double arrow

Изменение роли экономики России в системе международных финансово-кредитных отношений в условиях глобализации мировой экономики


Современные тенденции развития национальных экономик, объективноопределяют дальнейшее углубление глобализации, усиление взаимосвязей междустранами, что особенно проявилось в условиях мирового финансового кризиса.

Несмотря на интеграционные процессы, каждое государство стремится к сохранению своего суверенитета и особенностей экономического развития. В связи с этим возрастает актуальность решения проблем адаптации экономики России к процессам глобализации.

Существующие диспропорции в экономическом развитии стран являются следствием глобализации. Процесс глобализации, открывая экономику для свободного перетока всех видов ресурсов, ломая локальные системы защиты национальных интересов, должен сопровождаться созданием новых и модернизацией действующих институтов международной глобальной экономической безопасности, способных пересмотреть систему регулирования (стандартов) международных инвестиций и использовать преимущества глобализации в целях стабильного социально-экономического развития национальных финансовых систем.

Таким образом, национальные экономики и их финансовые системы в результате активизации процессов глобализации мировой экономики теряют свою независимость, и дальнейшая траектория их развития будет во многом определена тем, насколько гармонично они смогут вписаться в мировое финансово-экономическое пространство[94].




Нами определены критерии качественной оценки трансформационных процессов финансовой архитектуры на уровне национальных финансовых систем: институциональные изменения в регулировании; участие в координации трансформационных процессов на наднациональном уровне финансовой системы. Используя данные критерии, нами проведено ранжирование стран «Группы двадцати» и определены направления реформирования финансовой архитектуры на уровне каждого из государств (Приложение 2).

Анализ полученных данных позволил определить фрагментарность выполнения обязательств по снижению рисков в экономике, а также низкий уровень участия России в процессе международной координации наднационального регулирования. С учетом данных выводов необходимым видится пересмотр приоритетов в развитии экономики России.

В соответствии с данными аналитиков МВФ ожидается, что рост в Содружестве Независимых Государств (СНГ) несколько снизится с прогнозируемым небольшим падением цен на биржевые товары и более слабыми внешними условиями. Регион остается подвержен влиянию стресса в странах с развитой экономикой, учитывая более глубокие экономические и финансовые связи СНГ с зоной евро. Региону следует воспользоваться пока благоприятными текущими экономическими условиями, чтобы восстановить потенциал для проведения мер политики.



В СНГ до первых месяцев 2012 года продолжался активный рост, поддерживавшийся высокими ценами на основные биржевые товары, хорошим урожаем 2011 года и мощными потоками денежных переводов мигрантов. Однако финансовые условия в трех крупнейших странах СНГ (Казахстане, России и Украине) оказались под сильным влиянием роста финансового стресса на периферии зоны евро и повышения уровня неприятия риска в мировом масштабе: спреды по суверенным инструментам расширились, фондовые цены упали, а отток капитала увеличился. Рост инвестиций ослаб, но стимулирующая налогово-бюджетная политика и активный рост кредита в России и других странах-экспортерах энергоресурсов компенсировали общее влияние этих факторов на рост.

Ожидается, что региональный рост в 2012–2013 годах в среднем составит 4% по сравнению с почти 5% в 2011 году по причине более слабых внешних условий и ухудшения условий торговли вследствие небольшого снижения цен на биржевые товары (таблица 3.1).


Таблица 3.1 –Содружество Независимых Государств: реальный ВВП, потребительские цены, сальдо счета текущих операций и безработица

  Рост реального ВВП, % Рост потребительских цен (в среднем за год), % Сальдо счета текущих операций (в % ВВП) Безработица (в % )
прогнозы прогнозы прогнозы прогнозы
Содружество независимых государств (СНГ) 4,9 4,0 4,1 10,1 6,8 7,7 4,6 4,2 2,9
Чистые экспортеры энергоресурсов 4,7 4,0 4,1 8,5 5,3 6,7 6,1 5,6 4,2
Россия 4,3 3,7 3,8 8,4 5,1 6,6 5,3 5,2 3,8 6,5 6,0 6,0
Казахстан 7,5 5,5 5,7 8,3 5,0 6,6 7,6 6,2 4,5 5,4 5,4 5,3
Узбекистан 8,3 7,4 6,5 12,8 12,9 10,7 5,8 4,7 3,3 0,2 0,2 0,2
Азербайджан 0,1 3,9 2,7 7,9 3,0 6,0 26,5 20,4 16,1 6,0 6,0 6,0
Туркменистан 14,7 8,0 7,7 5,3 4,3 6,0 2,0 -1,5 -1,6
Чистые импортеры энергоресурсов 5,7 3,8 4,2 18,2 14,7 12,7 -7,9 -6,8 -6,9
Украина 5,2 3,0 3,5 8,0 2,0 7,4 -5,5 -5,6 -6,6 7,9 7,8 7,7
Беларусь 5,3 4,3 3,4 53,2 60,2 30,6 -10,5 -3,6 -5,8 0,6 0,6 0,6
Грузия 7,6 6,5 5,5 8,5 0,2 5,5 -11,8 -12,6 -11,2 15,1 14,2 13,8
Армения 4,6 3,9 4,0 7,7 2,8 4,2 -10,9 -9,8 -9,3 19,0 19,0 18,5
Таджикистан 7,4 6,8 6,0 12,4 6,0 8,1 0,6 -0,4 -1,5
Монголия 17,5 12,7 15,7 7,7 14,1 11,7 -31,8 -31,4 -10,1 7,7 6,8 6,1
Кыргызстан 5,7 1,0 8,5 16,6 2,9 9,4 -6,3 -12,8 -6,2 7,9 7,7 7,6
Молдова 6,4 3,0 5,0 7,6 5,1 5,0 -11,5 -11,4 -10,7 6,7 5,8 6,4

Источник:




В России рост в 2012–2013 годах прогнозируется на уровне примерно 3% при ведущей роли внутреннего спроса, который поддерживается стимулирующей налогово-бюджетной политикой и новым всплеском роста кредита.

В других странах региона, экспортирующих энергоресурсы, ожидается некоторое снижение роста вследствие ослабления подъема в энергетическом секторе, хотя активные государственные расходы должны способствовать поддержанию экономической активности в других секторах.

Прогнозируется, что замедление роста в мире окажет более сильное влияние на некоторые из стран-импортеров энергоресурсов в регионе. Рост в Украине снизится в 2012 году до 3 процентов по сравнению с более чем 5 процентами в 2011 году под влиянием ослабления роста экспорта и внутреннего спроса. В Беларуси на экономическом росте негативно скажется снижение внутреннего спроса после валютного кризиса 2011 года.

В 2012–2013 годах прогнозируется снижение инфляции по сравнению с 2011 годом вследствие хороших урожаев во многих странах региона, ужесточения денежно-кредитной политики в некоторых странах и определенного снижения цен на биржевые товары. Однако недавний всплеск мировых цен на продовольственные товары может временно подтолкнуть цены вверх, и в странах-экспортерах энергоресурсов сохраняется сильное давление со стороны спроса. Как и в других регионах, баланс рисков для ближайших перспектив роста смещен в сторону понижения.

Риски на мировом уровне также обусловливают необходимость ускорить восстановление нормального состояния финансовой системы и повысить устойчивость региона к негативным внешним вторичным эффектам финансового стресса. Хотя уже достигнуты определенные успехи в укреплении банковской системы, балансы банков в ряде стран по-прежнему находятся в неблагополучном состоянии со значительной долей необслуживаемых кредитов (Украина) и низкими показателями достаточности капитала (Казахстан, Кыргызтан, Таджикистан).

Сильная финансовая система предопределяет макроэкономическую стабилизацию в стране. Макроэкономическая стабилизация и все структурные преобразования являются взаимосвязанными процессами. Эта взаимосвязь определяется зависимостями между преобразованиями в финансовом секторе экономики и макроэкономической стабильностью, между социальной защитой населения и изменениями макроэкономической ситуации.

Таким образом, приоритетами стратегии развития экономики России в условиях глобализации мировой экономики должны быть определены:

- создание предпосылок формирования в России международного финансового центра за счет разработка и реализация антициклических мер экономической политики, среди которых главной является замещение «сырьевой» доминанты и развитие альтернативных источников энергии, что позволит ослабить влияние колебаний цен на нефть на российскую экономику;

- повышение конкурентоспособности российской экономики и изменение роли России в современной мировой экономике за счет формирования новых и модернизации действующих институтов.

Согласно преобладающему в настоящее время мнению, международные финансовые центры (МФЦ) являются ключевыми игроками глобального финансового рынка, именно они образуют и перенаправляют международные потоки капитала, т.е. играют активную роль в глобальном движении финансовых ресурсов, тем самым подкрепляя экономическую мощь отдельных государств. Кроме того, сам статус МФЦ свидетельствует о достижении экономикой страны определенного (высокого) уровня развития, высокого уровня конкурентоспособности, ее привлекательности для внутренних и иностранных инвесторов, политической стабильности, а также о некоторой стабильности социального развития.

Прошедший мировой финансовый кризис показал значимость и величину просчетов в экономической политике, диспропорций в структуре экономики, несовершенств институциональной структуры российской экономической системы. Так, стало очевидным, что в 2000-2008 гг. Россией не были эффективно использованы возможности, созданные ростом цен на нефть, для интенсификации процессов структурной перестройки экономики, завершения институциональных реформ и адаптации национальной финансовой системы к новым вызовам глобализации.

Это обусловило необходимость постановки новых стратегических задач развития России. Так, стратегической задачей становится становление России как международного финансового центра, что позволит модернизировать инфраструктуру страны, превратит российский рынок в универсальную площадку, способную в перспективе конкурировать на глобальных рынках, и повысит уровень интеграции с СНГ и другими странами.

В современных условиях существуют ограничения по созданию в России международного финансового центра (МФЦ), а именно[95]:

- низкая ликвидность рынков;

- неудовлетворительный уровень раскрытия информации;

- несовершенство регулирования финансового рынка, механизма IPO корпоративного управления.

Один из основных вопросов – в унификации законодательных, нормативных норм и стандартов, так как МФЦ ориентирован на клиентов вне страны, на иностранный капитал, иностранных инвесторов и посредников, а так же на инструменты и активы заграничного происхождения.

Второй основной вопрос связан с тем, что государством задумано, чтобы в МФЦ присутствовали все основные виды финансовых инструментов. А так как российская законодательно-нормативная база в этой области слишком мало разработана, то можно сделать вывод, что нужен качественный скачок в развитии норм регулирования, ликвидации правовых пробелов.

В настоящий момент Россия находится на ранней стадии развития фондового рынка. Этот факт не может не сказываться на слабости финансовой инфраструктуры и непроработанности законов. Российский фондовый рынок имеет небольшую емкость (рис. __), недостаточную для удовлетворения потребностей глобальных инвесторов, это одна из причин, почему российские компании предпочитают размещать свои акции в виде американских депозитарных расписок и глобальных депозитарных расписок на зарубежных площадках.

Источник: ММВБ-РТС

Рис. Первичное размещение корпоративных облигаций на ФБ ММВБ и их погашение

В условиях глобализации российские компании и инвесторы всё чаще прибегают к услугам, предоставляемых на зарубежных финансовых рынках. Российский рынок сильно отстает по многим параметрам от развитых финансовых рынков. Он рассматривается иностранными инвесторами как краткосрочный рынок, именно поэтому во время кризиса был такой сильный отток иностранного капитала из России.

Небольшое количество участников создает проблемы с ликвидностью. Из-за непрозрачности элементов и экономики в целом российский фондовый рынок имеет большую волатильность и является нестабильным. Он сильно подвержен внешним воздействиям и реагирует на все колебания развитых рынков (США, Англия, Европа, Азия и т.д). И несмотря на то, что в условиях глобализации все рынки связаны между собой, всё же каждый рынок в отдельности должен быть стабильным сам по себе.

Создание в России международного финансового центра должно способствовать повышению привлекательности российского рынка для национальных и зарубежных инвесторов, эмитентов и финансовых посредников.

В соответствии с планом по созданию международного финансового центра в России,[96] федеральными государственными органами осуществляется работа над законопроектами по следующим направлениям: расширение инструментария российского финансового рынка, создание конкурентоспособной инфраструктуры организованной торговли, увеличение объема долгосрочных инвестиционных ресурсов, совершенствование корпоративного законодательства и корпоративного управления, совершенствование налогообложения операций на финансовом рынке.

Среди недавно принятых законов следует особо отметить закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». После вступления его в силу 27 января 2011г. сделки, попадающие под определение подозрительных, стали фиксироваться в специальной системе мониторинга, способной обрабатывать до 10 миллионов заявок в день. Принятый закон обсуждался свыше 10 лет, став результатом компромисса между профильными министерствами, ведомствами и участниками фондового рынка, и будет вступать в силу поэтапно. Уголовная ответственность за его нарушение вступит в силу в 2014 году.

Важнейшим элементом институционального механизма государственного регулирования финансовых услуг является действующая судебная система. Российская судебная система имеет ограниченные возможности по быстрому и эффективному разрешению споров и конфликтов в финансовой сфере из-за отсутствия специализированной области судопроизводства, связанной с рассмотрением финансовых споров.

По пути создания специализированных арбитражных судов пошли многие финансовые центры, включая Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур. В Шанхае в рамках системы арбитражных судов действует Китайская арбитражная комиссия по международной экономике и торговле. В Мумбаи функционирует Индийский совет по арбитражу при Федерации индийских торгово-промышленных палат. В Дубае специально для нового финансового центра была создана собственная структура судебной власти.

В России отсутствует специализированный финансовый третейский суд. Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), функции которого связаны с рассмотрением споров в таких областях, как внешняя торговля, иностранные инвестиции, деятельность международных организаций и, лишь изредка, финансовые операции, только частично решает эту проблему.

Таким образом, проблема России на пути создания МФЦ заключается в отсутствии благоприятных условий для концентрации национального капитала и его оптимального инвестирования, а также недостаточный уровень развития институциональных механизмов государственного развития международных финансовых центров.







Сейчас читают про: