Перспективы развития телевизионного рынка России

Основные направления развития телевидения в России связаны с распространением интернет-технологий в области телекоммуникаций (интернет-доступ, платное телевидение, мобильное телевидение).

Концепция развития информационно-коммуникационных технологий, в то числе и телевизионных, на наш взгляд, наиболее полно представлена в книге кандидата экономических наук В. М. Шеховцева «Стратегия развития информационно-коммуникационного сектора: мировые тенденции и перспективы России»[36].

Автор определяет основные тенденции развития ИКТ-рынка, представленные на рис. 1.

Рис. 1. Тенденции развития рынка

Выбор данных технологий, по мнению В. М. Шеховцева, определяется наличием ряда факторов:

- наличие достаточного количества клиентских устройств, способных поддерживать данные технологии и доступность их в продаже;

- простота подключения услуг;

- наличие востребованного клиентами контента в нужном качестве и количестве, технической возможности потребления в зависимости от параметров конкретной технологии;

- востребованность услуг мобильного широкополосного контента потребителем.

Немаловажным правительственным документом, регулирующим деятельность телевещания является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации[37]. Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации, согласно Стратегии, является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации ставит следующие задачи:

· формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий. Для регионального телевидения это применимо с точки зрения модернизации оборудования и инфраструктуры для создания более качественного сигнала;

· повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий. Для телекомпаний, в том числе и региональных это является дополнительным стимулом для создания образовательных и просветительских программ;

· совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

· развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

· повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

· развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, что наиболее важно для местных телекомпаний, так как там зачастую наблюдается недостаточное количество профессионалов;

· сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

· противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Стратегия предусматривает также международное сотрудничество в области развития телекоммуникаций в Российской Федерации на основе:

- международных норм права;

- участия в международном информационном обмене;

- участия в формировании системы международной информационной безопасности;

- участия Российской Федерации в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;

- участия в разработке международных стандартов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий[38].

Одно из важных событий в развитии российского телевидения произошло в 2009 году, когда был дан старт перехода на новый – цифровой – формат эфирного телевещания.

Для того чтобы в максимально сжатые сроки охватить всё население страны цифровым телерадиовещанием, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 года № 985 была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы».

Согласно Программе, возможность бесплатного приёма общероссийских обязательных общедоступных телеканалов в цифровом формате будет предоставлена населению России на базе государственной системы эфирного наземного телевизионного вещания, осуществляемого федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть». Для доставки вещательных программ в регионы будут построены несколько тысяч наземных объектов связи.

Предполагается, что к концу 2015 года жители России смогут смотреть не менее 20 цифровых эфирных телекананалов.

В ходе реализации Программы решаются следующие задачи:

- модернизация инфраструктуры государственных сетей телевизионного вещания и переход на цифровые технологии телевещания;

- создание системы цифровизации архивных материалов, их обработки и классификации на базе ФГУ «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм» (ссылка на сайт организации);

- развитие новых видов телевизионного вещания, включая телевидение высокой четкости.

Значимой частью реализации Программы является создание сетей мультиплексов. Мультиплекс (англ. multiplex – смесь, смешанное) – совокупность телевизионных каналов при цифровом вещании, смешиваемых (мультиплексируемых) перед передачей по транспортному каналу и разделяемых (демультиплексируемых) на конечной приёмной установке (абонентском ресивере) с выделением одного или нескольких телеканалов.

Создание сети первого мультиплекса в регионах начинается в соответствии с частотно-территориальным и территориально-временным планом развертывания сетей цифрового вещания с приоритетом приграничных районов Российской Федерации, планы переходного периода в которых требуют незамедлительной координации с сопредельными странами.

Регионами 1-ой очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания (2010-2011 годы) являются 12 регионов, 924 пункта вещания, с объемом финансирования – 4001 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 2862 млн. рублей. Это Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область.

Регионами 2-й очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания (2010-2012 годы) являются 27 регионов, 1194 пункта вещания, с объемом финансирования – 7254 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 7189 млн. рублей, в частности Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Волгоградская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Курская область, Ленинградская область, Мурманская область, Оренбургская область, Псковская область, Ростовская область, Смоленская область, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Регионами 3-й очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания (2011-2013 годы) являются 39 регионов, 1987 пунктов вещания, с объемом финансирования – 9335 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, в частности Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Ставропольский край, Архангельская область, Владимирская область, Вологодская область, Ивановская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Липецкая область и др. регионы.

Регионами 4-й очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания (2012-2015 годы) являются 5 регионов, 1589 пунктов вещания, с объемом финансирования – 5179 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, в частности Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Создаваемые сети цифрового вещания должны обеспечивать возможность модификации общероссийских каналов в соответствии с потребностями региона, а также распространения в каждом регионе местных каналов. Согласно этому мероприятию на базе радиотелевизионных передающих центров государственного оператора связи создаются центры формирования мультиплексов, обеспечивающие прием телерадиоканалов со спутников и из местных студий, формирование и последующую подачу пакета каналов на спутниковые и наземные распределительные региональные сети связи.

То есть среди задач, определенных Федеральной целевой программой развития телерадиовещания до 2015 года, учтено и «обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вещания», а в Концепции развития телерадиовещания региональные каналы отнесены к категории «обязательных общедоступных». Но при этом пока на государственном уровне не выработаны четкие критерии вхождения региональных телекомпаний в цифровые мультиплексы. Пока просто есть довольно расплывчатое упоминание, что войдут только значимые для региона телекомпании. Почти в каждом городе России есть местная телекомпания и, как правило, не одна. Поэтому число региональных телеканалов значительно больше, чем городов в России. По данным исследовательской компании «TNS», на начало 2010 года в 29 крупных и средних городах России вещало 198 региональных телеканалов (то есть в среднем более шести на город). Однако только 17 из них – это самостоятельные каналы, обеспечивающие собственным контентом и программированием вещание в течение 18-24 часов в сутки. Остальные региональные телеканалы вещают в партнерстве с общенациональными телесетями и размещают собственный контент в эфире в среднем 1-3 часа в сутки.

И тут уже встает вопрос: как будут отбираться значимые местные телекомпании? Будет ли это отбор по количеству местных телепередач в эфире, или будут разработаны какие-то еще дополнительные условия?

По предложению НАТ критериями входа в цифровые мультиплексы для региональных телекомпаний должны стать следующие:

- самостоятельное программирование;

- наличие собственного вещания (определенного объема программ собственного производства и приобретенных программ) и возможностей в сжатые сроки выйти на полноценный объем вещания;

- тематическая направленность канала (контент, жанры и форматы);

- финансово-экономическое положение компании (возможность оплаты услуг связи по распространению программ на территории субъекта Федерации).

Разнообразие телевещания региональных телекомпаний – это одно из условий для вхождения в цифровые мультиплексы. Но в России все еще остаются местные телекомпании, которые из-за недостаточной обеспеченности в финансовых и материальных ресурсах не в состоянии производить достаточное количество собственных программ для того, чтобы заполнить время, отведенное телекомпании в эфире. Получается, что многие телекомпании просто могут не войти в цифровые мультиплексы, а это лишит простых граждан возможности просмотра местных телепередач.

Также при переходе на цифровое вещание местные телекомпании сталкиваются со следующими проблемами:

· отсутствие информации о принципах формирования тарифов на услуги связи для распространения регионального канала на территории субъекта Федерации, подтвержденных технико-экономическими расчетами, а также возможности финансовой поддержки региональных телекомпаний, каналы которых войдут в 1-й мультиплекс как «обязательные общедоступные», за счет федерального и местных бюджетов;

· отсутствие информации о сроках ввода в эксплуатацию 2-го мультиплекса, а также возможности одновременного ввода 1-го и 2-го мультиплексов; о способах распространения каналов во 2-м мультиплексе, контентных и региональных вставок в нем;

· незначительное проникновение кабельных сетей в регионах и масштабы подключения абонентов не позволяют сегодня заявить о модели перехода из эфирного вещания в кабельное ТВ, о чем заявляет большинство телекомпаний. Уровень подключения абонентов иллюстрируют следующие цифры: Чеченская Республика (включая г. Грозный) – 0%; Еврейская АО – только г. Биробиджан – 2,6%; Новгородская область, в т. ч. Великий Новгород – менее 20%; Волгоград, Томск – 25%; Республика Карелия – 30%, (Петрозаводск – 70%); Новосибирск – 30%; Красноярск – 35%; Вологда – 42%; Чита – 55%, при том, что в области практически отсутствует; Владимир – 75%. Наибольший охват домохозяйств кабельным ТВ отмечен в городах Железногорск Красноярского края, Лермонтов Ставропольского края, Тында Амурской области – по 90%;

· слабое знание о мультиплатформенной доставке и других современных технологиях распространения контента;

· отсутствие во многих регионах медиаизмерений, как с точки зрения рынка и коммерческой привлекательности, так и с электоральной точки зрения, наличие которых является критически важным для региональных компаний.

Мы как раз сталкиваемся с обозначенной выше проблемой того, что в малоразвитых регионах местные телекомпании не смогут пройти конкурс для вхождения в цифровые мультиплексы и будут оторваны от современных тенденций развития телевидения.

Соответственно для таких компаний могут быть следующие пути дальнейшего развития:

- продолжение работы в аналоговом вещании до его отключения, с постепенным переходом на самостоятельное программирование и увеличением собственного вещания с целью создания полноценного канала для вхождения в 3-й мультиплекс на конкурсной основе – подавляющее большинство телекомпаний, в их числе – компании Красноярского и Приморского краев, Республики Башкортостан, Республики Карелия, Удмуртской Республики, Калининградской, Кировской, Курганской, Тверской и других областей;

- при наличии технических условий продолжение работы по принципу сетевого партнерства с федеральными сетями, вошедшими во 2-й мультиплекс, в случаях, подтвержденных их намерениями и договорами – Карелия, Удмуртия, ХМАО, Хабаровский край, Краснодарский край, Магаданская, Астраханская, Сахалинская, Тульская и другие области;

- создание регионального канала с контентом, формируемым местными компаниями, переходящими в категорию производителей (СМИ), для вхождения в 1-й мультиплекс (или 3-й) – Республика Башкортостан, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край, Ростовская, Воронежская, Вологодская области; против такой модели – Карелия, Приморский край, Магаданская область;

- формирование локальных мультиплексов – Казань, Сургут, Тверь, Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Калининград, Благовещенск, Омск, Улан-Удэ, Ставрополь, Махачкала;

- непосредственное спутниковое вещание – Республика Саха (Якутия), Московская, Магаданская области, Краснодарский край; нерентабельность этой модели отметили компании Камчатского края и Сахалинской области;

- переход в неэфирные среды вещания или создание полноценного кабельного канала – Санкт-Петербург, Чита, Йошкар-Ола, Владимир, Киров с условием сохранения охвата аудитории.

По нашему мнению, в список этапов внедрения цифрового телевидения в регионах следует включить еще и просветительский этап, когда специалисты из Москвы и других крупных городов будут ездить по регионам и обучать новым технологиям передачи сигнала для того, чтобы внедрение технологий прошло успешно и на региональном уровне.

Также государственным органам следует разработать четкие принципы формирования тарифов на услуги связи для распространения регионального канала на территории субъекта Федерации.

По нашему мнению, Программа перехода на цифровое телевещание должна быть дополнена критериями входа местных телекомпаний в цифровые мультиплексы. При этом исходить надо не только из экономической целесообразности, но также и из социальной справедливости. То есть, разработать меры государственной поддержки телекомпаний в малоразвитых регионах страны. Возможно, вносить означенные телекомпании в списки адресной помощи государства или субсидировать эти телекомпании для того, чтобы они покрывали часть эфира федеральных каналов. Нельзя допустить, чтобы и без того плохо развитых регионах, телезрители лишились местного телевидения.


[1] См.: Засурский Я.Н. Журналистика в переходный период // Вестник Московского университета. Серия.10. Журналистика. 1997. №5.- С 100

[2] См.: Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М., 1999.- С. 120

[3] См.: Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики. – М., 1987; Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье. Статьи 1989–1998. – М., 1998; Вартанов А. Без камуфляжа // Журналист. 1997. №3; Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. – М., 1989; Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. – М., 1982; Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М., 1999;Засурский И.И. Масс-Медиа второй республики. – М., 1999; Засурский Я.Н. Система средств массовой информации. – М., 2001; Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов н/Д, 1999; Кузнецов Г.В. Конец ХХ века: в России телереволюция // Журналист.1999. №11; Петров Г.Н. Аудиовизуальная журналистика в художественной культуре ХХ века (эволюция коммуникационных процессов, развитие журналистских технологий, изменение языка и стилистики). Автореф. дис. … докт. филол. наук. – СПб., 2001; Юровский А.Я. Телевидение – поиски и решения. – М., 1983.

[4] Корнилов Е.А. Современная концепция развития регионального телевидения/ Теоретико-практический аспект// "Ставрополь - TP": Эффективность деятельности. Перспективы развития. - Ростов-на-Дону, 1993 - С. 14-20; Он же. Типология периодической печати: основные понятия и категории. - i Ц. "Типология периодических изданий" -Ростов-на-Дону, 1984. - С. 7-31.

[5] См.: Богомолов Н.Н. Массовая коммуникация и общение. - M., 1986; Борев В.Ю. СМИ: идеологические и культурно-коммуникативные аспекты. - M., 1986; Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М., 1986; Коренной А.А. Информация и коммуникация. - М., 1986.

[6] Mc. Quail О., Wordhal S. Communications Models for the Study of Mass Communication. N. V. - London. -1981,-P. 18; Gerbner G. Television Makes Strange Bad fellow: A 17 Year Study of TV's Effects on Viewers. – TV.

[7] Андронникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. - M., 1980; Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. - M., 1995.- c. 50-54; Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телеобраза и парадоксы его восприятия. - M., 1996.- c.100-110.

[8] Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой, В.П. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011. – c. 40

[9] Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой, В.П. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011. – c.42.

[10] Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой, В.П. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.- c.41

[11] Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой, В.П. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.- c.60

[12] Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой, В.П. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.- c.60

[13] Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой, В.П. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.- c.55.

[14] Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой, В.П. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.- c.66

[15] Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой, В.П. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.- c.61

[16] Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой, В.П. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.- c.76

[17] Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой, В.П. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.- c.77

[18] «Телевидение глазами телезрителей» (ТВГТЗ) - мониторинговое исследование (2000 - 2008 гг., одна волна в год).

[19] «Телевидение глазами телезрителей» (ТВГТЗ) - мониторинговое исследование (2000 - 2008 гг., одна волна в год).

[20] «Телевидение глазами телезрителей» (ТВГТЗ) - мониторинговое исследование (2000 - 2008 гг., одна волна в год).

[21] «Телевидение глазами телезрителей» (ТВГТЗ) - мониторинговое исследование (2000 - 2008 гг., одна волна в год).

[22] Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой, В.П. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.- c.80

[23] Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой, В.П. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011.- c.81

[24] «Телевидение глазами телезрителей» (ТВГТЗ) - мониторинговое исследование (2000 - 2008 гг., одна волна в год).

[25]«Телевидение глазами телезрителей» (ТВГТЗ) - мониторинговое исследование (2000 - 2008 гг., одна волна в год).

[26] Новые аудиовизуальные технологии / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ. Рос. ин-т культурологии и др:; отв. ред. К.Э.Разлогов. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — с 156

[27] Новые аудиовизуальные технологии / М-во культуры и массовых коммуникаций РФ. Рос. ин-т культурологии и др:; отв. ред. К.Э.Разлогов. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — с 200.

[28] Солнцева А. Российское телевидение: всего лишь бизнес? // Время новостей. 2007 г. № 31.- с. 12-13

[29] Психологические знания и навыки тележурналиста// Телевизионная журналистика. Учебник/ Редколлегия: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, А.Я.Юровский. М., 2005.- c. 101

[30]Флешмо́б или флэшмоб (от англ. flash mobflash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий), и затем расходятся.

[31] Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов н/Д, 1999. – С.159.

[32] Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов н/Д, 1999. – С.150.

[33] Познер В. Обращение президента Академии Российского Телевидения к тележурналистам региона // ТЭФИ. Вып. 1 (4). 1998. – С.14.

[34] Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой, В.П. Коломийца. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010. – С. 14.

[35] Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под ред. Е.Л. Вартановой, В.П. Коломийца. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010. – С. 35.

[36] Шеховцев В.М. Стратегия развития информационно- коммуникационного сектора: мировые тенденции и перспективы России / В.М. Шеховцев // Сайт «Альянс разхработчиков программного обеспечения» www.silicontaiga.ru.

[37] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации утверждена Президентом Российской Федерации 7.02.2008 № Пр-212 // Консультант Плюс.

[38] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации утверждена Президентом Российской Федерации 7.02.2008 № Пр-212 // Консультант Плюс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: