3) о верном понимании послушания найденному ру­ководителю;

(4) о непременности разлучения со «слепым» духовни­ком, по слову Спасителя: «Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15; 14);

(5) об оскудении в последние времена духоносных на­ставников, видящих души людей (святитель Игнатий пря­мо говорит, что в настоящее время нет духоносных настав­ников);

(6) о необходимости самим верующим изучать Свя­щенное Писание и творения святых отцов и руководство­ваться ими с советом старшей, имеющей больший духов­ный опыт «преуспевшей братии», проверяя, однако, и их советы святоотеческими писаниями.

Приведем мысли святых отцов по этим вопросам.

(1) О выборе духовника.

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин (V в.): «Полезно откры­вать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесно­му возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным ви­дом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред» (1,491).

Преп. Иоанн Лествичник (VI в.): «Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления на­шего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проница тельности и рассуждения, должны рассматривать, испыты­вать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели» (Лествица. Сл. 4, гл. 6).

Преподобный Симеон Новый Богослов (X в.): «Молит­вами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинении святых от­цов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это как в зеркале и сопостав­лять и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что мно­го в эти дни стало прельстителей и лжеучителей» (Доброто­любие. Т. 5. Гл. 33).

«Святой Макарий Великий (IV-V в.) говорил, что... встречаются души, соделавшиеся причастниками Божест­венной благодати... вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном... которое требуется истин­ным подвижничеством» (I, 284); «В монастырях употребля­ется о таких старцах изречение: «Свят, но не искусен», и на­блюдается осторожность в советовании с ними... чтобы не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев» (I, 285). Святой Исаак Сирин говорит даже, что та­кой старец «недостоин называться святым» (I, 286).

Св. Феофан (Говоров): «При определении их [духовни­ков] должно употреблять великую осмотрительность и строгое рассуждение, чтобы вместо пользы не нанести вред, вместо созидания разорение»44.

(2) О взаимоотношениях духовника и пасомых.
«Всякий духовный наставник должен приводить души к

Нему [Христу], а не к себе... Наставник пусть, подобно вели­кому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния... Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не ос­тереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу... Пристрастие делает любимого человека кумиром: от при­носимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог... И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, на­ставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй приме­ру святого Предтечи» (IV, 519).

(3) О послушании духовнику.

«Те старцы, которые принимают на себя роль [старца]... (употребим это неприятное слово)... в сущности не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая коме­дия. Старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о ве­ликом иноческом делании— послушании, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть само­обольщение и бесовская прелесть...» (V, 72)

«Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь

и в бесовскую прелесть губит, по учению апостола» (2 Сол. 2, 10-12; 5, 73).

«Скромное отношение советника к наставляемому — совсем иное, нежели старца к безусловному послушнику... Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен» (V, 80).

«Если же руководитель начнет искать послушания себе, а не Богу, не достоин он быть руководителем ближне­го! Он — не слуга Божий! Слуга диавола, его орудие есть сеть! «Не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23), — за­вещает апостол»45.

(4) О непременности разлучения со «слепым» духовником.
«Преподобный Пимен Великий (V в.) повелел немед­ленно разлучаться со старцем, совместное жительство с ко­торым оказывается душевредным» (V, 74).

(5) Об отсутствии духоносных наставников.

Святой Григорий Синаит «решился сказать, что в его время [XIV в.] вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время [середина XIX века] делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!» (I, 274).

«Отцы, отдаленные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет предшественников, уже жалуются на ред­кость богодухновенных наставников, на появившееся мно­жество лжеучителей и предлагают в руководство Священ­ное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют богодухновенных руководителей досто­янием древности и уже решительно завещают в руководство Священное и Святое Писание, проверяемый по этим Пи­саниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных... братий» (I, 563).

(6) О жизни по совету.

«Преподобный Нил Сорский (XV в.) никогда не давал на­ставления или совета прямо от себя, но предлагал вопроша­ющим или учение Писания, или учение отцов. Когда же... он не находил в памяти освященного мнения о каком-либо предмете, то оставлял ответ или исполнение до того време­ни, как находил наставление в Писании. Этот метод очевиден из сочинений священномученика Петра Дамаскина, преп. Григория Синаита, святых Ксанфопулов и других отцов, осо­бенно позднейших. Его держались... иеросхимонахи Опти-ной пустыни Леонид и Макарий... Никогда не давали они со­ветов от себя... Это давало советам их силу» (1,489).

«По учению отцов, жительство... единственно приличе­ствующее нашему времени, есть жительство под руководст­вом отеческих писаний с советом преуспевших современ­ных братий; этот совет опять должно проверять по писанию отцов (I, 5бЗ).

«Никак не будь послушен на зло, если бы и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои неко­торую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся сове­том по первоначальному действию его на тебя!..

Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не по­мышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву не­лепым советом, который принимается неопытным новона­чальным с безотчетливою доверчивостью, с плотским и

кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми стар­цами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тще­славие, свою гордыню!» (О жительстве по совету (V, 77).

Святитель Феофан (Говоров): «Так вот какой ныне луч­ший, благонадежнейший способ руководствования или воспитания в жизни христианской! Жизнь в преданности в волю Божию, по Божественным и отеческим Писаниям с совета и вопрошения единомышленных»46.

Таков голос Священного Предания Церкви, говорящий по одному из самых болезненных вопросов современной духовной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: