double arrow

Герменевтика.

Герменевтика (от греч. hermeneutikos – истолковывающий) – искусство и теория истолкования, философское направление исследующее теорию и практику интерпретации и понимания текстов. Свое наименование получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми и истолковывал людям волю небожителей.

Основной вопрос герменевтики – как возможно понимание? И если в античной философии пытались истолковывать произведения древних поэтов, в средние века стремились расшифровать Библию, то начиная с эпохи Возрождения перешли к проблеме перевода памятников прошлой (и вообще иной) культуры на язык живой и современной культуры. Особая заслуга в формировании герменевтики принадлежит Ф. Шлейермахеру (1768-1834), В. Дильтею (1833-1911). Основы современной герменевтики заложены в работах М. Хайдеггера и Х.Г. Гарамера.

Основные этапы развития герменевтики представлены в таблице (использована схема, приведенная Г.В. Гриненко в пособии «История философии» С.552).

Со становлением герменевтики связана экзегетика, т.е. традиция истолкования и разъяснения священных текстов, полученных людьми от богов. В Древней Греции даже имелись особые профессионалы – экзегеты, которые толковали прорицания, законы и обычаи, позже, начиная с александрийской эпохи и работы поэтов. В бесписьменных традициях тексты заучивались жрецами наизусть и передавались из поколения в поколения максимально точно. Иногда уже с самого начала смысл этих текстов был достаточно неясным и нуждался в истолковании. Кроме того, развитие разговорного языка приводило к тому, что язык священных писаний становился мертвым (например, санскрит, латынь, древнееврейский), но понять смысл текстов было необходимо, т.к. считалось, что они содержат волю богов, следовать ей нужно было неукоснительно, чтобы человеческое общество нормально существовало.

Приемы и методы толкования существенно различались. Антиохийская школа в эпоху раннего христианства обращала внимание на буквально – историческое понимание, а представители Александрийской школы за буквальным смыслом искали более глубокий. В средние века насчитывалось уже пять типов толкования. В христианской традиции проблемы герменевтики являлись важными еще и потому, что в любой текст состоит из слов (знаков), а Иисус Христос считался воплощенным изначальным Словом (Логосом). Напомним, что Евангелие от Иоанна начинается фразой: «В начале было Слово и слово было у Бога и Слово было Бог».

Если говорить о светской герменевтике, то ее внимание было направленно на рассмотрение поэм Гомера, на изучении которых в значительной мере строилась система образования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: