Лекция № 12. Северо-кавказский экономический район

Экономико-географическое положение региона

В состав Северо-Кавказского экономического района входят Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, республики Адыгея, Дагестанская, Ингушская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия, Чеченская. Площадь района составляет 335,1 тыс. км2, или 2,1 % территории России. Северный Кавказ имеет выгодное экономико-географическое положение. Занимая Кавказский перешеек, он находится между Черным, Азовским и Каспийским морями, а также на пересечении важных путей из центральных восточных районов страны в государства Закавказья, Турцию и Иран.

Северный Кавказ граничит с мощным Донецко-Приднепровским районом Украины, Поволжским и Центрально-Черноземным регионами. Экономико-географическое положение – выгодное. Имеется выход к трем морям.

Через этот район Россия осуществляет связи с государствами Закавказья. Природные условия благоприятны для проживания населения и развития сельского хозяйства.

Имеются разнообразные полезные ископаемые[85].

Природные условия и ресурсы

Природные ландшафты Северного Кавказа многообразны. Здесь есть горные хребты и степные равнины, бурные горные реки и пересыхающие озера, оазисы субтропической растительности на черноморском побережье и холодные снежные вершины Кавказских гор.

Самая высокая точка РФ – г. Эльбрус (Республика Кабардино-Балкария). Разнообразие природных условий объясняется географическим положением и особенностями рельефа, что в свою очередь влияет на расселение людей и их хозяйственную деятельность.

По природным условиям район делится на три зоны:

1) равнинную;

2) предгорную;

3) горную.

Равнинная (степная) занимает большую часть территории и простирается от реки Дон до долин рек Кубань и Терек.

Предгорная зона располагается южнее и протягивается небольшой полосой с северо-запада на юго-восток. Предгорье постепенно переходит в систему горных отрогов Кавказа (горная часть). Район обладает плодородными землями (на равнинах) и естественными пастбищами (в предгорьях).

Горные реки обладают большим гидроэнергетическим потенциалом, а воды равнинных рек используются на орошение. Основной недостаток природных условий – неравномерная обеспеченность водными ресурсами.

Лучше обеспечена влагой западная часть, особенно Черноморское побережье и склоны гор. Северо-восток и восток района безводны, засушливы. Велика роль района как основной рекреационной зоны России (известные курорты Черноморского побережья и Кавказских минеральных источников, турбазы в горах Кавказа). Предгорье Большого Кавказа – кладовая химического, металлургического, строительного сырья, энергетических ресурсов (в том числе топливных – нефти и газа).

Природный газ имеется в Краснодарском и Ставропольском краях, нефть – в Чеченской Республике и Адыгее.

Руды цветных и редких металлов (цинк, свинец, вольфрам, молибден) добывают в горных республиках (Северная Осетия, Кабардино-Балкария), уголь – в Ростовской области (российская часть восточного крыла Донбасса).

Население и трудовые ресурсы

Население Северного Кавказа составляет 17,7 млн человек. Темпы роста населения заметно превышают среднероссийские (естественный высокий прирост).

Район обладает избытком трудовых ресурсов. Размещено население крайне неравномерно, хотя даже средняя плотность населения 47 человек на 1 км2. Краснодарский край и Ростовская область сосредоточивают в своих пределах почти 3/5 населения района. Наивысшие показатели плотности населения отмечаются в предгорьях, в районах интенсивного земледелия Краснодарского края и индустриальных районах Ростовской области.

А в северо-восточных засушливых районах Ставрополья, Дагестана и Ростовской области население крайне малочисленно.

Структура хозяйства и рыночная специализация

Северный Кавказ выделяется высокоразвитым и многоотраслевым сельским хозяйством, из отраслей промышленности – машиностроением, топливной и пищевой промышленностью. Среди других отраслей заметна роль цветной металлургии и производства строительных материалов.

Ведущая отрасль специализации – машиностроение.

Особенно развито сельскохозяйственное машиностроение (Ростов-на-Дону, Таганрог, Миллерово, Новочеркасск, Кропоткинск, Краснодар), так как имеется собственная металлургическая база (Ростовская область), развито сельское хозяйство и есть удобные транспортные пути.

Важное место занимает производство оборудования для нефтегазовой и пищевой промышленности, а также производство электровозов (Новочеркасск).

Энергетическое машиностроение представлено в Таганроге (паровые котлы) и Волгодонске (оборудование для АЭС).

Крупнейший индустриальный центр Северо-Кавказского района – город Ростов-на-Дону.

Развитию промышленности способствовало наличие минеральных ресурсов. В предгорных районах имеются запасы природного газа и нефти. Первая буровая скважина дала нефть в западном Предкавказье еще в 1860 г., позднее стали разрабатываться месторождения в районе Грозного, и только в 1950-е гг. началась добыча нефти и газа в Ставропольском крае. Топливными ресурсами богата также Ростовская область (восточное крыло Донбасса) – здесь добывают антрацит и коксующие угли. Здесь развитие получили угольная и металлургическая промышленность, транспортное машиностроение.

Нефтяная и газовая промышленность представлены в Краснодаре (НПЗ), Майкопе, Грозном (НПЗ), Туапсе (НПЗ).

Химическая промышленность района производит азотные удобрения из природного газа (Невинномысск, Белореченск), ядохимикаты, синтетические материалы, пластмассы (Буденновск).

Цветная металлургия представлена в Северной Осетии (Садон), Кабардино-Балкарии (Тырныауз). Пищевая промышленность полностью обеспечивает сырьем развитое сельское хозяйство района.

Работают предприятия по производству муки, круп, мясной продукции, плодоовощных консервов, вин.

Северный Кавказ – крупнейшая сельскохозяйственная база страны. На равнинах почвы плодородные: черноземные и аллювиальные – здесь сосредоточены крупные массивы пахотных земель. Выращивают зерновые (пшеница, кукуруза, рис) и технические (сахарная свекла, табак, подсолнечник и др.) культуры. Район славится овощеводством, садоводством и виноградарством. В Краснодарском крае выращивают чай (это самый северный район по выращиванию чая в мире).

Животноводство, как и земледелие, многоотраслевое.

На равнинных территориях занимаются разведением крупного рогатого скота и свиноводством. Тонкорунное овцеводство распространено в засушливых районах Ростовской области, Ставропольского края и Дагестана, а грубошерстное овцеводство – в предгорьях и горных республиках Кавказа.

Топливно-энергетический комплекс. Отрасли этого комплекса выполняют функции базовых производств.

Северный Кавказ обеспечивает свои потребности в топливе, поставлял ранее уголь, нефть, газ в другие районы страны.

ЛЕКЦИЯ № 13. Поволжский экономический район

Поволжский экономический район по масштабам и уровню развития промышленности, сельского хозяйства, строительного комплекса, транспорта и науки занимает 3-е место среди одиннадцати районов РФ.

Поволжский экономический район включает: Астраханскую, Волгоградскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую, Ульяновскую области; республики Калмыкию и Татарстан.

Общие показатели района: территория – 0,54 млн км2, численность населения – 16,5 млн чел., плотность – 30,8 чел. на км2.

Район протянулся с севера на юг вдоль реки Волги на 1,5 тыс. км и характеризуется среднеконтинентальным типом климата. Средние температуры: января -11,7 °C, июля +22,3 °C; годовая сумма осадков 200–700 мм.

Общая земельная площадь района составляет 53,640 млн га, из которых только 9 % заняты лесом, а запасы древесины в районе составляют 572,9 млн м3.

В Поволжском экономическом районе сосредоточены значительные запасы нефти, природного газа, газового конденсата, горючих сланцев, самородной серы, поваренной соли.

Район выделяется богатой сырьевой базой для промышленности строительных материалов (цементное и стекольное сырье, нерудные материалы).

Природные ресурсы Поволжского района обеспечивают ему роль одной из главных сырьевых баз России по добыче природного газа и в промышленности строительных материалов.

Важнейшим природным ресурсом района являются высококачественные почвы, большая часть которых представлена черноземами, – уникальная основа для развития высокопродуктивного сельского хозяйства.

Химическая и нефтехимическая промышленность района занимают лидирующее положение в России.

Кроме того, в районе производятся бумага, целлюлоза, телевизоры, холодильники и др.

Перспективными направлениями для Поволжского района являются более глубокая нефтепереработка с увеличением светлых продуктов и развитие производства синтетических смол, пластмасс, моющих средств, химических волокон.

Поволжский экономический район занимает одно из ведущих мест в РФ по развитию агропромышленного комплекса.

Его удельный вес составляет 14 % в производстве всей товарной сельхозпродукции РФ.

В сельскохозяйственном производстве занято около 24 % трудоспособного населения.

В валовой продукции сельского хозяйства района свыше 63 % приходится на долю животноводства.

Район является основным поставщиком пшеницы твердых сортов: около 50 % в РФ.

Из отраслей растениеводства необходимо отметить производство подсолнечника – 7040 тыс. т, что составляет свыше 22 % от общего его производства в РФ.

В Поволжском районе развиты все виды транспорта.

Эксплуатационная длина железных дорог составляет около 10 % от длины железных дорог России, наибольшая ее часть размещена в Саратовской, Волгоградской областях и Республике Татарстан. В расчете на 10 тыс. км2 территории района приходится 160 км железных дорог, что в 3 раза больше, чем в среднем по РФ.

Железнодорожные и автомобильные магистрали связывают центры областей и республик района с центральными, северовосточными и южными районами европейской части России.

Протяженность внутренних водных судоходных путей составляет свыше 5700 км. Реки Волга, Дон, Хопер, Кама судоходны от 200 до 250 дней в году.

Воздушные перевозки осуществляются через аэропорты Астрахани, Волгограда, Самары, Пензы, Саратова, Ульяновска, Элисты, Казани и Набережных Челнов, где установлены таможенные посты. Таможня есть в морском порту Астрахани.

Обеспеченность Поволжского района предприятиями связи несколько ниже, чем в среднем по РФ. Однако в условиях рынка потребуется кардинальное техническое переоснащение всей системы связи.

ЛЕКЦИЯ № 14. Уральский экономический район

1. Население Уральского экономического района

Численность населения в разных районах страны изменяется также в связи с переездом людей из одного постоянного места жительства в другое (внутренние миграции).

Наиболее многочисленны и постоянны миграции населения из сельской местности в города.

Существует также переселение между сельскими населенными пунктами.

Значительны миграции из малых городов в крупные. В довоенные годы переселение шло на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, где осваивались месторождения полезных ископаемых и строились заводы.

Численность населения составляет 20,5 млн человек.

В настоящее время в Уральском экономическом районе насчитывается 140 городов, в которых проживает 75 % населения, – это один из самых высоких показателей по стране.

Четыре города имеют население свыше миллиона человек: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь.

Вокруг этих городов сформировались крупнейшие городские агломерации, сосредоточивающие 34 % населения Урала и занимающие около 10 % его территории.

Наиболее урбанизированными являются Свердловская и Челябинская области, где в городах и поселках городского типа проживает соответственно 87 и 83 % населения.

Плотность населения высока – 24,9 человек на один квадратный километр, при этом наиболее густо заселены Челябинская область (41,4 чел./км2) и Удмуртия (38,7 чел./км2), наименее – Курганская и Оренбургская области (15,6 и 17,7 чел./км2 соответственно), но даже в этих областях плотность населения выше средней по стране.

2. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства

В структуре хозяйственного комплекса Уральского экономического района ведущую роль играет промышленность.

Топливно-энергетический комплекс обеспечивает функционирование всех отраслей хозяйства. Особенно важно его развитие на Урале, где сконцентрированы многие тепло– и энергоемкие производства. Урал относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами.

Традиционная отрасль для Урала – угольная промышленность, но угольные месторождения истощаются, закрываются шахты и карьеры.

Собственная добыча угля обходится дороже, чем использование привозных углей; ввозятся как коксующиеся угли, так и энергетические (из Кузбасса).

Большое значение в настоящие время имеет добыча нефти и газа, которая, тем не менее, не покрывает потребности Уральского экономического района. На базе Оренбургского газоконденсатного месторождения сформировался Оренбургский ТПК, откуда газ поступает в центральные районы России и на экспорт.

Создана мощная нефтеперерабатывающая промышленность, наиболее крупные заводы по переработке нефти расположены в Уфе, Саловате, Перми.

Объединенная Уральская энергосистема – одна из крупнейших в стране, ее основа – теплоэнергетика, базирующаяся на угле и природном и попутном газе. Она представлена Рефтинской (3,8 млн кВт), Троицкой (2,5 млн кВт), Ириклинской (2,4 млн кВт), Южно-Уральской ГРЭС и др.

Развита и гидроэнергетика – самые крупные ГЭС построены на Каме: Воткинская и Камская; имеются несколько меньших по мощности гидроэлектростанций. На Урале есть атомная электростанция Белоярская с мощным реактором на быстрых нейтронах. Дальнейшее укрепление энергетической базы Уральского экономического района связано с вводом в действие строящейся Пермской ГРЭС (4,8 млн кВт), расширением Рефтинской ГРЭС, строительством Башкирской и Южно-Уральской АЭС.

Электроэнергия также будет поступать по ЛЭП Экибастус – Урал (из Казахстана), а в будущем и из Западной Сибири и Канско-Ачинского ТПК.

Для снабжения углем электростанций Урала разрабатывается проект углепровода Кузбасс – Урал протяженностью 2400 км[86].

Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. Это одна из важнейших отраслей рыночной специализации района. В структуре основных фондов Урала на долю черной металлургии приходится примерно 1/3[87].

Как уже отмечалось, Урал не покрывает своих потребностей в железной руде собственной добычей, руды дополнительно ввозятся из Курской магнитной аномалии, с Кольского полуострова (на расстояние 3000–3500 км), а также из Казахстана (Соколовско – Сарбайские), что значительно ближе. Однако проблема снабжения металлургии Урала железорудным сырьем осложняется в связи с переходом Карагандинского металлургического комбината (Казахстан) на снабжение с Соколовско – Сарбайского ГОКа. Поэтому ставится задача более полной разработки собственных ресурсов железных руд. На базе Качканарской группы месторождений работает один Качканарский горнообогатительный комбинат, строится второй. Возрастает добыча Бакальских и Орско-Халиловских руд, в дальнейшем будет осуществляться добыча руд, залегающих на значительных глубинах (Серовское, Глубочевское и другие месторождения).

Большое значение придается также активизации геологопоисковых работ на севере Уральских гор. Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны – 41,3 млн т (Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области). До последнего времени ферромарганец и силикомарганец поставлялись с Украины, из Казахстана – товарная руда. На Урале есть запасы и хромитовых руд (Сарановская группа месторождений), но они используются для производства огнеупоров вследствие низкого содержания оксида хрома и высокого содержания кремния. Для выплавки феррохрома применяются хромиты из Казахстана.

Коксующихся углей в районе нет, поэтому технологическое топливо – привозное, поступает из Кузнецкого угольного бассейна.

В целях сокращения потребностей Урала в коксующемся угле предполагается шире применять новые технологии: использовать природный и попутный газ, некоксующийся уголь и пр. [88]

Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий – предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Наиболее крупные из них – Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско-Халиловский (Новотроицк) комбинаты и Челябинский металлургический завод – дают почти 80 % чугуна и 70 % стали, добываемых в районе. Другие предприятия полного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевске, Белорецке и других центрах.

Значительно развита на Урале и передельная металлургия, в основном на старых заводах, которые по количеству преобладают в районе. Производятся также ферросплавы, как доменные (Чусовой), так и выплавляемые электротермическим путем (Челябинск), трубопрокат (Первоуральск, Челябинск). Только на Урале имеется выплавка природнолегированных металлов (Новотроицк). Металл, производимый предприятиями Урала, отличается высоким качеством и относительно низкой себестоимостью[89].

Высокая концентрация металлургического производства имеет помимо положительных сторон (снижение себестоимости продукции и пр.) и крайне отрицательные последствия: резкое ухудшение экологической ситуации, проблемы водоснабжения, расселения населения, транспорта и др. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей металлургических предприятий нецелесообразно, особенно на южном Урале, страдающем от недостатка водных ресурсов, где в настоящее время сосредоточено основное производство.

Важное направление дальнейшего развития черной металлургии Урала – техническое перевооружение действующих предприятий, ускоренное внедрение достижений НТП. Осуществляется строительство кислородно-конверторных цехов на Магнитогорском и Нижнетагильском комбинатах, электросталеплавильных производств с машинами непрерывного литья заготовок на Орско-Халиловском комбинате, Челябинском, Серовском, Алапаевском заводах. Реконструируются все трубные заводы.

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается очень высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля.

Ведущее место занимает медная промышленность, сырьевой базой которой служат медно-колчеданные руды, залегающие вдоль восточного склона Урала. Добыча ведется в основном на Южном Урале.

В ближайшее время начнется эксплуатация месторождений качественных руд меди на северном Урале (в Ивдельском районе), отличающихся повышенным содержанием основных и попутных компонентов, низким содержанием вредных примесей; возможна открытая добыча. Предприятия по выплавке черновой меди сосредоточены в районах добычи руд: в Красноуральске, Кировграде, Ревде, Карабаше, Медногорске. Последующая стадия обработки меди – ее рафинирование – осуществляется на электролитических заводах в Кыштыме и Верхней Пышме. При выплавке меди образуются отходы, используемые в химической промышленности: для производства серной кислоты, суперфосфата (например, на Медногорском медно-серном комбинате). Так как медные руды обычно многокомпонентные и содержат кроме меди цинк, золото, кадмий, селен и другие элементы (до 25), медные заводы производят помимо меди другие металлы или их концентраты.

На Урале осуществляются добыча и обогащение никелевых руд, выплавка металлического никеля, металлоизделий. Производство никеля сосредоточено в районах добычи руд: в Южном Зауралье (Орск), Уфалейском районе. Новый горнометаллургический комбинат построен на базе Буруктальского месторождения. Кроме никеля он включает производство кобальта и железного концентрата, на нем осуществляется утилизация отходов для химических целей.

Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский (г. Краснотурьинск), Уральский (город Каменск-Уральский) и др. Дальнейшее развитие алюминиевой промышленности на Урале связано с укреплением его энергетической базы, так как выплавка металлического алюминия – очень энергоемкое производство.

Энергоемким является также производство титана и магния. На Урале оно представлено Березниковским титаномагниевым комбинатом и Соликамским магниевым заводом, которые базируются на карналлитах Верхнекамского соленосного бассейна[90].

Для производства цинка в Уральском экономическом районе используются как местное сырье, представленное медно-цинковыми рудами, так и привозные концентраты. Крупный центр цинковой промышленности – Челябинск.

Машиностроение Урала – крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий, представляющих все подотрасли машиностроения. Здесь развиты: тяжелое машиностроение (производство горнометаллургического оборудования, химического и нефтехимического оборудования), энергетическое (производство турбин, паровых котлов и др.), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Наиболее быстро развивается электротехническое машиностроение, приборостроение, станкостроение.

Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Орск (оборудование для металлургии и горнорудной промышленности), Пермь (горношахтное машиностроение), Уфа (завод горного оборудования), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. Оборудование для нефтяной и газовой промышленности производится в Салавате, Бузулуке, Троицке и др. [91]

Урал – не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции.

Ведущий центр производства турбин – Екатеринбург. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение развито в Челябинске (тракторный завод, производство автотракторных прицепов и пр.), в Кургане («Кургансельмаш»), Орске и других городах.

Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством легковых (Ижевск) и большегрузных (Миасс) автомобилей, автобусов (Курган), мотоциклов (Ижевск, Ирбит), судостроением (Пермь), судоремонтом (Соликамск). Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах Урала: Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Кургане, Оренбурге и др. [92]

Для машиностроения Уральского экономического района так же, как и для всей промышленности, характерны чрезмерная концентрация в крупных городах, недостаточная специализация, универсализм многих предприятий, распыленность вспомогательных и ремонтных производств, замедленное внедрение достижений НТП, сохранение старой техники и технологии.

Химическая промышленность – отрасль рыночной специализации Урала – обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности. Уральский экономический регион – один из ведущих в стране по развитию химической промышленности, которая представлена здесь всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и др.

Урал одновременно является и крупным потребителем продукции химической промышленности.

Наибольшее значение имеет производство минеральных удобрений, среди которых выделяются калийные. Калийные удобрения вырабатываются в районе добычи сырья (Верхнекамского соленосного бассейна). Основные центры расположены в Пермской области (Березники, Соликамск)[93].

Предприятия по производству азотных удобрений размещаются в районе добычи угля и поваренной соли – в Березниках, работают в комплексе с металлургическими заводами (используют коксовый газ) – в Магнитогорске, Нижнем Тагиле; в районе нефтепереработки (применяют ее отходы) – в Салавате.

Фосфатные удобрения выпускаются в Перми, Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов.

При производстве минеральных удобрений используется серная кислота. Сернокислотная промышленность Урала базируется как на ископаемом сырье (серный колчедан), так и на отходах цветной металлургии (Ревда, Кировград) и других отраслей.

Содовая промышленность приближена к месторождениям поваренной соли, а также комбинируется с производством калийных удобрений при наличии известняков и угля. Основные центры на Урале – Березники и Стерлитамак.

Химия органического синтеза представлена производством синтетических смол и пластмасс (Екатеринбург, Уфа, Салават, Нижний Тагил), синтетического каучука (Стерлитамак, Чайковский), шин (Екатеринбург) и другой продукции. Эта отрасль использует как местные, так и поступающие из Западной Сибири нефть и газ.

Предприятия нефтехимии могут сочетаться с нефтепереработкой, а могут быть самостоятельными: «Пермнефтеоргсинтез», «Салаватнефтеоргсинтез» и др.

Химическая промышленность имеет типичные для Урала проблемы:

1) чрезмерную концентрацию производства;

2) недостаток воды;

3) дефицит топливно-энергетических ресурсов.

Лесная промышленность – отрасль рыночной специализации Уральского экономического района – работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производства начиная от заготовки древесины до выпуска конечной продукции (бумага, спички, фанера, мебель, домостроение и др.). Развита химическая переработка древесины и ее отходов.

Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях (Серов, Пермь, Соликамск и др.). Лесозаготовки ведутся преимущественно в южных и центральных частях этих областей, хотя основные лесные массивы находятся на севере.

Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия которой также расположены в Пермской (Краснокамск, Красновишерск, Соликамск) и Свердловской (Новая Ляля) областях.

Основные направления дальнейшего развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности: постепенный сдвиг в северные районы Урала, повышение комплексности в использовании лесных ресурсов, увеличение химической и химико-механической переработки древесины, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.

Строительная индустрия на Урале опирается на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья, так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности – Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская область). Значительная роль принадлежит Уралу и в производстве сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны. Строительные организации Уральского экономического района помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах. В составе легкой промышленности Уральского экономического района выделяется кожевенно-обувная, построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области. Распространена швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности[94].

Отрасли агропромышленного производства

Специализация сельского хозяйства Урала – зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкортостане и Оренбуржье.

В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (около 65 %), а также кормовые (свыше 32 %). Выращиваются также картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла. Доля технических культур в посевах невелика – немногим более 1,5 %, что связано с их высокой трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.

В структуре сельскохозяйственного производства Урала преобладает животноводство: на севере – молочное скотоводство, птицеводство, на юге района – мясо-молочное и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства.

Важная задача, стоящая перед сельским хозяйством Урала, – повышение урожайности зерновых культур и продуктивности скота. Пищевая промышленность района представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Основную роль играет мясная промышленность.

Транспорт

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой – высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60 %).

В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предлагается построить Западно-Уральскую меридиальную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог.

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов.

Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.

Велика роль трубопроводного транспорта, через Урал проходят нефте– и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.

Уральский район осуществляет разнообразные экономические связи со многими регионами.

Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами, причем вывоз превышает объем ввоза.

Наиболее тесные связи – с соседними экономическими районами: Западно-Сибирским и Поволжским.

Западная Сибирь поставляет Уралу кокс, нефть, газ, в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы.

Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией химии и машиностроения, поставляет продукты питания.

Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ.

Территориальная организация хозяйства

В Уральском экономическом районе выделяются три подрайона: Среднеуральский (Свердловская область), Западно-Уральский (Башкортостан и Удмуртия, Пермская область), ЮжноУральский (Оренбургская, Курганская, Челябинская области).

Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии, черной и цветной, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Это самый мощный промышленный район Урала.

Западно-Уральский подрайон выделяется нефтедобывающей и нефтехимической промышленностью, транспортным машиностроением и станкостроением.

Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной металлургией, тракторостроением. В Оренбургской области формируется крупный газопромышленный ТПК. Этот подрайон занимает ведущее место в сельскохозяйственном производстве Урала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: