double arrow

Основные функции современного российского телевидения


Как отмечают авторы книги «Новые аудиовизуальные технологии», XX век был ознаменован своеобразной «сменой парадигм» в системе культуры - и отечественной, и мировой. В течение 20 столетия происходило изменение базовых функций того, что общество называет культурой и искусством. Одним из главных механизмов такой трансформации явилось то, что в сфере культуры и коммуникации, распространения информации, в том числе и художественной, ведущая роль, наряду с письменным языком, печатным словом, стала все в большей степени принадлежать экрану. Экранная или аудиовизуальная («звукозрительная») культура - новая коммуникативная парадигма, дополняющая традиционные формы общения между людьми - культуру непосредственного общения и культуру письменную (книжную).

Экранная культура становится основныммеханизмом в формировании и трансляции норм, обычаев, традиций и ценностей.

Сам термин «телевидение» был предложен инженером К.Д. Перским еще в 1890 году на международном конгрессе в Париже в докладе «Электрическое телевидение».

Большая советская энциклопедия дает такое определение: «Телевидение (от теле... и слова видение), область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с радиовещанием телевидение — одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной, учебной) и одно из основных средств связи, используемое в научных, организационных, технических и др. прикладных целях. Телевизионное вещание — одно из массовых средств информации и пропаганды, воспитания, просвещения, организации - досуга населения».




По мнению главного редактора журнала «Искусство кино», члена Совета по культуре и искусству при президенте РФ, социолога Даниила Дондурея, «Телевидение - не просто средство массовой информации, а система программирования сознания миллионов, инструмент жесткого контроля за их оценками и поведенческими практиками, мир психологических компенсаций, источник получения удовольствий, главный фактор формирования человеческого капитала».

Телевидение уже многие десятилетия продолжает оставаться наиболее востребованным средством массовой информации в России, способным охватить широкие слои населения. Возможность сообщать в звукозрительной форме о действии в момент его свершения является уникальным свойством телевидения. Именно от этих свойств зависят функциональные и структурные возможности телевидения, занявшего особое место в современной медиасистеме. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире.



Г.В. Кузнецов отмечает семь основных функций телевидения:

- информационную;

- образовательную;

- культурно-рекреативную;

- культурно-просветительскую;

- интегративную;

- социально-педагогическую;

- организаторскую.

Рассмотрим данные функции телевидения более подробно, так как представленная классификация по нашему мнению является очень подробной и разносторонней.

Информационная функция. Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей.

Информационная функция телевидения заключается в осведомлении людей о событиях в стране и мире.

Особенно эта функция важна для людей сферы бизнеса, где всегда надо быть на пульсе событий. Поэтому для этой аудитории в России созданы специальные каналы новостей, или каналы бизнес новостей, где события обновляются каждые 20 минут, идет лента, ведется аналитика. Например, «Россия 24» является лидером новостных каналов в РФ, а «РБК» – лидером бизнес новостей.



Образовательная функция. Под образовательной функцией телевидения подразумевается трансляция учебных курсов телепередач. Например, на канале «Карусель» идет много просветительских телепередач: «Фанни Инглиш» – серия программ, обучающая английскому языку, «Бериляка» – серия передач по изучению чтения. Они помогают детям в изучении тех или иных предметов и навыков. Также хотелось бы отметить телевизионную программу для изучающих иностранные языки – «Полиглот» с Дмитрием Петровым, переводчиком-синхронистом, на канале «Культура».

Культурно-просветительская функция. Формировать у зрителя эстетический вкус помогают трансляции концертов классической музыки и спектаклей, документальных и художественных фильмов. Говоря о приобщении зрителя к искусству посредством телевидения, нельзя не отметить огромный минус такого знакомства. Однако следует признать, что для многих людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства и обогатить свой интеллект.

Информационные программы тоже способны сформировать вкусы и предпочтения зрителей. Часто телеведущие программ становятся нашими кумирами, им подражают в одежде, в стиле общения, и хорошо, если телеведущие грамотны и этичны. Это тем более важно, учитывая количество телепередач различного уровня, и не всегда высокого, на нашем телевидении. Появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие недостаточно грамотных ведущих. Можно сделать вывод, что культурно-просветительскую функцию телевидения выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов.

Интегративная функция. Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения – развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должно быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп.

Социально-педагогическая функция. Иначе определяется как управленческая функция. Предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей.

Организаторская функция. Организаторская функция телевидения схожа с таким современным явлением, как флеш-моб. То есть ситуация, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции и собирает множество людей. Ярким примером осуществления этой функции служат, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями, голосования в прямом эфире.

Культурно-рекреативная функция. Эта функция напрямую связана с отдыхом. В настоящее время большое распространение получили развлекательные телепередачи. Например, известная передача на «Первом Канале» – «Поле чудес» – одна из первых развлекательных телепередач на российском телевидении, которая собирала колоссальные рейтинги и являлась чуть ли не одной из самых популярных развлечений в пятницу вечером.

Сейчас подобных программ множество и они занимают значительное место в жизни людей. В настоящее время в таких телепрограммах огромную роль также играют интерактивные возможности телевидения, с помощью которых телезритель может не только наблюдать за ходом игры, но и принимать активное участие, искать решения, отвечать на вопросы интерактивно. Таким образом, рекреативная функция заняла одну из ведущих позиций, наряду с информационной.

В результате сдвига основных функций телевидения в сторону приоритета развлекательной функции над многими другими, в современном телевидении появились гибридные передачи, которые сочетают различные функции. Например, на канале «Россия» идет передача про здоровье, сочетающая образовательную функцию (рассказывает о различных заболеваниях и методах борьбы с ними), а также развлекательную (так как проходит в формате ток шоу).

Этапы развития отечественного телевидения

Можно выделить два важных этапа в истории отечественного телевидения: становление телевещания в СССР и постсоветский этап.

Первый этап (20-е – 90-е года XX века) включается в себя несколько подэтапов:

- 1 октября 1931 года – эту дату принято считать днем начала регулярного телевещания в России.

- 1950-1955 года – начинается дальнейшее распространение телевизионного вещания в различных регионах СССР. В это время вопрос о создании единой сети телевизионного вещания по всей стране еще не ставился – отсутствовали технические возможности. 15 сентября 1955 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 1689 «О мерах по дальнейшему развитию телевизионного вещания в СССР». С этого момента начался этап бурного развития и совершенствования технических средств телерадиовещания. В 1955 году на территории СССР было 12 телецентров, а в 1958 году их стало уже 60. Появились телецентры в Новгороде, Куйбышеве (Самара), Кемерово, Ярославле, Горьком (Нижний Новгород), Пензе, Волгограде, Саратове, Мурманске, Смоленске, Туле, Калуге, Костроме, Перми, Челябинске, Норильске.

- 1 октября 1967 года Московский телецентр начал проводить регулярные передачи в цветном изображении, а 5 ноября 1967 года был подписан акт государственной комиссиио приемке в эксплуатацию первой очереди строительства Останкинской башни.

- В 1965 году в составе телерадиосети впервые появилась «космическая составляющая». 23 апреля 1965 года был запущен первый отечественный спутник связи серии «Молния-1» Состоялась прямая телевизионная передача из Владивостока в Москву. За несколько лет было сооружено более 20 станций. Центральное телевидение получило огромную дополнительную аудиторию – свыше 20 миллионов зрителей.

- К середине 80-х годов в стране сложилась мощная единая система телевизионного вещания, потенциальная аудитория достигла уже 240 миллионов зрителей. Число телевизоров составило около 90 миллионов, в том числе 18 миллионов цветных. Вещание обеспечивали 115 программных телецентров (все они вели передачи в цвете), 900 мощных телевизионных станций, 3600 ретрансляторов, спутниковые системы «Орбита» (91 приемная станция), «Москва» (500 станций), «Экран» (4000 станций), разветвленная сеть наземных радиорелейных и кабельных линий связи. Среднесуточный объем вещания в 1985 году вырос до 3700 часов. Центральное телевидение ежесуточно вело передачи общим объемом свыше 148 часов по 12 программам.

Телевидение в России претерпело много изменений за время перехода от плановой к рыночной экономике. Это и однообразие телевещания в советские времена, когда было всего несколько государственных каналов, которые в основном несли идеологическую нагрузку. Все телепрограммы подвергались жесткой цензуре.

С середины 80-х годов произошли существенные изменения в политической, экономической, социальной жизни общества, которые не могли не повлиять на развитие отечественной телевизионной системы. Во-первых, появилась коммерческая реклама. Во-вторых, была снята цензура, в-третьих, телевидение стало носить более развлекательный характер. Начали появляться ток-шоу, «Поле чудес», «Смак». В-третьих, увеличился объем зарубежных программ на российских телеканалах.

Изменению подверглось как содержание телевидения, так и его организационная структура. Во-первых, это переход от жесткой вертикали (система Гостелерадио) к горизонтальным связям между различными телеорганизациями. Во-вторых, освоение хорошо знакомого на Западе, но абсолютно нового для отечественной телесистемы сетевого принципа распространения телепрограмм. В начале 90-х годов стали проявляться частные телекомпании.

Второй этап развития ТВ тесно связан с формированием нового государства – России. К началу 1990-х годов в России была создана достаточно развитая инфраструктура, позволившая охватить телевизионным сигналом практически всю территорию страны.

В рамках этого этапа также можно выделить несколько подэтапов:

1. Появление системы национального и регионального вещания. Этот этап связан с бурным ростом количества местных локальных телекомпаний, при параллельном появлении и развитии группы национальных телевещателей («ОРТ», «Россия», «НТВ»). Этот этап охватывает 1991-1998 года. В это время также начинают появляться коммерческие телекомпании, не имеющие в своей структуре государственной составляющей. Также в этот период в российском эфире начинают появляться телекомпании, владельцами которых являются иностранные корпорации (например, «Дарьял ТВ», ставший впоследствии каналом «DTV Viasat», а после покупки холдингом «СТС-Медиа» в 2008 г. – «ДТВ»). В этот же период начинают появляться первые операторы кабельного и спутникового ТВ.

2. После кризиса 1998 года бурный рост телевещательного рынка замедлился. Вплоть до 2006 года происходит постепенная экспансия национальных сетевых телекомпаний в регионы, вытеснение тем самым местных небольших телекомпаний. В это же время на региональном уровне начинают появляться телевещатели, перешедшие на так называемое «собственное программирование». В новом тысячелетии также происходит бурный рост технологий доставки телесигнала до зрителей. Каждый дом или квартира имеют теперь возможность смотреть телевизионные программы из нескольких источников. Причем эти источники различаются по качеству предоставляемого сигнала, количеству принимаемых каналов, уровнем оплаты и объемом предоставляемых услуг.

Если рассматривать функционирование отрасли ТВ по типу телесигнала, то за последние десять лет аналоговое телевидение практически утратило свои позиции. Во всех странах мира идет замена аналогового телевещания на цифровое.







Сейчас читают про: