Химический и лесохимический комплекс, перспективы его развития

В этом вопросе рассматривается значение химической промышленности для дальнейшего прогресса национальной экономики. Уровень развития отрасли будет во многом определять уровень развития и создания многих конструкционных материалов. Химическая промышленность развивается в тесной связи с угольной, нефтяной, металлургической. На их базе созданы крупные коксохимические заводы, производство различных минеральных удобрений, ядохимикатов, красителей, соды, медикаментов, синтетических смол, пластмасс, моющих средств.

Важнейшей основой развития многих отраслей химической промышленности Украины является коксохимическое производство. Наряду с коксом получают смолы, аммиак, бензол и др., на основе использования азота, воздуха, водорода и других составных частей коксового газа развивается производство синтетического аммиака, азотных удобрений, серной кислоты, серы, толуола, нафталина и др.

Важнейшей подотраслью химической промышленности является производство минеральных удобрений, из них, производство азотных удобренияй составляет 60%. Предприятия по производству азотных удобрений размещены в Днепродзержинске, Кривом Рогу, Горловке; фосфорных удобрений - Константиновке, Суммах, Виннице, Одессе. Сырьём служат апатитовые концентраты, поступающие с Кольского полуострова, а серная кислота, необходимая для изготовления фосфорных удобрений, не производится на месте. Калийные удобрения производятся в Ивано-Франковской области (Калуш), Львовской обл. (Стебник), в Запорожье. По объему производства минеральных удобрений Украина занимает третье место в Европе после Германии и пятое место в мире после Китая. В химической промышленности широко используются кислоты. Наибольшее распространение получила серная кислота. Следует отметить, для её производства требуется серный колчедан, который завозится с Урала и Поволжья. Основными центрами производства серной кислоты являются: Суммы, Константиновка, Одесса, Винница, Горловка, Днепродзержинск, Раздолье.

Украина является крупнейшим производителем соды среди стран бывшего СССР. Производство соды сконцентрировано в Донбассе и в Крыму, где в качестве сырья используется поваренная соль Сивашских озер.

Химическая промышленность, где функционирует более 300 предприятий, относится к сложным отраслям. В структуре химической и нефтехимической отраслей выделяют такие подотрасли: горно-химическую; основную химию; химию органического синтеза: отрасли по производству полимерных материалов; химию тонкого органического синтеза (лаки, краски, фотохимические товары); бытовую химию.

Основная химическая промышленность производит соду, серную кислоту и минеральные удобрения. Производство кальцинированной соды сосредоточено в районах залегания солей и известняка в Славянске и Лисичанске, каустической соды - в Славянске, Лисичанске и Красноперекопске. Предприятия по производству серной кислоты размещены, в основном, в районах потребления серной кислоты, которая характеризуется низкой транспортабельностью. Предприятия отрасли тяготеют к основным районам и центрам химической промышленности. Они размещены вместе с производством фосфорных и азотных удобрений в Константиновке, Суммах, Виннице, Одессе, Горловке, Днепродзержинске и Лисичанске.

Фосфорные удобрения производят из привозного апатита Кольского полуострова на Винницком и Константиновском химических заводах, Сумском ПО «Химпром» и Одесском заводе суперфосфата. Используют также фосфориты Кролевецкого (Сумская область), Изюмского (Харьковская) и Приднестровских месторождений.

Химия органического синтеза. Нефтеперерабатывающая промышленность сосредоточена в районах добычи нефти, портовых городах, в Донбассе, Приднепровье, Прикарпатье и центральной части Украины. Это нефтеперерабатывающие предприятия Одессы, Херсона, Бердянска, Кременчуга, Лисичанска, Запорожья, Винницы, Дрогобыча, Борислава, Надворной и Львова.

Фармацевтическая промышленность. В отрасли работает 87 предприятий и организаций, которые условно разделяют на 5 групп. К первой группе принадлежат предприятия медицинской промышленности, в состав которой входит химико-фармацевтическая промышленность; ко второй - микробиологическая, которая выпускает ферментные препараты, пищевые добавки и антибиотики; к третьей - производство товаров медицинского назначения (шприцы и тому подобное); к четвертой - производство медицинского стекла; к пятой научно-исследовательские организации.

Только 20 фармацевтических предприятий выпускают готовую продукцию (всего 600 наименований). Главная причина отставания в развитии отрасли - нехватка сырья, более половины которого приходится импортировать. Есть позитивные сдвиги в производстве медицинских препаратов: если раньше в Украине ежегодно осваивали производство 4-5 новых медикаментов, то теперь подобный объем осваивают ежемесячно.

Лесная промышленность. Лесопромышленный комплекс Украины интенсивно формируется в Западных областях.Имеющиеся.в площади и запасы леса в целом в Украине не отвечают естественным потенциальным возможностям территории, разнообразным потребностям хозяйства и населения в древесине и другой лесной продукции.

Лесохозяйственный подкомплекс состоит из двух подотраслей: лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленности. Лесное хозяйство занимается, прежде всего, лесовоспроизводством, в том числе, расширением площадей лесов, улучшением их видового состава, повышением производительности лесов и их охраной. Залеснение Украины составляет 14,3%. Темпы прироста покрытых лесом площадей медленные.

Леса Украины разделяют на две группы. К первой группе, которая занимает 48% общей площади лесов, принадлежат водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные леса, а также заповедники, национальные парки и другие специальные леса. Древесину здесь заготовляют только во время досмотра, санитарных работ. Вторую группу (52% площади лесов) составляют леса, которые имеют защитное и ограниченное эксплуатационное значение. К лесохозяйственному комплексу относят также заготовку грибов, дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений, березового сока, меда и тому подобное.

Лес в Украине заготовляют в основном в Ивано-Франковской, Закарпатской, Волынской, Житомирской, Киевской и Черниговской областях. Объемы лесозаготовок в Украине ежегодно снижаются, 60% древесины, которая потребляется в Украине, завозится из-за границы.

В лесопильном производстве действуют 60 предприятий, мощности которых колеблются в границах от 10 до 130 тыс. м3. Часть предприятий мощностью до 25 тыс. м3 составляет 30%, до 50 тыс. м3 - 51%, свыше 50 тыс. м3 - 19%. Крупные предприятия в Закарпатской и Черновицкой областях, ежегодно они перерабатывают 2,3 млн. м3 древесины. Главный недостаток отрасли - отсутствие современного оборудования. Мощности предприятий не загружены полностью. Оборудование для выпуска пиломатериалов используется на 19,7%, паркета - 41,2%, тары из древесины - 10,4%. Древесностружечные плиты производят 13 предприятий мощностью 1100-1200 тыс. м3, тогда как потребность в этом материале составляет 2400 тыс. м3.

Целлюлозно-бумажная промышленность в Украине недостаточно развита, отсюда дефицит бумаги и картона. Их производство размещено на Жидачевском целлюлозно-бумажном комбинате (Львовская область), на Рахивской картонной фабрике (Закарпатская область), Херсонском целлюлозном заводе, бумажной фабрике в Понинце (Хмельницкая область) и Малине (Житомирская область). Целлюлозу производит Измаильский комбинат в Одесской области.

Таблица 18

Объемы заготовки ликвидной древесины, лесовосстановление и лесоразведение в базовых областях бассейна Днепра в 2010 г.

Административно-территориальные единицы Заготовка древесины, Посадка и посев леса, тыс. га Создание насаждений на угодьях, тыс. га Создание полезащит-ных лесных полос, тыс. га
1 Волынская 0,642 1,776 0,151 -
2 Днепропетровская 0,055 0,522 0,106 -
3 Житомирская 1,357 3,605 0,376 -
4 Киевская (включая г. Киев) 1,048 2,203 0,163 0,005
5 Кировоградская 0,101 0,389 0,650 0,015
6 Полтавская 0,387 0,552 0,291 -
7 Ровенская 0,816 1,868 0,707 0,003
8 Сумская 0,640 1,383 0,034 -
9 Херсонская 0,069 0,105 0,141 0,036
10 Хмельницкая 0,520 1,120 0,283 0,007
11 Черкасская 0,407 1,020 0,031 -
12 Черниговская 0,938 1,903 0,523 0,002

Важнейшей отраслью химической промышленности является производство химических волокон, ниток, пластмасс. Сырьем для их производства является целлюлоза, синтетические смолы, которые получают при переработке природного газа и угля. Большая часть химических волокон синтетические.

Центры по производству полимерных материалов сосредоточены в Донбассе (Донецк, Рубежное, Горловка) и Приднепровье (Запорожье, Днепропетровск, Днепродзержинск). Химические волокна производятся в Киеве, Черкассах, Житомире, Чернигове. Эти регионы хорошо обеспечены трудовыми ресурсами и здесь сосредоточено основное текстильное производство страны.

В Украине хорошо обстоит дело с производством лакокрасочных материалов. Сырьем для производства лаков и красок служат природные смолы, красительные масла и синтетические материалы. Более половины производства лаков и красок приходится на Донецко-Приднепровский экономический район, одна треть – на Юго-Западный, остальное производится в Одессе и Симферополе. Производство красителей, текстильной, обувной и полиграфической промышленности сосредоточено в Рубежном (Луганской обл.), Горловке (Донецкой обл.), в Крыму.

В последние годы все большее развитие в Украине получает резиново-азбестовая промышленность. Центры - Днепропетровск, Киев, Белая Церковь, Запорожье, Харьков, Одесса, Бердянск. Сажу, как важнейший компонент резины, производят из природных коксовых газов (Кременчуг, Дашава, Стаханов). При производстве резины необходим синтетический каучук, который привозится с Поволжья и Северного Кавказа. К числу химических производств Украины относится производство средств защиты растений (Первомайск, Днепродзержинск, Калуш, Мариуполь).

Наметились положительные тенденции в развитии химико-фармацефтической промышленности, поскольку потребности в этой продукции возрастают. На территории Украины функционируют более 50 химико-фармацефтических заводов и фабрик (Николаев, Киев, Харьков, Одесса, Кременчуг, Львов и др.).

Общий вывод: наибольший уровень концентрации химической и нефтехимической промышленности сосредоточен в трёх регионах – Донбасс, Приднепровье, Прикарпатье. Для примера, в Луганской области сосредоточено 17% химической и нефтехимической промышленности страны, в Сумской – 10%. Высокая концентрация такого производства резко ухудшает экологическую среду.

Важнейшим конструкционным материалом во многих отраслях является древесина и ее продукты. Украина относится к малолесным районам Европы, например, лесистая местность в 2,6 раз меньше, чем в среднем в бывшем СССР.

Структура лесного комплекса очень специфична, так например, на долю деревообрабатывающей отрасли приходится 70% выпуска товарной продукции, на лесозаготовительную – 10%, целлюлозно-бумажную – 18%, лесохимическое производство - 2,4%. Потребности в древесине удовлетворяются на 20-25%, остальное завозится из России и других стран. Заготовка древесины производится в Карпатах, Полесье. Объем вывоза древесины около 10 млн. м3. Наибольшие лесопильные производства находятся в местах заготовления древесины. Развита мебельная промышленность, в которой создается 40% выпуска товарной продукции. Основные центры мебельной промышленности: Киев, Харьков, Одесса, Днепропетровск, Донецк, Львов, Мукачево, Житомир, Чернигов. В этих городах практически созданы производства по использованию древесных отходов.

Целлюлозно-бумажная промышленность работает на основе переработки леса. Выпуск целлюлозы – 13,5%, бумаги и картона – 2,3% выпуска товарной продукции.

Лесохимическая промышленность производит более 40 видов продукции, в том числе древесный уголь, смолы, канифоль. Центры: Корестен, Свалява, Славута (Хмельницкой обл.), Клеване (Ровенской обл.).

Общий вывод: важнейшую роль в размещении и развитии лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности играют области Карпатского региона, на долю которых приходится 34% выпуска товарной продукции. Поскольку ряд областей этого региона имеет курортные зоны, то крайне необходимо не нарушать экологическое равновесие региона.

6. Агропромышленный комплекс и его перспективы.

В шестом вопросе подчеркивается особая значимость агропромышленного комплекса. На АПК приходится около 30% ВНП, сосредоточено 25% основных производственных фондов и занятых работников. С другой стороны сельскохозяйственное производство является материальной основой развития многих других отраслей народного хозяйства, выпускающих товары народного потребления, удовлетворяющие потребности членов общества. Агропромышленный комплекс состоит из 4-х основных сфер: сельское хозяйство, отрасли перерабатывающие, отрасли обслуживающие и отрасли социальной сферы. Основные функции агропромышленного комплекса: надежное обеспечение сельскохозяйственной продукцией населения и перерабатывающих отраслей; эффективное использование материальных, трудовых и земельных ресурсов, сохранение и улучшение экологической среды жизнедеятельности людей; углубление интеграции, как в самом агропромышленном комплексе, так и в других отраслях национальной экономики; обеспечение высоких темпов сельскохозяйственного производства. Соотношение различных сфер АПК по объему выпускаемой продукции, наличие основных производственных фондов, количества занятых работников в структуре АПК неодинаковое, о чем свидетельствуют данные таблицы 17.

Анализ таблицы показывает, что основной объем товарной продукции создается непосредственно в сельскохозяйственном производстве и в перерабатывающих отраслях. По стоимости основных производственных фондов в их общей стоимости по стране, АПК занимает третье место (15,8%) после промышленности (32,7%) и жилищного хозяйства.

Таблица19

Структура посевных площадей основных сельского хозяйства культур.

  1991-1994 1994-2005 2005-2010  
Вся посевная площадь.        
Зерновые культуры.        
Технические культуры.        
Картофель и овощно-бахчевые культуры        
Кормовые культуры.        

В общей земельной площади почти 30% занимают угодья, не используемые в сельском хозяйстве (леса, кустарники, болота, пески, земли под постройками). Из всех с/х угодий (около 42 млн. га) пашни занимают более 35 млн. га, наибольшие посевные площади расположены в областях: Одесской (2546,7 т.га), Днепропетровской (2482,8 т.га), Харьковской (2392,1 т.га), Полтавской (2123,7 т.га), Черниговской (2094,5 т. га), Кировоградской (2006,7 т.га).

В последние годы посевные площади в ряде областей сократились (Днепропетровской, Кировоградской, Полтавской, Николаевской) и наоборот, увеличились посевные площади в Ровненской, Волынской, Житомирской областях. Анализ занятости населения в процентах в сельскохозяйственной продукции (см. в приложении 1) по теме АПК.

Таблица 20

Структура посевных площадей Украины, %.

№№ п/п Показатели        
1. Вся посевная площадь 100,0 100,0 100,0 100,0
2. Зерновые культуры 63,0 59,6   57,1
3. Технические культуры 22,5 20,6 23,4 21,7
4. Картофель и овощи   7,8   7,4
5. Кормовые культуры 16,5   12,6 11,2

Общие выводы: зерновые культуры занимают около 50% посевных площадей, резко возрастают посевные площади под кормовые культуры, уменьшаются площади под картофель и овощи. В Украине основными зерновыми культурами являются: пшеница озимая, рожь озимая, пшеница яровая, ячмень яровой, кукуруза, рис, овес, гречиха. Средняя урожайность зерновых культур от 15-30 ц с га, безусловно, поэтому показателю мы отстаем от многих европейских стран. Например: Финляндия (35 ц с га), Дания (55-60 ц с га), Германия (45-50 ц.с га). Среди технических культур первое место занимает сахарная свекла, которая выращивается в областях: Винницкая, Хмельницкая, Черкасская, Полтавская, Тернопольская, Днепропетровская. Средняя урожайность примерно 300 ц с га. Второе место занимает подсолнечник, который выращивается в таких областях: Луганская, Кировоградская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, Одесская. Средняя урожайность подсолнечника 15-17 ц с га. Далее идут такие технические культуры как лен-долгунец, который выращивается в Житомирской, Черниговской, Киевской, Волынской, Ровенской, Львовской, Ивано-Франковской и Сумской областях. Конопля выращивается в Днепропетровской, Николаевской, Сумской, Черниговской, Полтавской областях. Махорка - в Сумской, Черниговской, Полтавской, Черкасской областях. Табак - в Крымской, Закарпатской, Хмельницкой, Житомирской, Ровенской, Волынской, Киевской. Основными областями выращивания картофеля являются: Черниговская, Житомирская, Ровенская, Волынская, Сумская области, средняя урожайность 120-130- ц. с га. Овощи выращиваются практически во всех областях. В основном это: помидоры, огурцы, перец, баклажаны, капуста, лук, свекла, бахчевые (арбузы, дыни, кабачки, патиссоны). Среди выращивания кормовых культур особое место занимают многолетние травы, однолетние и кормовые корнеплоды. Однако 30% посевных площадей приходится на кукурузу (силос). Относительно неплохо в Украине развито садоводство и виноградарство, почти во всех регионах страны.

Далее анализируются проблемы развития и размещения животноводства, подчеркивается особая значимость этой отрасли с/х производства. В первую очередь, животноводство удовлетворяет потребности населения в мясо-молочной продукции, а также снабжает легкую и пищевую промышленности необходимым сырьем. Однако, следует отметить, что уровень развития животноводства определяется многочисленными факторами и, прежде всего, это уровень специализации, наличие кормовой базы и трудовых ресурсов, степень технической оснащенности животноводства, состояние и уровень племенной работы и т.д.

На сегодня в Украине, в этой отрасли сложилась следующая структура поголовья по категориям (табл. №20 на 1 января 2000 года). Возникают некоторые тенденции: поголовье скота, птицы резко сократилось по сравнению с 1980г, когда АПК достиг наилучших результатов. Итак, поголовье крупного рогатого скота сократилось с 25 млн. до 9,4 млн. голов; свиней с 20 млн. до 7,6 млн. голов; овец с 9 млн. до 1,8 млн. голов; птицы с 255 млн. до 150 млн. голов.

Сокращение поголовья скота и птицы оказало отрицательное влияние на развитие перерабатывающих отраслей. Пищевая промышленность сократилась в 10 раз, мясная в 5 раз, сахарная в 3 раза, масложировая и мукомольная в 2 раза, комбикормовая в 8 раз.

Таблица 21

Структура поголовья скота по категориям.

Года Крупный рогатый скот, млн. гол. Свиньи (т. голов) Овцы и козы (тыс. голов) Кони (т.голов) Куры и др. птицы, млн. гол.
Всего коровы всего    
             
             
             
             
             
  55,3 29,1 87,9   -  

Таблица 22

Выпуск основных видов продукции

  Изготовлено за 2010 2010г. в % до 2009
Говядина и телятина, свежая, тыс. т 73,9 90,5
Говядина и телятина, мороженная, тыс. т 21,0 83,2
Свинина, свежая, тыс. т   130,2
Свинина мороженая, тыс. т 7,3 143,4
мясо и субпродукты пищевой домашней птицы, охлажденная, тыс. т   105,2
мясо и субпродукты пищевой домашней птицы, охлажденная, тыс. т 84,5 103,5
Колбасные изделия   102,8
полуфабрикаты 89,4 136,9
Рыба приготовленная, консервы с рыбы, рыбные палочки 58,3 101,4

Средний надой молока на одну корову в год около 3000 литров (наибольший надой в Черновицкой области - 3580л, наименьший в Черниговской - 2537 л).

Наряду с размещением и развитием вышеперечисленных пород скота, в сельском хозяйстве, в последние годы, хорошо развивается птицеводство, рыболовство, пчеловодство и созданы зверофермы в которых разводят серебристо-черную лису, норку, нутрию, голубого песца,страусов В степных областях разводят тутовых и дубовых шелкопрядов.

В данном вопросе представлена специфика размещения отраслей промышленности АПК, на размещение которых влияют природно-климатические условия, уровень развития технической основы производства, обеспеченность трудовыми ресурсами и наличие крупных потребителей продукции. Основная часть продукции, которые производится в сельскохозяйственном производстве перерабатывается в пищевой (45%), мясной(30%), молочной (30%) отраслях промышленности.

В структуре промышленного производства Украины легкая промышленность занимает четвертое место по стоимости валовой продукции - 12,4%. Ведущее место, среди отраслей легкой промышленности принадлежит текстильной. Центрами текстильной промышленности являются: Херсон, Тернополь, Донецк, Полтава, Киев, Львов, Макеевка.

Предприятия трикотажной промышленности размещаются в городах: Киев, Харьков, Днепропетровск, Донецк, Львов, Одесса, Николаев, Черновцы, Житомир. Швейная промышленность размещается равномерно по всей территории. Кожевенно-обувная промышленность развита в Киеве, Луганске, Львове, Харькове, Днепропетровске, Запорожье, Одессе, Николаеве, Бердичеве. В общем объеме производства продукции легкой промышленности главная роль принадлежит Юго-Западному экономическому району, на втором месте находится Южный экономический район.

Пищевая промышленность на Украине была относительно развитой отраслью еще до революции (особенно такие отрасли как: сахарная, спиртоводочная и табачная). В настоящее время в структуру пищевой промышленности входит свыше 20 отраслей, важнейшими из которых являются сахарная, мясная, мукомольная, маслосыродельная, винодельная, маслобойная, консервная, рыбная, соляная, производство цельномолочной продукции и др. Наибольший удельный вес в пищевой промышленности занимает производство сахара (по производству сахара на душу населения Украина опережает многие страны). Производство сахара сосредоточено в Винницкой, Хмельницкой, Полтавской, Тернопольской, Одесской, Харьковской, Кировоградской областях. Сахар-песок производится в 19 областях из 25 областей страны.

Мясная промышленность развивается во всех регионах, крупное производство сосредоточено в таких городах: как Харьков, Полтава, Одесса, Черкассы, Винница, Днепропетровск и в городах Донбасса, а предприятия средней мощности расположены в районах производства сырья и потребления продукции. Молочная промышленность развита во всех регионах страны. Наибольшее производство молочной продукции сосредоточено в Киевской, Винницкой, Днепропетровской, Черниговской, Сумской, Хмельницкой областях.

Производство растительного масла сосредоточено в основном в степной зоне, в городах Полтава, Днепропетровск, Харьков, Одесса, Кировоград, Запорожье, Черновцы, Винница.

Производство плодово-овощной продукции развито в степной и лесостепной зоне в областях: Херсонской, Крымской, Николаевской, Одесской, Кировоградской, Тернопольской, Закарпатской.

Проблемы и перспективы развития АПК.

Агропромышленный комплекс Украины имеет благоприятные возможности для развития всех сфер, входящих в АПК, однако существует целый ряд проблем экономического и социального характера, которые отражаются на экономике страны. Это прежде всего:

- нерациональное использование земельных ресурсов, несоблюдение агротехники, севооборота;

- резкое сокращение с/х земель, находящихся в производстве;

- высокий уровень безработицы в сельской местности, сезонность в работе;

- устаревшая материально-техническая база, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов;

- большое отставание социальной инфраструктуры АПК. Так, например, из 28785 сельских поселений - 16772 села не имеют почты; 3775 сел не имеют торговых предприятий; 9485 сел не имеют медпунктов;13756 сел не имеют школ;420 сел не имеют источников питьевой воды; 240 сел безлюдные; 5095 сел вымирающие и т.д.

В этой связи перед государством, с целью преодолений кризисных явлений в АПК, стоит задача ускорения аграрной реформы, направленной на создание эффективного агропромышленного производства и повышение уровня переработки сельскохозяйственной продукции и ее сбережение.

Аграрная реформа должна обеспечить:

- формирование рынка земли и недвижимости, систему ипотечного кредитования;

- финансирование всех организационных мер, которые способствуют развитию аграрной реформы на региональном уровне;

- разшырение границ инфраструктуры сервисного обслуживания, заготовок, оптовой торговли;

- формирование рынков материальных ресурсов капитала;

- эффективное использование земельных ресурсов (восстановить научно обоснованой, лаборатории по семеноводству и т.д.);

- реформирование социальной сферы села и развитие ее инфраструктуры.

7. Транспортный комплекс и его перспективы.

Транспорт является важнейшей сферой материального производства, а кроме того, он решает многие социальные задачи. В этой связи представляется необходимым изложить основные функции транспорта:

- обеспечение транспортных связей между различными отраслями, предприятиями, регионами;

- осуществление оптимального территориального разделения труда и развития производительных сил;

- обеспечение рационального размещения производительных сил в экономических регионах;

- углубление и развитие интеграции экономики Украины в мировое хозяйство;

- улучшение среды жизнедеятельности людей;

- укрепление обороноспособности страны.

Украина располагает всеми видами современного транспорта: железнодорожным, морским, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным, городским и электронным. О роли того или иного транспорта в экономике свидетельствует структура грузоперевозок всех видов транспорта за 2000 год.

Анализ данных показывает, что в структуре перевозок произошли некоторые изменения. Наметились тенденции уменьшения перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом, но возросли перевозки морским транспортом, а в последние годы и трубопроводным, поскольку по территории Украины проходят крупные международные магистрали. Весь груз перевозят следующие виды транспорта: трубопроводный (46%), железнодорожный (более 40%), морской (более 8%), автомобильный (меньше 5%), воздушный (менее 1%), речной (1%). См. таблицу 20.

Таблица 23

Грузооборот по видам транспорта

           
Транспорт 580,1 573,6 494,6 510,3 740,4
железнодорожный 334,0 324,0 240,8 262,5 427,8
автомобильный 28,8 35,3 40,6 46,7 163,1
трубопроводной 302,1 298,1 194,5 182,1 140,3
Водный 14,9 15,9 18,4 18,6 9,1
авиационный 0,3 0,3 0,3 0,4 0,1

Следует также отметить, что основными видами транспорта по перевозке людей остаются железнодорожный и автомобильный транспорт, (около 80% пассажиров).

Железнодорожный транспорт имеет первостепенное значение в обеспечении экономических связей между экономическими районами, предприятиями, странами, населением различных регионов.

Первая железная дорога в Украине была построена в 1861 году (Львов-Перемышль), вторая - в 1865 году (Одесса- Балта). В 1871-1872 годах железные дороги Донбасса были соединены с железной дорожной сетью России. В 1884 году было закончено строительство железной дороги Донбасс-Кривой Рог через Екатеринослав (ныне Днепропетровск), а в 1904 году второй железной дороги через Каменку (Днепродзержинск). До 1890 года все важнейшее города Украины были соединены с помощью железных дорог с Россией.

На период 1913 года - общая эксплуатационная длина железных дорог составила 15,6 тыс.км, в 1940 году - 20,1 тыс. км, в 1980 году - 22,5 тыс. км, в 1989 году - 2,8 тыс. км. С высоким уровнем развития транспорта выделяются регионы - Донбасс, Приднепровье, Львов. Густота железных дорог высокая в Донецкой, Днепропетровской, Львовской, Черновицкой областях. Менее насыщенны железными дорогами северные части Волынской, Ровенской областей, а также отдельные районы Херсонской области.

Основными железными дорогами Украины являются: Харьков - Курск - Москва; Мариуполь - Донецк - Курск - Москва; Донбасс - Мариуполь - Рязань - Москва; Харьков - Запорожье - Симферополь; Харьков - Кременчуг - Одесса; Одесса - Киев; Киев - Харьков; Киев - Львов - Чоп; Харьков - Днепропетровск - Херсон; Дебальцево - Синельниково [i]- Днепропетровск - Кривой Рог. Из общего числа протяженности железных дорог (22,8 тыс. км) - 7,8 тыс. км электрофицированы. Специализация железнодорожного транспорта определяется спецификой промышленного производства. Это прежде всего продукция горнодобывающей, металлургической промышленности, машиностроения, химии и нефтехимии, строительных материалов и др.

Железнодорожный транспорт очень тесно связан со всеми другими видами транспорта.

Далее дается анализ водного транспорта, в который входит морской и речной. Украина является морской державой и, поэтому четвёртое место в структуре перевозок принадлежит морскому транспорту (более 8%). Территория Украины омывается водами двух морей: Черного и Азовского, а поэтому исторически в IV - VI ст. на Черном море осуществлялось мореплавание в различные страны (Византия, Турция), известны истории и походы киевских князей на Константинополь. После победы над Турцией в 80 годы XVII ст. и переходе к Российской Империи южного Причерноморья и Приазовья, возникли морские порты Херсон - 1778 г., Одесса - 1794 год, Севастополь - 1788 год, а в Николаеве и в Севастополе было создано судостроительное производство. На сегодняшний день основными портами являются: Мариуполь, Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь, Измаил, Керчь, Феодосия. Функционируют две переправы: Ильичевск - Варна и через Керченский пролив.

Речной транспорт в Украине развит слабо, используются, главным образом, судоходная река Днепр и его притоки - Десна и Припять. Судоходными являются и Южный Буг, Дунай, Северный Донец, Днестр. Общая длина судоходных рек более 44 тыс. км, в том числе с освященной обстановкой более 3,9 тыс. км. Имеется ряд каналов, которые используются речным транспортом (Днепро - Бугский канал и др.).

Рассмотрим значение автомобильного транспорта. Во-первых, автомобильный транспорт занимает третье место среди всех видов транспорта по грузоперевозкам и второе по перевозкам пассажиров. Во-вторых, автомобильный транспорт используется, главным образом, для перевозок на небольшие расстояния, а, кроме того, он удобен для транспортировки грузов и пассажиров, отдалённых от железных дорог и судоходных рек. Большая роль автомобильного транспорта во время уборки урожая и, в целом, вобслуживании с/х производства. Общая протяженность автомобильных дорог в Украине более 160 тыс. км. Одной из проблем автомобильного транспорта является отсутствие дорог с твердым покрытием во многих сельских районах и плохое состояние многих республиканских дорог.

Основными магистралями являются: Москва - Киев - Львов _ Ужгород; Санкт-Петербург - Одесса; Москва - Харьков - Севастополь; Киев - Донецк; Харьков - Ростов-на-Дону; Киев - Днепропетровск - Донецк. Крупные узлы автодорог: Киев (8 направлений), Харьков (6 направлений) и практически все областные центры.

Рассмотрим роль таких видов транспорта как: воздушный, трубопроводный, городской. В общем объеме грузоперевозок воздушный и городской не занимают ведущих позиций, но играют очень важную роль. Например, воздушный транспорт выполняет такие функции, которые не смогут так эффективно выполнить другие виды транспорта, это - санитарные перевозки, оказание экстренной помощи по перевозке людей из мест чрезвычайных бедствий, при ликвидации природных катаклизмов, аэрофотосъемки, химическая обработка посевов, борьба с лесными пожарами.

Основными центрами воздушного транспорта являются: Киев, Симферополь, Одесса, Донецк, Днепропетровск, Луганск, Харьков, Львов, Запорожье, Мариуполь, Винница, Ужгород, Черновцы и др. Роль этого вида транспорта будет возрастать в дальнейшем.

Специфическим видом транспорта является трубопроводный, так как для него существует ограниченное количество видов ресурсов, которые возможно перекачивать на расстояния - это нефть, газ, аммиак, этилен. Первый газопровод в Украине был проложен в 20-х годах в Прикарпатье Дашава - Дрогобыч (1924 г.), Дашава - Львов (1929г.), Дашава - Киев (1948г.). В связи с истощением природных ресурсов в этих регионах газ стал поставляться из других регионов. Основные газопроводы: Шебелинка -Харьков; Шебелинка - Бердянск; Шебелинка -Днепропетровск - Кривой Рог; Одесса - Кишинев; Шебелинка - Диканька. Через территорию Украины проходят газопроводы Северный Кавказ - Москва; «Союз», «Прогресс», а также нефтепроводы: Куйбышев - Лисычанск - Кременчуг _ Херсон, «Дружба». В последние годы построены трубопроводы: аммиакопровод - Тольятти - Горловка _ Одесса; этиленпровод - Ленинварош (Угорщина) -Калуш и др. Следует отметить, что только около 50% нефти и газа транспортируется по трубопроводам, а другую половину перевозит железнодорожный транспорт. В этой связи перед Украиной возникла острая проблема в развитии трубопроводного транспорта и, особенно, для развития Донецко - Приднепровского экономического региона, а также продолжение нефтепровода Одесса - Броды - Гданьск (Польша).

Городской пассажирский транспорт который занимает очень важное место в функционировании предприятий и населенных пунктов. К готскому пассажирскому транспорту относятся: метрополитен, трамваи, троллейбусы, автобусы и такси. Самым удобным для перевозки пассажиров считается метрополитен. На сегодняшний день метрополитены функционируют в Киеве (1960г.), Харькове (1978г.), Днепропетровске (1995г.), с общей протяженностью пути свыше 60 км. В перспективе в Днепропетровске будут построены и сданы в эксплуатацию вторые и третьи линии, так, например, следующая очередь метро будет идти от станции Привокзальной до Исторического музея.

Во всех городах и населенных пунктах функционирует трамвайно-троллейбусное и автобусное сообщение. Между населенными пунктами, в основном функционируют автобусы. Первая трамвайная линия появилась в Киеве в 1892 году, Львове - в 1894 году, Днепропетровске – в 1897 году, в конце 70-х годов появились скоростные трамваи. Первая линия скоростного трамвая появилась в Києве 1987 году, потом в Кривом
Рогу. Первый троллейбус появился в Киеве в 1935 году, в Харькове -1939 году, а сейчас во всех областных центрах и крупных городах функционирует троллейбусный транспорт и, в перспективе, он будет развиваться.

Общие выводы: все виды транспорта должны развиваться в основном за счет интенсивных факторов, совершенствования структуры перевозок, уменьшения материальных затрат, рационального использования всех ресурсов, повышения качества обслуживания.

Проблемы и перспективы размещения и развития транспорта:

- обновление морально и физически изношенного парка;

- унификация транспортного законодательства, соответствующего международному праву;

- создание благоприятного инвестиционого климате для инвесторов;

- не решены вопросов по компенсации доходов от льготных перевозок населения и регулирования тарифов;

- создание свободных экономических зон (СЭЗ), разных типов, в морских портах;

- интеграция транспорта Украины в международную транспортную систему. (На сегодня через территорию Украины проходят три транспортных коридора и 9 Европейских). Это №3 Берлин - Киев; 35 Триест - Львов; №5а Братислава - Чоп - Львов; №5б Риска – Постодна – Львов - Минск; №9 Александрополис - Пловдив - Бухарест - Кишинев - Кучурган - Раздольная - Жмеринка - Киев - Нежин - Чернигов Горностаевка - Жлобин - Витебск - Санкт-Петербург - Хельсинки;

- утверждение роли Украины, как транзитной страны;

- развитие транспортных коридоров Европа - Азия; Украина - Кавказ; Европа - Кавказ - Азия и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: