Аспекты бытия науки: система знаний, академическая система и социальный институт, вид деятельности

Можно говорить о 3-ёх аспектах бытия науки: наука – это научно исследовательская деятельность, наука – это научное знание, наука – это академическая система и особый социальный институт. Рассмотрим названные аспекты бытия науки.

Научно исследовательская деятельность

Чтобы понять своеобразие научно-исследовательской деятельности человека, надо понять какова вообще структура человеческой деятельности. Говоря о деятельности, имеют в виду, прежде всего, субъекта деятельности, то есть того человека или группу людей, которые осуществляют деятельность. Деятельность подразумевает определённую цель или совокупность целей, имеет свой объект (предмет). Это – то, на что направлена деятельность. Важной составляющей деятельности являются средства деятельности, в частности, методы, с помощью которых осуществляется деятельность, и достигаются её цели. Осуществлённая деятельность приводит к определённому результату, который может существенно отличаться от тех целей, на достижение которых была направлена деятельность. Специфика научно-исследовательской деятельностиможет быть прослежена во всех указанных компонентах деятельности (субъект, объект, цели, результат, средства).

1. Субъект научного познания – это тот, кто осуществляет научное познание. Это отдельные учёные (исследователи, научные работники), научно-исследовательские коллективы, сообщество профессионалов (астрономов, химиков, историков и т. д.). Это также научное сообщество в целом. Субъект научного познания должен обладать определёнными способностями и качествами: он должен быть способным к освоению, переработке, воспроизведению накопленного на данной стадии развития науки знания; он должен быть способным осуществлять приращение научного знания.

С точки зрения подхода упрощающего реальную картину развития науки, наука в своём развитии проходит три основных стадии: стадию классической науки, стадию неклассической науки и стадию постнеклассической науки. На каждой из этих стадий субъект научного познания обладает существенно различными характеристиками.

Субъект классической науки (научного познания), понимается как чисто гносеологическое устройство приспособленное, для осуществления такого познания. Из его характеристик исключены социокультурные моменты: его принадлежность к определённой культуре, к определённой эпохе, к определённой социальной группе и т. д. Второй важнейшей характеристикой субъекта классической науки является центрированность его познавательной деятельности на объекте познания. Главная задача такого субъекта познания – это получение адекватных, истинных знаний об объекте познания, как он есть «сам по себе». С точки зрения созерцательности в истолковании познавательной деятельности субъект научного познания может достигнуть адекватного, истинного знания об объекте познания, но для этого он должен исключить из результата познавательной деятельности все субъективные привнесения. Такое исключение (субъективных привнесений) возможно, с классической точки зрения, потому что субъект познания (человек) обладает, по сути, божественной способностью воспринимать сущность вещей и процессов. Именно так можно охарактеризовать субъекта классической науки. Период классической науки охватывает 18-19 вв.

Субъект неклассической науки. (этап неклассической науки: начало 20 в. – 70 –е годы 20 в.). Основной целью познавательной деятельности становится «инструментальное знание», предназначенное для решения прикладных задач. Достижения неклассической науки неопровержимо доказывали зависимость не только процесса, но и результата научного познания от познавательных средств, используемых субъектом научного познания. Эти достижения доказывали, что субъект научного познания является активным агентом, актором: он не только фиксирует те или иные свойства объекта познания, он вносит существенный вклад в формирование объекта познания соответствующей науки. Субъект неклассической науки отказался также от признания божественной природы своей познавательной способности. Он убедился, что всякое познание осуществляется на базе вполне определённых, специфически человеческих познавательных способностей (рассудок, разум, воображение, чувственность…), не только раскрывающих, но и деформирующих, скрывающих объект познания. Он убедился в неизбежности присутствия «субъективных привнесений» в результате научного познания (в научном знании). Если главным субъектом научного познания классической науки были отдельные исследователи и небольшие исследовательские группы, то главным субъектом научного познания неклассической науки становятся большие научно-исследовательские коллективы. Научная профессия становится массовой.

Субъект постнеклассической науки. (70-е г. 20 в.) Проявляются многие черты, свойственные субъекту неклассической науки: активность, историзм, отказ от притязаний на достижение абсолютной истины. У субъекта научного познания появляется социокультурная детерминированность и гетерогенность: существование субъекта научного познания в виде множества взаимодействующих «частичных» субъектов научного познания.

2. В качестве объекта научного познания может выступить любой фрагмент универсума: человек, общество, живая природа, неживая природа, взаимоотношения этих сфер деятельности, технические системы, математические структуры и т. д.. Здесь всё дело в том, что какие-то фрагменты уневерсума уже вовлечены в сферу научного познания, то есть уже (актуально) являются объектами научно-исследовательской деятельности человека. Другие фрагменты универсума ещё не вовлечены в сферу этой деятельности и являются, поэтому, лишь потенциальными её объектами. Существует ли нечто, что не может стать объектом научного познания? Именно мир истинного бытия (по Платону,- мир вечных и совершенных идей) является объектом адекватного (истинного, философского, научного) познания и знания. Мир становления, по их убеждению не может быть объектом истинного (философского, научного) познания и знания. Этот мир является объектом множества различных, в том числе взаимоисключающих, мнений. Для христианских мыслителей мир «истинного бытия» - это бог. Способы его познания: познание через божественное откровение, через мистические прозрения, через пророков и т.п. Иначе говоря, истинное бытие здесь является объектом преимущественно ненаучного познания. Объектом научного познания, с такой точки зрения, являются различные фрагменты, регионы сотворённого богом мира. В разграничение того, что может быть объектом научного познания, а что нет, внёс И. Кант. Кант определял «вещи сами по себе (вещи в себе)» и явления. Он считал, что вещи в себе не являются объектом научного познания, этот объект следует искать среди мира явлений. Подход И. Канта основан на том, что человек не обладает «божественной» способностью чистого умозрения, чисто интеллектуального постижения сущностей, в наличии которой были убеждены Парменид, Платон и другие мыслители. Кант отрицает наличие у человека интеллектуальной интуиции.

Обобщая, можно сказать, что в качестве объекта научного познания могут выступать все уровни и фрагменты универсума, кроме принципиально недоступных научному познанию. Таким образом, в качестве объекта научного познания может выступать всё, что в той или иной мере доступно познанию на эмпирическом и (или) теоретическом уровнях.

Более конкретно можно охарактеризовать предмет научного познания. Предмет познания отличается от объекта познания большей «обработанностью» субъекта познания. Если объект познания – это некий фрагмент универсума, независимо воспринятый субъектом познания, то предмет познания – это тот же объект познания, но «обработанный» субъектом познания. Предмет познания – это объект познания, заинтересованно воспринятый субъектом познания.

К средствам научного познания относятся наблюдательные и экспериментальные установки, разнообразные методы, применяемые в науке, а также те эмпирические данные и теоретические разработки, которые существуют на данной стадии развития науки. К познавательным способностям человека относятся рассудок и разум, а также воображение, интуиция и т. д.

Научная деятельность сегодня – это совместная работа творческих коллективов. Это специализация не только по отдельным областям науки или даже отдельным её проблемам, но и распределение различных функций в научной деятельности.

Социальный институт

Наука как социальный институт за время своего существования претерпела огромные изменения. От деятельности десятков древнегреческих учёных, собиравшихся в философских школах, занимающихся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до современного пятимиллионного научного сообщества, объединённого профессионально, организовывающего свою деятельность, как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях, институтах. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций.

В Оствальд одним из первых обратил внимание на различие в стилях деятельности учёных. Он выделил два основных их типа: классики и романтики.

- Для первых характерно стремление к индивидуальной работе, уединению, тщательной и всесторонней проработке идей.

- Вторые склонны к коллективной деятельности, популяризации своих идей, в работе спонтанны.

Жизнь в науке наполнена как творческими исканиями, так и рутинным трудом. В ней ученый ведёт борьбу не только с познаваемой реальностью, но и вступает в сложные отношения со своими коллегами, с общественным мнением. От учёного требуется постоянное подтверждение его профессиональности, которое осуществляется через систему как объективной оценки продуктов его труда, в частности через публикации, так и через общественное признание. Деятельность учёного стимулируется и оценивается не только оплатой труда, но и различного рода степенями, званиями, наградами.

Социальный институт науки начал складываться в Западной Европе в XVI-XVII столетиях, в период упадка феодализма и зарождения буржуазных общественных отношений и ценностей. При этом влияние науки на социальную жизнь долгое время обнаруживалось, прежде всего, в сфере мировоззрения – в сфере, где до того в течение многих веков доминировала религия.

С первых же шагов своей институционализации наука вступила в непростые, порой остроконфликтные взаимоотношения с теологией.

В эпоху средневековья именно теология выступала в качестве верховной инстанции, призванной обсуждать и решать коренные мировоззренческие проблемы, такие как вопрос, о строении мироздания и месте в нём человека, о смысле и высших ценностях жизни и т. п. На долю зарождавшейся науки оставались проблемы более частного и земного порядка. В соответствии с концепцией двойственной истины, разработанной в недрах католической схоластики, теология занималась наиболее кардинальными и возвышенными вопросами, тогда как знание о вещах мирских, низменных, непосредственно окружающих человека, не обладало столь высокой значимостью для неё и вызывало существенно меньший интерес. Такое разделение сфер влияния оставляло определённые возможности для развития научного знания, хотя всегда сохранялись вероятность того, что наука выйдет за эти рамки.

Основные стороны бытия науки. Аспекты науки:

1. наука как система знаний (как специфический тип знания).

2. наука как вид деятельности (как процесс получения нового знания)

3. наука как социальный институт

4. наука как особая область и сторона культуры.

Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими науч. методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент). Важнейшие формы и компоненты науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физ-е, исторические, математические), научные законы, гипотезы.

Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности предметом, которой явл. множество возможных объектов (эмпир-х и теор-х). Цель – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Средства деятельности – соответствующие методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.

Отличительные свойства:

1. объектная предметность (эмпир-я и/или теор-я)

2. направленность на творчество

3. общезначимость

4. обоснованность (эмпир-я, теор-я)

5. точность полученных результатов

6. верифицируемость (эмпир-я, логическая)

7. воспроизводимость предметознания и его результатов (принципиально бесконечное)

8. объективная истинность. Истина (по Аристотелю) – адекватное соответствие знаний действ-му соотношению вещей. Виды истин: субъективная истина (это некоторое знание, признанное истинным в результате соглашения определенной группы людей), эмпиристская истина (знание, которое проверяется с помощью непосредственного обращения к действительности), формально-логическое знание (обоснованное посредством выведения из общих теорет-х положений, аксиом), прагматическая истина, объективная истина.

9. полезность (праксеологичность) - может быть практич-й и теорет-й.

Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений м/у его членами, а также м/у наукой, обществом и государством с помощью специф –ой системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре, с помощью науч. технической политики общества и государства, а кроме того. С помощью соотв-щей системы законодательных норм (гражданского, хоз-го права и т.д.).

Ценностные эмпиративы науки, как социальной структуры (социальная самооценочность науки): универсализм, коллективизм, бескорыстность, организ–ый скептицизм, рационализм (в том смысле в каком он принимается на данном этапе научного развития), эмоциональная нейтральность.

Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности предметом, которой явл. множество возможных объектов (эмпир-х и теор-х). Цель – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Средства деятельности – соответствующие методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.

Отличительные свойства:

1. объектная предметность (эмпир-я и/или теор-я)

2. направленность на творчество

3. общезначимость

4. обоснованность (эмпир-я, теор-я)

5. точность полученных результатов

6. верифицируемость (эмпир-я, логическая)

7. воспроизводимость предметознания и его результатов (принципиально бесконечное)

8. объективная истинность. Истина (по Аристотелю) – адекватное соответствие знаний действ-му соотношению вещей. Виды истин: субъективная истина (это некоторое знание, признанное истинным в результате соглашения определенной группы людей), эмпиристская истина (знание, которое проверяется с помощью непосредственного обращения к действительности), формально-логическое знание (обоснованное посредством выведения из общих теорет-х положений, аксиом), прагматическая истина, объективная истина.

9. полезность (праксеологичность) - может быть практич-й и теорет-й.

Основные стороны бытия науки. Аспекты науки:

5. наука как система знаний (как специфический тип знания).

6. наука как вид деятельности (как процесс получения нового знания)

7. наука как социальный институт

8. наука как особая область и сторона культуры.

Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими науч. методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент). Важнейшие формы и компоненты науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физ-е, исторические, математические), научные законы, гипотезы.

Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности предметом, которой явл. множество возможных объектов (эмпир-х и теор-х). Цель – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Средства деятельности – соответствующие методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.

Отличительные свойства:

10. объектная предметность (эмпир-я и/или теор-я)

11. направленность на творчество

12. общезначимость

13. обоснованность (эмпир-я, теор-я)

14. точность полученных результатов

15. верифицируемость (эмпир-я, логическая)

16. воспроизводимость предметознания и его результатов (принципиально бесконечное)

17. объективная истинность. Истина (по Аристотелю) – адекватное соответствие знаний действ-му соотношению вещей. Виды истин: субъективная истина (это некоторое знание, признанное истинным в результате соглашения определенной группы людей), эмпиристская истина (знание, которое проверяется с помощью непосредственного обращения к действительности), формально-логическое знание (обоснованное посредством выведения из общих теорет-х положений, аксиом), прагматическая истина, объективная истина.

18. полезность (праксеологичность) - может быть практич-й и теорет-й.

Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений м/у его членами, а также м/у наукой, обществом и государством с помощью специф –ой системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре, с помощью науч. технической политики общества и государства, а кроме того. С помощью соотв-щей системы законодательных норм (гражданского, хоз-го права и т.д.).

Ценностные эмпиративы науки, как социальной структуры (социальная самооценочность науки): универсализм, коллективизм, бескорыстность, организ–ый скептицизм, рационализм (в том смысле в каком он принимается на данном этапе научного развития), эмоциональная нейтральность.

Интернализм – направление в историографии и теории развития науки, по которому главную движущую силу науки составляет имманентно – присущие ей внутренние силы, средства и закономерности.

Экстернализм - направление в историографии и теории развития науки, по которому наука как система знаний и соц. институт явл. имманентной, органич. частью социокультуры, и, следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем, следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: