Перспективы интеграции России в трансграничные потоки капитала на основе создания международного финансового центра

Российская экономика в последние годы росла за счет роста цен на сырьевые товары и энергоносители. Однако, однонаправленная экономика сильно подвержена колебаниям и не может обеспечить стабильный и долгосрочный рост. Для этого необходимо диверсифицировать экономику и, основываясь на инновациях, обеспечить России долгосрочный и перспективный рост. Необходимо переориентировать экономику на долгосрочное инвестирование, для обеспечения стабильности в развитии. Это возможно сделать путем привлечения иностранных инвестиционных и пенсионных фондов, страховых компаний и средств населения.

Для проведения анализа позиции России в современной системе международных финансовых центров необходимым видится выделение следующие критериев оценки:

- тип формирующегося международного финансового центра;

- влияние/взаимозависимость с другими международными финансовыми центрами;

- линии взаимосвязей между финансовыми центрами;

- типы взаимосвязей между финансовыми центрами;

- вариативные тренды развития.

Результаты анализа позиции России как субъекта в сетевой структуре международных финансовых центров приведены в таблице (табл. 5.6)

Таблица 5.6. - Современная позиция России в сетевой структуре международных финансовых центров

Критерий анализа Характеристика России
Тип формирующегося международного финансового центра Национальный финансовый центр На Москву приходится свыше 80 % финансовых потоков России и более половины российского банковского капитала. Треть банковских сбережений населения России сосредоточены в Москве. В городе функционирует почти треть всех страховых организаций России, а суммы страховых премий и страховых выплат составляют около 2/3 от общероссийских.
Влияние/взаимозависимость с другими международными финансовыми центрами Находится в зоне влияния глобальных финансовых центров (более – финансовые центры Западной Европы, менее – Великобритания и США). Слабо связана с региональными финансовыми центрами
Линии взаимосвязей между финансовыми центрами Доминируют линии взаимосвязей между глобальными и национальным центрами
Типы взаимосвязей между финансовыми центрами Односторонние – по направленности финансовых связей; по видам финансовых потоков – преимущественно прямые инвестиции (взносы в уставный капитал), среди портфельных инвестиций доминируют инвестиции в акции
Вариативные тренды развития Возможны два сценария: 1) инерционный – вхождение в зону влияния существующих и зарождающихся региональных финансовых центров; 2) трансформационный – проведение мероприятий по формированию в России регионального финансового центра

Источник: составлено автором

При этом, к основным слабым сторонам, снижающим потенциал России как международного финансового центра относятся:

- неразвитость ряда сегментов, ключевых с точки зрения обеспечения полноты финансовых рынков. Речь идет о производных финансовых инструментах (фьючерсы, опционы, свопы) и рынке государственных ценных бумаг в национальной валюте. Именно эти сегменты, защищенные или обеспечивающие защиту от разнообразных рисков, имеют первостепенную значимость для привлечения средств международных инвесторов на внутренние финансовые рынки. Кроме того, развитие этих сегментов обеспечивает интенсивное расширение международного оборота национальной валюты. На это, например, указывает опыт Австралии конца 1980-х - начала 1990-х гг.

- недостатки системы регулирования финансовых операций. К наиболее явным минусам, снижающим конкурентоспособность России как финансового центра, относятся: отсутствие системы предотвращения манипулирования рынками, отсутствие льгот по налогообложению прироста капитала (capital gains), задержка с внедрением стандартов МСФО, нескоординированность регулирования смежных сегментов рынка (проблема множественности регуляторов), проблемы правоприменения.

- низкая конкурентоспособность финансовой и вспомогательной инфраструктуры. Этот фактор связан с рисками регистраторов, низкой скоростью обмена данными между депозитариями, неразвитостью клиринга и инфраструктуры подготовки квалифицированных кадров для финансового сектора и др.

Конкурентными преимуществами России, обусловливающими ее потенциал как международного финансового центра являются:

- Существенный потенциал роста капитализации российских компаний (компании "среднего звена"), а также формирования новых крупных транснациональных компаний с российским капиталом.

- Значительный масштаб и интенсивная динамика роста золотовалютных резервов ЦБ РФ и государственных фондов (Резервный фонд, Фонд национального благосостояния), превращающая российские монетарные власти в значимого игрока на мировых финансовых рынках.

- Потенциал позиционирования рубля в качестве валюты для расчетов на мировом энергетическом рынке в условиях снижения роли доллара и возникновения новых сегментов глобального энергетического рынка.

- Роль Москвы в качестве одной из крупнейших столиц мира.

Создание международного финансового превратилось в одно из важных перспективных направлений государственной политики России. Однако, за внешней привлекательностью самой идеи формирования центра зачастую кроется отсутствие тщательного макроэкономического анализа предпосылок для реализации столь масштабного проекта, критического переосмысления опыта прочих стран в построении МФЦ.[97]

Несмотря на наличие институциональных проблем, Москва уже сегодня является региональным финансовым центром и в направлении его развития предпринимается немало шагов. Только ежедневный оборот внутреннего валютного рынка составляет в Москве около 11 млрд долларов США.[98]

На сегодняшний день можно констатировать, что отечественная экономика интегрирована в международное движение капитала на крайне невыгодных условиях. Вывозя и оставляя за рубежом значительную часть экспортных доходов (как в форме частных, так и государственных инвестиций), российские резиденты из-за нехватки капитала на внутреннем рынке, начинают занимать деньги за рубежом. В этом случае, позитивный эффект от создания МФЦ мог бы выразиться в первую очередь в повышении использования собственных валютных ресурсов за счет их перераспределения между участниками национального рынка.

Очень перспективным направлением с точки зрения интеграции России в трансграничные финансовые потоки в качестве финансового центра представляется специализация на экспорте капитала. Причем такой экспорт в отличие от преобладающих на данный момент низкодоходных и низкоэффективных форм мог бы осуществляться через МФЦ на более выгодных финансовых условиях, и что самое важное – в геополитически более перспективных направлениях.

Таким образом, наша страна обладает всеми необходимым ресурсами для этой роли, а именно – имеет многолетнее положительное сальдо счета текущих операций – по сути, бесплатный источник капитала.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[99] предусматривает создание инфраструктуры международного финансового центра в Москве. Концепция определяет создание МФЦ как систему взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств. Такая система охватывает участников из многих стран. За счет большого количества участников, интегрированности в мировые финансовые рынки и создания специальных условий регулирования МФЦ должен решить задачу привлечения и размещения капитала более эффективно, чем национальный фондовый рынок в настоящее время.

Именно постсоветское пространство (СНГ) должно стать первой ступенью развития международного статуса рубля из-за экономических и политических позиций РФ в группировке, обеспечивающих благоприятные предпосылки для становления рубля в качестве региональной валюты сначала – государств СНГ, а затем и иных стран, валюты, обслуживающей взаимную торговлю и используемой для накопления официальных резервов и частных трансграничных инвестиций. В перспективе рубль мог бы стать основной расчетной и резервной валютой стран СНГ, а это даст импульс развитию интеграционных процессов в странах группировки. Кроме того, региональную валютную интеграцию можно рассматривать не только как способ коллективного использования преимуществ от глобализации, но и как метод противостояния ее негативным тенденциям.

В качестве отправного этапа становления рубля в качество международной торговой валюты целесообразно расширить его использование как валюты цены и платежа по внешнеторговым контрактам российских предприятий и организаций сначала с государствами ЕврАзЭС.

МФЦ – это шаг к созданию общего рынка капиталов, обеспечение доступа эмитентов и инвесторов из стран СНГ на финансовые рынки друг друга, снижение зависимости от международного рынка ссудных капиталов. МФЦ может стать крупным центром перераспределения свободных финансовых ресурсов в странах СНГ.

МФЦ, прежде всего, предполагает многообразие инструментов и участников, ликвидный рынок, проработанное законодательство. Он должен объединить возможности национальных финансовых систем разных стран. Конечная цель развития МФЦ состоит в повышении национального благосостояния путем привлечения широких категорий международных инвесторов для увеличения капитализации финансового сектора, снижения издержек финансирования и оптимизации размещения национальных сбережений, в том числе за счет международной диверсификации рисков.

Превращение национального финансового рынка в международный финансовый центр позволит решить ряд стратегических задач, среди которых:

- привлечение в российскую экономику ресурсов для финансирования модернизации и обновления производственных фондов;

- повышение эффективности инвестиций за счет использования рыночных инструментов и современной инфраструктуры;

- привлечение новых технологий;

- расширение международного сотрудничества и экономического присутствия в странах СНГ;

- реализация крупных проектов за счет внутренних и внешних частных ресурсов, в том числе за счет софинансирования.

На текущем этапе существует 3 основные проблемы развития МФЦ.[100] Во-первых, это ограниченное присутствие иностранных банков на российском рынке. Во-вторых, рынок межбанковских инструментов является узким, низколиквидным, краткосрочным. В-третьих, происходит отток капитала – за 2011 год из России «ушло» около 40 млрд долларов, за 4 месяца 2012 года – примерно 30 млрд долларов США.[101] Основную часть оттока в $13,9 млрд. обеспечили компании, $7,5 млрд. – банки. В этих условиях приходящий иностранный капитал носит краткосрочный спекулятивный характер.

Для изменения этих тенденций в ближайшей перспективе необходимо реализовать масштабные мероприятия по развитию взаимодействия банков, бирж, депозитариев, страховых компаний и других участников рынка. Нужно формировать региональные финансовые центры на уровне крупных городов и объединять их в единую сеть. Эффективность и конкурентоспособность МФЦ может быть обеспечена при сочетании деятельности крупных многофилиальных банков и региональных банков и региональных банков средней величины. При этом необходимо снижать долю участия государства в банковском капитале, одновременно проводя политику укрупнения частных банков. Это снизит риски банковских систем стран СНГ, создаст конкуренцию иностранным банкам, оптимизирует банковскую сеть.

Важное значение имеет развитие надежных и эффективных платежных систем и расчетов по ценным бумагам. Необходимо унифицировать стандарты национальных платежных систем со стандартами международных систем расчетов в режиме реального времени, а в дальнейшем организовать взаимодействие с международными платежными расчетными системами. Важным элементом должна стать система расчетов и платежей на основе использования национальных валют, в создании которой принимает участие Межгосударственный банк.

Важно определить специализацию МФЦ в Москве и расширить его ресурсную базу, а также каналы движения капитала между секторами экономики, создать правовые основы для взаимного допуска банков-резидентов государств-участников СНГ на валютные рынки друг друга.

Таким образом, именно постсоветское пространство (СНГ) должно стать первой ступенью развития международного статуса рубля из-за экономических и политических позиций РФ.

Основной фактор успеха любого международного финансового центра – создание ликвидности, то есть достаточной глубины первичного и вторичного рынков, обеспечиваемой широкой базой инвесторов и эмитентов. В конечном итоге, все усилия в конкурентной борьбе международных финансовых центров, так или иначе, направляются на конкуренцию за ликвидность.

В ближайшее время действия государства должны быть направлены на разработку комплексной программы повышения ликвидности национального финансового рынка, включающей, в том числе, следующие направления:

- создание благоприятных условий для торговли иностранными ценными бумагами. Интенсивная организованная торговля иностранными ценными бумагами – необъемлемое свойство любой развитой экономической и финансово-кредитной системы и главная отличительная черта, предопределяющая звание глобального финансового центра. Положение на российском рынке стало меняться после принятия в апреле 2009 года поправки к закону: «О рынке ценных бумаг». Для полноценного запуска механизма обращения иностранных финансовых инструментов на российском фондовом рынке потребуется принятие значительного числа подзаконных актов, регулирующих порядок листинге иностранных ценных бумаг, взаимодействие между эмитентами, брокерами и ФСФР России.

- использование средств предприятий реального сектора. Необходимо стимулировать следующие изменения структуры использования этих средств: во-первых, увеличивать объем инвестиций в модернизацию собственного производства, а также объем финансовых инвестиций в российские активы за счет сокращения оттока капитала, в первую очередь, в части прямых инвестиций за рубеж (исключительно за счет улучшения инвестиционного климата, включая меры налогового характера и т.д.); во-вторых, повышать вклад работодателей в пенсионное обеспечение работников через поощрение роста отчислений в накопительные и профессиональные (корпоративные) пенсионные системы.

- повышение роли государства как гаранта стабильности ликвидности фондового рынка. Для стимулирования прямых вложений иностранных частных компаний и прихода в Россию консервативных портфельных инвесторов (зарубежных пенсионных фондов) необходимо более активно задействовать институт государственного поручительства и расширить эмиссию государственных и муниципальных ценных бумаг, выпускаемых в целях финансирования общественно-значимых проектов.

- разработка программ по массовому вовлечению средств населения в фондовый рынок в целях создания института долгосрочных инвестиций. В длительной перспективе основным источником долгосрочных инвестиций должны стать средства населения. Для этого необходимо стимулировать повышение привлекательности, разнообразие и доступность инструментов инвестирования; создать специальные пенсионные счета; развивать секъютеризации недвижимых активов как объект долгосрочных инвестиций населения и др.

- разработка мероприятий по созданию условий для инвестиций из стран Ближнего Востока и юго-восточной Азии. Развитие для этого в России механизма инвестирования в исламские финансовые институты.

- создание уникальных предложений, основанных на выпусках бумаг, не торгуемых в других местах. Формирование специальных площадок для торговли деривативами на сырьевые товары; финансовые инструменты на базе специальных региональных индексов; создание гибкой системы эмиссии инвестиционных инструментов, учитывающих меняющиеся экономические условия;

- повышение ликвидности за счёт развития имиджа МФЦ. Во многом поведение инвесторов определяется сложившимися стереотипами, имиджем государств и регионов. Необходимо проведение активной информационной работы среди глобальных инвесторов в целях преодоления информационной асимметрии и повышения инвестиционного имиджа России. Результаты проводимых рейтинговыми агентствами опросов не всегда объективны и зачастую основаны на сложившихся в бизнес-сообществе стереотипах. Одновременно с этим присваиваемый низкий рейтинг автоматически влечёт за собой закрепление негативных стереотипов.

Для преодоления сложившейся ситуации необходимо создать условия для того, чтобы ведущие позиции в МФЦ в качестве независимых внешних консультантов заняли авторитетные мировые юридические, аудиторские, а также управленческие компании.

Учитывая роль рейтинговых агентств в информационном обеспечении и позиционировании на финансовых рынках компаний-эмитентов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний (рейтинги эффективности управления), а также страховых компаний, потребуется создать при МФЦ собственные Рейтинговое агентство и Аналитический центр, способные обеспечить проведение междисциплинарных исследований, подготовку индексов и рейтингов мирового уровня.

Таким образом, анализ достижений новых финансовых центров показывает, что при некоторых отличиях обстоятельств, повлиявших на результат, общей причиной взрывного успеха являются реальные целенаправленные действия и сильнейшая решимость государства провести реформу финансовой индустрии.

Заключение

список литературы


Приложение 1

Оценка вовлеченность всех участников институционального развития МФА

Наименование и дата Цель в контексте развития МФА создание Основные результаты Влияние на развитие МФА вовлеченности в процесс принятия решения всех участников
Парижская мирная конференция 1918-1919 г.г. Создание основы для восстановления свободной торговли и потока капитала после окончания Первой мировой войны - Заключение соглашения было сорвано из-за различий во взглядах на военные репарации, на практические аспекты возврата к золотому стандарту и на необходимость в международной организации, имеющей надзорные полномочия. - В 1920-м году была создана Финансово-экономическая секция Лиги наций (Конгресс США отказался ратифицировать участие в данной организации), функции которой были ограничены Неудачи в координации наднационального регулирования привели к автаркии, нестабильности финансовых отношений между странами и экономической депрессии в последующие десятилетия.
Совещания в Генуи 1922, в Риме 1930 Всемирная валютная экономическая конференция Лондон 1933г. Восстановление фиксированных паритетов для более широкого круга валют - Введение золотого стандарта для группы стран (в основном для стран Европы) (Генуя 1922); - Создание Банка международных расчетов (Рим 1930) - Подписание трехстороннего соглашения (США, Франция и Соединенное Королевство), направленное на предотвращение потенциальной конкурентной девальвации франка. Цель не была достигнута главным образом из-за отсутствия поддержки со стороны США. Подписанное трехстороннее соглашение не обеспечивало институциональной структуры и не позволило предотвратить возникновение подобных конфликтов в будущем
Бреттон-Вудс Создание многосторонних финансовых организаций на послевоенный период - Создание Бреттон-Вудской системы на основе многосторонних организаций: Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития Исключительный успех, обусловленный: - тщательностью проработки различных концепций развития МФА (планы Кейнса и Уайта рассматривались в течение двух с половиной лет, координировались); - обеспечение всеобщего участия в сочетании с лидирующей ролью двух ведущих стран – США и Великобритания)
Заседание Группы 10 в Смитсоновском институте (Вашингтон) Декабрь 1971 Ямайская конференция 1976 Введение нового валютного порядка в результате девальвации доллара США - Создание комитета 20 (страны и группы стран исполнительного совета МВФ); - Закрепление в 1978 г. за МВФ функции надзора за функционированием мировой валютной системы, основанной на плавающих валютных курсах; - Использование специальных прав заимствования SDR (Special Drawing Rights) Качественные изменения мировой финансовой системы происходили на фоне противоречий, вызванных разрастающимися нефтяными шоками, активизации процессов транснационализции капиталов, резкой девальвации доллара США.
Созыв Консультационной комиссии по международным финансовым организациям Выработка предложений по эффективной стратегии развития МВФ и Всемирного банка - Выработка рекомендаций МВФ по прекращению предоставления долгосрочных кредитов и списанию требований бедных стран с высоким уровнем задолженности, осуществляющих эффективную стратегию, утвержденную Всемирным банком Обсуждение данной проблемы на многосторонней основе в рамках Международного валютно-финансового комитета (пришедшему на смену Комитета двадцати) привело к введению Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе и Инструмента поддержки экономической политики в 2005 году.

Источник: составлено автором по материалам, опубликованным на официальном сайте МВФ – www.imf.org


Приложение 2

Реформирование финансовой архитектуры стран

«Группы двадцати» (G20)

Характеристика групп страны Страны Меры реформирования финансовой архитектуры
1 группа стран
- Полное исполнение обязательств по снижению рисков в финансовом секторе; Великобри-тания - Предложения по усилению сотрудничества в рамках G20 в целях раскрытия информации для снижения финансовых рисков изложены на встрече министров финансов осенью 2009г. (Лондон)[102], отображдены в совместном коммюнике министров и глав центральных банков[103];
- Высокий уровень участия в процессе международной координации   Совершенствование регулирования финансового сектора определено в качестве приоритета в бюджетном послании Министра финансов[104];
наднационального финансового регулирования   - - Принят закон о банках, дающий новые полномочия государству по работе с «проблемными» банками и расширены полномочия Управления по финансовому надзору в области получения информации о деятельности финансовых институтов[105]; - Британское управление финансовых услуг проводит мониторинг соблюдения критериев премирования топ-менедж-мента финансовых институтов с позиции риск-менеджмента[106]
США - В мае 2009г. введена комплексная система регулирования всех внебиржевых деривативов в целях предотвращения рыночных манипуляций [107]; - Реализуется Реформа финансового сектора, предполагающая: 1) создание органа по контролю системных рисков (наиболее вероятно, что данные функции будут переданы ФРС)[108]; 2) создание Агентства по финансовой защите интересов клиента (Consumer Financial Protection Agency)[109]; 3) регистрацию хедж-фондов и контроль торговли деривативами.
Франция - Президентом Франции сформулированы предложения по реформированию международной системы финансового регулирования: 1) повышение прозрачности и уровня раскрытия информации банками; 2) ужесточение мер по обмену налоговой информацией в соответствии с международными стандартами; 3) снижение коммулятивных рисков за счет развития макрофинансового надзора[110]; - Реализуется национальная реформа, в рамках которой надзор за страховой и банковской деятельностью будет осуществлять системный регулятор – Центральный банк Франции[111]; - Расширены положения франко-швейцарской конвенции 1966г. по обмену налоговой информацией в стандартах ОЭСР[112].
Южная Африка - Сообществом развития юга Африки (SADC) создана единая платежная система, объединившая 12 стран в систему прямых электронных расчетов[113]; - Министерством финансов введен Регламент управления кооперативными банками ЮАР, ограничивающий типы инвестиций их членов[114]
2 группа стран
- Фрагментарное выполнение обязательств по Австралия - Австралийская правительственная организация по надлежащему регулированию (APRA) принимала участие в разработке принципов для компенсационных практик СФС,
снижению рисков в финансовом секторе; - Средний/низкий уровень участия в процессе международной координации наднационального финансового регулирования   с учетом которых в январе 2010 г. вступает в действие реформа налогообложения доходов работников (в первую очередь финансово-кредитных институтов) [115]; - Заключено Соглашение с правительствами Бельгии, Н. Зеландии, Ю. Кореи о раскрытии информации в области налогообложения по стандартам ОЭСР; - Меры по снижению рисков предприняты только на национальном уровне.
Германия - Вступили в силу в 2009г. законы о реформировании бюджетного процесса и об укреплении финансового рынка и страхового надзора; - Федеральное управление по контролю за финансовыми услугами определило требования к финансовым институтам по управлению рисками (ликвидности, концентрации, групповому управлению), которые д.б. учтены до конца 2009г.[116]
Индия - Главным контролером и аудитором Индии определена пятилетний план перехода на финансовый учет по принципу начисления в соответствии с МСФО, что повысит прозрачность финансовой отчетности[117]
Индонезия - Минфином разработаны официальные меры по приведению бюджетной системы в соответствие с требованиями Комиссии по противодействию коррупции на 2010г.[118] и ужесточены требования к мониторингу банковской системы.
Канада - В апреле 2009г. ратифицирован стандарт ОЭСР по налогообложению; - Действуют Программа доступности кредитования бизнеса (Организации Канадское развитие бизнеса, Канадского банка развития бизнеса) и Программа укрепления и развития канадского рынка капиталов как институциональных базис построения системы регулирования рынка ценных бумаг[119];
Мексика - В апреле 2009г. одобрен Сенатом законопроект по регулированию Центральным банком банковских процентных ставок и комиссий[120]; - Реализуется Программа по борьбе с коррупцией (перестановка в таможенных органах).
Россия - В июле 2009г. Правительством РФ утвержден План мероприятий по созданию международного финансового центра в России[121]; - Реализуется программа по борьбе с коррупцией; - В целях повышения надзорной функции ЦБ РФ планирует привлекать аудиторские организации к проверке банков с 2010г[122].
Саудовская Аравия - Введены поправки в законодательство в части регулирования фондового рынка, в т.ч. в закон о корпоративном управлении, правилах листинга, об инвестиционных фондах и др.[123]
  Турция - Правительство Турции планирует принять новые правила использования потребительских карт; - Создан Фонд по финансовой поддержке предприятий малого и среднего бизнеса с привлечением национальных банков[124].
Южная Корея - Модернизация системы финансового регулирования с использованием монетарных методов (сохранение ставки финансирования на рекордно низком уровне – 2%)[125]; - Либерализованы меры валютного контроля; - Введены дополнительные ограничения по маржинальным сделкам с иностранной валютой[126].
Япония - С 2010 года Японские компании могут использовать МСФО[127]; - Сформулировано ряд предложений по международному регулированию деятельности кредитных рейтинговых агентств и аудита(встреча глав ЕС и Японии в Брюсселе, апрель 2009г.), по регулированию спекулятивного капитала и усилению надзора за фьючерсными рынками (саммит G8, июль 2009г.)[128]
ЕС - Советом ЕС: 1) одобрена директива по завершенности в оплатах и безопасности систем и усилению инструментов снижения нестабильности на финансовых рынках, гармонизации финансового законодательства; 2) принята Директива по соглашениям коллективных инвестиций, регулирующая деятельность инвестиционных фондов; 3) принято Постановление по законодательному регулированию деятельности кредитных рейтинговых агентств; 4) принята Директива по требованиям к размещению банковского капитала[129]; - Европейской Комиссией принят пакет реформ, предусматривающий учреждение нового Европейского Совета по системным рискам и Европейской системы финансового надзора[130];
3 группа стран
- Неисполнение обязательств по снижению рисков в финансовом секторе; - Низкий уровень участия в процессе международной координации наднационального финансового регулирования Аргентина В период 2009года Правительства стран не проводили в действия меры по реформированию национальной системы финансового регулирования и надзора за финансовыми рисками, а также не принимали участие в международном обеспечении доступности данной информации в целях снижения рисков в финансовом секторе
Бразилия
Италия
Китай
       

Источник: Ефременко, И.Н. Институциональное развитие финансовой архитектуры в условиях глобализации: монография / И.Н. Ефременко – Ростов-на-Дону: Рост. гос. экон. ун-т «РИНХ», 2009.


[1] Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации. Политика, экономика и культура. [ D. Held, D.Gol’dblatt, Je.Makgrju, Dzh. Perraton Global’nye transformacii. Politika, jekonomika i kul’tura]. Пер. с англ. М., 2004. С. 31. Для сравнения можно привести определение глобализации, предложенное А.Д. Богатуровым: «Глобализация – это процесс разрастания в масштабах планеты наднациональной сети-оболочки отношений асимметричной взаимозависимости между всеми субъектами международного взаимодействия – включая государства, а также межгосударственных, надгосударственных и негосударственных игроков» (Современная мировая политика. Прикладной анализ. Под ред А.Д. Богатурова. [Sovremennaja mirovaja politika. Prikladnoj analiz. Pod red A. D. Bogaturova]. М., 2009. С. 44). Эти определения во многом совпадают по сути.

[2] Хелд Д., Гольдблатт, Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации. Политика, экономика и культура. [D. Held, D.Gol’dblatt, Je.Makgrju, Dzh. Perraton Global’nye transformacii. Politika, jekonomika i kul’tura]. Пер. с анг. М., 2004. С. 33.

[3] Харви Д. Краткая история неолиберализма. [ D. Harvi. Kratkaja istorija neoliberalizma] Пер. с англ. М., 2007.

[4] «Финансовая система — совокупность экономических институтов, помогающих направить ресурсы лиц, желающих сделать сбережения, к тем, кто нуждается в заемных средствах для инвестиций» (Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. — СПб: Питер Ком, 1999. — С.537); «Финансовая система есть совокупность ряда учреждений и рынков, представляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам» (Ван Хорн Дж. Основы управления финансами / Пер. с англ.; под ред. И.И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 1996. — С.34) и т.д.

[5] Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ. 1999. — С.54.

[6] Финансы / Под ред. В.М. Родионовой — М.: Финансы и статистика, 1993. — С.20.

[7] Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

[8] Это устоявшееся определение мировой финансовой системы, которое использовали в своих работах, например, Cohen, В. Organizing the World's Money / В. Cohen. — New York: Basic Books, 1977. — 218 p.; Eichengreen, B. Elusive Stability: essays in the history of international finance / B. Eichengreen. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — 473 p.

[9] Ефременко, И.Н. Теоретические основы реформирования мировой финансовой архитектуры / И.Н. Ефременко, Ю.С. Евлахова //Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – №4 (23).

[10] Авторская разработка

[11] D.C. North (1990). Institution, Institutional Change and Economic Performance. — Cambridge University Press, New York.

[12] Институты: от заимствования к выращиванию. Опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений / Я.И. Кузьминов, В.В. Радаев, А.А. Яковлев, Е.Г. Ясин. К 6-й Международной научной конференции «Модернизация экономики и выращивание институтов», Москва, 5–7 апр. 2005 г. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — С.9

[13] Кирута А.Я. Институциональное ядро экономики // Электронный Интернет-ресурс — www.hse.ru/ic6/report11.doc

[14] D. Acemoglu, S. Jonson, J. Robinson (May 2004) / Institution as the Fundamental Cause of Long-run Growth. — www.nber.org/papers/w9377

[15] Алифанова Е.Н. Институциональное развитие российского фондового рынка в условиях финансовой глобализации: Монография. — Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2005.

[16] Шишков М.Ю. Мировая финансовая система: необходимость реформ // МЭиМО. — 1999. — № 11. — С 3–4.

[17] Государство в меняющемся мире: Отчет о мировом развитии за 1997г. — Всемирный банк, 1997. — С.1.

[18] Одним из основных направлений саморегулирования на современном этапе эволюции мировой финансовой системы выступает концепция «мягкого права» (soft low), заключающаяся в разработке международными финансовыми организациями и адаптации на национальном уровне международных кодексов, стандартов и сводов лучшей практики и правил поведения.

[19] Глобализация и национальные финансовые системы / Под ред. Дж. А. Хансона, П. Хонохана, Дж. Маджнони; пер с англ. — М.: Издательство «Вест мир», 2005. — С.282.

[20] Ефременко, И.Н. Особенности институционального развития мировой финансовой архитектуры / И.Н. Ефременко // Вестник РГЭУ (РИНХ). – 2009. – №3 (29).

[21] Building a Strong World Financial System // The Wall Street Journal Europe. — 28. IV. 1999. — P. 15.

[22] Brown Gordon. A New Global Financial Architecture // The Wall Street Journal Europe. — 6. X. 1998; Britain’s Chancellor on Today’s World // The Wall Street Journal Europe. — 16. XII. 1998.

[23] Brown Gordon. A New Global Financial Architecture // The Wall Street Journal Europe. — 6.X.1998. — Р. 15.

[24] Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). — М.: Омега-Л, 2006.

[25] Soros G. Open Society. Reforming Global Capitalism. — New York, Public Affairs, 2000. — Chapter 10: A New Global Financial Architecture / Пер. с англ. к.э.н. С. Афонцева.

[26] International Financial Architecture: A Progress Report Information // Note by World Bank Staff. — July 12, 2005. — http://www.worldbank.org/ifa

[27] Progress in Strengthening the Architecture of the International Financial System / A Factsheet — July 2000 by IMF External Relations Department — http://www.internationalmonetaryfund.com

[28] Вовченко Н.Г. Институциональные преобразования финансовой системы России в условиях глобализации: Монография / РГЭУ «РИНХ». — Ростов н/Д; 2006. — С.96.

[29] Ефременко, И.Н. Институциональное развитие финансовой архитектуры в условиях глобализации: монография / И.Н. Ефременко – Ростов-на-Дону: Рост. гос. экон. ун-т «РИНХ», 2009.

[30] Там же - С.37.

[31] Ефременко, И.Н. Доминанты институционального развития мировой финансовой архитектуры: монография / под ред. д.э.н., проф. Кочмолы К.В – Ростов-на-Дону: Рост. гос. экон. ун-т «РИНХ», 2009.

[32] Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. — 1997. — № 3. — С. 6.

[33] Ефременко, И.Н. Особенности институционального развития мировой финансовой архитектуры / И.Н. Ефременко // Вестник РГЭУ (РИНХ). – 2009.

[34] Liberalizing capital movements. IMF Paper. December 1999 // www.imf.org

[35] Jordan C., Majnoni G. Financial Regulatory Harmonization and the Globalization of Finance // Policy Research Working Paper 2919. — The World Bank, 2002 //www.worldbank.org

[36] Ефременко, И.Н. Теоретические основы реформирования мировой финансовой архитектуры / И.Н. Ефременко, Ю.С. Евлахова //Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – №4 (23).

[37] Knight J. Institutions and Social Conflict. — Cambridge, 1992. — P.185.

[38] Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). — М.: Омега-Л, 2006. — С.8.

[39] Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики: декларация принципов // www.imf.org

[40] Давид Хелд и Даниэль Арчибуджи, изд. 1995 года «Космополитическая Демократия: Повестка для нового мирового порядка», правительственная пресса.

[41] Стиглиц Дж. Демократический дефицит глобализации: как сделать международные институты более подотчетными // Международные отношения. — 2001, Июль/ Август.

[42] Итоги Саммита Большой восьмерки в 2009 г. (Италия, Аквила) // www.kremlin.ru

[43] Bergsten F. Reforming the International Financial Architecture // Testimony before the Committee on Banking and Financial Services, United States House of Representatives, March 23. 2006.

[44] Eichengreen B. Toward a New International Financial Architecture, A Practical Post-Asia Agenda. — Washington, Institute for International Economics, 2005.

[45] Hills C., Peterson P., Goldstein M. Safeguarding Prosperity in a Global Financial System. The Future International Financial Architecture, Report of an Independent Task Force, Council on Foreign Relations. — N.Y., 2003.

[46] Wyplosz C. (Dir.) The Geneva Report on the World Economy: An Independent and Accountable IMF, CEPR and The International Centre for Monetary and Banking Studies. — Geneva, 2002.

[47] Fischer S. On the Need for an International Lender of Last Resort // The Journal of Economic Perspectives. — 1999. — Vol. 13, N° 4, Fall.

[48] Aglietta M. et De Boissieu C. (1999) Le prêteur international en dernier ressort in Bergsten F., Davanne O., Jacquet P., Artus P., Debonneuil M., Aglietta M. et De Boissieu C. (1999) Architecture financière internationale, Rapport du Conseil d.Analyse Economique, Paris, La Documentation Française.

[49] Eatwell J. and Taylor L. International Capital Markets and the Future of Economic Policy // Center for Economic Policy Analysis Working Paper, New School for Economic Policy, 1998, August.

[50] S. Vitols. Financial Regulation in the United States and Germany: from national Autarky to International Coordination? // AIGS Policy Report 19. The Johns Hopkins University, 2005.

[51] Eatwell J. and Taylor L. International Capital Markets and the Future of Economic Policy // Center for Economic Policy Analysis Working Paper, New School for Economic Policy, 1998, August.

[52] Kose M.A., Prasad E., Rogoff K., Wei S.-J. Financial Globalization: A Reappraisal // IMF Working Paper. WP/06/189 // www.imf.org

[53] Glick R., M. Hutchinson. Banking and Currency Crises: How Common Are Twins? // Financial Crises in emerging markets, ed. by Reuven Glick, Ramon Moreno, and Mark M.Spiegel. — NY, 2001.

[54] Edwards S. Capital Controls, Sudden Stops and Current Account Reversals // NBER Working Paper №11170, 2005 //www.nber.org

[55] Edwards S. Financial Openness, Currency Crises and output Losses // Strengthening Global Financial Markets, ed. by S. Edwards and M. Garcia. — Chicago, 2006.

[56] Bonfiglioli A., Mendicino C. Financial Liberalization, Banking Crises and Growth: Assessing the Links // Working paper series in Economics and Finance. #567. — Stockholm School of Economics, 2004.

[57] Stock J., M.Watson Understanding Changes in International Business Cycles // NBER Working Paper. — #9859. — 2003 //www.nber.org; Bordo M., T. Heibling. Have National Business Cycles Become More Synchronized? // NBER Working Paper. — #10130. — 2003 //www.nber.org; Kose M., C. Otrok, C.Whiteman. Understanding the Evolution of World Business Cycle // IMF Working Paper. — #05/211. — 2005 //www.imf.org;, Kose M., C. Otrok, E. Prasad. Regionalization vs Globalization: Explaining North-South Business Cycles // IMF Working Paper. – 2006 //www.imf.org

[58] Imbs J. The Real effects of Financial Integration // Journal of International Economics. – 2006. — Vol. 68. — #2.

[59] Kose M.A., E. Prasad, M. Terrones. How Does Globalization Affect the Synchronization of Business Cycles? // American Economic Review. 2003. — Vol. 93. — #2.

[60] Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры // Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. — М.: Экономика, 2002. — С.342–343.

[61] Там же. — С.344.

[62] Там же. — С.349–367.

[63] Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. Грязновой А.Г.

[64] Алифанова Е.Н., Вовченко Н.Г., Кочмола К.В., Росликова И.Г., Толстик В.Д., Чубарова Г.П. Финансовая глобализация и развитие банковской системы России: Монография / Под ред. Кочмола К.В. — Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2003. — С.9.

[65] Там же. — С.10.

[66] Хелд и др. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Пер. с англ. В.В. Сапова и др. — М.: Праксис, 2004. — С.15.

[67] Ефременко, И.Н. Глобализация и цикличное развитие мировой экономики / И.Н. Ефременко // Финансы и кредит. – 2009 – №34 (370).

[68] Писани-Ферри Ж., Сантос И. Переориентация мировой экономики // Финансы и развитие. — 2012. — Март // www.imf.org

[69] Там же.

[70] Отметим, что данная схема имеет весьма идеальный характер, так как предполагает отсутствие у развитых стран и спроса, и предложения на капитал, что в действительности невозможно.

[71] Ефременко, И.Н. Глобализация и цикличное развитие мировой экономики / И.Н. Ефременко // Финансы и кредит. – 2009 – №34 (370).

[72] Хелд и др. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Пер. с англ. В.В. Сапова и др. — М.: Праксис, 2004. — С.30.

[73] Ефременко, И.Н.Гармонизация регулирующих функций международных финансово-кредитных организаций в процессе глобализации / И.Н.Ефременко, И.Г.Воробьева // Финансовые исследования. – 2008. – № 4 (21)

[74] Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). — М.: Омега-Л, 2006. — С. 24, 27.

[75] Новая глобальная финансовая архитектура, Soros G. Open Society. Reforming Global Capitalism. New York, Public Affairs, 2000. Chapter 10: A New Global Financial Architecture / Пер. с англ. к.э.н. С. Афонцева.

[76] Ефременко, И.Н. Трансформация целей и задач Международного валютного фонда в условиях финансовой глобализации / И.Н. Ефременко // Научный поиск: По страницам докторских диссертаций. Выпуск 6. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. экон. ун-т «РИНХ», 2007.

[77] В 1960-х гг., например, Банк проводил ряд программ в латиноамериканских странах по макроэкономическому регулированию уровня инфляции. В середине 1960-х Банк также участвовал в непроектном финансировании с целью поддержания платежного баланса Индии (см. Kapur D., J.P. Lewis, and R. Webb, (1997), The Wold Bank in its Ferst Half Country, Vols. I and II (Woshington, DC: Brookings Institutions)).

[78] Towards a new international financial architecture / Report of the Task Force of the Executive Committee on Economic and Social Affairs of the United Nations Final Version, January 21, 1999.

[79] Новая глобальная финансовая архитектура, Soros G. Open Society. Reforming Global Capitalism. New York, Public Affairs, 2000. Chapter 10: A New Global Financial Architecture / Пер. с англ. к.э.н. С. Афонцева.

[80] В ноябре 1998 г. Конгресс США в рамках финансового пакета на общую сумму 18 млрд долларов, предназначенного для Международного валютного фонда (МВФ), санкционировал учреждение Консультативной комиссии по международным финансовым институтам. Задача комиссии — анализировать эффективность работы международных финансовых институтов (МФИ), к числу которых относятся МВФ, Всемирный банк и региональные банки развития. Комиссию возглавил Аллан Х. Мельцер, профессор экономики Университета Карнеги-Меллона и научный сотрудник Американского института предпринимательства. В марте 2000 г. комиссия направила в Конгресс одобренный Мельцером и большинством членов комиссии доклад с острой критикой в адрес МФИ и предложениями о радикальных структурных изменениях в этих институтах.

[81] Soros G. Open Society. Reforming Global Capitalism. New York, Public Affairs, 2000. Chapter 10: A New Global Financial Architecture / Пер. с англ. к.э.н. С. Афонцева.

[82] См.: Deepak Nayyar «Existing System and Missing Institutions» in Deepak (ed.): Governing Globalization: Issues and Institutions (Oxford University Press, 2002) и Joseph Stiglitz: Globalization and its Discontents (Лондон, издательство Allan Lane, 2002).

[83] Ботон Дж.М. и Брэдфорд-мл К.И. Глобальное управление: новые участники, новые правила // http://www.imf.org/external.

[84] www.bis.org. Отметим также, что требования к рейтинговым агентствам изложены в Кодексе IOSCO (фундаментальные положения для кредитных рейтинговых агентств), в докладе Форума финансовой стабильности, представленном к заседанию министров финансов и управляющих центральными банками стран G-8.

[85] Jaime Caruana and Aditya Narain. Banking on more capital// Finance and Development. Volume 45, number 2. June 2008. IMF // www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2008/06/caruana.htm.

[86] Ефременко, И.Н. Институциональные аспекты современной парадигмы мировой финансовой архитектуры / И.Н. Ефременко // Финансовая аналитика. – 2009. – №10 (22).

[87] Диссертация «Стратегия формирования и развития МФЦ в России». Гусев Ю. Н., Москва, 2012 год

[88] http://www.trustbank.by/news/finance/845.html

[89] http://top.rbc.ru/economics/07/09/2012/668486.shtml

[90] По приведенным выше критериям выявляется 15 эпизодов стресса для стран с развитой экономикой). Как и ожидалось, во время мирового финансового кризиса потрясения в основном имели место в США, тогда как в период с 2010 года по середину 2012 года стресс переживался как в США, так и на периферии зоны евро, хотя с конца 2011 года это все в большей степени касалось только последней.

[91] При этом при анализе в страновом разрезе между отдельными странами существуют значительные различия (комментарии экспертов МВФ).

[92] Frankel, 2012

[93] См. Prasad, E. S., 2008. «Monetary Policy Independence, the Currency Regime, and the Capital Account in China».; Goldstein, M. и N. R. Lardy, Eds. «Debating China’s Exchange Rate Policy»; Washington, D.C. «Peterson Institute for International Economics» для доказательства того, что китайская политика регулирования валютного курса и закрытия финансовых рынков оказывает негативное воздействие на макроэкономику.

[94] Ефременко, И.Н. Анализ стратегий институционального развития национальных финансовых систем в условиях финансовой глобализации / И.Н. Ефременко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009 – №20 (53).

[95] Дубинин С.К., Глобальная финансовая система в период преодоления мирового экономического кризиса, 2012г.

[96] Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации – М.: Правительство

Российской Федерации, 2009.

[97] Хабриева Т.А., Доронина Н.Г. Создание международного финансового центра: системный подход к решению

правовых проблем//Журнал российского права, 2010, №11

[98] Внебиржевой кассовый оборот валютного рынка Российской Федерации - www.cbr.ru

[99] Распоряжение Правительства РФ №1662-р от 17 ноября 2008 года

[100] Шаповалов А. Не сезон для инвесторов//Коммерсант. №59 (4600), 06.04.2011.

[101] Газета.ru, 26.05.2012

[102] Speech by the Chancellor of the Exchequer – июнь, 2009 // http://www.hm-tresury.gov.uk/press_47_09.htm

[103] G20 Finance Ministers and Central Bank Governors Communique – September 2009 // http://www.g7.utoronto.ca/g20/2009/2009commonique0905.html

[104] Report sets out vision for UK financial services sector — May, 2009 // http://www.hm-tresury.gov.uk/press_47_09.htm

[105] Speech by the Chancellor of the Exchequer – июнь, 2009 // http://www.hm-tresury.gov.uk/press_57_09.htm

[106] Ведомости – август, 2009 // http://www.vedomosti.ru

[107] Министерство финансов США – май, 2009 // http://www.financialstability.gov/docs/OTCletter.pdf

[108] RGE Monitor – август, 2009 // http://www.rgemonitor.com

[109] СNBC – июнь, 2009 // http://www.cnbc.com

[110] UK, France and Germany release joint letter on G20 – сентябрь, 2009 // http://www.number10.gov.uk

[111] Publication of Banque de France’s Financial Stability Rewiew “The future of financial regulation”. – сентябрь, 2009 // http://www.banque-france.fr

[112] Портал Правительства Франции – сентябрь, 2009 // http://www.gouvernement.fr

[113] SADC works towards single payment system – мая, 2009 // http://www.tradeinvestsa.co.za

[114] National Treasury Republic of South Africa – июль, 2009 // http://www.finance.gov.za

[115] Reform of taxation of employees share schemes. Communication paper – June, 2009 // http://www.treasury.gov.au

[116] Wichtige Entscheidungen im Bundesrat – September, 2009 // http://www.bundesfinanzministerium.de

[117] India to change government accounting format. iGovernment – May, 2009 // http://www.igoverment.in

[118] Government Coordinates Budget System. TEMPO Interactive – May, 2009 // http://www.tempointeractive.com

[119] Department of finance. Canada – May, 2009 // http://www.fin.gc.ca

[120] Mexico's Senate Approves Bill to Regulate Bank Fees, Rates. The Wall Street Journal. – 04.21.2009 // http://mexicoinstitute.wordpress.com

[121] Интернет-портал Правительства РФ – июль, 2009 // http://www.government.ru

[122] Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2008 г. – май, 2009 // www.cbr.ru

[123] Implementing Regulation. Capital Market Authority – сентябрь, 2009 // http://www.cma.org.sa

[124] Treasury to support loan insurance fund. – июнь, 2009 // http://www.todayszaman.com

[125] Korea. Net. Gateway to Korea – сентябрь, 2009 // http://www.korea.net

[126] South Korea Raises Deposits for Foreign-Exchange Marging Trading. Bloomberg. – июль, 2009 // http://www.bloomberg.com

[127] Financial Services Agency, Business Accounting Council – август, 2009 // http://www.fsa.go/jp

[128] Bank of Japan – июнь, 2009 // http://www.boj.or.jp

[129] Совет ЕС – август, 2009 // http://www.consilium.europa.eu

[130] Европейская Комиссия, Пресс-релиз 11167/09 – август, 2009 // http://www.europa.eu


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: