Философия XX столетия насчитывает великое множество школ и направлений. Перечислим лишь самые общие и фундаментальные направления (каждое из которых, в свою очередь, включает несколько школ): прагматизм, "философия жизни", неопозитивизм, лингвинистический анализ, неотомизм, персонализм, психоанализ, экзистенциализм, феноменология др. Все множество философских течений едва ли можно выстроить в единую систему или дать строгую классификацию. Философия XX века является прямой наследницей школ и традиций XIX века - позитивизма, "философии жизни", гегельянства, марксизма, неокантианства, томизма, а также всей предшествующей европейской классической традиции, берущей начало в античной эпохе.
Но мироощущение человека XX столетия радикально меняется по сравнению с предшествующими веками. Впервые планета стала единым всеобъемлющим местом поселения человека; техническое господство над пространством, временем и материей растет беспредельно. Одновременно XX век это век непрерывных революций и потрясений: социальных, политических, экономических, культурных, демографических и т.д. И вместе с тем растет отчуждение человека от мира, от других людей, от самого себя. Ситуация тотального отчуждения фиксируется практически всеми современными философскими школами. Именно поэтому проблема человека выходит в философии XX века на первый план. Из философии предшествующего столетия современная философия восприняла "бунт" против классического рационализма, культа всесильного Разума, против растворения человеческой индивидуальности в абстрактных категориях. Выражением этого бунта в XIX веке были учения Кьеркегора, Шопегауэра, Ницше. Причем влияние Ницше на философию XX века столь велико, что его, несмотря на то, что жил он в конце XIX века, можно с полным правом считать философом нашего столетия.
Антропологическая проблематика становится в философии XX века одной из доминирующих. Ею занимались такие философские школы, как "философия жизни", феноменология, экзистенциализм, персонализм, философская антропология и т.д. В философии XX века также сохраняется ориентация на позитивное знание, что отражается в концепциях логического позитивизма, лингвистического анализа, структурализма, "философии науки" и др. Однако противопоставлять друг другу два эти направления было бы не совсем правильным. Характерная особенность современной философской мысли состоит в том, что происходит вторжение одних философских направлений в те проблемные поля исследований, которые ранее были прерогативой других, часто прямо противоположных философских течений. Полярное разделение философии на сци-ентистские и антропологические ее ветви, на рационалистические и иррационалистиче-ские школы начинает постепенно утрачивать свою значимость. Все более явственной становится тенденция на установление тесных связей и контактов между различными философскими направлениями.
Религиозная философия в XX столетии также смыкается с самыми различными философскими направлениями - экзистенциализмом, персонализмом, прагматизмом, философской антропологией и т.д. Возникают совершенно нетрадиционные теологические доктрины - например, "безрелигиозное христианство" Д.Бонхеффера или "теология смерти Бога" Т.Альтицера. Пожалуй, единственным "классическим" направлением теологии остается официальная философская доктрина католической церкви -неотомизм.
Мы не имеем возможности в данном разделе показать весь спектр философских течений XX столетия, поэтому ограничимся несколькими направлениями, представляющими магистральные пути современного философствования. Мы рассмотрим следующие философские школы XX века: "философия жизни", экзистенциализм, логический позитивизм, психоанализ, неотомизм.
"ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ"
Философская система Гегеля (1770-1831) явилась вершиной европейского рационализма. Гегель претендовал на создание всеобъемлющей картины мира, соединяя логику, гносеологию и онтологию, описывая мир и человека в предельно абстрактных философских категориях.
Если мы посмотрим на историю европейской философской мысли, начиная с Сократа и Платона и кончая Гегелем, то эта философия была по преимуществу рационалистической. Разум (лат. ratio) считался высшей познавательной способностью человека, подчинявшей себе все остальные. Но иррационализм1 всегда сопровождал развитие классической философской мысли в Европе, изредка выступая на первый план (например, у Августина и неоплатоников), а большей частью оставаясь в тени в качестве некоторого второстепенного течения, носящего, как правило, мистике-
ский характер. Не лишена была иррационалистических моментов и немецкая классическая философия. Уже у Канта восприятие как результат аффицирования человеческой чувственности непознаваемой "вещью в себе" выступало как нечто, само по себе недоступное никакому дальнейшему познанию и в этом смысле иррациональное. У Фихте иррационалистический характер присущ бессознательной творческой деятельности субъекта. "Я", поражающего природу в качестве своего объекта, "не Я". Шеллинг, объясняя возникновение различия из первоначального тождества субъекта и объекта, ссылался на некий рационально непостижимый и невыразимый в логических понятиях творческий акт, - им он заложил в сам фундамент бытия иррациональное начало. Иррационализм также лежал в основе немецкого романтизма Шлегеля, Тика и Новалиса, с которыми были тесно связаны Фихте и Шеллинг.
Но настоящий бунт философской мысли против рационализма начался только в первой половине XIX века. Это была реакция и на прямолинейный рационализм европейского Просвещения XVIII века, и на панлогизм Гегеля, на его гипертрофированное превознесение логического, хотя и диалектического, мышления. В XIX веке иррационализм уже не прячется в тени, а заявляет о себе открыто как о полноправном стиле философского мышления, сознательно противопоставившем себя естественно-научному познанию с господствовавшим в нем рационализмом. Иррационализм не отвергал однозначно ни науку, ни ее практическое значение для человеческой жизни, но он отказывался видеть в науке адекватный способ познания мира и самого человека.
Немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) является основоположником одного из главных направлений западной философской мысли XIX-XX столетий -"философии жизни". В "философии жизни" мы видим бунт против рационалистического мышления. Жизнь, жизненная сила, волевое напряжение - вот что вышло на авансцену, оттеснив интеллект, рацио и науку на задний план. Бесспорен некоторый налет биологизма, запечатленный в понятиях "жизни" и "воли" у Ницше. Но роль здесь сыграли не столько биологические исследования той поры, сколько представления о жизни в работах романтиков и самого Гете (вспомним его слова: "Теория, мой друг, суха, но зеленеет дерево жизни").
Ницше излагал свои взгляды в блестящей, афористической литературной форме, что в значительной степени способствовало его популярности: он представлял собой нетипичный для европейской культуры образ философа-пророка в отличие от философа - ученого. Ницше не создал (да и не стремился создать) законченной философской
системы. В его учении можно выделить несколько ключевых тем, среди которых главные - "воля к власти", "нигилизм" и "сверхчеловек".
"Воля к власти" представлялась Ницше основой всякой жизни, всего общественного и культурного прогресса. Само понятие воли Ницше заимствовал у Шопенгауэра, но его толкование отличается от шопенгауэровского. Ницше отверг важнейшую идею Шопенгауэра - учение об отказе от "воли к жизни" и самоотречении как средстве спасения.
______________________________________________
1 Иррационализм • совокупность течений в философии, которые ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему
Отказу Шопенгауэра от "воли к жизни" Ницше противопоставил утверждение в жизни принципа "воли к власти".
В своей книге "Антихристианин" он писал: "Что хорошо? - Все, что укрепляет в человеке волю к власти, саму власть. Что плохо? - Все, что происходит из слабости... " '
Ницше закончил филологический факультет Лейпцигского университета, его специальностью была классическая филология. Но его мятежный дух не мог довольствоваться переводами и комментариями греческих и латинских фолиантов. Уже в ранней работе "Происхождение трагедии" Ницше противопоставляет (описывая культуру древней Греции) "жизненное" искусство, символизируемое образом Диониса, рациональному и интеллектуальному отношению к жизни, "разложению и умерщвлению" жизни в "теории", что олицетворял образ Аполлона. Первым представителем "мыслящей теории" Ницше считал Сократа. Именно Сократ и Платон создали первую в истории европейской философии систему понятий и категорий. Мысль о роковой противоположности "жизни" и "разума" становится центральным моментом всей последующей критики Ницше научного познания. Логика, утверждает он, усредняет индивидуальность, подводит ее под некий стандарт. Она связана с допущением существования абсолютно тождественных случаев, но таковых не бывает в природе, считает Ницше. Исходя из этого, Ницше утверждает, что мир вовсе не адекватен логическим законам, как и они миру. Однако логика в качестве "усредняющего" и "обезличивающего" мышления оказывается очень полезной для "среднего" человека -"стадного животного", по Ницше. Будучи выражением "стандартной полезности", логическое мышление лишает наши безгранично индивидуальные, личные, ни с чем не сравнимые поступки их подлинной ценности, с этой индивидуальностью только и связанной. Но такая ценность вовсе не значима, по Ницше, для "стадного" человека.
Здесь мы подходим к еще одной очень важной проблеме философии Ницше - проблема переоценки ценности, или нигилизма. Он утверждает, что господство на протя-
жении более чем двух тысяч лет рациональный "аполлонической" культуры привело Европу к полной деградации и декадансу. Следует сказать, что философские рассуждения Ницше в любой период его творчества глубоко "личные". И в этом плане они являются диаметральной противоположности) "безличности" результата научной работы. Философские взгляды Ницше - это его собственный "портрет", "инобытие" его личности. "Переоценка ценностей" была, так сказать, естественным состоянием его собственного сознания. Вместе с тем, предмет размышления Ницше и объект его критических нападок - европейская культура - существовал объективно. И моменты кризиса этой культуры нашли своеобразное преломление в творчестве Ницше.
Ницше считал, что в современную ему эпоху, что могло иметь ценность, потеряло ее: мораль, право, государство, религия, семья, любовь, искусство. Дело здесь в том, что Ницше отвергал ценности, и для него ценные, но искаженные до неузнаваемости. Лицемерная церковь, ханжеская и филистерская мораль, формальный брак, продажная любовь вызывали у него приступы негодования.
Главная причина деградации, по Ницше, - забвение европейской (и прежде всего христианской) культурой идеала сильного человека, господина своей судьбы. Ницше с наслаждением вспоминает античных героев - Ахилла, Гектора, Одиссея - свободных и гордых, не терзаемых сомнениями и страхами, не заботящихся о спасении своей души. В забвении идеала сильной личности он винит прежде всего "иудео - христианскую мораль". Он пишит: "Иудеи рискнули с ужасающей последовательностью вывернуть наизнанку аристократическое уравнение ценностей (хороший - знатный = могущественный = прекрасный = счастливый = любимый Богом) - и вцепились в это зубами бездонной ненависти (ненависти бессилия), именно: только одни отверженные являются хорошими; только бедные,
_____________________
1 Ницше Ф. Соч. в 2-х т. М., 1990. Т. 2. С. 636.
бессильные, незнатные являются хорошими; только страждущие, терпящие лишения, больные и уродливые суть единственно благочестивые, единственно набожные, им только и принадлежит блаженство, - вы же, знатные и могущественные, вы, на веки вечные злые, жестокие, похотливые, ненасытные и безбожные, и вы "до скончания времен будете злосчастными, проклятыми и осужденными"1. И далее: "... в христианстве сильный человек сделался негодным человеком, "отверженцем"2.
Почти цитируя Нагорную проповедь Христа, Ницше стремиться осудить христианскую мораль как " мораль рабов", "нищих духом". Однако осуждает скорее христи-
анскую церковь как социальный институт с ее специфическими инструментами подавления человеческой свободы. К личности самого Христа отношение Ницше скорее положительно; Христос для него - "радостный вестник", бунтарь и анархист, человек, имевший мужество бросить вызов мнению толпы и добровольно принять смерть.
Ницше вырос в семье лютеранского пастора, в детстве и юности отличался глубокой религиозностью, и необходимость отказаться от веры в Бога была для него, по словам его сестры, очень болезненной. Но христианская церковь не могла удовлетворить духовные запросы Ницше, и он провозглашает тезис: "Бог умер". Не новая в истории философии, эта мысль (она встречается, например, у Гегеля и Фейербаха) означает в своем реальном содержании, что религия уже исчерпала себя и не в состоянии ответить на насущные вопросы времени. Ницше в данном случае отвергает Бога христианской морали лишь как высшую санкцию последней. В одном из набросков своей знаменитой книге "Так говорил Заратустра" Ницше писал, что "смерть Бога" - это всего лишь его "линька", "сбрасывание моральной шкуры". И вскоре Бог появится вновь -по ту сторону добра и зла. Можно сказать, что смысл тезиса "Бог умер" у Ницше скорее должен быть иным: "Бог умер - да здравствует Бог!... " Ницше был, разумеется, атеистом в традиционном понимании. Но на место ушедшей христианской религии он хотел поставить своеобразный миф, некую "религию сверхчеловека".
"Сверхчеловек, сильная личность, выступает у Ницше как субъект новых ценностей и новой морали. Обычному "стадному" человеку, по Ницше, необходим Бог как гарант моральной ценности его поступков. "Сверхчеловек" же только сам определяет нравственную ценность своего поведения и в этом смысле он, так сказать, сам себе Бог. Ницше выступает как пророк и провозвестник грядущей" эры Сверхчеловека", правда, никаких конкретных рецептов для перехода к ней он не дает. Он усматривает идеал "сверхчеловека" также в прошлых эпохах и в самых различных культурах: это римские патриции, японские самураи, гомеровские герои, древние германцы, скандинавские викинги, бедуинские воины, а также великие исторические личности - Александр Македонский, Борджиа, Наполеон и т.д. (эта точка зрения, разумеется, опровергает обвинения Ницше в "пангерманизме" и в приверженности чисто "германскому" мифу "сверхчеловека"). Что же касается образа Наполеона, то его образ, по-видимому, не давал спать спокойно честолюбивым молодым людям на протяжении всего прошлого столетия. Недаром Пушкин писал:
"Мы все глядим в Наполеоны,
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно... "
_____________________________
1 Ницше Ф. Соч. в 2-х т. М., 1990, Т. 2. С. 422.
2 Ницше Ф. Соч. в 2-х т. М., 1990, Т. 2. С. 634.
Проблема "сверхчеловека" - это и мучительные терзания Раскольникова: "Тварь я дрожащая или право имею?" и страшное открытие Ивана Карамазова: "Бога нет. Все дозволено...". Вероятно, самое совершенное воплощение ницшеанской идеи сверхчеловека в художественной литературе - герои Джека Лондона (который был большим поклонником философии Ницше) - сильные и смелые люди, покоряющие окружающий мир, ищущие приключений и страстей, не боящиеся смерти... Ницше пишет о "сверхчеловеке": "... эти люди выказывают в отношениях друг с другом такую изобретательность по части сдержанности, такта, чуткости, верности, гордости и дружбы, - и эти же самые люди за пределами своей среды, там, где начинается чужое, чужбина, ведут себя немногим лучше выпущенных на волю хищных зверей. Здесь они смакуют свободу от всякого социального принуждения, в диких зарослях они вознаграждают себя за напряжение, вызванное долгим заключением и огороженностью в мирном сожительстве общины. Они возвращаются к невинной совести хищного зверя как ликующие чудовища…»1
Поэтические, эмоционально насыщенные образы Ницше давали основание для их всевозможных, порой диаметрально противоположных, интерпретаций. Главная посмертная трагедия Ницше - объявление его идеологами III Рейха пророком и предтечей германского национал-социализма. Это была "сатанизация" ницшеанства в идеологии национал-социализма. Романтик Ницше никогда не смог бы стать певцом тоталитарной империи, человеконенавистнической диктатуры III Рейха. Тем не менее, после II Мировой войны существовал многолетний моральный запрет на философию Ницше, и не только в СССР. Но ведь Розенберг и Боймлер объявили музыку Бетховена и Вагнера, философию Шопенгауэра и многое - многое другое "немецкой идеей'', и все это так же, как и философия Ницше, "работало" на фашистский режим...
Но образ и учение гениального философа, очистившись от шелухи, вновь возвращаются к нам, а его духовный опыт помогает пережить всевозможные "переоценки ценностей" нашей эпохи.