double arrow

Методологические подходы к анализу международных финансово-кредитных отношений вследствие глобализации

Исследование особенностей развития международных финансово-кредитных отношений в рамках институционального подхода определено современными трендами в научной парадигме социальных исследований.

В своих исследованиях Д.Норд аргументировано определил, что «….развитие теории институциональных изменений представляется необходимым условием дальнейшего прогресса социальных наук в целом и экономической в особенности, необходимым, потому что неоклассическая теория (как и другие теории из инструментария социальных наук) в настоящее время не может дать удовлетворительного объяснения различий в функционировании обществ и экономик как в отдельно взятый момент времени, так и в течение некоторого периода. Аргументы, приводимые неоклассической теорией, неубедительны в силу того, что хотя ее модели объясняют отдельные различия в функционировании экономик на базе различий в объеме инвестиций в образование, норме сбережений и т.п., но они не могут объяснить, почему проваливаются попытки предпринимать необходимые меры, даже если они способны обеспечить высокую отдачу. А отдача определяется институтами»[32].

Результаты институционального развития проявляются в течение длительного периода времени. Поэтому институциональный подход к развитию является подходом с длительной перспективой, в рамках которого необходимо провести анализ эндогенной динамики и структуры участников, вовлеченных в процесс изменения, анализ адаптируемости институтов к новой среде.

Международные финансово-кредитные отношения не возникают одномоментно. В процессе своей эволюции они постепенно трансформируется. Каждый из этапов их эволюции отличается решением определенного круга задач в условиях институциональных ограничений. В результате мировая финансовая система поднимается на новую ступень, реализуя свой институциональный потенциал. Временные границы этапов во многом носят условный характер. Тем не менее, их выделение позволяет фиксировать качественные скачки или, другими словами, точки прогрессивного институционального роста как целостного образования[33].

Таким образом, структура развивающегося объекта формируется по мере прохождения им определенных этапов своего становления. При этом особенности отдельных ступеней роста находят свое предметное воплощение в усложняющейся внутренней структуре, запечатлеваются в ней.

Переживаемый глобальный финансовый кризис свидетельствует о том, что нарождающиеся элементы мировой финансовой системы не смогли в полной мере проявить свои преимущества и встроиться в финансовую архитектуру. При этом преодоление кризиса предполагает не просто восстановление элементов системы, но и реорганизацию принципов ее развития.

В целях определения ориентиров посткризисного развития видится необходимым определить основные принципы этого процесса. Для этого необходимо исследовать основные принципы развития международных финансово-кредитных отношений на период 2000–2008 гг. Данные принципы были разработаны рабочими группами под эгидой Группы-22 и приняты министрами финансов на саммите Большой семерки в июне 1999 г. в Кельне (Таблица 1.4).

Рассматривая основные теоретические принципы анализа международных финансово-кредитных отношений в период 2000–2008 гг., можно увидеть явный сдвиг в официальной доктрине, которая до недавнего момента основывалась на либеральных позициях. В связи с этим следует отметить возрастающее в последнее время значение понятий прозрачности, достоверности предоставляемой информации, ликвидности финансовых рынков и эффекта «заражения» в распространении кризисов в дискуссиях об управлении международными финансовыми институтами. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что в этой тенденции проявляется смена парадигмы функционирования мировой финансовой архитектуры, которая выражается в необходимости выработки более строгих правил функционирования международных рынков и повышения роли государственного регулирования.

Развитие процессов глобализации мировой экономики происходит в контексте институциональных трансформаций: снятие ограничений на пути межстранового движения финансовых услуг и создании международных стандартов, кодексов, сводов лучших правил ведения финансовых операций.


Таблица 1.4. – Принципы развития международных финансово-кредитных отношений на период 2000–2008 гг.: аспекты финансовой политики

Принцип Последствия соблюдения принципа
1. Необходимость снижения информационной асимметрии и повышение прозрачности международных финансово-кредитных отношений Приоритетность этого принципа обусловлена тем, что международные финансово-кредитные отношения определяются движением информации. Наличие информационной асимметрии и низкая прозрачность мировой финансовой системы вызывает три главные проблемы, которые могут привести к возникновению глобальных кризисов: неблагоприятный отбор, моральный риск и «стадное» поведение инвесторов. Проблема неблагоприятного отбора связана с тем, что на финансовых рынках кредиторы зачастую имеют неполную информацию о платежеспособности заемщиков. «Стадное» поведение инвесторов возникает, когда они не обладают достаточной информацией о благонадежности и профессионализме тех, кто управляет их средствами. Очевидно, что при существовании асимметричной или неполной информации инвесторы будут вполне рационально совершать действия, которые могут увеличить ценовые колебания и привести к внезапным кризисам. Главную опасность представляет моральный риск — риск, что инвесторы будут ожидать от правительств поручительства за них — этот риск создан правительственными гарантиями для финансовых институтов в отсутствие адекватной защиты или достаточных стимулов для того, чтобы рыночная дисциплина не допускала проведения чрезмерно рискованных операций[34].
2. «Оправдание» применения в развивающихся странах более строгих регулятивных норм и методов Либерализация движения капитала, предпринимаемая развивающимися странами для оптимизации международного распределения сбережений, финансирования роста и создания рабочих мест, приводит к тому, что развивающиеся страны нарушают нормальное функционирования мирового финансового рынка, поэтому для избегания распространения кризиса на глобальном уровне требуется усиление контрольных мер. Этот принцип касается главным образом превентивных мер, направленных на защиту национальных финансовых рынков от краткосрочных движений спекулятивного капитала, приток и отток которого способен подорвать стабильность рынка и привести к кризису.
3. Введения стандартов регулирования международных финансово-кредитных отношений и ряда кодексов поведения Специфичность данного принципа состоит в том, что он представляет собой реакцию международных экономических организаций на процесс глобализации и его последствия. Стандарты и кодексы представляют собой так называемое «soft law» — «мягкое» законодательство, «мягкие» законы, т.е. регулирование, которое основано не на юридических нормах и правилах, установленных органами власти, а на добровольно принятых нормах и правилах, основными механизмами принуждения к выполнению которых служат общественное порицание, угроза потери репутации и т.д. Привлекательность метода стандартов и кодексов обусловлена, по меньшей мере, тремя причинами: 1) данный метод имеет комбинированную природу; 2) всеобщность метода; 3) относительная концептуальная простота метода[35].
4. Предупреждение финансовых кризисов и борьба с ними В условиях взаимозависимости национальных финансовых рынков определяющим качеством становится не способность избежать кризиса (это невозможно), а способность его выдержать, т.е. витальность финансового рынка. Чтобы подготовиться к борьбе с международными финансовыми кризисами и ограничить риск «заражения», необходимо усиление как международной кооперации, так и содействие частных инвесторов.

Источник: составлено автором


В большинстве случаев данные институциональные трансформации осуществляются по инициативе международных финансовых институтов и международных экономических организаций: Международного валютного фонда, Всемирного банка, Банка международных расчетов, Всемирной торговой организации и т.д[36].

Именно поэтому определение новых принципов развития международных финансово-кредитных отношений должно опираться как на видение и оценку инициаторов введения институциональных инноваций — международных финансово-кредитных организаций, так и на поддержку и участие со стороны национальных финансовых регуляторов, а также самих финансовых институтов как основных субъектов, адаптирующих эти инновации. Как подчеркивает Д. Найт, «чтобы быть успешным, новое правило должно заставить социальных акторов сдвинуть свои возможные оценки в отношении стратегий, ассоциирующихся с этим эквилибриумом. До тех пор, пока он не поверит, что новые правила будут признаны теми, с кем он взаимодействует, ему нет необходимости менять свои стратегии»[37].

В рамках данного исследования нами обосновано необходимость введения следующих принципов посткризисного развития международных финансово-кредитных отношений:

2. Заинтересованность всех участников международных финансово-кредитных отношений в их изменении. В формализации правил нет необходимости, когда соотношение сил меняется в пользу сильных участников. И напротив, те, в пользу кого меняется соотношение сил, будут стремиться либо создать формальные правила, либо изменить неформальные.

Таким образом, несоблюдение данного принципа также позволит блокировать введение и развитие инициатив незаинтересованной в принятии такого решения группой участников.

Несоблюдение данного принципа приводит к тому, что решение, не опирающееся на этот принцип, может быть блокировано на любой стадии институционального процесса. Так, в течение последнего столетия международные финансово-кредитные отношения развивались в ответ на обстоятельства текущего момента.

Официальные международные конференции были важным элементом этого процесса. Однако в большинстве случаев адаптация институциональной структуры мировой финансовой системы к изменениям в мировом устройстве была сочетанием внутренних дискуссий и инициативами групп промышленно развитых стран.

Институциональное и юридическое оформление мировой финансовой архитектуры глобального уровня произошло с учреждением Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда и заключением международных соглашений на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США, Нью-Гемпшир) в 1944 г. Однако предпосылки создания мировой финансовой архитектуры были заложены в 20-х гг. ХХ в., когда на Брюссельской (1920 г.) и Генуэзской (1922 г.) конференциях ставился вопрос о необходимости многостороннего регулирования международных экономических отношений[38].

При этом наиболее успешные результаты были получены в ситуации, когда лидирующая группа стран была готова включить в рассмотрение идеи широкого внешнего круга участников.

3. Прозрачность институционального развития мировой финансовой системы.

Реализация данного принципа предполагает формирование среды институционального развития мировой финансовой системы, в которой политические цели, их правовые, институциональные и экономические рамки, решения в сфере политики, обоснованные данные и информация, связанные с денежно-кредитной и финансовой политикой, а также условия подотчетности агентств предоставляются общественности на принципах понятности, доступности и своевременности.

В настоящий момент Международным валютным фондом разработан «Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики». Таким образом, охватываемая Кодексом практика обеспечения прозрачности на уровне национальных финансовых систем раскрывает:

- ясность функций, обязанностей и задач центральных банков и финансовых агентств; - процедуры принятия и доведения до сведения общественности решений центральных банков о проводимой денежно-кредитной политике и финансовых агентств о финансовой политике; - доступность для общественности информации о денежно-кредитной и финансовой политике; - подотчетность и гарантии добросовестности центральных банков и финансовых агентств.[39]

Прозрачность также способствует укреплению подотчетности, внутренней дисциплины, улучшению корпоративного управления, а прозрачность в сочетании с подотчетностью улучшают качество принятия решений в органах, вырабатывающих политику. Международные финансовые организации, вырабатывающие политику в области прозрачности, должны сами соблюдать требование прозрачности. В 1995 г. Давид Хелд отметил: «…поразительно, рост числа демократических стран не сопровождался ростом демократии между странами. Процесс подготовки политики в таких институтах, как МВФ, мало изменился со времени падения Берлинской стены»[40]. Девеш Капур и Ричард Веб, соавторы официальной истории Всемирного банка, отмечают: «Прозрачность является одной из областей, где международные финансовые институты могут начать основные реформы с большим потенциалом демократизации».

Джозеф Стиглиц в своих публикациях отмечает необходимость широкого доступа к информации в международных финансовых институтах: «Испытывая нехватку в коренных изменениях в их управлении, самым верным способом убедиться в том, что международные экономические институты более ответственны по отношению к бедности, к окружающей среде, к обширным политическим и социальным заботам, можно с помощью повышения открытости и прозрачности.… Прозрачность даже больше необходима в общественных институтах, таких как МВФ, Всемирный банк и ВТО, потому что их лидеры не были избраны напрямую… Но в то время как необходимо применить все меры, чтобы эти институты были более открыты, на самом деле они еще менее прозрачны. Современные демократии (должны) начинают реорганизовывать гражданское право, внедряемое через такие законы, как Американский Акт о свободе информации… В то время, когда номинально поддерживая прозрачность и открытость, МВФ и Всемирный банк еще не прониклись этими идеями. А они должны».[41]

Исходя из этого, представляется необходимым проведение фундаментальных реформ в сфере прозрачности международных финансовых институтов, что выступит институциональной основой гармонизации их деятельности.

4. Защищенность основных ценностей и ключевых интересов участников международных финансово-кредитных отношений.

В условиях глобализации международными экономическими организациями, в первую очередь МВФ намечена реализация Программы оценки финансового сектора, в рамках которой Международная организация комиссий по ценным бумагам, Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация органов страхового надзора, Совет по международным стандартам бухгалтерского учета и ОЭСР определяют стандарты, по которым МВФ будет оценивать национальную экономику стран.

Таким образом, будут созданы стимулы для реализации принципа «репутационной дисциплины» за счет доступа к информации о состоянии финансового сектора наибольшего количества участников финансового рынка.

На наднациональном уровне регулирования международных финансово-кредитных отношений сформировано единство мнений относительно того, что повышение легитимности международных экономических организаций потребует более эффективного представительства в органах их управления стран с формирующимся рынком и развивающихся стран в целом. Данный тезис подтверждается недавним решением, принятым на встрече лидеров стран Большой восьмерки (2009 г., Италия), о расширении стран — ключевых участников процесса реформирования мировой финансовой архитектуры до четырнадцати.[42]

5. Многовариантность форм координации действий участников международных финансово-кредитных отношений.

Все предлагаемые в настоящее время направления преобразований избегают вопроса конкретных институциональных форм координации развития. Многие зарубежные ученые-экономисты (Фред Бергстен[43], Барри Айхегрин[44], Карла Андерсон Хилс, Моррис Голдштейн, Петер Дж. Петерсон[45] и др.) в своих работах пытаются предугадать траекторию развития событий в этом направлении, фокусируясь на проблемах управления международными финансовыми институтами.

Чарльз Виплош и Международный центр денежных и банковских исследований в Женеве требуют радикальной реформы статей МВФ для того, чтобы дать ему большую ответственность и большую самостоятельность относительно государств — членов МВФ[46]. Специалисты МВФ, ведущим из которых является С. Фишер, составили условия взаимодействия МВФ и стран-членов в кризисной ситуации для выполнения Фондом функции кредитора последней инстанции[47]. В это же время М. Аглиетта и Кристиан Де Буасье полагают, что Банк международных расчетов и центральные банки более успешно могут играть эту роль в сочетании с контролем международной банковской системы и платежных систем[48]. Как более радикальный путь некоторые экономисты, такие как Джон Итвел и Лэнс Тэйлор, предлагают замену всех международных финансовых институтов (МВФ, Всемирный банк, БМР и др.) на Всемирное финансовое управление[49].

Как указывают ученые Американского института немецких исследований (университет Дж.Хопкинса, Балтимор, США), существует два варианта: 1) создание международного органа регулирования; 2) международная координация национальных органов регулирования финансового рынка[50].

В случае создания международного органа финансового регулирования стандарты (правила и нормы) регулирования устанавливаются на наднациональном уровне. Более того, на такой орган регулирования возложен инфорсмент, т.е. принуждение к выполнению стандартов (правил и норм) регулирования. Так, из существующих наднациональных институтов, занимающихся проблемами регулирования финансового рынка, на роль международного регулятора более всего подходит Банк международных расчетов. В пользу этого служат разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору соглашения о достаточности капитала и большое количество рекомендаций по банковскому регулированию.

Международная координация органов регулирования предполагает заключение международных соглашений о применении общих стандартов регулирования. Из-за различий между странами эти стандарты содержат самые общие требования и поэтому являются минимальными, фактически каждая страна разрабатывает более полные стандарты, превышающие минимальные, которые адаптируются к национальным условиям. При этом стандарты, устанавливаемые в результате соглашений между странами, принуждаются к исполнению национальными властями каждой страны.

Суммируя вышеизложенное, отметим, что создание международного органа регулирования видится достаточно проблемным в силу существования национальных традиций и мощного национального лобби[51].

Предложенные автором новые принципы развития международных финансово-кредитных отношений систематизированы в таблице 1.5.

Необходимо отметить, что основными причинами, приведшими к необходимости реформирования системы регулирования современных международных финансово-кредитных отношений, являются непоследовательная и недостаточно скоординированная макроэкономическая политика и неадекватные структурные реформы, приведшие к нестабильным глобальным макроэкономическим результатам.


Таблица 1.5. – Новыепринципы развития международных финансово-кредитных отношений

  Принцип Последствия закрепления принципов в контексте посткризисного развития международных финансово-кредитных отношений
1. Вовлеченность всех участников институционального развития международных финансово-кредитных отношений в принятие решений на наднациональном уровне. Несоблюдение данного принципа приводит к тому, что решение, не опирающееся на этот принцип, может быть блокировано на любой стадии институционального процесса. Равнозначное вовлечение всех участников институционального развития международных финансово-кредитных отношений в принятие решений на наднациональном уровне приводит к нивелированию негативных последствий.
2. Заинтересованность всех участников международных финансово-кредитных отношений в их изменении. В формализации правил нет необходимости, когда соотношение сил меняется в пользу сильных участников. И напротив, те, в пользу кого меняется соотношение сил, будут стремиться либо создать формальные правила, либо изменить неформальные. Несоблюдение данного принципа также позволит блокировать введение и развитие инициатив незаинтересованной в принятии такого решения группой участников.
3. Прозрачность институционального развития мировой финансовой системы. Позволит сформировать среду институционального развития мировой финансовой системы, в которой политические цели, их правовые, институциональные и экономические рамки, решения в сфере политики, обоснованные данные и информация, связанные с денежно-кредитной и финансовой политикой, а также условия подотчетности агентств предоставляются общественности на принципах понятности, доступности и своевременности. Прозрачность также будет способствовать укреплению подотчетности, внутренней дисциплины, улучшению корпоративного управления
4. Защищенность основных ценностей и ключевых интересов участников международных финансово-кредитных отношений. Создаст стимулы для реализации принципа «репутационной дисциплины» за счет доступа к информации о состоянии финансового сектора наибольшего количества участников финансового рынка.
5. Многовариантность форм координации действий участников международных финансово-кредитных отношений. Международная координация органов регулирования предполагает заключение международных соглашений о применении общих стандартов регулирования. Из-за различий между странами эти стандарты содержат самые общие требования и поэтому являются минимальными, фактически каждая страна разрабатывает более полные стандарты, превышающие минимальные, которые адаптируются к национальным условиям. При этом стандарты, устанавливаемые в результате соглашений между странами, принуждаются к исполнению национальными властями каждой страны.

Источник: составлено автором


Сочетание этих обстоятельств породило эксцессы и в конечном итоге привело к глубоким потрясениям на международном рынке. Именно поэтому разработка мер реагирования регуляторов на различных уровнях мировой финансовой архитектуры позволит преодолеть диспропорции в развитии международных финансово-кредитных отношений.

Реформирование мировой финансовой архитектуры, повышение ее открытости, эффективности и легитимности должно сопровождаться созданием новых и повышением роли существующих коллективных институтов глобальной координации и регулирования финансовых отношений. Координация деятельности этих структур с равномерным распределением ответственности за принятые решения должны сопровождаться повышением роли стран с формирующейся и развивающейся рыночной экономикой за счет расширения их представительства в международных финансово-кредитных организациях и других крупных организациях, занимающихся выработкой стандартов.

Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости дополнения существующей системы принципов развития международных финансово-кредитных отношений за счет введения новых принципов. Расширенная система принципов предопределяет возможность преодоления диспропорций в институциональном развитии мировой финансовой системы, проявившихся в условиях глобального кризиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: