Ключевым вопросом выбора наиболее рационального вари перевозок является оценка эффективности транспортного процесса. Выбор критерия эффективности зависит от конкретных условий перевозок и решаемой задачи. Различают локальные (частные) и обобщенные (комплексные) критерии эффективности.
Локальные критерии эффективности применяют, если сравниваемы варианты перевозок отличаются по одному отдельно взятому показателю. Так, внедрение часовых графиков перевозок исключает простои автомобилей в очереди. В этом случае эффективность сравниваемых вариантов перевозок может быть оценена одним показателем: длительность простоев автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки. Возможно использование также стоимостной оценки простоев транспорта. Внедрение рациональных маршрутов перевозок обеспечивает уменьшение холостых пробегов. Различие в сравниваемых вариантах в этом случае может быть оценено сокращением порожних пробегов автомобилей либо другими показателями, связанными с порожним пробегом, как-то:
· коэффициент использования пробега;
· общий пробег;
· расход топлива и т.д.
Комплексные показатели эффективности применяют тогда, проводимые мероприятия одновременно меняют несколько характеристик транспортного процесса. Например, замена подвижно става приводит к изменению таких параметров, как:
· грузоподъемность;
· простой под погрузкой и разгрузкой;
· амортизацсионные отчисления и др.
В этом случае недостаточно какого-либо частного критерия.
В качестве локальных показателей эффективности используют технологические параметры транспортного процесса:
· среднее расстояние перевозки;
· нулевой пробег;
· порожний пробег;
· суммарная грузоподъемность автомобилей;
· средний коэффициент использования грузоподъемности;
· суммарный простой автомобилей;
· потребность в автомобилях;
· тонно-часы, затрачиваемые на выполнение заданного объема перевозок;
· общее время на выполнение перевозок;
· своевременность доставки;
· стоимость груза в пути;
· скорость доставки груза;
· величина потерь груза в пути;
· сохранность груза.
К числу локальных показателей эффективности транспортного носятся и такие, как:
· энергоемкость;
· материалоемкость;
· материалоемкость перевозок.
Энергоемкость перевозок снижается при использовании автомобилей большой грузоподъемности:
(1ст.93)
где - годовой расход топлива, л;
- плотность топлива, кг/л;
- теплотворная способность топлива, кДж/кг;
- годовая величина транспортной работы, ткм.
Материалоемкость перевозок оценивается количеством материалов расходуемых при выполнении перевозок:
(2ст.93)
где - масса материалов данного вида конструкции автомобиля, кг;
- масса материалов данного наименования, расходуемого в процессе эксплуатации, кг;
- коэффициент дорожных условий;
- амортизационный срок службы автомобиля, годы;
- отношение массы деталей к массе заготовок (коэффициент использования материалов).
Металлоемкость перевозок оценивается аналогичным образом:
где Gca — масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг;
G3 — масса заправки, кг;
Gm — масса неметаллических частей, кг; '
GW1 — масса агрегатов, запасных частей и металла, расходуемых срок службы автомобиля, кг.
Комплексные показатели эффективности применяют также, если для обоснования проводимых мероприятий по повышению эффективности перевозок требуется их обобщенная оценка.
При обосновании рациональных маршрутов наряду с коэффициентом использования пробега можно рассчитать изменение себестоимости перевозок или удельных приведенных затрат.
Обычно используют несколько показателей эффективности, ком] бинируя в зависимости от поставленных задач те или иные частные (или) комплексные показатели. Может проводиться поиск предпочтительного варианта путем последовательного рассмотрения не скольких критериев, либо выбор производится по одному критерии а остальные выступают в качестве ограничений. Достаточно распространенной в последнее время комбинацией критериев является, на примеру сумма затрат на доставку при ограничении стоимости товар ной массы в пути.
Использование комплексных или обобщенных показателей эффективности транспортного процесса вызвано стремлением боле полно отразить результаты работы транспорта в сопоставимом для различных условий перевозок. К их числу относятся такие, как:
• производительность (часовая, сменная или годовая);
• прибыль (общая и часовая);
• доход;
• рентабельность;
• приведенные затраты;
• трудоемкость перевозок;
• производительность живого труда.
Для потребителя транспортных услуг желательно снижение тран| портных затрат на единицу производимой продукции, тогда как автотранспортных предприятий в таких условиях естественным является стремление увеличить объёмы транспортной работы и улучшить свои финансовые результаты.
Приведенные затраты на перевозки позволяют отнести к величине транспортной работы в сопоставимом виде готовые эксплутационные затраты и капитальные вложения:
где Сэ — годовые эксплуатационные затраты (себестоимость), /ткм;
Е „ — отраслевой коэффициент эффективности;
К — используемые капитальные вложения, руб.;
СЛ — ликвидная стоимость основных фондов, руб.
Трудоемкость перевозок представляет собой количество труда всех категорий работников (водители, рабочие погрузочно-разгрузочных истов, ремонтные рабочие, административно-управленческий и обвивающий персонал) на единицу выполненной транспортной раза определенный период, как правило, за год. Измеряется трудоемкость перевозок в человеко-часах на 100 тонно-километров (ткм).
Производительность живого труда представляет собой величину, обратную трудоемкости перевозок. На автомобильном транспорте производительность живого труда примерно в 6—7 раз ниже, чем на железнодорожном транспорте, и в 10 раз ниже, чем на водном. Это связано со значительно меньшей грузоподъемностью автотранспортных средств и меньшим средним расстоянием перевозки автомобильным транспортом по сравнению с другими видами транспорта.
Прибыль является балансовым показателем абсолютных результатов финансовой деятельности предприятия, но не показателем уровня эффективности использования его производственных фондов и других хозяйственных потенциалов. Для этого служит удельный показательтель эффективности работы — рентабельность.
Рентабельность — это обобщающий показатель экономической результативности работы. По уровню рентабельности судят, функционирует ли предприятие прибыльно и насколько.
Рентабельность грузовых перевозок отражает эффективность организации перевозок грузов по отношению к затратам на них (С). Носителем абсолютной величины эффекта перевозочного процесса является балансовая прибыль, вырученная от перевозок грузов.
Формула для расчета рентабельности перевозок имеет вид:
Rnep с экономической точки зрения означает, какую прибыль п(лучило предприятие или другое подразделение за определенный промежуток времени на каждый рубль, затраченный для осуществления этих перевозок.
(ст.96)
где Dmp — доход предприятия от перевозок, руб. Доход предприятия от перевозок:
(ст.96)
где di — тариф на перевозку того или иного груза, руб/т;
Qi, — объем перевозок i-го груза, т.
Для оперативного анализа ситуации на грузовом предприятии удобнее пользоваться показателем уровня рентабельности:
(ст.96)
позволяет выяснить, какую долю составляет прибыль перевозок в затратах на них, и быстрее сориентироваться в слгоп шейся ситуации.