double arrow

Средства исполнительской выразительности




нию музыкального образа спокойного характера, единого по настроению, эмоциональному накалу.

Субъективная оценка громкости может зависеть от темб­ра, физических возможностей голоса (голосов, составляющих хоровую партию), взаимодействия сопоставляемых смежных нюансов, их продолжительности.

Даже слабый голос с характерной тембровой окраской мо­жет «прорезать» звучание мощного хора и восприниматься как очень громкий; звук, в котором преобладают высокие оберто­ны, кажется громче звука с преобладанием низких; восприя­тие пианиссимо после пиано совершенно иное, чем после форте; при длительном форте или фортиссимо сила их воз­действия постепенно утрачивается, и даже негромкие зву­ки после продолжительного слушания тихих могут пока­заться громкими.

Из сказанного ясно, что применяемые в музыкальной прак­тике градации громкости относительны. Наиболее верны и определенны суждения о громкости звука в границах трех ка­честв: тихо, умеренно, громко. Четких рубежей между ними нет, поэтому при исполнении музыки не играет особой роли точное соблюдение того или иного оттенка. Важнее относи­тельные различия, не зависящие от силы голоса и мощности звучания хора. Такая относительность динамических обозна­чений дает исполнителям достаточный простор для проявле­ния творческой инициативы.




Вхоровой практике немало случаев, когда дирижеру при­ходится пересматривать значение того или иного динамичес­кого указания, вводить дополнительные, не обозначенные ав­тором оттенки, а иногда и отступать от указанных в тексте нюансов. Известно, что восприятие и воздействие громкости зависит от размеров и акустики зала, в котором происходит исполнение. В большом помещении, как правило (даже когда состав хора большой), форте никогда не обладает полной мо­щью. Поэтому здесь требуется относительно большая сила громкости. Например, достижение форте в большом зале по­требует звучности, приближающейся к фортиссимо. И напро­тив, в небольшом помещении иногда целесообразно умень­шить каждую из динамических градаций. Бывает, что хоровая партия выписана композитором в неудобном регистре (или слишком высоко — тогда она звучит напряженно, или слиш­ком низко — тогда звучание тихое). В таких случаях для со-









Сейчас читают про: