Введение. Востребованность федеральных и региональных телеканалов

Востребованность федеральных и региональных телеканалов

(на примере Липецкой области)

Диссертационная работа

магистранта программы

«Цифровые медиа и

межкультурная коммуникация»

А. Меркулова

Научный руководитель:

кандидат филологических наук

А.В. Толоконникова

Москва 2012

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3

Глава 1. Место и роль телевидения в информационном пространстве России…………………………………………………………………………10

1.1. Телевидение в жизни российского телезрителя……………….10

1.2. Основные функции современного российского

телевидения…………………………………………………………….23

1.3. Этапы развития отечественного телевидения………………….28

Глава 2. Принципы взаимодействия федеральных и региональных вещателей на российском телерынке………………………………………32

1.1. Особенности работы регионального телевидения…………….32

2.2. Структура современного российского телерынка…………….35

2.3. Перспективы развития телевизионного рынка России………..42

ВВЕДЕНИЕ

Темой магистерской диссертации является востребованность федеральных и региональных телеканалов на примере Липецкой области.

Актуальность исследования. Местное телевидение является активным участником всех событий локального масштаба, оно информирует зрителя о том, что выходит за рамки возможностей и интересов центральных каналов. Региональное телевидение должно сформировать элиту региона на основе культурных ценностей и традиций, так как её отсутствие ведёт к маргинальности. Достаточно вспомнить программу «Пусть говорят» с Андреем Малаховым на «Первом канале», где народ всегда выглядит ущербно.

Существует множество проблем, которые мешают развитию региональных телеканалов: отношения с местной властью, плохое техническое оснащение и недостаточное количество профессионалов.

Дальнейшее развитие всероссийского и, в частности, регионального телевидения зависит от политического курса нашего государства, экономических и других реформ. В государстве, где нет устойчивых политических, социальных, экономических институтов, которые дают гарантии стабильности гражданам, да и средствам массовой информации, невозможно говорить о каких-либо долгосрочных планах или отчетливых перспективах развития в будущем.

На примере отдельного региона России мы можем пронаблюдать, что процесс регионализации на сегодняшний день указывает на приоритетность местного источника информации, и, как следствие, возможность вещания для «своего» зрителя дает местному телевидению реальное преимущество. Людям хочется видеть свои улицы и обсуждать проблемы того города или поселка, где они живут.

Актуальность темы данного исследования определяется ее недостаточной научной разработанностью, что не соответствует той уникальной роли в жизни российского общества, которое занимает региональное телевидение в информационном пространстве России. Процессы, происходящие на современном федеральном и региональном телевидении, требуют осмысления и системного анализа.

Историография исследования. При написании данной магистерской диссертации были использованыследующие работы, в которых рассматриваются общетеоретические проблемы средств массовой информации: С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохорова, Л. И. Московкина, В. Л. Цвика, Я. Н. Засурского В. В. Егорова, В. М. Вильчека, H. A. Лисичкиной, О. В. Быковой, И. Г. Хоменко, О. Ю. Сыпковой, Л. Ю. Шамановой.

В ряде работ по теории журналистики выявлены этапы эволюции российского телевидения. Так, Я. Н. Засурский анализирует состояние отечественной журналистики в переходный период и говорит об этапах ее развития, особенностях функционирования в современном обществе, принципах взаимодействия с другими социальными институтами[1].

В. В. Егоров в монографии «Телевидение между прошлым и будущим» говорит о сложных процессах, которые происходят сегодня на отечественном телевидении, исследует взаимоотношения между телевидением и разными ветвями власти, описывает основные черты телевещания сегодня, тематику и жанры телевидения, правовые аспекты деятельности телевещателей, права и ответственность тележурналистов[2].

Сформировать представление о развитии российского телевидения помогли работы И. В. Кирия, В. М. Березина, И. И. Засурского, К. Д. Кирии.

Исследования таких авторов, как Э. Г. Багиров, Р. А. Борецкий, А. Вартанов, Е. Я. Дугин, В. В. Егоров, Я. Н. Засурский, Г. В. Кузнецов, Г. Н. Петров, В. В. Смирнов, А. Я. Юровский[3] и других помогают выявить основные тенденции развития телевидения в историческом аспекте, его специфику и роль в информационном пространстве России.

Большой интерес представляют работы Е. А. Корнилова[4], в которых концепция местной студии телевидения и ее трансляции определяется общими закономерностями функционирования массовых коммуникаций в обществе. Важнейшим для определения концепции, по мнению автора, является осознание субъектно-объектного характера взаимоотношений, в рамках которых функционирует телевизионная студия как общественный и профессиональный организм.

При обзоре существующих дефиниций "массовая информация" и "массовая коммуникация" мы опирались на труды Н.Н. Богомолова, В.Ю. Борева, А.В. Коваленко, А. А. Коренного и др[5].

Дж. Гербнер анализирует эффективность коммуникативной службы с учетом удовлетворения потребностей в информации. Эти вопросы затрагиваются в трудах Н. Конрада, Г. Лассуэлла и др[6].

Ряд авторов анализирует проблему повышения эффективности телевидения: жанрово-тематическую структуру телепередач, изобразительно-выразительные средства телевизионного вещания, проблемы мастерства тележурналиста[7].

Новизна исследования состоит в самой постановке темы данной магистерской диссертации: впервые предпринята попытка исследования восстребованности федеральных и региональных телеканалов сквозь призму процессов экспансии программ, их жанров и содержания, а также в выявлении на этом основании принципов формирования отношений между телеканалами с учетом их типологических характеристик и форм собственности.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования является федеральное и региональное телевидение, представленное основными вещательными каналами, а предметом – вкусовые предпочтения телезрителей Липецкой области.

Рабочая гипотеза исследования. Общество всегда будет нуждаться в телеинформации разных уровней: как глобальной, представляющей всеобщий интерес, так и локальной, адресованной отдельным группам телеаудитории. И поскольку одним из основных признаков аудиторной дифференциации всегда будет ее территориальная принадлежность, то всегда будет существовать потребность именно в региональных телеканалах.

Цель и задачи исследования. Цель работы – выявить и систематизировать особенности деятельности регионального телевидения в целом и региональных телеканалов Липецкой области в частности. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

1) определить роль и место телевидения в информационном пространстве России;

2) проанализировать основные тенденции развития регионального телевидения;

3) выявить проблемы развития регионального телевидения;

4) рассмотреть особенности и специфику телевидения Липецкой области;

5) выявить основные характеристики информационного вещания и сравнить их с требованиями аудитории.

Методологическая основа исследования. Методология данного исследования опирается на комплексный междисциплинарный подход, который был реализован на основе общенаучных принципов объективности и системности.

Принцип объективности с его опорой на фактический материал дает возможность проанализировать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

В соответствии с принципом системности Липецкое телевидение рассматривалось как составная часть единой общероссийской системы телевещания. На основе данных методологических принципов использовался комплекс общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция) методов научного исследования.

Проблемно-хронологический метод позволяет исследовать разные стороны деятельности телевидения в их последовательном развитии. Логический метод обобщает весь процесс в теоретической форме закономерностей. Историко-системный метод способствовал созданию целостного представления об истории развития телевидения с 1990-2012 годов.

Эмпирической базой исследования служат информационные и развлекательные программы трех основных федеральных («ОРТ», «РТР», «НТВ») и региональных телевизионных каналов, вещающих на Липецкую область («Липецкое время», «Олимп», «ТВК», «ГТРК Липецк»), сравнительный анализ жанрового своеобразия и тематики однотипных программ которых позволил раскрыть принципы и охарактеризовать процессы экспансии на телевидении. В работе использованы результаты социологических исследований фонда «Общественное мнение», Центра экстремальной журналистики, НКО «Интерньюс», а также материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций.

Положения, выносимые на защиту:

1) Поскольку одним из основных признаков аудиторной дифференциации всегда будет ее территориальная принадлежность, то всегда будет существовать потребность именно в региональных телеканалах.

2) Региональное телевидение должно сформировать элиту региона на основе культурных ценностей и традиций, так как её отсутствие ведёт к маргинальности.

3) На примере отдельного региона России, Липецкой области, мы можем сделать вывод о том, что местные телеканалы, такие как «Липецкое время», «ТВК», «ГТРК Липецк», «Олимп», востребованы телезрителем.

4) Существует ряд проблем, мешающих региональным телеканалам развиваться: недостаточное количество профессионалов, плохое техническое оснащение.

5) Мультиплекс является реальной угрозой существования региональных телеканалов.

Хронологические рамки исследования. В данной диссертации анализируются предположения и гипотезы известных практиков и теоретиков журналистики, начиная с середины 70-х годов прошлого столетия и заканчивая мартом 2012 года. Также в рассмотрение входят новейшие социологические исследования и статистические данные.

Научно-практическая значимость исследования. Данная работа может быть использована как основа для разработки учебного курса по основам регионального телевидения, а также в практической деятельности журналистов региональных телевизионных каналов.

Структура работы. Работа состоит из трех частей. Первая посвящена изучению места и роли телевидения в информационном пространстве России в связи с появлением новых медиа. Во второй главе проанализировано взаимодействие региональных и федеральных телеканалов, выделены основные характеристики и проблемы региональных телеканалов. Третья глава посвящена истории образования телекомпаний в Липецкой области. Также на основе социологического исследования, проведенного в ходе данной работы, анализируются вкусовые предпочтения жителей Липецкой области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: