Заключение. Специфика предприятий как объекта управления требует построения адекватных систем торгового менеджмента в каждом конкретном случае

Специфика предприятий как объекта управления требует построения адекватных систем торгового менеджмента в каждом конкретном случае.

Для формирования эффективной системы российского менеджмента предприятия следует использовать зарубежный опыт эффективного управления в области стратегического и инновационного менеджмента, управления персоналом, управления качеством. Также необходимо взять лучшее из собственного опыта и существующей социально-экономической ситуации, в частности, творческий потенциал работников, технический потенциал и технологические разработки для осуществления инновационных изменений.

Формула современного управления – «управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу и повысить эффективность системы менеджмента. Таким образом, управление, которое не может не учитывать особенности и условия современного развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он определяет динамичность и перспективность управления, рост инновационного потенциала и повышение профессионализма в принятии управленческих решений, научность управления.

Основными факторами эффективности менеджмента как соизмерения затраченных усилий на достижение результата являются: использование ресурсов, фактор времени и целенаправленность усилий. В современных условиях необходимо оценивать социально-экономическую эффективность менеджмента с использованием специальных методов и системы показателей.

В пособии было проведено исследование, целью которого являлись анализ и оценка существующей системы управления предприятием и разработка мероприятий по повышению эффективности системы менеджмента. Объектом исследования являлся ООО «Торговый дом «Троя». Предметом исследования выступала система управления данной организацией.

Миссию анализируемого предприятия можно сформулировать как удовлетворение потребностей рынка в вино-водочной продукции в полном объеме и ассортименте. Фирма имеет трехуровневую линейно-функциональную структуру управления, в которой выделяются такие основные проблемы структурного характера как слабая мотивация и несвоевременные управленческие решения, что снижает эффективность системы управления. Значительное влияние на эффективность управления оказывает культура организации, т.е. методы выполнения работы и отношение к людям. В настоящее время культуру организации можно отнести к ролевому типу, что соответствует типу структуры.

В результате анализа конкурентоспособности по специальной методике можно сделать вывод о небольшом росте конкурентного потенциала системы управления рассматриваемым предприятием. Вместе с тем, следует обратить внимание на отрицательную динамику отдельных показателей финансового положения, а также неустойчивые колебания показателей конкурентоспособности организации сбыта и управленческой деятельности, что определяет риск их существенного ухудшения в перспективе.

Поскольку организация – это открытая социально-экономическая система, то совершенствование системы управления должно проводиться с учетом факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия, которые оказывают как движущее, так и сдерживающее влияние на организационное развитие.

Применение для анализа среды метода SWOT позволяет провести совместное изучение внешней и внутренней среды, установить цепочки связей между сильными и слабыми сторонами организации и внешними угрозами и возможностями, которые используются для формулирования стратегии организации.

По результатам проведенного SWOT-анализа была определена оптимальная стратегия – работа с новым сегментом для полного охвата рынка, т.е. стратегия развития рынка, которая относится к стратегиям концентрированного роста. Предприятию следует включить в предлагаемый ассортимент набор элитной вино-водочной продукции, что позволит удовлетворить потребности соответствующего сегмента потребителей и усилить свою позицию на рынке.

Указанная стратегия соответствуют состоянию внешней среды и внутреннему потенциалу организации, а также позволит ликвидировать слабости фирмы и смягчить либо предотвратить угрозы внешней среды. Реализация данной стратегии позволит предприятию достичь следующих целей:

§ улучшение финансового состояния;

§ расширение зоны действия фирмы;

Реализация выбранной стратегии позволит предприятию достичь главной цели, а именно, создание условий конкурентоспособности деятельности и менеджмента в долгосрочной перспективе. Для этого фирме «Троя» необходимо решить ряд задач, непосредственно относящихся к воплощению в жизнь указанной оптимальной стратегии. В качестве инструмента программного подхода к определению их состава следует применить построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей.

Осуществление стратегии развития рынка предполагает реализацию в определенные сроки всех задач, предусмотренных в рамках программно-целевого планирования. Наиболее эффективными и адекватными мероприятиями для внедрения стратегии с учетом влияния СТЭП–факторов и оценки социально-экономической эффективности будут являться: расширение ассортимента товаров (предложение набора элитной продукции) и повышение квалификации управленческого персонала. За счет их проведения предприятие сможет расширить рынок сбыта своей продукции, улучшить свои финансовые показатели, увеличить производительность труда и повысить точность осуществления стратегии.

Таким образом, правильное и точное выполнение всех мероприятий программы развития в установленные сроки позволит предприятию достичь главной цели и выполнить выбранную стратегию концентрированного роста, что в свою очередь приведет к быстрому и значительному росту эффективности системы управления и всей деятельности организации в целом.


Список литературы

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарика, 1998-296с.

2. Виханский О.С., Наумов Н.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд.-М.: Гардарика, 1998.-528с.

3. Исследование систем управления: Учеб.пособие/ Под ред.Э.М. Короткова.-М.: ИНФРА-М, 2003.-176с.

4. Карасев А.Б. Комплекс уникальности и эффективные стандарты российской системы корпоративного управления опережающим развитием предприятия// Менеджмент в России и за рубежом.-2003.-№6.- С.3-11.

5. Киселев В.А. С чего начинается эффективное управление предприятием?// Управление персоналом.-2003.-№5.-С.42-44.

6. Коротков Э.М. Исследование системы управления: Учебник – М.: Дела, 2000. – 285 с.

7. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие М.: Издательско-консалтинговая компания «Дека», 1997.-304с.

8. Методы исследования системы управления организации: Методические указания для выполнения курсовых и дипломных работ. В 2 ч. Ч 1 / Кафедра менеджмента. КГТЭИ.- Красноярск. -, 2004.- 30 с.

9. Методы исследования системы управления организации: Методические указания для выполнения курсовых и дипломных работ. В 2 ч. Ч 2 / Кафедра менеджмента. КГТЭИ.- Красноярск. -, 2004.- 30 с.

10. Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия: Учеб.-метод.пособие/ Сост.А.Н. Чаплина, Е.И.Федорович. КГТЭИ – Красноярск, 2002.-212с.

11. Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд, перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М,1999.-669с.

12. Чаплина А.Н. Методология и методы управления потребительским рынком для городского населения: Монография/ Красноярский гос.ун-т.-Красноярск, 2002.-231с.

13. Чаплина А.Н. Руководство и культура организации: Учебное пособие.- Красноярск: издательство КГУ, 1997.-100с.

14. Чаплина А.Н. Менеджмент организации: Учебное пособие/ Красноярск: КГТЕИ, 2000.-60с.

15. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Менеджмент в торговле: Учеб.пособие/ Красноярск: КГТЭИ, 2003.-254с

16. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Методика оценки и анализа конкуренто-способности систем управления на предприятиях: Методические указания для выполнения курсовых и дипломных работ/КГТЭИ.- Красноярск, 2002.- 62 с.

17. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. В поисках эффективного управления: Учеб. пособие /КГТЭИ.- Красноярск,1999. -168с.

18. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Пути и средства повышения эффективности управления организацией: Учеб. пособие /КГТЭИ.- Красноярск,1999.-163с.

19. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Разработка и обоснование стратегии развития организации: Учеб. пособие / КГТЭИ.- Красноярск, 1999.-150с.

Приложения

Приложение 1

Таблица 2.1

Исходные данные для расчета показателей конкурентоспособности ООО «ТД «Троя»

Показатели Годы
     
1. Краткосрочные обязательства, тыс.руб. 40057,65 95717,75 211772,55
2. Источники покрытия текущих обязательств (оборотные активы), тыс.руб. 45109,50 109378,15 230310,15
3. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, тыс.руб. 144,65 7463,45 16958,70
4. Выручка от реализации продукции, тыс.руб. 405201,70 598392,80 713276,10
5. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. 45109,50 109378,15 230310,15
6. Доход (валовая прибыль), тыс.руб. 49105,20 95181,50 83191,00
7. Балансовая прибыль, тыс.руб. 7147,60 10461,65 10744,75
8. Издержки обращения, тыс.руб. 39889,30 93778,30 74340,70
9. Доход от прочих операций, тыс.руб. 571,30 4,40 1187,90
10. Прибыль от прочих операций и внереализационных операций 571,30 -1021,40 -8311,80
11. Чистая прибыль, тыс.руб. 5625,30 141,30 408,30
12. Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс.руб. 7156,60 10470,65 10751,75
13. Источники финансирования (валюта баланса), тыс.руб. 47214,25 113567,8 239697,6
14. Средняя величина собственного оборотного капитала, тыс.руб. 5051,85 13660,4 18537,6
15. Среднегодовая стоимость активов, тыс.руб. 47214,25 113567,8 239697,6
16. Прибыль от реализации продукции, тыс.руб. 9215,90 1403,20 8850,30
17. Объем нереализованной продукции, тыс.руб. 21191,40 31215,70 80797,00
18. Стоимость материальных запасов, тыс.руб. 26104,15 42125,45 108246,65
19. Затраты на рекламу и стимулирование сбыта, тыс.руб. 115,21 325,44 802,30
20. Изменение прибыли от реализации, тыс.руб. 250,00 -7812,70 7447,10
21. Сумма затрат на управление, тыс. руб. 642,18 886,21 1019,15
22. Численность аппарата управления, чел.      
23. Численность всего персонала предприятия, чел.      
24. Численность линейного персонала аппарата управления, чел.      
25. Численность функционального персонала аппарата управления, чел.      
26. Средняя оплата труда 1 работающего аппарата управления, тыс. руб. 29,19 35,03 38,60
27. Выработка на 1 работающего, тыс. руб. 2293,16 3149,44 3566,38
28. Сумма оплаты труда работающих аппарата управления, тыс.руб. 583,80 805,65 926,50

Приложение 2

Таблица 2.5

Оценка составляющих конкурентоспособности системы управления

Критерии и показатели конкурентоспособности Коэффиц. весомости, gi Оценка показателей (Аi)
2001 г 2002 г 2003 г
Финансовое положение предприятия Коэффициент текущей ликвидности 0,11      
Коэффициент платежеспособности 0,1      
Оборачиваемость оборотных средств 0,05      
Эк. результативность управленческой деятельности 0,1      
Рентабельность всех операций 0,08      
Рентабельность прочих операций 0,05      
Уровень рентабельности (доходности) собственного капитала 0,1      
Коэффициент автономии (собственного капитала) 0,09      
Коэффициент маневренности капитала 0,12      
Оборачиваемость всех активов 0,1      
Уровень рентабельности (прибыльности) общих активов 0,1      
Конкурентоспособность организации сбыта Рентабельности продаж 0,4      
Коэффициент затоваренности готовой продукцией 0,2      
Коэффициент эффективности использования материальных запасов 0,25      
Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта 0,15      
Конкурентоспособность организации управленческой деятельности Экономическая эффективность управленческой деятельности 0,2      
Результативность управления реализацией продукции 0,2      
Доля затрат на управление 0,15      
Доля управленцев в численности всего персонала предприятия 0,15      
Коэффициент соотношения линейного и функционального персонала управления 0,1      
Коэффициент динамики оплаты труда управленческого персонала 0,08      
Доля зарплаты управленцев в себестоимости продукции 0,12      

Приложение 3

Критерии и показатели конкурентоспособности Оценка показателей (Аi)
         
Финансовое положение предприятия Коэффициент текущей ликвидности          
Коэффициент платежеспособности          
Оборачиваемость оборотных средств          
Эк. результативность управленческой деятельности          
Рентабельность всех операций          
Рентабельность прочих операций          
Уровень рентабельности (доходности) собственного капитала          
Коэффициент автономии (собственного капитала)          
Коэффициент маневренности капитала          
Оборачиваемость всех активов          
Уровень рентабельности (прибыльности) общих активов          
Конкурентоспособность организации сбыта Рентабельности продаж          
Коэффициент затоваренности готовой продукцией          
Коэффициент эффективности использования материальных запасов          
Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта          
Конкурентоспособность организации управленческой деятельности Экономическая эффективность управленческой деятельности          
Результативность управления реализацией продукции          
Доля затрат на управление          
Доля управленцев в численности всего персонала предприятия          
Коэффициент соотношения линейного и функционального персонала управления          
Коэффициент динамики оплаты труда управленческого персонала          
Доля зарплаты управленцев в себестоимости продукции          

Приложение 4

Таблица 2.7

Анализ основных показателей торгово-хозяйственной деятельности

Показатели Ед. измере-ния 2002 год 2003 год Откло-нение (+;-) Темп измене-ния, %
А Б        
1. Товарооборот без НДС тыс.руб. 598392,80 713276,10 114883,30 119,20
2. Численность работников, всего чел.     10,00 105,26
3. Производительность труда 1 среднесписочного работника [стр.1:стр.2] тыс.руб./чел. 3149,44 3566,38 416,94 113,24
4. Фонд заработной платы тыс.руб. 5195,36 5979,26 783,90 115,09
5. Уровень фонда заработной платы % 0,87 0,84 -0,03 х
6. Среднемесячная заработная плата 1 работника тыс.руб. 2,28 2,49 0,21 109,33
7. Среднегодовая стоимость основных фондов тыс.руб. 4143,45 7928,85 3785,40 191,36
8. Фондоотдача [стр.1:стр.7] руб. 144,42 89,96 -54,46 62,29
9. Среднегодовая стоимость оборотных средств тыс.руб. 109378,15 230310,15 120932,00 210,56
10. Оборачиваемость оборотных средств [стр.1:стр.9] обороты 5,47 3,10 -2,37 56,61
11. Себестоимость проданных товаров тыс.руб. 503211,30 630085,10 126873,80 125,21
12. Валовая прибыль          
12.1. сумма тыс.руб. 95181,50 83191,00 -11990,50 87,40
12.2. в % к товарообороту % 15,91 11,66 -4,24 х
13. Издержки обращения          
13.1. сумма тыс.руб. 93778,30 74340,70 -19437,60 79,27
13.2. в % к товарообороту % 15,67 10,42 -5,25 х
14. Прибыль (убыток) от продаж          
14.1. сумма тыс.руб. 1403,20 8850,30 7447,10 630,72
14.2. в % к товарообороту % 0,23 1,24 1,01 529,14
15. Доходы от участия в деятельности других предприятий тыс.руб. - - - -
16. Проценты к получению тыс.руб. 0,80 - -0,80 х
    Продолжение таблицы 2.7
17. Проценты к уплате тыс.руб. - 5591,70 5591,70 х
18. Прочие операционные доходы тыс.руб. 3,60 1087,90 1084,30 30219,44
19. Прочие операционные расходы тыс.руб. 866,20 2226,00 1359,80 256,98
20. Прочие внереализационные доходы тыс.руб. - 100,00 100,00 х
21. Прочие внереализационные расходы тыс.руб. 159,60 1682,00 1522,40 1053,88
22. Прибыль (убыток) до налогообложения          
22.1. сумма тыс.руб. 381,80 538,50 156,70 141,04
22.2. в % к товарообороту % 0,06 0,08 0,01 х
23. Налог на прибыль и иные аналогичные платежи тыс.руб. 240,50 130,20 -110,30 54,14
24. Прибыль (убыток) от обычной деятельности          
24.1. сумма тыс.руб. 141,30 408,30 267,00 288,96
24.2. в % к товарообороту % 0,02 0,06 0,03 х
25. Чрезвычайные доходы тыс.руб. - - - -
26. Чрезвычайные расходы тыс.руб. - - - -
27. Чистая прибыль (убыток) отчетного года   - - - -
27.1. сумма тыс.руб. 141,30 408,30 267,00 288,96
27.2. в % к товарообороту % 0,02 0,06 0,03 х
28. Затратоотдача [стр.1:стр.13.1] руб. 6,38 9,59 3,21 150,37
29. Эффективность использования торгового потенциала [стр.1:(стр.4+(стр.7+стр.9)*0,12) руб. 31,80 20,63 -11,17 64,89
30. Эффективность финансовой деятельности [стр.12.1:(стр.4+(стр.7+стр.9)*0,12) руб. 5,06 2,41 -2,65 47,58
31. Эффективность трудовой деятельности [стр.1:стр.4] руб. 115,18 119,29 4,11 103,57
32. Интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности [3√стр.29*стр.30*стр.31] руб. 26,46 18,09 -8,37 68,38

Приложение 5

Числитель Знаменатель Прибыль (П) Оптовый товарооборот (ОТО) Издержки обращения (ИО) Основные фонды (ОФ) Среднесписочная численность (Ч)
Прибыль (П) П:П 1,0000 ОТО:П Закрепленность оптового товарооборота за прибылью ИО:П Закрепленность издержек обращения за прибылью ОФ:П Закрепленность основных фондов за прибылью Ч:П Закрепленность среднесписочной численности за прибылью
Оптовый товарооборот (ОТО) П:ОТО Рентабельность товарооборота 0,0023; 0,0124; 5,2914 ОТО:ОТО 1,0000 ИО:ОТО Закрепленность издержек обращения за товарооборотом ОФ:ОТО Закрепленность основных фондов за товарооборотом Ч:ОТО Закрепленность численности за товарооборотом
Издержки обращения (ИО) П:ИО Рентабельность издержек 0,0150; 0,1191; 7,9564 ОТО:ИО Затратоотдача 6,3809; 9,5947; 1,5037 ИО:ИО 1,0000 ОФ:ИО Закрепленность основных фондов за издержками обращения Ч:ИО Закрепленность численности за издержками обращения
Основные фонды (ОФ) П:ОФ Рентабельность основных фондов 0,3387; 1,1162; 3,2960 ОТО:ОФ Фондоотдача 144,4190; 89,9596; 0,6229 ИО:ОФ Издержки на 1 руб. основных фондов 22,6329; 9,3759; 0,4142 ОФ:ОФ 1,0000 Ч:ОФ Закрепленность численности за основными фондами
Среднесписочная численность работников (Ч) П:Ч Рентабельность рабочей силы 7,3853; 44,2515; 5,9919 ОТО:Ч Производитель-ность труда 3149,4358; 3566,3805; 1,1324 ИО:Ч Издержки на 1 работающего 493,57; 371,7035; 0,75309176 ОФ:Ч Фондовооруженность 21,8076; 39,6443; 1,8179 Ч:Ч 1,0000

Рис. 12 Матричная модель 5х5 проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности ООО «ТД «Троя»


Приложение 6

Таблица 2.9

Результаты опроса сотрудников ООО «ТД «Троя»

Характеристики Ваша хар-ка
1. ХОРОШИЙ НАЧАЛЬНИК: Þ Сильный, решительный и твердый, но справедливый, защищает преданных подчиненных, великодушен и снисходителен к ним. Þ Объективный и точный, избегает использовать власть в своих интересах, требует от подчиненных только то, что соответствует должностным обязанностям. Þ Избегает противоречий, легко поддается влиянию в вопросах, касающихся выполнения задачи, использует власть для получения ресурсов, необходимых для выполнения работы. Þ Заботится о личных нуждах других, использует свое положение для обеспечения возможностей, стимулирующих работу подчиненных.  
2. ХОРОШИЙ ПОДЧИНЕННЫЙ: Þ Угодливый, трудолюбивый и преданный интересам своего начальника. Þ Ответственный и надежный, выполняет свои обязанности и избегает действий, беспокоящих начальника. Þ Желает внести свой вклад в решение задачи, выдвигает идеи и предложения, тем не менее, охотно уступает первенство другим, более компетентным и способным. Þ Крайне заинтересован в развитии своих потенциалов, нет предубеждений против получения помощи, учебы, уважительно относится к нуждам и ценностям других, охотно помогает сам.  
3. ХОРОШИЙ ЧЛЕН ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ВЫПОЛНЯЕТ Þ Личные приказания начальника. Þ Обязанности, требования своей собственной роли и следует привычным образцам поведения. Þ Действия, требования, вытекающие из задачи или профессии и из возможностей, энергии и материальных ресурсов. Þ Личные интересы.  
4. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПРЕУСПЕВАЮТ В ОРГАНИЗАЦИИ Þ Расчетливы, соперничают друг с другом, с сильными устремлениями к власти. Þ Добросовестные и ответственные, с глубоким чувством преданности организации. Þ Компетентные и полезные, с большим желанием сделать дело. Þ Эффективны и компетентны в личностных взаимоотношениях, желающие помочь росту и развитию других сотрудников.  
5. ОТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ К СОТРУДНИКУ Þ Такое, как будто его время и энергия находятся в распоряжении лиц, стоящих выше по служебной лестнице. Þ Временем и усилиями сотрудников организация распоряжается в рамках контракта, имеющего права и обязанности с обеих сторон. Þ Как к партнеру, связывающему свои умения и способности с общим делом. Þ Как к интересному и ценному человеку со своими правами.  
6. СОТРУДНИКАМИ УПРАВЛЯЮТ И НА НИХ ВЛИЯЮТ Þ Личным проявлением экономической и политической силы (награды и наказания). Þ Безналичным проявлением экономической и политической силы, чтобы навязать методы и нормы выполнения работ. Þ С помощью обещания и обсуждения требований, выдвигаемых задачей и ведущих к достижению цели путем соответствующей деятельности, мотивированной личностью. Þ Внутренний интерес и удовлетворение от предстоящей работы и (или) участие, забота о нуждах других людей, вовлеченных в эту деятельность.  
7. ОДИН СОТРУДНИК ИМЕЕТ ПРАВО КОНТРОЛИРОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДРУГОГО, Þ Если у этого сотрудника больше авторитета и власти в организации. Þ Если ему предписано руководить другими. Þ Если у него больше знаний о выполняемой задаче. Þ Если другой понимает, что помощь и руководство первого могут способствовать его росту и знаниям.  
Продолжение таблицы 2.9
8. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ: Þ Личные нужды и мнение тех, кто находится у власти. Þ Формальное распределение должностных обязанностей и ответственности в системе. Þ Требования к ресурсам и экспертные оценки для выполнения работы. Þ Личные желания и необходимость приобретения знаний отдельными членами организации.  
9. РАБОТА СОВЕРШАЕТСЯ ИЗ-ЗА Þ Получения вознаграждения, страха наказания или личной преданности отдельным влиятельным лицам. Þ Соблюдения договорных обязательств, подкрепленных санкциями и личной преданностью организации или системе. Þ Удовлетворения от работы и достижений и (или) из-за личной преданности идее. Þ Любви к работе ради самой работы и интереса и уважения к запросам и ценностям сотрудников.  
10. ЛЮДИ РАБОТАЮТ ВМЕСТЕ, Þ Когда этого требует вышестоящее руководство, или когда понимают, что могут использовать друг друга для личной выгоды. Þ Когда координация и обмен определяются формальной системой. Þ Когда их совместный вклад необходим для достижения цели. Þ Когда сотрудничество лично принять, стимулирует и вызывает на соревнование.  
11. СОПЕРНИЧЕСТВО Þ За личную власть и выгоду. Þ За положение с высоким статусом в формальной системе. Þ За максимальный вклад в выполнение задач. Þ За внимание к чьим-либо личным запросам.  
12. КОНФЛИКТ Þ Контролируется вмешательством высшего руководителя и часто им поощряется, чтобы сохранить свою власть. Þ Подавляется ссылкой на правила, процедуры поведения и определения ответственности. Þ Разрешается через обсуждение качества результатов работы. Þ Разрешается с помощью открытого и глубокого обсуждения личных запросов и ценностей.  
13. РЕШЕНИЯ Þ Принимаются лицом, обладающим большей властью. Þ Принимаются лицом, которое обязано это делать. Þ Принимаются лицами, которые лучше других знакомы с задачей. Þ Принимаются сильно вовлеченными лицами, на которых влияет результат.  
14. СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: Þ Приказ идет сверху вниз в простой пирамиде так, что любой, находящийся выше в пирамиде, имеет власть над тем, кто ниже; информация распространяется вверх посредством последовательных распоряжений. Þ Директивы распространяются сверху вниз и информация идет вверх в пределах функциональных пирамид, которые соединяются вверху; власть и ответственность ограничиваются сотрудниками, расположенными ниже в пирамиде; перекрестный функциональный обмен ограничен. Þ Информация о требованиях, предъявляемых к задаче, и проблемах идет из центра, решающего задачу, вверх и наружу, причем те кто понимает лучше всего проблему, определяют необходимые ресурсы и поддержку от остальной части организации; координирующий совет может установить порядок очередности и уровни ресурсов на основе информации ото всех центров задачи; структура должна изменяться в соответствии с природой и местом задачи. Þ Информация и влияние идут от человека к человеку на основе связей, в которые свободно вступают ради работы, знаний, взаимной поддержки и удовольствия; координирующая функция может установить общие уровни взносов (вкладов), необходимых для сохранения организации; эти задачи определяются общим соглашением.  
15. НА ОКРУЖЕНИЕ РЕАГИРУЮТ ТАК, СЛОВНО ЭТО Þ Джунгли, где все против всех, и тот, кто не эксплуатирует других, сам эксплуатируется. Þ Упорядоченная и рациональная система, где конкуренция ограничена законом, а конфликты разрешаются путем переговоров и компромиссов. Þ Совокупность неопределенных форм и систем, которые нужно переформировать и улучшить путем организации. Þ Комплекс потенциальных опасностей и помощи.  

Продолжение приложения 6

Таблица 2.11

Результаты анкетирования по проблемам структурного характера

Вопросы анкеты Количество положительных ответов
Заметны ли Вам плохое моральное состояние и слабая мотивация?  
Кажутся ли Вам решения не последовательными, не соотнесенными со стандартными правилами и критериями?  
Понимают ли сотрудники, чего от них хотят и каким образом может быть определен их вклад?  
Могут ли являться определенные работники объектом конкурентного давления других сотрудников из-за того, что нет стандартных правил определения приоритетов?  
Есть ли сотрудники, имеющие слишком большую нагрузку из-за того, что они выполняют работы, которые следовало бы выполнять другим?  
Запаздывает ли принятие решения, является ли оно недостаточно качественным?  
Поступает ли жизненно важная информация к сотрудникам, принимающим решения, с опозданием (возможно, из-за чрезмерно развитой иерархии)? Изолированы ли те, кто принимает решения, в своих структурных подразделениях организации из-за отсутствия адекватных средств координации их деятельности?  
Перегружены ли сотрудники, которые принимают решения, из-за того, что они не способны передать другим часть своих полномочий?  
Верно ли, что у Вас нет адекватных процедур для оценки результатов решений, принятых в прошлом подобных тем, которые принимаются сейчас?  
Имеют ли место заметные конфликты и недостаточность координации?  
Имеют ли отдельные сотрудники или группы сотрудников конфликтные цели, не связанные с общей политикой организации в отношении целей и приоритетов?  
Были ли упущены возможности координации деятельности определенных групп с помощью создания бригад или использования других механизмов связи? -
Участвуют ли сотрудники, выполняющие производственную работу, в планировании? -
Возрастают ли расходы (независимо от инфляции), особенно в административной сфере?  
Считаете ли Вы, что в вашей организации слишком много "вождей" по сравнению с числом "индейцев"?  
Считаете ли Вы, что имеется слишком много канцелярской работы и процедур, отвлекающих от производительного труда и требующих дополнительного административного штата?  
Считаете ли Вы, что организация не реагирует новаторски на изменение обстоятельств?  
Есть ли у Вас специалист, который следит за изменениями некоторых факторов окружающей среды и способствует организационным нововведениям?  
Является ли поддержка вышестоящими органами нововведений и планирования изменений достаточной? -
Имеет ли место недостаточная и неправильная координация между сотрудниками, которые отвечают за новые рынки сбыта, и теми, кто разрабатывает способы насыщения этих рынков (например, между сбытом и исследовательской работой)?  

Приложение 7

Таблица 2.14

Итоги экспертных оценок движущих факторов макроокружения, влияющих на систему управления

Наименование фактора Результаты ранжирования (0 до 10 баллов) Средний уд. вес
                   
оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес
1. Повышение покупательносй способности населения   0,16   0,14   0,10   0,14   0,15   0,16   0,15   0,16   0,16   0,16 0,15
2. Снижение ЕСН   0,13   0,14   0,14   0,13   0,14   0,16   0,15   0,14   0,15   0,16 0,14
3. Рост денежных доходов населения   0,13   0,10   0,11   0,13   0,14   0,11   0,15   0,16   0,13   0,14 0,13
4. Снижение налога на прибыль   0,14   0,11   0,11   0,13   0,12   0,11   0,14   0,12   0,11   0,14 0,12
5. Изменение потребительских предпочтений   0,14   0,11   0,06   0,09   0,12   0,11   0,09   0,17   0,11   0,09 0,11
6. Технологические нововведения   0,08   0,11   0,14   0,13   0,07   0,10   0,09   0,07   0,10   0,07 0,09
7. Рост рождаемости   0,08   0,14   0,11   0,09   0,05   0,10   0,09   0,09   0,06   0,07 0,09
8. Снижение процентов по кредитам   0,06   0,08   0,11   0,09   0,10   0,06   0,08   0,05   0,10   0,11 0,08
9. Увеличение срока кредита   0,08   0,06   0,11   0,08   0,12   0,08   0,06   0,05   0,08   0,07 0,08
Итого                                          

Продолжение приложения 7

Таблица 2.15

Итоги экспертных оценок сдерживающих факторов макроокружения, влияющих на систему управления

Наименование фактора Результаты ранжирования (0 до 10 баллов) Средний уд. вес
                   
оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес
1. Снижение покупательносй способности населения   0,20   0,22   0,16   0,15   0,17   0,20   0,20   0,18   0,21   0,17 0,19
2. Снижение денежных доходов населения   0,18   0,17   0,12   0,17   0,21   0,17   0,16   0,18   0,19   0,22 0,18
3. Повышение ставок акцизов   0,16   0,13   0,14   0,13   0,17   0,13   0,12   0,14   0,14   0,15 0,14
4. Снижение рождаемости   0,12   0,15   0,14   0,11   0,09   0,17   0,14   0,12   0,14   0,07 0,13
5. Высокий темп инфляции   0,08   0,11   0,14   0,13   0,13   0,09   0,10   0,10   0,14   0,13 0,11
6. Законодательные ограничения в сфере торговли и вино-водочной продукцией   0,12   0,09   0,11   0,13   0,11   0,11   0,08   0,12   0,07   0,11 0,10
7. Повышение уровня таможенных пошлин   0,06   0,07   0,11   0,09   0,06   0,09   0,10   0,08   0,07   0,09 0,08
8. Снижение курса рубля   0,06   0,07   0,09   0,08   0,06   0,04   0,10   0,08   0,05   0,07 0,07
Итого   1,00                                      

Продолжение приложения 7

Таблица 2.16

Итоги экспертных оценок движущих факторов непосредственного окружения, влияющих на систему управления

Наименование фактора Результаты ранжирования (0 до 10 баллов) Средний уд. вес
                   
оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес
1. Наличие устойчивых хозяйственных связей с большим количеством поставщиков   0,12   0,16   0,14   0,14   0,15   0,16   0,13   0,13   0,14   0,12 0,14
2. Наличие устойчивых хозяйственных связей с большим количеством клиентов   0,10   0,16   0,15   0,14   0,09   0,14   0,09   0,15   0,14   0,10 0,13
3. Благоприятная политика органов местного самоуправления   0,15   0,11   0,12   0,11   0,09   0,13   0,13   0,12   0,13   0,08 0,12
4. Наличие надежных страховых компаний   0,12   0,10   0,12   0,10   0,16   0,08   0,09   0,09   0,13   0,15 0,11
5. Повышение профессионального качества рабочей силы   0,14   0,11   0,06   0,08   0,09   0,11   0,13   0,12   0,13   0,15 0,11
6. Выгодные условия страхования рисков   0,14   0,11   0,14   0,11   0,11   0,09   0,09   0,09   0,09   0,12 0,11
7. Наличие надежных банков   0,10   0,08   0,11   0,11   0,16   0,11   0,11   0,10   0,09   0,08 0,11
8. Выгодные условия кредитования   0,10   0,08   0,11   0,13   0,07   0,11   0,13   0,10   0,06   0,10 0,10
9. Развитие транспортной инфраструктуры   0,03   0,08   0,06   0,08   0,07   0,08   0,08   0,09   0,09   0,08 0,08
Сумма баллов                                          

Продолжение приложения 7

Таблица 2.17

Итоги экспертных оценок сдерживающих факторов непосредственного окружения, влияющих на систему управления

<

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Наименование фактора Результаты ранжирования (0 до 10 баллов) Средний уд. вес
                   
оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес оценка уд. вес
1. Снижение платежеспособности основных клиентов   0,20   0,20   0,18   0,18   0,16   0,17   0,19   0,18   0,17   0,24 0,19
2. Неблагоприятная политика органов местного самоуправления   0,16   0,16   0,20   0,14   0,19   0,20   0,21   0,18   0,17   0,19 0,18
3. Ухудшение финансового состояния основных поставщиков   0,18   0,18   0,16   0,14   0,19   0,15   0,12   0,18   0,17   0,17 0,16
4. Сокращение рынка рабочей силы   0,16   0,18   0,16   0,20   0,14   0,15   0,12   0,13   0,13   0,14 0,15
5. Ужесточение условий лицензирования деятельности   0,14   0,16   0,13   0,11   0,14   0,15   0,14   0,13   0,17   0,12 0,14
6. Усиление конкурентной борьбы   0,16   0,09   0,13   0,16   0,16   0,11  

double arrow