Таблицы решений

Одним из простейших и в то же время достаточно эффективных средств принятия решений в слабо формализованных системах являются таблицы решений. Они оказываются полезными в тех случаях когда выбор решения зависит от ситуации, в которой оно принимается. В этих случаях обычно используют правило «если…, то…». Первая часть этого правила содержит ситуацию или условие, требующее принятия некоторого вполне определенного решения, а вторая – само решение. Составляя реальную ситуацию с первой частью всех правил, определяющих набор возможных решений, находят нужное правило, а из него – то решение, которое в данной ситуации надо осуществить.

В более сложных случаях ситуация определяется не одним каким-либо признаком, а многими. Такая ситуация является комбинацией нескольких элементарных событий, ее определяющих, причем одни и те же события, сочетаясь в разных комбинациях, создают разные ситуации. При принятии решений большое значение имеет возможно полное определение наборов ситуаций и решений.

Таблица решений представляет собой прямоугольную матрицу, разделенную на 4 квадранта. В левом верхнем квадранте, который называют входом событий, по строкам перечислены все элементарные события, определяющие требующие решения ситуации. В левом нижнем квадранте по строкам перечислены все возможные решения, его называют входом решений. Среди возможных решений может быть одно или несколько особых решений, заключающихся в переходе к другой таблице решений. Таблицу решений, в которой предусмотрен такой переход, называют открытой. Закрытой называют таблицу, содержащую исчерпывающий набор решений. Использований несколько таблиц расширяет круг задач, решаемых системой.

Выделение части таблицы в самостоятельную таблицу имеет смысл в том случае, если в ней содержатся два непересекающихся или очень слабо связанных множества ситуаций и решений.

В правом верхнем квадранте таблицы решений по столбцам перечислены ситуации, представляющие собой комбинации элементарных событий; его называют входом ситуации. В каждой ситуации некоторые элементарные события обязательно должны присутствовать, что обозначается словом «да» или каким-либо условным знаком на пересечении строки, соответствующей данному событию, и столбца, соответствующего ситуации. Некоторые события обязательно должны отсутствовать, что означает наличие противоположного события. Это обозначается словом «нет» или другим условным знаком. Если событие не влияет на какую-либо ситуацию в том смысле, что оно не имеет значения для принимаемого решения, то на пересечении соответствующих строки и столбца ставят прочерк или другой условный знак.

В правом нижнем квадранте таблицы решений указывают для каждого столбца условным знаком (например, «+») то решение, которое следует принять при наличии ситуации, записанной в данном столбце. Этот квадрант называют выходом решений. Каждый столбец правой части таблицы решениц представляет собой одно правило: «если – то». Часть «если» записана в верхней части столбца, а часть «то» - в нижней.

Таблицы решений удобны для представления в компактной и обозримой форме положений, записанных в различных уставах, инструкциях и т.п., предусматривающих неоднозначную реакцию на поступающие в систему требования, зависящую от их содержания. При изучении новой системы запись функций ее работников не только позволяет быстрее понять и четко сформулировать правила их работы, но иногда дает возможность самим сотрудникам гораздо лучше представить содержание своей работы.

Для коллективного поиска новых решений полезен метод мозгового штурма. Группа должна состоять из 6-8 человек, участники группы должны иметь примерно одинаковый уровень подготовленности и образования, в составе группы не должно быть начальника или неформального лидера. Эффект интенсивной генерации новых идей возникает вскоре после начала работы группы и продолжается в пределах часа. Все высказанные идеи фиксируют. После окончания генерации новых идей начинается второй этап – из анализ и критика. Группе дается задание раскритиковать все зафиксированные идеи. Допускаются любые возражения, пусть даже несущественные или легко опровергаемые, можно только их развивать или выдвигать новые, нельзя спорить и доказывать справедливость рассматриваемой идеи. Те предложения, которые выявлены в результате обоих этапов мозговой атаки, оказываются, как правило, наиболее плодотворными, результативными и очень часто принципиально новыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: