Эпоха | Тип истолкования | Авторы | Типы текстов |
Античность: ранняя классическая поздняя | Религиозная экзегетика Светская экзегетика Еврейская экзегетика Светская экзегетика | Жрецы Философы: Филон, Ориген, Тертуллиан, Татиан, Августин, Плотин, Прокл, Ямвлих и т.д. | Священные тексты, видения, откровения Поэмы Гомера Тексты Ветхого завета, библейские и философские тексты; Тексты предыдущих философов (Платона, Аристотеля и т.д.) |
Средневековье | Христианская экзегетика | Боэций, Исидор Севильский, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский, Дукс Скот | Священное Писание (Библия); Священное Предание; тексты античных философов |
Возрождение | Католическая экзегетика Протестантская экзегетика Светская экзегетика | Католические теологи Лютер, Кальвин, де ла Мирандолла, Лоренцо Валла | Библия; Священное Предание Священное Писание Любые античные тексты |
Просвещение | Протестантская экзегетика | Протестантские теологи | Священное Писание, тексты протестантских теологов |
XIX в. | Общая герменевтика | Шлейермахер, Дильтей | Любые тексты |
ХХ в. | Философская герменевтика | Хайдеггер, Гадамер | Любые тексты, герменевтический опыт человека |
В эпоху поздней античности и в Средние века актуальным стало понимание философских текстов (особенно Платона и Аристотеля).
В XIX веке герменевтика постепенно превращается в самостоятельную научную дисциплину, что в первую очередь связанно с идеями Шлейермахера и Дильтея.