Формирование вертикали государственного воздействия

Конституцией Республики Беларусь определено, что «госу­дарство осуществляет регулирование экономической деятель­ности в интересах человека и общества, обеспечивает направле­ние и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях». В соответствии с Конституцией Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведе­ние единой экономической, финансовой, кредитной и денеж­ной политики, государственной политики в области науки, кульльтуры, образования, здравоохранения, экологии, социаль­ного обеспечения и оплаты труда. В состав Совета Министров входят Премьер-министр, заместители Премьер-министра, Глава Администрации Президента, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии на­ук Беларуси, министры, председатели государственных коми­тетов, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ. Постоянно действующим органом Совета Министров Рес­публики Беларусь является его Президиум в составе Премь­ер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председате­ля Комитета государственного контроля, Председателя Правле­ния Национального банка, министра экономики, министра фи­нансов, министра иностранных дел. Система государственного управления Республики Бела­русь, построенная по функционально-отраслевому и территори­альному принципам, включает 25 министерств, 7 государствен­ных комитетов и 7 государственных организаций, подчинен­ных Правительству Республики Беларусь(утверждено указом Президента от 05.05.2006. Из республиканских органов управ­ления экономикой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, финансов, статистики и анализа. Сложившаяся система государственного управления эконо­микой в Республике Беларусь еще не в полной мере обеспечива­ет эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происхо­дит потому, что одни и те же полномочия закреплены за раз­личными уровнями управления. Формирование в Республике Беларусь социально ориенти­рованной рыночной экономики требует повышения эффектив­ности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и ре­гиональных проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию.

44. Прогнозирование, планирование, программирование как формы государственного регулирования экономики.

Планирование — это процесс принятия управленческих ре­шений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса ме­роприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. Их назначение — определение основных ориенти­ров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным це­лям развития производства; выявление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей и способов их решения. С точки зрения временного аспекта планы бывают: долгосрочные: планы на период от 15-20 лет; среднесрочные: срок 3—5 лет; краткосрочные: планы сроком до 1 года; оперативные: планы на сутки, неделю и декаду.
Долгосрочный план отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Среднесрочные планы конкретизируют основные направ­ления стратегии. Их разрабатывают на срок 3—5 лет, однако считается более оптимальным срок 5 лет, так как именно пятилетний срок позволяет реализовать крупные проекты (строительство объектов, подготовка кадров и так далее). По­казатели определяются по каждому году плана, мероприятия по достижению конечных целей плана конкретизируются с учетом изменяющихся условий в плановом периоде. Измене­ния, которые происходят, отражаются в долгосрочном плане, то есть долгосрочные планы конкретизируются по истечении пятилетнего срока. Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В конце каждого года осуществляется кор­ректировка среднесрочных планов. Составной частью планов являются целевые комплексные программы. Ежегодно разра­батывается прогноз экономического и социального развития республики на год. При осуществлении планирования разраба­тывается система планов: на макроуровне: планы, программы экономического и социального развития страны на региональном уровне (планы
развития отраслей, районов, городов); на микроуровне: планы развития отдельных предприятий, имеющие вид бизнес-планов. Выделяют следующие формы планирования: Директивное планирование: обязательное, жесткое, подлежа­щее исполнению; предполагает командно-административные методы для достижения поставленных целей и задач; реализу­ется через административно-распределительные документы, а именно законы, указы, приказы, распоряжения, подразумева­ющие контроль за практической реализацией. Стратегическое планирование — процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. При стратегическом планирова­нии решаются те задачи, которые определяют характер эконо­мических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др. При этом конечный результат не является строго фиксированным, опре­деляются границы, в рамках которых колеблются показатели. Индикативное планирование — это инструмент по реали­зации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуа­ции. Индикативный план-прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды. Индикативный план включает в себя: концептуальную часть: концепция социально-экономи­
ческого развития; прогнозную часть: прогноз социально-экономического
развития; планово-регулирующую часть: система экономических ре­
гуляторов и государственные целевые комплексные программы.На практике применяются все три формы планирования. Стратегическое планирование применяется на всех уровнях управления. Директивная форма, как правило, использует­ся при планировании республиканских и местных бюджетов, также в особо оговоренных законодательством чрезвычайных ситуациях Правительство, выделяя государственные средства на конкретные цели, устанавливает их адрессность, объемы и сроки освоения, меры контроля. Во всех других случаях плани­рование имеет индикативную форму. Прогнозирование — это процесс разработки прогноза, пост­роенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном со­стоянии, об альтернативных путях его достижения.




double arrow
Сейчас читают про: