Текст. О содержательных ошибках мы говорить не станем, поскольку в хорошо «выстроенном», продуманном тексте контента их быть, просто, …не должно. Это означает, что в рамках терминологического пространства выстраивается жесткая зависимость между терминами (категориями, дефинициями, определениями). Автор должен «удерживать»парадигму контента: «перескакивание» с «подхода» на «подход», с одного теоретического основания на другое делает текст эклектичным.
Избегание синонимии. Это правило, которое неукоснительно должно соблюдаться в научном и (или) профессиональном тексте.
Исключить термины и аббревиатуры, которые в тексте не поясняются, кроме, общепринятых, …в научном и (или) профессиональном сообществе.
Исключить профессиональные жаргонизмы.
Правильно оформлять цитирование, таблицы, схемы, рисунки и проч.
Таблица 15. Компетенции относительно феномена «ошибки»
Компетенции относительно феномена | Теоретические представления об «ошибке» | Теоретические представления о возможных способах предупреждения… |
ошибки | совмещение парадигм | «удержание» парадигмы контента |
Синонимия | избегание | |
использование «необщепринятых» терминов и аббревиатур | пояснение терминов и аббревиатур | |
профессиональные жаргонизмы | исключение | |
оформление цитат, схем, рисунков, диаграмм | правила, ГОСТы, требования издающей организации |
Феномен «скобки»
|
|
Текст. Автор может использовать скобки. «Скобки, грамм., знак препинания (), [ ], { } для отделения слов, поясняющих предыдущие, или фраз, не находящихся в тесной связи с основной мыслью текста, …второстепенного значения» (10, с. 535). Скобки, таким образом, можно использовать в двух основных случаях.
Первый. Автора не устраивает актуальное значение употребленного слова, и он добавляет, например, его синоним для подчеркивания какой-то стороны объекта, его признака. Это делается для того, чтобы подчеркнуть то, в каком аспекте употреблено слово. Таким образом, после основного слова появляется его синоним в скобках.
Второй. В скобках употребляется синоним основного слова, который может быть квалифицирован, как его краткое определение, и уточняет позицию автора.
Таблица 16. Компетенции относительно феномена «скобки»
Компетенции относительно феномена | Теоретические представления о «скобках» | Теоретические представления о возможных способах применения… |
скобки | …знак препинания для отделения слов: поясняющих смысл… краткое определение… основного слова; уточняющих позицию автора… | …автору представляется, употребленное им основное слово не очень точно отражает (передает) смысл сказанного, и автор его уточняет |