double arrow

ANIMA MINIMA 93


(ее хексис*) в сторону довольства или неудоволь­ствия. Философская эстетика принимает эту вза­имосвязь в качестве принципа. Каковой, однако, предполагает некую душевную субстанцию, наде­ленную способностью аффектироваться, затраги­ваться воздействием. В дальнейших рассмотрени­ях сия метафизическая посылка будет вынесена за скобки.

Философская эстетика может видеть в такой спонтанной аффектируемости души чувственным знак изначальной согласованности мысли с миром. И философия подчас считала, что может основать на этой гармонии принцип некоей телеологии чув­ственной для разума природы. Тем самым не при­давая значения двусмысленности ощущения, вы­явленной, однако, анализом столь противоречиво­го само по себе чувства возвышенного.

Аффектируемость, затрагиваемость души ощу­щением — не только знак их соучастия. Более тай­ным образом она заключает в себе их абсолют­ную зависимость друг от друга. Анима только аф­фектированной и существует. Ощущение, прият­ное или отвратительное, сообщает к тому же ани-ме, что ее не было бы вовсе, что она осталась бы неодушевленной, если бы ничто ее не затраги­вало. Эта душа — всего лишь пробуждение аф­фектируемости, та же остается незатронутой за неимением тембра, цвета, аромата, за отсутстви­ем возбуждающего ее чувственного события. Эта душа не затрагивает сама себя, ее трогает, аф­фектирует только другое, «извне». Существова­ние не относится здесь ни к сознанию, нацелен-

* (устойчивое) состояние (греч.)







Сейчас читают про: