XVII – XVIII веков

Семнадцатый век открывает очередной период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Новое время – это время буржуазных революций и утверждения капитализма в странах Западной Европы. В последней трети XVI – начале XVII в. произошла буржуазная революция в Нидерландах, в середине XVII в. (1640–1688) –
в Англии, в конце XVIII в. (1789–1824) – во Франции.

Прокатившаяся волна революций расчистила путь для развития капитализма. Утверждение капиталистических отношений вызвало бурное развитие производства, средств транспорта, связи, требовало их рационализации. Все это стимулировало развитие науки. Не случайно XVII век называют веком научной революции. В это время было сделано ряд крупных научных открытий, имеющих практическое значение. Например, Э. Торричелли экспериментально открыл существование атмосферного давления и вакуума, изобрел ртутный барометр и воздушный насос; И. Ньютон сформулировал основные законы механики, в том числе закон всемирного тяготения; Р. Бойль разработал понятие химического элемента; английский физик У. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита; У. Гарвей сделал большое открытие в медицине – описал большой и малый круги кровообращения и эмпирически исследовал их роль. Выдающийся вклад в развитие математики, физики, физиологии внесли
Р. Декарт и Г. Лейбниц. В общественных науках разрабатывается теория естественного права. Наука начинает играть все большую роль не только
в экономике, но и в политике, социальных отношениях, в сознании людей.

Такое воздействие науки на все сферы жизни людей не могло не сказаться на изменении ориентации философии. Если в Средние века она выступила в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь философия выступает в союзе с наукой. Происходит ее решительный разрыв с религиозной схоластикой, складывается мощная материалистическая тенденция, возникает учение о всемогуществе человеческого разума, о безграничных возможностях научного познания мира.

Крупнейшими философами XVII в. в Европе являются Ф. Бэкон,
Т. Гоббс, Дж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Г. Лейбниц (Германия).

2. Эмпиризм и рационализм
в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта

Поскольку в Новое время наука занимает ведущее место в мировоззрении, то и в философии этой эпохи выходят на первый план проблемы теории познания – гносеологии. В гносеологической проблематике особое значение приобретает поиск методов познания, способных повысить эффективность науки. Здесь складываются два направления, продолжающие старый спор, идущий ещё от Средних веков: спор между номинализмом, опирающимся на опыт, и рационализмом, признающим разум основой познания и поведения людей. Эти два направления в XVII в. получили названия «эмпиризм» и «рационализм».

Основоположником эмпиризма выступил английский философ Фрэн-сис Бэкон (1561–1626). Он родился в Лондоне в семье одного из высших сановников королевского двора – сэра Николаса Бэкона. Окончил Кембриджский колледж. В 23 года избирается в английский парламент.
С 1603 по 1618 год сделал блестящую политическую карьеру – он сначала становится лордом-хранителем Большой печати, а затем лордом-канцле-ром и правителем государства в отсутствие короля. Поэтому при жизни
Ф. Бэкон был известен своим соотечественникам больше как высокопоставленный государственный чиновник, чем как ученый и философ.

Однако на политическом поприще у Ф. Бэкона не все складывалось благополучно. В 1621 г. парламент Англии предъявил ему серьезные обвинения: участие в интригах, коррупции, взяточничестве. Ф. Бэкон был оштрафован на 40 тысяч фунтов стерлингов и заключен в королевскую тюрьму. Ему было запрещено впредь занимать какие-либо государственные должности. Правда, в скором времени приговор был отменен, а процесс аннулирован, но Ф. Бэкон с того времени навсегда сходит с политической арены Англии и целиком посвящает себя науке и философии до последних дней жизни.

Карьеру философа Ф. Бэкон начал ещё тогда, когда занимался государственной деятельностью. В 1584 г. он написал свое первое философское сочинение «Величайшее порождение времени», которое, правда, не сохранилось. Под «Величайшим порождением времени» начинающий философ и одновременно парламентский чиновник имел в виду науку. Потом последовали такие работы, как «Похвала познанию» (1592), «О прогрессе учености» (1605), в которых Ф. Бэкон восхвалял науку. В 1620 г. был опубликован «Новый органон», который считается главным философским сочинением Ф. Бэкона. В нем он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода – очищение разума от заблуждений («идолов», или «признаков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой – эксперимент. В предисловиях к данной работе излагался план ещё более грандиозного сочинения под названием «Великое восстановление наук», но по неизвестным причинам этот замысел не был осуществлен.

Под «восстановлением наук» Ф. Бэкон понимал всестороннюю реформу существующего тогда знания. Такая реформа необходима потому, что до сих пор наука плохо выполняла свое истинное предназначение. По мнению Ф. Бэкона, цель научного познания – в принесении пользы роду человеческому. Он подчеркивал, что наука должна служить жизни и практике и только в этом она может найти свое оправдание. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Ему принадлежит известный афоризм: «Знание – сила», в котором подчеркивается практическая направленность новой науки.

Старая наука плохо справлялась со своей задачей, считает Ф. Бэкон, потому что исследователи не были вооружены эффективным инструментом – методом познания. В средние века, да и в античности, наука пользовалась дедуктивным методом, основанным на силлогистике Аристотеля.
В соответствии с этим методом мысль двигается от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, по мнению Ф. Бэкона, не является результативным, он мало подходит к изучению природы. Всякое познание должно двигаться от изучения единичных факторов к общим положениям. Такой метод называется индуктивным. Индукция (от лат. induc-
tio – наведение) была описана ещё Аристотелем, но он не придавал ей универсального значения.

Ф. Бэкон всесторонне разрабатывает учение об индукции. Он выделяет полную индукцию и неполную. Полная индукция имеет место тогда, когда общий вывод делается на основе изучения свойств всех предметов определенного класса. Но в науке полную индукцию применять сложно. Чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается вывод относительно всех явлений данного класса.

Процесс познания, по Бэкону, осуществляется в два этапа. Начинается со свидетельства наших органов чувств и заканчивается рациональным мышлением, которое выносит суждения о чувственных данных. Но чувственное познание имеет недостатки: во-первых, с помощью органов чувств мы можем многое не замечать в явлениях природы, во-вторых, чувства
обманывают человека. С точки зрения Ф. Бэкона, такие чувственные качества, как цвет, запах, вкус, звуки и др., не существуют в самих предметах, они существуют в душе человека.

В то же время без чувственных данных познать природу невозможно. Чтобы снять это противоречие, Ф. Бэкон предлагает использовать специально придуманные и хорошо организованные опыты – эксперименты. Преимущество опыта заключается в том, что при его проведении один предмет природы сталкивается с другим, происходит как бы монолог природы, а ученый лишь фиксирует результат. В простом же наблюдении имеет место диалог человека и природы. Поэтому опыт как инструмент познания, считает Бэкон, не только устраняет обман чувств, но и в большей степени соответствует главному назначению науки – приносить пользу для практики.

Подчеркивая решающее значение опытных данных в познании, Ф. Бэкон не отрицал и роли разума, рационального мышления. Он считал, что разум должен перерабатывать опытные данные, находить коренные причинные связи явлений, раскрывать законы природы. Тем самым он подчеркивал определенное единство чувственного и рационального в познании, критиковал узких эмпириков, которые недооценивали роль разума
в познании, а также рационалистов, игнорирующих чувственное познание и считавших разум единственным источником и критерием истинности знаний. Эмпирики, писал Ф. Бэкон, подобно муравьям, только собирают
и пользуются собранным. Рационалисты же, подобно пауку, из самих себя создают ткань знаний. Наиболее плодоносным он считал путь пчелы – она собирает нектар из цветков сада и перерабатывает его собственным уме-нием.

Вместе с тем Ф. Бэкон считал, что одного нового метода познания, основанного на чувственном опыте, для повышения эффективности науки недостаточно. Необходимо еще освобождение человеческого разума от всякого рода заблуждений, ложных представлений, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами. Эти предвзятые идеи Ф. Бэкон называет «идолами» или «призраками». Он делит их на четыре вида: «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы рынка» и «идолы театра».

«Идолы рода», считает Ф. Бэкон, коренятся в самой сущности человека, в его чувствах и особенно в разуме. Он уподоблял человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого искажает всё, что в нем отражается. Примером тому служит стремление человека истолковать природу по аналогии с самим собой.

«Идолы пещеры» связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психическим складом, склонностями и пристрастиями, с воспитанием, социальным окружением и т.д. В результате каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, а это приводит к субъективному искажению картины мира.

«Идолы рынка» порождаются неправильным употреблением слов, особенно распространенных на площадях и рынках. В языке, в словах часто сохраняются различные предрассудки прошлых поколений. Употребляя такие слова, люди оказываются в плену заблуждений.

«Идолы театра» порождаются слепой верой в авторитеты, мешающей людям без предубеждения самим исследовать природу.

Все эти субъективные «помехи» трудно преодолимы. Но если не найти средств для их устранения, то достигнуть истинного знания невозможно.

Ф. Бэкон как основоположник эмпиризма внес значительный вклад
в разработку теории познания. Он первым в философии Нового времени поставил вопрос о необходимости единства чувственного и рационального моментов в познании. Однако решить должным образом эту проблему не смог. Он недооценивал значение рационального мышления и сводил его роль к обобщению данных чувственного опыта.

Рационалистическое направление Нового времени представлено учениями Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

Основоположником рационализма явился Рене Декарт (1596–1650). Родился он в дворянской семье на юге Франции в Турени, в маленьком городке Ляэ. В возрасте восьми лет его отдали в иезуитскую школу в г. Ла-Флеш – это была одна из лучших школ Франции того времени. Однако методика и содержание преподавания оставались схоластическими, устаревшими. В 1612 г. Р. Декарт покинул стены школы с чувством глубокой неудовлетворенности. Он убедился, что те знания, которые он получал, недостоверны и бесполезны для жизни. Еще в школе Р. Декарт пришел к выводу, что не стоит искать больше никакой науки, кроме той, которую найдешь в «великой книге мира» или в самом себе. Это и побудило его к самостоятельному изучению наук: медицины, права, математики, философии.

Чтобы посвятить свою жизнь совершенствованию ума и поиску истины, Р. Декарт отправляется путешествовать. В 1629 г. он переезжает в Гол-ландию. В этой стране он провел 20 лет своей жизни. В 1649 г. Р. Декарт принял приглашение шведской королевы Кристины приехать в Стокгольм. Но климат Швеции оказался слишком суровым и жестким для теплолюбивого Декарта. В феврале 1650 г. он серьезно простудился, заболел и умер от пневмонии.

В оценке состояния современной ему науки, а также в понимании назначения знаний взгляды Р. Декарта очень близки к взглядам Ф. Бэкона. Но в объяснении того, каков источник истинного знания и как его добыть, Р. Декарт занимает позицию, прямо противоположную взглядам Ф. Бэкона. Бэкон хотя и не доверял чувствам, но считал, что без них познать природу невозможно. Поэтому он ищет средства исправить их обман и находит их в опыте, эксперименте. А Декарт полагает, что раз чувства обманывают, то их вообще не следует принимать в качестве начал познания. Обман может привести только к обману. Поэтому он формулирует строгое требование: единственное, чем следует пользоваться в познании истины, есть один только разум, который извлекает знания из самого себя, – в этом суть рационализма Р. Декарта.

Именно поэтому Р. Декарт уделяет много внимания поиску эффективного метода для управления разумом. Этому он посвящает большинство своих сочинений. В 1628–1629 гг. Р. Декарт написал трактат «Правила для руководства ума». Но этот трактат не был закончен и не был опубликован. В 1637 г. появилось первое его печатное сочинение «Философские опыты». В них главной была работа «Рассуждение о методе». В 1641 г. была издана его работа «Метафизические размышления». И, наконец, в 1644 г. вышла главная философская работа Р. Декарта «Начала философии».

В результате трудных поисков Р. Декарт приходит к выводу, что для отыскания истины разуму достаточно соблюдать всего четыре правила:

1) принимать за истинное только такое знание, которое не вызывает никакого сомнения;

2) разлагать сложные проблемы на предельно простые элементы;

3) выстраивать из этих простых элементов строгую последовательность;

4) составлять полные без всякого исключения перечни элементов.

Применив эти правила сам, Р. Декарт убедился, что они помогли ему очень быстро не только овладеть многими готовыми математическими знаниями, но и открыть совершенно новые. Однако применить новые правила к созданию философии более совершенной, чем существующая, Р. Декарт сразу не решился. Сначала он решил выяснить, что философия собой представляет.

По его мнению, философию можно уподобить дереву, корни которого составляет метафизика, ствол – физика, а ветви и крону – остальные науки, прежде всего медицина, механика и этика. Как дерево не может расти и плодоносить без корней, так и науки не могут сформироваться без метафизики. Поэтому Р. Декарт считает исключительно важным найти первоначало самой метафизики. Под метафизикой же традиционно понималось философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия.

Процедурой, при помощи которой может быть обнаружено начало метафизики, является знаменитое «картезианское сомнение» (от латинизированного имени Декарта – Cartesius). Для того чтобы найти самое первое и абсолютно истинное положение, считает Р. Декарт, надо сначала усомниться абсолютно во всем. При этом сомнение у него означает не просто колебание, а решительное отбрасывание всего того, что дает повод к сом-нению. Это сомнение должно быть не хаотичным, а строго последовательным.

Декарт считает, что прежде всего надо отбросить наши чувства, ибо они в первую очередь обманывают нас. Но поскольку чувства дают нам сведения о вещах внешнего мира, то надо отбросить и внешний мир. Надо считать, что его нет. А что остается после того? Остается только сам человек с его познающим умом. В уме имеются чувственные образы, но поскольку они связаны с органами чувств, то их тоже следует отбросить. Кроме чувственных образов в уме есть понятия. Их достоверность тоже может вызывать сомнение. Следовательно, и понятия надо отбросить.
В результате остается только само сомнение. Но сомнение – это мысль,
а мысль не может существовать без того, кто мыслит, т.е. без человека. Так Р. Декарт приходит к своему знаменитому положению «Мыслю, следовательно, существую».

Данное положение Р. Декарт считает истинным, ибо оно абсолютно ясно, совершенно очевидно, не требует никаких доказательств. Ясность, отчетливость, по его мнению, является настоящим критерием истины. Такие знания дают нам действия ума, которые он называет интуицией. Они просты, самоочевидны, но из них можно, размышляя логически последовательно, вывести всю сумму сложных знаний. Эти действия ума Р. Декарт называет дедукцией. Дедукция (от лат. deductio – выведение) означает вывод по правилам логики из одних положений (посылок) других, переход от общего к частному. Кроме интуиции и дедукции ум не должен допускать ничего.

Таким образом, Р. Декарт выработал для европейской философии позицию рационализма. Её суть может быть выражена в следующих положениях:

1) истинное значение может быть получено только из ума;

2) ум – это духовная сущность, которая действует независимо от тела;

3) ум осуществляет познавательную деятельность только благодаря тому, что прежде осознает сам себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: