В самом общем виде можно представить законодательную, нормативно-правовую базу как совокупность правовых документов, отражающих 4 уровня субъектов их издания:
Первый уровень - регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества: учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и другие.
Второй уровень - внутригосударственные юридические акты федерального значения: Конституция РФ, законы РФ, указы, распоряжения Президента ФР, приказы Министерства труда и социального развития.
Третий уровень - исполнительные акты регионального значения: указы, распоряжения главы региона.
Четвёртый уровень - муниципальные акты районного значения: постановления, распоряжения главы муниципального образования. Именно на таких уровнях должна обеспечиваться социально-правовое обеспечение многодетных семей. Упомянутые выше и другие законодательные акты призваны регулировать отношения государства и общества с многодетными семьями.
|
|
В России создана система социальной помощи многодетным семьям. В эту систему входят разные службы и организации: служба занятости, органы народного образования, органы социальной защиты, органы здравоохранения, благотворительные организации, торговые организации, исполнительная городская власть. В настоящее время большая часть помощи многодетным семьям осуществляется государством, причём её размеры сильно варьируют по регионам. На сегодняшний день помощь в решении проблем многодетных семей призваны оказывать различные властные структурные подразделения. Реализация мер социального обеспечения многодетных семей производится в соответствии с законодательством РФ. Социальный работник осуществляет связь между семьёй и субъектами социальной помощи.
Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.
На органы народного образования(ОНО) возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании).
|
|
Органы социальной защиты населения (ОСЗН) формируют базу персонифицированного учёта получателей мер социальной поддержки и выдают справку установленного образца для получения мер социального обеспечения и получения льготных проездных документов учащимися общеобразовательных школ.
Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путёвок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах. Соответствующая социальная поддержка многодетных семей путём оказания материальной помощи, а так же назначением социального пособия оказывается управлением социальной защиты населения городов и районов.
Специалисты Управления социальной защиты населения совместно со специалистами отделения по проблемам семьи, материнства, и детства ежегодно проводят перерегистрацию многодетных семей, в том числе с выделением категории нуждающихся семей, имеющих доходы ниже утвержденного прожиточного минимума.
Юрист даёт законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов.
Специалисты из Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) разрабатывают и осуществляют комплекс мер по обеспечению общественного и социального патронажа неблагополучных многодетных семей, обратив особое внимание на оказание действенной помощи детям и подросткам из этих семей.
Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент. Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемости детей в школе, отсюда - частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу. Школу не посещают не только подростки 15-18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7-14 лет; рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения. В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке. Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни. Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей - трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д. Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.
Органы здравоохранения (ОЗ) предоставляют скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, приём в медицинских учреждениях вне очереди, путёвки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.
Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставляют льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования.
|
|
Благотворительные организации оказывают материальную и натуральную помощь, церковь - благотворительную и психологическую поддержку.
Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создаёт условия для самообеспечения семей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказывает помощь в организации ассоциации многодетных матерей.
Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации многодетных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.).
Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.
Место работы родителей даёт возможность улучшить жильё, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день, гибкий график работы, возможность переквалификации.
Адресная социальная помощь оказывается семьям с душевыми доходами ниже регионального прожиточного минимума. Согласно действующему законодательству, право на получение государственной социальной помощи имеет семья, доход которой ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации.
Ассоциации многодетных семей организуют взаимопомощь многодетным семьям, которая производится поэтапно. Она имеет территориальную структуру управления и проводит количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей. Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяется круг общения, более осознанной становится организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать личность своих детей.
Литература:
Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
|
|