Адаптация инструментов регулирования международных финансово-кредитных отношений к условиям посткризисного развития мировой экономики

Новым акцентом в эволюции международных финансово-кредитных отношений становится формирование и развитие механизма международного финансового регулирования и, соответственно, возрастание роли и значения международных финансово-кредитных организаций (Таблица 2.5).

Эти международные организации, обладающие элементами наднациональности и концентрирующие ключевые функции по регулированию и мониторингу экономических процессов в мировой финансовой системе, должны способствовать решению проблем глобального характера. Две наиболее важные и самые трудные из них заключаются в том, каким образом:

- укрепить глобальную финансовую систему, чтобы сделать ее в меньшей степени подверженной финансовым кризисам, и повысить ее способность справляться с кризисами;

- вести дальше борьбу с бедностью в странах с низкими доходами.

Таблица 2.5 -Функции институтов регулирования международных финансово-кредитных отношений

Институты регулирования международных финансово-кредитных отношений Функции регулирующих организаций Приоритеты реформирования деятельности международных экономических организаций:
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Разработка принципов и стандартов надлежащей практики в области корпоративного управления   Расширение полномочий Форума финансовой стабильности и воссоздание на более прочной институциональной основе в качестве Совета по финансовой стабильности (СФС, Financial Stability Board), ответственного за координацию и мониторинг мер финансового регулирования; Мониторинг деятельности кредитных рейтинговых агентств; Модернизация пруденциального регулирования и стандартов финансового надзора; Определение принципов вознаграждения топ-менеджмента крупных финансовых учреждений; Стимулирование введения стандартов раскрытия информации для юрисдикций, отказывающихся от сотрудничества, и оффшорных зон.
Международный валютный фонд (МВФ) Ключевой институт глобального уровня мировой финансовой архитектуры Кодексы прозрачности в валютно-финансовой и кредитной сфере
Всемирный банк Комиссия ООН по праву международной торговли Разработка стандарта для режимов неплатеже-способности и прав кредиторов
Банк международный расчетов Центральный форум координации глобальных механизмов управления
Международная организация комиссий по ценным бумагам Центральный форум координации глобальных механизмов управления в сфере финансовых рынков
Комитет по платежным и расчетным системам Координация деятельности в области платежей, клиринга, расчетов и соответствующих механизмов
Базельский комитет: Разработка стандартов по банковскому надзору
Секретариат Международной ассоциации органов страхового надзора Осуществляет регулирования и надзора за страховой сферой
Совет по международным стандартам финансового учета Надзор за разработкой и согласованием международных стандартов финансового учета
Форум финансовой стабильности Обмен информацией и международного сотрудничества в сфере финансового надзора
Группа финансового противодействия отмыванию денег (ФАТФ) Разработка предложения по совершенствованию законодательных систем и финансовых структур с целью повышения эффективности борьбы с отмыванием полученных незаконным путем доходов
Комитет по глобальной финансовой системе: Координация деятельности в области выявления и оценки потенциальтных факторов стресса, а также разработка мер, направленных на повышение стабильности в странах с формирующимся рынком

Надежды на решение этих проблем во многом возлагаются на международные экономические организации, имеющие самостоятельное значение и автономно определяющие приоритеты своей деятельности. Роль и значение этих организаций в современной мировой финансовой архитектуре обусловлены необходимостью достижения следующих задач:

- адаптация международных финансовых институтов к потребностям мировой экономики и их способность оказывать своевременную помощь странам-членам в случае возникновения финансовой нестабильности и даже кризисов различного рода;

- гармонизация политики данных международных организаций и государств в этой сфере.

При этом, координация деятельности международных финансовых институтов является доминантой в изменении регулирования международных финансово-кредитных отношений. Данный процесс проявляется в согласовании целей и задач функционирования этих организаций в условиях активизации интеграционных процессов. Он по своей сути является реакцией на переплетение зон ответственности рассматриваемых международных финансово-кредитных институтов[73].

Современный глобальный финансовый кризис высветил серьезные недостатки в том, как осуществляется управление современными глобальными финансовыми рынками. Необходимость скоординированных действий наднациональных регуляторов вызвано взаимно усилившимися факторами: быстрое развитие финансовых инноваций, сокращение государственного регулирования, международная финансовая интеграция.

Наднациональное регулирование и надзор в сфере международных финансово-кредитных отношений постоянно изменяется. Старейшим «форумом» координации глобальных механизмов управления и регулирования международных финансовых рынок является Банк международных расчетов, созданный в 1930 г. При этом в настоящий момент отсутствуют международные организации, осуществляющие регулирование и надзор деятельности в сфере бухгалтерского учета и агентства кредитных рейтингов.

Моисеев А.А. отводит главенствующую роль в решении глобальных проблем международным организациям универсального характера, какими являются Международный валютный фонд (МВФ, Фонд) и Всемирный банк (МБРР, Банк). «Наиболее ярко элементы наднациональности, — утверждает А.А. Моисеев, — проявляются при осуществлении программ структурных преобразований, разрабатываемых МВФ совместно с МБРР. Наднациональный характер деятельности Фонда и Банка проявляется также и в их деятельности по урегулированию долговой проблемы стран-членов».[74] Дж. Сорос в своей работе «Реформирование глобального капитализма» (Reforming Global Capitalism) отмечает, что, «говоря о необходимости реформирования международной финансовой архитектуры, мы, в первую очередь, имеем в виду роль международных финансовых институтов, особенно Международного валютного фонда и Всемирного банка».[75]

В целом можно сделать вывод, что нынешние функции МВФ и Всемирного банка значительно отличаются от тех, которые были возложены на них при их создании в 1944 г. Во-первых, в целях обеспечения стабильного функционирования мировой валютной системы, международных кредитных отношений, мировых рынков валют, ценных бумаг и золота усилена их регулирующая функция. Во-вторых, укрепилась консолидирующая функция, поскольку данные структуры призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами. В-третьих, возросло их значение в качестве научно-информа-ционных центров, концентрирующихся на изучении и анализе информации о тенденциях развития мировой экономики и выработке рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства[76].

Несмотря на то, что рассматриваемые Бреттон-Вудские институты обладают полной автономностью в своих действиях и существуют явные различия между функциями, выполняемыми каждым из этих учреждений, их деятельность взаимно увязана. В своей деятельности Банк и Фонд дополняют друг друга. Так, членом МБРР может стать лишь член МВФ.В течение первых двадцати пяти лет своей деятельности эти организации функционировали, занимались решением только им присущих задач. Однако уже в это время происходит дублирование одной из организаций функций, изначально присущих другой[77].

Таким образом, роль Бреттон-Вудских институтов для содействия адаптации стран мира к процессам глобализации все более возрастает, причем большое значение в последние десятилетия отводится их совместной деятельности (табл. 3.3).


Таблица 3.3

Координация роли и функций МВФ и Всемирного банка с учетом особенностей эволюции

мировой финансовой системы

  Бреттон-Вудская валютная система Ямайское соглашение 1976 г. Кризисы 1980-х гг. Глобальные кризисы 1990-х гг. Современный этап
МВФ Определение политики в области приоритетов национальных валют по отношению к доллару США как к резервной валютной единице и золоту (эквивалент валют: 1 унция золота = 35 долл. США) Регулирование обменных курсов и временной неустойчивости платежных балансов, а также оказание помощи странам в разработке стабилизационных программ экономического развития Предоставление донорской помощи развивающимся странам, а также координация и разработка основных векторов их экономической политики; координация процесса кредитования и рефинансирования долга Действует в качестве наблюдателя за мировыми валютами, способствуя поддержанию упорядоченной системы платежей между всеми странами, и ссужает деньги государствам-членам, испытывающим серьезный дефицит платежного баланса Институт предотвращения, сдерживания и урегулирования финансовых кризисов, прежде всего в странах с формирующимися рынками, через механизм превентивного финансирования в виде краткосрочных кредитных линий для стран, которые могут стать жертвой кризисной инфекции
Всемирный банк Обеспечение международного потока долгосрочных инвестиций для помощи в восстановлении экономик опустошенных войной стран в соответствии с планом Маршалла Акцент в деятельности переносится на меры, специально рассчитанные на развивающиеся страны   Содействует интеграции стран в мировую экономику и долгосрочному росту, способствующему повышению уровня жизни населения Предоставление долгосрочных кредитов расширенного финансирования, которые выдаются под программы структурного регулирования экономики
Совместная деятельность - В 1976 г. был создан Комитет развития — совместный орган комитетов Банка и Фонда по переводу реальных ресурсов развивающимся странам, состоящий из управляющих МБРР и МВФ на уровне министров Координация кредитной деятельности МВФ и Всемирного банка в соответствии с Вашингтонским консенсусом. Проведение совместных программ структурных преобразований: в 1985 г. МВФ и Всемирный банк поддерживают инициативу в отношении задолженности, предусматривающую проведение стабилизации долга, увеличение и повышение эффективности кредитования многосторонними банками развития и расширение кредитования коммерческими банками В 1996 г. одобрена совместная инициатива МВФ и Всемирного банка в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности. В сентябре 1998 г. был создан совместный орган МВФ и МБРР — Комитет по связям финансовых секторов, который должен стать ключевым элементом упрочнения финансовых систем стран. В 1999 г. Бразилии не удается устоять перед кризисом. МВФ и Всемирный банк принимают новый подход к оказанию финансовой поддержки странам с низкими доходами (ESAF заменен на механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту) В 2003 г. был одобрен совместный проект МВФ и Всемирного банка по мониторингу мер политики и мероприятий, необходимых для достижения целей в области развития на рубеже тысячелетия (включая цели в области сокращения бедности, обеспечения всеобщего начального образования и снижения детской смертности) к 2015 г.

Источник: составлена по: 1) Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). — М.: Омега-Л, 2006. — С. 6, 7, 24–27; 2) IMF Survey. 1982. July. P. 196; 3) Montek S. Ahluwalia. The IMF and the World Bank in the new financial architecture / International Monetary and Financial Issues for the 1990s, Vol. XI, p. 2; 4) Деятельность МФИ: хронология основных событий // Финансы и развитие. — 2004. — сентябрь // www.imf.org.


В основе предложений по реформированию лежит тезис несоответствия принципов деятельности институтов Бреттон-Вудской системы, созданных в период фиксированных обменных курсов и ограниченной мобильности капитала, нынешним радикально изменившимся условиям. Высказываются мнения о принципиальной неспособности этих институтов обеспечивать дальнейшую стабильность мировой финансовой системы.[78] Однако все заявления и рекомендации в направлении реформирования функций и целей международных финансовых институтов имеют общий характер и практически не содержат конкретных деталей. Результаты промежуточной программы работы МВФ, основанной на прогрессе в проведении реформ и направленной на обеспечение глобальной финансовой стабильности, отображены в приложении 4.

В последнее время активно продвигается тезис о неэффективности, неадекватности и в определенном смысле контрпродуктивности кредитной деятельности Всемирного банка[79]. Как утверждает Х. Мельцер, «эти институты (Всемирный банк и региональные банки развития) не выполняют функции «банков» в традиционном смысле. Их задачей не должно быть увеличение числа и размера выдаваемых кредитов или предоставление займов кредитоспособным странам. Стимулировать надо развитие, а не кредитование. С учетом этого перечисленные институты следует переименовать из банков развития в агентства по развитию»[80]. Комиссия Мельцера рекомендует изменить название Всемирного банка на Агентство мирового развития (World Development Agency).

Однако существуют веские причины для сохранения банков развития в качестве кредитных учреждений в развивающемся мире. Предложение о превращении МБРР и региональных банков развития в своего рода агентство помощи и развития не лишено недостатков. Подобные агентства отличаются крайней неэффективностью, и методы, которые позволили бы им обеспечить экономию издержек, еще предстоит разработать.[81] Процесс кредитования придает МБРР притягательную силу, позволяющую свести вместе действующих лиц и стать местом для координации и разрешения споров. Их притягательная сила отражает их положение в качестве относительно независимых посредников, располагающих глобальным пониманием наилучших методов по широкому кругу политических и технических вопросов.

Усиление глобализации вызвало необходимость улучшения качества глобального управления.[82] Глобальное управление как особое интегрированное понятие представляет собой процесс совместного руководства в условиях существующей системы международных финансово-кредитных отношений. Теоретически оно призвано обеспечивать решение стратегических задач функционирования глобального пространства, частью которого является мировая финансовая система. Концепция глобального управления не является новой. Изменения касались предмета глобального управления и сфер глобальной ответственности.

Модель глобального управления, во главе которой оказалось несколько стран, являющиеся лидерами мировой экономики, стала «доминирующей парадигмой послевоенной эпохи»[83]. В настоящее время большинство голосов в МВФ принадлежит США (17 %), около трети голосов — у стран Евросоюза. Квота России в МВФ — 2,7 %, Китая — 3,7 %, однако c 2010 г., согласно прогнозам большинства международных экспертов, будет резко возрастатб влияние именно Бразилии, России, Индии и Китая.

В условиях отсутствия комплексной системы финансового надзора в качестве координационного комитета для мировой финансовой системы выступают неформальные объединения правительств G8 и G20. При этом очевидным недостатком «Группы восьми» стало отсутствие в ней стран, реально влияющих на происходящие в мире события и претендующих на экономическое лидерство. Для объективного обсуждения глобальных проблем, возникших после азиатского финансового кризиса, была создана «Группа двадцати», в которой помимо стран «большой восьмерки» представлены ведущие государства с рыночной экономикой.

Таким образом, комплекс инструментов и методов регулирования международных финансово-кредитных отношений для повышения глобальной экономической и финансовой стабильности, а также сама модель деятельности международных экономических организаций должны быть существенно трансформированы как реакция на новые условия международной торговли и финансовой системы. Главной целью начавшихся трансформаций было обозначено способствование активизации экономического сотрудничества, укрепление экономической безопасности и развитие глобализации.

Перед современными международными экономическими организациями встала новая сложная задача их адаптации к влиянию глобализации, успешное решение которой в настоящее время обусловлено семью ключевыми экономическими факторами, которые приводят к коренным изменениям экономической карты мира и концентрации экономических сил:

- Новая технология. Под влиянием расширения экономики, основанной на знаниях, и усиления конкуренции новая технология одновременно способствует повышению производительности и активизации экономической глобализации и взаимодействия;

- Потоки частного капитала. В настоящее время эти потоки преобладают в глобальной экономике, стимулируя экономический рост и иногда усиливая экономические кризисы в случае внезапного оттока капитала;

- Изменение глобального демографического баланса. Население развитых стран стареет, а развивающиеся страны характеризуются высоким процентом населения в трудоспособном возрасте. Этот сдвиг приведет к увеличению притока капитала в страны с более молодым населением и повышению темпов экономического роста в развивающихся странах;

- Влияние стран с формирующимся рынком. Их доля в глобальном объеме производства и торговли существенно возросла и, согласно прогнозам, будет увеличиваться в первой половине XXI века;

- Повышение роли Азии в глобальной экономике. Три из четырех стран с крупнейшим в мире ВВП, оцененным по паритету покупательной способности (ППС), — Китай, Индия и Япония — находятся в Азии;

- Усиление регионализма. Поскольку структурные изменения в МВФ происходят медленными темпами, начались новые обсуждения в поддержку региональных валютных механизмов;

- Повышение прозрачности и подотчетности деятельности правительств, компаний и международных организаций. Растущий международный консенсус между разработчиками экономической политики, политическими деятелями и другими руководящими кругами подчеркивает то решающее значение, которое избиратели придают демократии, правам человека, прозрачности и подотчетности. Для МВФ это означает необходимость усиления парламентского надзора и большей открытости программ, поддерживаемых ресурсами МВФ.

В данном контексте исследования основными направлениями реформирования системы надзора как институциональной основы регулирования международных финансово-кредитных отношений можно сгруппировать следующим образом:

- необходимость более четкого формулирования целей и задач политики надзора с тем, чтобы повысить эффективность системы регулирования;

- ориентация на повышение качества анализа, проводимого международными экономическими организациями в основных областях их компетенции;

- необходимость улучшения практики надзора.

Суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что проводимые реформы деятельности международных экономических организаций в условиях все возрастающего влияния глобализационных процессов должны охватывать следующие совместные сферы регулирования:

- Укрепление финансового сектора: укрепление юридических и нормативных основ, а также основы надзора за банковским сектором; обзор требований к минимальному собственному капиталу для банков и других финансовых институтов; разработка комплекта основных международных стандартов бухгалтерского учета, завершение работы над основными принципами надлежащего корпоративного управления; отказ от режимов валютного курса, уязвимых перед спекулятивной атакой; обеспечение более свободного поступления своевременных финансовых данных на рынки. В этом направлении необходимо повышать эффективность взаимодействия с Базельским комитетом по банковскому надзору по совершенствованию стандартов регулирования.

- Принятые в международной практике стандарты и кодексы надлежащей практики: деятельность МВФ необходимо дополнять работой БМР, Всемирного банка и других учреждений, устанавливающих нормы и работающих над международными стандартами в таких сферах, как бухгалтерский учет и аудит, банкротство, корпоративное управление, регулирование фондового рынка ценных бумаг и системы платежей и расчетов. Чтобы помогать странам проводить оценку их соблюдения стандартов, сотрудники МВФ, совместно с правительствами, приступили в 1999 г. к подготовке экспериментальных страновых докладов о соблюдении странами стандартов и кодексов, обращая основное внимание на сферы, представляющие непосредственный операционный интерес для МВФ.

- Поощрение открытости и публикации данных, прозрачность и подотчетность МВФ: у лучшение предоставления информации участникам рынков и широкой общественности является центральным элементом реформы международной финансовой системы. Оно также является краеугольным камнем недавно начавшейся и продолжающейся реформы самого МВФ.

- Вовлечение частного сектора в предотвращение и преодоление кризисов: наибольшая часть международных финансовых потоков приходится на долю частных потоков. Это говорит о том, какую важную роль может сыграть частный сектор, содействуя предотвращению и преодолению финансовых кризисов. Кризисы можно предотвратить, а изменчивость частных потоков можно уменьшить благодаря усовершенствованной оценке риска и более тесному и частому диалогу между странами и частными инвесторами. Такой диалог может также помочь расширить участие частного сектора в преодолении уже наступивших кризисов, в том числе путем реструктуризации частного долга.

Перспективными направлениями совместной деятельности международных финансово-кредитных организаций являются:

- Мониторинг деятельности кредитных рейтинговых агентств.

Именно кредитные рейтинги заемщиков, присвоенные независимыми агентствами, позволяют финансовым институтам осуществлять максимально гибкое управление рисками благодаря единому с национальными надзорными органами пониманию рисков каждого заемщика и принципов риск-менеджмента. При этом применение рейтинговой оценки не должно носить механический характер.

В настоящий момент пришло понимание того, что аккредитация и иные разрешительные процедуры, связанные с приобретением официального статуса рейтинговыми агентствами, не гарантируют надежности и достоверности их рейтинга. После корпоративных скандалов в США, сопровождаемых неадекватными действиями рейтинговых агентств (Enron, the California utilities, Worldcom, Global Crossing, AT&T, AB&B), имеющих статус национально признанных (NRSRO), стало очевидно, что широта использования рейтинговых оценок со стороны надзоров влечет необходимость более жесткого регулирования самих агентств. Хотя уже в 2000 г. списки признанных рейтинговых агентств для целей банковского надзора составлялись во всех 12 членах BCBS, за исключением Германии, требования к ним были не всегда четко прописаны и разнились даже в пределах Евросоюза. На текущий момент в мире сложились две основные системы регулирования деятельности рейтинговых агентств (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Современный подход к регулированию рейтинговой деятельности

в США и ЕС

Параметры регулирования США Европейский союз
Основной регулятор SEC Банковские надзоры
Инструменты регулирования Отсутствует регистрация, но существует практика признания рейтингового агентства «национально признанным» (NRSRO) Отсутствует регистрация, но существует практика признания банковскими надзорами рейтингового агентства для целей регулирования
Кодекс IOSCO У SEC отсутствует рекомендация принятия кодекса, но соответствие части признания NRSRO достигается за счет внедрения кодекса IOSCO CESR рекомендует принятие кодекса, хотя механизм принуждения отсутствует
Критерий признания Публикация рейтингов, признание рынком агентства, выполнение бизнес-правил Целостность методологии, достоверность рейтингов, выполнение бизнес-правил
Цели признания Эффективность РЦБ Эффективность РЦБ, требования достаточности капитала
Непрерывность надзора Ограниченный (SEC оставляет за собой право пересматривать условия, согласно которым предоставляется статус NRSRO) Постоянный (как того требует Директива о требованиях к капиталу)
Процедура признания На усмотрение SEC разрабатываются более ясные критерии Банковские надзоры ограничены правилами Директивы о требованиях к капиталу
Гражданская ответственность Отсутствует Не устанавливалась, но возможна

Источник: Harvard Law School, 2005 // http://www.risk-manage.ru/research/rating/

Одним из последних шагов в сфере наднационального регулирования деятельности рейтинговых агентств стало принятие IOSCO фундаментальных положений кодекса для кредитных рейтинговых агентств. Хотя его наличие пока не является критерием признания рейтингового агентства, а его несоблюдение не влечет надзорных последствий, все ключевые игроки приняли кодексы, основанные на положениях IOSCO, и заявили о неукоснительном следовании их статьям.

В условиях активизации процессов транснационализации на мировом финансовом рынке все большую актуальность приобретают идеи саморегулирования деятельности кредитных рейтинговых агентств. Попытки саморегулирования осуществляются и на региональном уровне. Еще в ноябре 1993 г. участниками ASEAN для интеграции и обмена опытом был создан "ASEAN Forum of Credit Rating Agencies" (AFCRA). В состав AFCRA вошло большинство азиатских рейтинговых агентств. Позже форум был превращен в полноценную ассоциацию (ACRAA), и ее главной задачей на данный момент стала выработка единых стандартов регулирования рейтинговой деятельности (основное препятствие для гармонизации деятельности национальных азиатских агентств) органами надзора стран региона.

Проблема использования рейтингов при оценке кредитного риска российских коммерческих банков заключается в оценке соответствия рейтинговых агентств выставленным Базелем II требованиям:

1. Объективность и достоверность. Методология присвоения рейтинга должна быть системной и верифицируемой на базе исторических данных. Рейтинги должны периодически пересматриваться и отвечать изменениям в финансовом состоянии заемщика. Методология оценки должна применяться не менее трех лет.

2. Независимость. Процедура присваивания рейтинговых оценок должна быть свободна от любого внешнего политического влияния или ограничений, экономического давления со стороны оцениваемых заведений.

3. Открытость и международный доступ. Для целей проверки индивидуальные оценки должны быть публично доступны. Агентства не обязаны оценивать фирмы более чем в одной стране, но их результаты должны быть доступны иностранным заинтересованным лицам на тех же условиях, что и для резидентов.

4. Ресурсы. Рейтинговое агентство должно иметь достаточные кадровые ресурсы для осуществления полноценного анализа, а также для того, чтобы позволить значимый постоянный контакт с высшим операционным менеджментом оцениваемого учреждения.

5. Признание. Рейтинговое агентство и его методика должны быть признаны профессиональным сообществом и регулирующими органами.[84]

- Модернизация стандартов деятельности финансовых институтов и стандартов финансового надзора с учетом последствий глобального финансового кризиса.

Последствия глобального финансового кризиса показали, что международные пруденциальные стандарты, в частности Базельское соглашение (Basel II), оказывают стабилизационное воздействие лишь в условиях отсутствия стрессов в финансовой системе. В условиях нестабильности они не только не защищают, но и усугубляют негативное влияние кризиса. В условиях спада банки вынуждены постоянно увеличивать собственный капитал, чтобы обеспечить соответствие требованиям Basel II. При этом возникает необходимость списания «токсичных» активов. По оценкам МВФ, в результате глобального финансового кризиса списанию подлежат свыше 4 трлн долл. США мировых банковских активов, реальная корректировка на начало 2009 г. составила 1,5 трлн долл. США.

Исследователями Международного валютного фонда Jaime Caruana и Aditya Narain аргументируется тезис о том, что правильное применение Basel II усиливает национальную финансовую систему, как и мировую финансовую систему в целом. Рассмотрим приводимые ими доказательства.

Исследователи предполагают, что Basel II не является решением всех проблем, которые выявил кризис. В частности, он не является стандартом, касающимся ликвидности, хотя и очевидно, что уровень собственного капитала банка влияет на его способность быть ликвидным, особенно в кризисные периоды. Basel II требует от банков оценивать адекватность их капитала в контексте и банковской ликвидности, и ликвидности рынка, на котором они функционируют. Но многие экономисты считают, что больше внимания необходимо уделять созданию стандарта (руководства) по обеспечению ликвидности — Базельский комитет по банковскому надзору работает в этом направлении.

Таким образом, недостаточная капитализация банковского сектора финансовой системы России и значительный объем высокорисковых активов могут составить главную проблему экономического развития страны, что определяет актуальность модернизации международных стандартов, регулирующих деятельность финансовых институтов, реализация которой в короткие сроки в условиях низкого уровня гармонизации функций международных финансовых организаций является крайне затруднительным.

Можно выделить следующие причины, по которым пруденциальные стандарты (среди которых основным является Новое соглашение по капиталу, или Basel II) оказались неадекватны разворачивающейся кризисной ситуации:

- различная степень адаптации стандартов национальными финансовыми системами и незавершенность этого процесса[85];

- недостаточность Basel II для предотвращения кризиса;

- недоработанность положений Нового соглашения по капиталу в части, относящейся к секьюритизированным продуктам;

- процикличность пруденциальных стандартов: они слишком слабы в периоды экономического роста и слишком жестки в периоды экономического спада.

При этом необходимо отметить, что в настоящий момент разрабатываются меры по устранению ряда вышеуказанных причин. Например, разработка Базельским комитетом по банковскому надзору стандартов обеспечения ликвидности в дополнение к Basel II или разработка нового соглашения Basel III. Другие причины, в частности процикличность пруденциальных стандартов, вызывают дискуссии и признаются не всеми.

Таким образом, исследователи указывают на то, что одних Базельских соглашений недостаточно для предотвращения кризиса, подобного современному, в частности, необходимы международные стандарты деятельности финансовых институтов, касающиеся обеспечения ликвидности. С другой стороны, ими все же признается, что необходимо усилить положения Нового соглашения по капиталу в части, относящейся к секьюритизированным продуктам.

Ряд других исследователей полагает, что возможной причиной, из-за которой пруденциальные стандарты не смогли смягчить финансовый кризис, является их процикличность: они слишком слабы в периоды экономического роста и слишком жестки в периоды экономического спада, что обостряет цикличность в развитии экономики.

На многочисленные перемены и кризисы последних десятилетий основные международные финансовые институты отреагировали расширением круга своих обязанностей и добавлением новых кредитных фондов и программ. В этих условиях реформирование международных финансовых институтов (с учетом принципиально новой политической, экономической и социальной ситуации) необходимо для того, чтобы повысить экономическую стабильность, увеличить информационные потоки, стимулировать развитие экономики, поддержать институциональные реформы, сократить бедность и обеспечить региональные и мировые поставки товаров и услуг (рис. 3.5).

Таким образом, основными стратегическими направлениями координации деятельности международных финансовых институтов выступают: в сфере пруденциального надзора — усиление механизмов надзора за крупными трансграничными финансовыми институтами; мониторинг деятельности агентств кредитного рейтинга; в части управления рисками — повышение контроля за ликвидностью финансовых институтов и финансированием рисков; повышение прозрачности и уменьшение системных рисков, связанных с производными и сложными финансовыми инструментами; разработка стандартов расчета вознаграждения топ-менеджмента финансовых институтов в целях снижения склонности к риску.

Система институтов глобального (наднационального) уровня мировой финансовой архитектуры носит раздробленный и специализированный характер и дальнейшее ее развитие будет происходить по сценарию, предусматривающему одновременное сохранение действующих институтов на фоне введения новых институтов, использующих многосторонние формы взаимодействия наиболее значимых участников мировой финансовой системы. На этой основе определено, что такой вариант развития влечет за собой значительное усложнение функциональных взаимосвязей элементов МФА, повышение уровня энтропии в мировой финансовой системе, увеличение трансакционных издержек, следовательно, доказывает необходимость гармонизации деятельности международных финансово-кредитных организаций[86].

Таким образом, несмотря на многочисленные критические замечания в адрес международных финансово-кредитных организаций в связи с их неспособностью обеспечить полноценную финансовую стабильность в мировой финансовой системе, важно особо подчеркнуть: никакой другой элемент финансовой архитектуры не обладает столь мощными финансовыми ресурсами для достижения цели финансовой стабильности и предоставления помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Альтернативы им на сегодняшний день попросту не имеется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: