double arrow

ВОЗРОЖДЕНИЕ

1

Культура Возрождения

I. Понятие «Возрождение» /Вазари/.

Понятие «Северное Возрождение» /И. Тэн/
Renaissance (фр.), Rinascimento (ит.)

II 1) Типологическая оценка западноевропейского Возрождения;

2) Дискуссия о восточном Ренессансе /Ш.И. Нуцубидзе, Н.И. Конрад/;

3) Концепция «генетического резонанса» /М.Т. Петров/

III Периодизация Возрождения

Классическое /итальянское/: а) 1. Проторенессанс /2-я пол. 13-14вв./ 2. Раннее Возрождение /15в/ 3. Высокое Возрождение /перв. пол 16в/ 4. Позднее Возрождение /втор. полов. 16-17вв/ б) треченто /trecento/ «трёхсотые годы» - 14в; кватроченто / «четырёхсотые годы»/ 15в чинквеченто / «пятисотые годы» / - 16в   Северное: /страны к северу от Альп/ Общие рамки: конец 15-16вв. Нидерланды /1500-1540гг./ / Заверше-ние творчества Брейгеля/ Германия /1500-1540гг./ / рефеода-лизация/. Франция / 1500-1580/ /Возникновение второй шкалы Фонтебло/ Англия /1500-1616гг./ / завершение творчества Шекспира  

Символические рамки эпохи: Данте- Шекспир / 1307-1616гг./

IV Мироощущение ренессансной эпохи. Трансформация религиозной картины мира.

Итальянский гуманизм а) антропоценризм / «человек над миром»/, раннебуржуазный индивидуализм, становление понятия личности б) отношение к религии – скептицизм, индифферентизм в) тяготение к античности Северный гуманизм а) Человек не над миром, а в мире /возвышение обыденности/ б) борьба за обновление религии, за «Новое благочестие» в) влияние готических нац. традиций. Поздняя апелляция к античности через Италию.

ВОЗРОЖДЕНИЕ




Мировая история культуры неоднократно сталкивает исследователей с феноменом неравновеликого внимания человечества к отдельным своим эпохам. Мы имели уже возможность порассуждать о трагической (в пол­ном смысле этого слова) судьбе средневековой культурной традиции. Аб­солютно противоположный характер имеет тот резонанс, те ассоциации, которые возникают и у просвещённых, и у непросвещённых слушателей при слове "Возрождение". С тем ошеломляющим успехом, который выпал на долю Возрождения - Ренессанса - Rinascimento, может сравниться разве что неизбывное преклонение перед античностью.

Пожалуй, Ренессанс - это первая .культура, изучение которой начинает­ся с художественного само осмысления в рамках самой эпохи (ещё сущест­вующей, ещё творящей). Имя Джорджо Вазари, живописца XVI в. и автора знаменитых жизнеописаний художников эпохи Ренессанса символизирует это самоосмысление; не менее славные имена Буркхардта, Тэна, Вельфлина, Хейзинги, Конрада ассоциируются с последующими этапами анализа и изучения Ренессанса, но уже с позиций иных, следующих за Возрождени­ем культур

С точки зрения типологии Возрождения (т.е. с точки зрения специфики ренессансной историко-культурной модели, её строения, её обусловленно­сти, закономерностей функционирования; с точки зрения соотношения, с другими культурами и т.д.) особый резонанс имела концепция восточного Ренессанса, разработанная выдающимся советским историком - востоковедом Николаем Иосифовичем Конрадом. Импульсом, толчком к созданию этой концепции явилось, по словам самого Н.И. Конрада, стремление к преодолению европоцентризма в истолковании мировой истории. Как из­вестно, идея европоцентризма восходит ещё к Гегелю, и его рассуждениям об "исторических" и "неисторических" народах, о том, что , Восток исчер­пал себя, создав в прошлом великую философию и потратив на неё всю свою творческую энергию, всю креативную мощь.



Евразийский характер нашей государственности, нашей культуры обу­словил особый интерес к процессу преодоления европоцентризма, и в рам­ках этой громадной исторической проблемы в советской науке 40-50-х гг. развернулась дискуссия о восточном Ренессансе, начавшаяся после публи­кации в 1947 г. книги Ш.И. Нуцубидзе "Руставели и восточный Ренессанс". Максимального накала, высшей точки кипения страстей дискуссия достигла в 1966 г., когда вышла в свет знаменитая книга академика Н.И.Конрада "Запад и Восток". В этой работе Н.И.Конрад ставит вопрос о всемирном Возрождении, о Ренессансе как неотъемлемой стадии развития как на за­падной, так и восточной культур. Здесь же сформулировано предположе­ние о возможности переноса всей категориальной структуры европейского историко-культурного процесса на материал Востока.



При всём глубочайшем уважении к академику Н.И. Конраду, при всём понимании научной дистанции, отделяющей нас от этого глубокого и ори­гинального исследователя восточного мира, необходимо подчеркнуть, что концепция Н.И. Конрада имеет ряд уязвимых мест.

Прежде всего, почему Восток должен калькировать Запад? Почему, при сохранении основных общемировых тенденций развития человечества, все его регионы должны проходить равноценные, равнозначные, "разнокаче-стственные" этапы исторической эволюции? Тогда как быть с древней Ру­сью, со скандинавскими странами, с аборигенами Австралии, с бушменами Африки и т.д.? Почему нельзя вести речь о различной динамике развития культур, о различной ориентированности историко-культурных процессов, даже, наконец, о различном соотношении креативного и заимствующего начал в том или ином историко-культурном регионе? Говоря словами С.С. Аверинцева "критика европоцентризма, усматривающая везде и по­всюду культуру, соответствующую специфически европейским идеалам и нормам художественного творчества, являет собой усложнённую разно­видность того же европоцентризма; своего рода "европоцентризм в квад­рате", когда эталоном фактически является европейский вариант развития, а восточный историко-культурный материал подгоняется по "европейской мерке и фасону".

Во - вторых, Ренессанс в Европе -это начало нового времени, это каче­ственные подвижки социально - экономического плана, это перерастание элементов предыдущей городской бюргерской культуры в культуру ран-некапиталистического, а затем и индустриального общества. Подобного качественного скачка, как известно, мы на Востоке не наблюдаем. Напри­мер, ренессанской эпохой для Китая Конрадом назван период с VIII по XV вв., когда писали свои прекрасные стихи поэты Ли Бо и Ду Фу, твори­ли философы Хань Юй и Ва Ян-мин. Но это был "Ренессанс - подъём" культуры, Ренессанс как один из многочисленных взлетов духовной мысли и творческой энергии, но не "Ренессанс - перелом" культуры, не "Ренессане - переход" к качественно новому состоянию общественной жизни.

Третье. Как известно, сам термин "Возрождение" изначально символи­зировал апелляцию к античности. Североренессансная культура зааль­пийских стран, как мы уже выяснили, в силу отсутствия этого важного компонента гуманистического мировосприятия, была отмечена "готиче­ской напряжённостью". Однако отсвет античности лежит практически на всей североренессансной культуре, проникая в неё вместе с влиянием Ита­лии (даже изощрённо - гениальный маньерист Эль Греко испытал мощное воздействие тициановского творчества, не говоря уже о Дюрере или Шек­спире, отдавшем полновесную дань неоплатонизму, стоицизму, творчеств) Плавта, языку древнегреческому и латыни).

В европейском Ренессансе возрождалась не просто античность, а опре­делённый, очень специфический, склонный к модификациям способ миро­понимания. Отстаивающие позицию Н.И. Конрада исследователи (в част­ности, О.Л.Фишман) заявляют, что каждый народ в ренессансный период апеллирует к своей собственной древности, и если Европа обращается за вдохновением к Платону и Эпикуру, то Китай "возрождает" Конфуция. Я думаю, нет необходимости пояснять, сколь различна концепция человека в творческом наследии этих равновеликих мыслителей. К тому же конфуци­анская доктрина, как известно, дошла до наших дней в своей первозданности, если не считать не изменивших его глубинной сущности союза с дао­сизмом (2 в.до н.э) и формирования на его базе неоконфуцианства (10-13 вв., эпоха Фун).

В 1989 г. вышла книга отечественного исследователя М.Т. Петрова "Проблема Возрождения в советской науке: спорные вопросы региональ­ных ренессансов" /Л., 1989/. Этот труд в определённой степени носит ре­зюмирующий характер по отношению к проблеме восточного ренессанса. Решая эту проблему отрицательно, М.Т. Петров предлагает набор качест­венных характеристик, которые, по его мнению, наличествуют и в класси­ческом и могут служить основанием для дифференциации подлинного Ре­нессанса и псевдо Ренессансов. Интересующихся данной проблемой я от­сылаю к этой книге, отметив в заключение, что М.Т. Петров предлагает своеобразную интерпретацию самому факту обращения европейских гу­манистов к античности. Он видит в этом своего рода компенсацию, выпла­ченную христианской культурой античной цивилизации за насильственное пресечение её развития, за полузабвение, за физическое разрушение памятников и т.д. Кроме того, М.Т. Петров полагает, что факт включения в ткань христианской культуры языческой побеждённой когда-то и конфес­сионально чуждой христианам культурной традиции свидетельствует о "феномене генетического резонанса", возможного только в условиях контакта со своей по какой-либо причине не завершившей развитие древно­стью.

Завершая разговор о типологии Ренессанса, хочу обратить ваше вни­мание на следующее обстоятельство. Взлёт, подъем культурного развития в Китае, Индии, Японии, арабских странах среднеазиатском регионе, в За­кавказье, давший повод Н.И. Конраду говорить о восточном Ренессансе_ охватывает период приблизительно с VII по X IV вв. Сопоставив эти циф­ры с периодизацией европейского Возрождения, можно предположить, что на Востоке в этот период шла своего рода аккумуляция духовной энергии; затем Европа подхватила эстафету, придав этому духовному импульсу присущие ей масштабы, качество и радикализм исполнения.

Характеризуя классическое и северное Возрождение, обращаясь в кон­тексте их анализа к творчеству Иеронима Босха, мы отметили гегелевское высказывание - заря новой исторической эры, а Реформация - полное сия­ние солнца. Эта фраза несёт в себе глубочайший смысл, ибо внимательное рассмотрение менталитета и ценностей итальянского и северного Ренес­санса подводит нас к мысли, что дальнейший путь развития человечества, процесс становления нововременного сознания лежит через реализацию именно североренессансных идеологических и художественных постула­тов, трактующих человека в мире, в круговерти его обыденных забот и обязанностей. Именно североренессансный гуманизм явился пролагателем путей для формирования новой протестантской этики, явившейся, по мне­нию Макса Вебера, духовной санкцией, разрешением и обоснованием ев­ропейского предпринимательства. Знаменитая работа Э.Р. "О свободе во­ли", рационалистически истолковывая "Священное Писание", утверждает, что божественное предопределение ни в коем случае не отменяет свободу воли человека, свободы морального и деятельного выбора. В противном

случае обессмысливается само понятие греха. Судьба человека (в определенных, конечно, рамках) оказывается в его собственных руках, степень благоденствия зависит от проявлений личной воли и инициативы. Идеалу католического монашества, аскетизма, пустынничества противопоставля­ется образ деятельного, активного, преобразующего земную жизнь челове­ка Реабилитируются виды экономической деятельности, бывшие под запретом со времён изгнания Христом торгующих из храма.

Об укоренённости в массовом сознании табу, запретов на определённые формы экономических отношений свидетельствует и в ренессансную эпо­ху шекспировский "Венецианский купец", где с шекспировской мощью и выразительностью представлен образ ростовщика Шейлока, требующего в уплату за неустойку фунт человеческого мяса. Северный Ренессанс начи­нает реабилитацию всех видов человеческой деятельности; протестантизм этот процесс завершает. В интереснейшем исследовании Макса Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" символически со­поставлены последние строки "Божественной комедии" Данте и заключи­тельная песнь "Потерянного рая" Мильтона, обычно именуемая "Божест­венная комедия пуританизма". Ссозерцательность, возвышенность - с од­ной стороны, трактуемая как долг мирская деятельность - с другой.

В художественном отношении дальнейшее развитие Европы также по­шло под мощным воздействием северо-ренессансных, в особенности ни­дерландских традиций /имеется в виду линия Брейгель - Рембрандт Рей-саль Моментье классицизирующего взлёта будут в истории последующей западно-европейской живописи, (Пуссен, Лоррен) но не они (на глобаль­ном уровне) определят общий облик искусства.



1




Сейчас читают про: