Национально-региональный подход

В системе действий по управлению развитием организации в регионе национально-региональный подход имеет немаловажное значение. Данный подход актуален в условиях складывания федеративного устройства, когда центр решение многих проблем перемещает на региональный уровень управления.

Процессы децентрализации и регионализации системы управления изменили характер взаимоотношений подсистем, объекты воздействия или управления, содержание управленческих решений на всех четырех основных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном и организационном. В отличие от прежней системы, когда остальные 3 уровня после федерального, не могли проявлять свою субъективность, проводя в жизнь уже выработанные готовые решения, настоящее положение субъектов требует проведения собственной политики, наличия стратегии и тактики, оформленные в программы развития организации на соответствующих уровней.

Понимание структуры этих признаков и процессов, происходящих внутри регионов, является основой выделения региональных особенностей и учета их в построении организации.

1.2. Параметры диагностики организации при ситуационном подходе к управлению. Что лежит в основе ситуационного подхода? Какие внутренние переменные анализируем в конкретных ситуациях? Какие внешние субъекты анализируем в конкретных ситуациях? Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри организации. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на результат и эффективность организации.По мнению сторонников ситуационного подхода, обстоятельства, с которыми сталкивается руководитель (консультант) отличаются друг от друга, что не позволяет сделать единственный правильный выбор. Внутренние переменные организации для анализа ситуации. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология и люди. Благоприятной считается ситуация, в которой переменная «цель» является центром стремления всех оставшихся переменных (рис.2). Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться команда, работая вместе. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность членам организации знать, к чему они должны стремиться. Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Оценивая данную переменную, выявляется «центролизованность - децентрализованность» подразделений, функционально-линейные связи, проектные связи и т.д. Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки, с заранее оговоренными ответственными лицами. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (материальными ресурсами), информацией.Технология - «сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях» (Льюис Дейвис).Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. Люди как переменная в ситуационном подходе к управлению рассматривается в трех аспектах:

· поведение отдельных людей, поведение людей в группах;

· взаимодополняемость команды, роли в команде;

· характер поведения руководителя, стиль руководства;

Рисунок 2 Переменные организации

В управленческой практике критические факторы никогда не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Значительные изменения любой переменной будут в определенной степени влиять на все остальные. Внешняя среда и ее анализ. Помимо внутренних переменных, значительные изменения и нарушения могут быть во внешней среде организации. Один из способов определения окружения и облегчения учета влияния внешней среды на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы: среды прямого и косвенного воздействия на организацию (согласно Элбингу). Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. К этим факторам относятся:· поставщики,· трудовые ресурсы,· законы,· учреждения государственного регулирования,· потребители· конкуренты.Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них. Сюда можно отнести такие факторы:· состояние экономики,· научно-технический прогресс,· социокультурные и политические изменения,· влияние групповых интересов· существенные для организации события в других странах.Существует и другая модель классификации внешней среды:
  1. равноправная среда – не оказывающая непосредственного административного воздействия на компанию (поставщики, партнеры, конкуренты)
  2. директивная – связи с вышестоящими органами государственной власти
  3. потребительская – включает клиентов, потребителей, их возможности и потребности.

В соответствии с данными условиями стратегии управления могут быть следующие:

1) регулирование – управленческая деятельность по стабилизации или изменению состояния подсистем предприятия путем воздействия на них или на несколько.

2) средообразование – управленческая деятельность, направленная на изменение внешней среды в соответствии с требованиями предприятия (воздействие на равноправную и/или директивную среду).

3) адаптация - управленческая деятельность, вызванная изменением характеристик внешней среды и приспосабливающая предприятия к этим изменением.

4) маркетинг – воздействие на потребительскую среду с целью изменения ее в благоприятном для предприятия направлении. При этом источник может находиться как во внешней среде, так и в производственной или управленческой подсистеме предприятия.

5) инновационная – источником УС является подсистема, результатом работы которой может быть новый продукт, услуга, цена, качество.

6) лоббирование управленческая деятельность, при которой намеренно устанавливаются связи с любым должностным лицом ведомства (компании) от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений.

1.3. Основные понятия ситуационного подхода.

Что такое ситуация? Как классифицировать ситуации при анализе? Как классифицировать проблемы при анализе ситуаций? Что важно учитывать при рассмотрении конкретной ситуации? Какие существуют уровни решения проблем?

Управленческая ситуация – это совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих определенный этап, период или событие управленческой практики и требующих от менеджера соответствующих оценок, распоряжений, действий.

Управленческая ситуация (УС) – это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой вырабатываются управленческие решения.

В учебном процессе чаще всего используются три вида возможных ситуаций:

  • известная – для ее разрешения имеются конкретные образцы; в этом случае метод разрешения ситуации стандартный;
  • подобная; в этом случае ее необходимо сравнивать с другими подобными ситуациями; подобные ситуации не всегда аналогичны, но в то же время могут иметь единую основу, которую можно видоизменять, приближая к рассматриваемой ситуации;
  • неизвестная, или случайная; такая ситуация не встречалась в практической деятельности и ее нельзя сравнить с каким-либо образцом даже с помощью определенной модификации; следовательно, необходимо найти новый, нетривиальный метод ее решения.

Однако рекомендуется и более подробная классификация ситуаций:

1) по способу предъявления

- ситуации фиксированной выборки

- ситуации последовательной выборки

2) по процедуре распознавания

- стихийное распознавание ситуации

- алгоритмическое распознавание ситуации

3) по признакам описания

- описание по месту возникновения ситуации по признакам ситуации

- структурное описание ситуации

4) по типам

- текущие ситуации, характеризующие состояние системы управления в данный момент

- полные ситуации, представляющие собой группу текущих ситуаций в совокупности с соответствующей технологией управления

5) по степени структуризации проблемы

- хорошо структурированные ситуации, поддающиеся формализованному описанию

- неструктурированные ситуации, слабоструктурированные ситуации, которые характеризуются преимущественно с помощью качественных характеристик.

Управленческие ситуации

       
   
 


текущие полные

       
 
Соответствуют структуре объекта управления и его функционированию в данный момент
 
Учитывают всю совокупность всех ситуаций, и принимают во внимание все состояние системного управления
 


Конкретная ситуация (кейс-ситуация) – ситуация, с которой консультант сталкивается, приходя на объект консультирования; это такое положение дел в компании, которое существует на данный момент времени.

Конкретная ситуация — это описание реальной действительности, лишенное гипотетичности и предположительности; это описание реальных фактов и событий; описание, не несущее в себе оценочных моментов, отражающих позицию или взгляд на происходящее кого бы то ни было.

Конкретная ситуация носит симптоматический характер: со стороны могут быть налицо лишь какие-то поверхностные черты глубинных проблем, точное определение которых является задачей консультанта в ходе диагностики состояния объекта консультирования. Конкретные ситуации описывают реальные ситуации с их действительной реальностью и исключительностью.

В некоторой литературе можно встретить, что конкретные ситуации часто называют кейсами. В целях обучения сотрудников компании-клиента консультанты могут проводить обучение (обучающее консультирование) с применением метода конкретных ситуаций, используя форму представления информации в виде кейсов, причем как на примере ситуации собственной компании, так и на примере других предприятий и организаций. В этом случае кейсы представляют собой форму представления обучающего материала, соответствующего определенным требованиям к содержанию, форме его подачи, структуре и т. п. Подбор фактов и стиль их изложения должны обеспечивать завлекательность при чтении конкретной ситуации. Хорошая конкретная ситуация для обучения (кейс) ставит слушателя в положение менеджера, действующего в реальных условиях и сталкивающегося с необходимостью принимать решения и готовить план действий, что затем дает опыт в разрешении подобных проблем в своей деятельности.

Неблагоприятная УС (Н УС) – ситуация, которая формулируется консультантом в ходе проведения полной диагностики состояния предприятия, при этом консультант в своих действиях отталкивается от признаков (симптомов), определяемых конкретной ситуацией.

Проблема – это наличие явно выраженного несоответствия между желаемым состоянием системы и достигнутым ее состоянием; в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели.

Решение – процесс и результат выбора способа и цели действий из ряда альтернатив в условиях неопределенности; предназначенный к практической реализации выбор рационального действия по ликвидации этого разрыва.

Проблемная ситуация – противоречие, не имеющее однозначного решения.

Рассмотрим подробнее классификацию проблем:

1) по характеру достигаемой цели:

- экономические

- социальные

- организационные

- технические

2) по степени влияния на систему:

- стратегические

- текущие

- оперативные

3) по степени новизны:

- стандартные

- нестандартные

4) по степени определенности процесса решения:

- программируемые (алгоритмически-разрешимые)

- непрограммируемые

5) по степени структуризации:

- с четко определенной структурой

- с плохо очерченной структурой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: