Понятие и значение кодификации МЭП

Лекция № 2. «Источники международного экономического права»

Понятие и классификация договорных (конвенционных) источников МЭП.

Международный обычай как источник МЭП.

Решения международных организаций как источники МЭП.

Понятие и значение кодификации МЭП.

1. Норма международного права - это правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Таким образом, международное право существует в форме норм. Процесс совершенствования системы международного публичного права означает процесс нормотворчества, в основе которого лежит соглашение субъектов, являющееся единственным способом создания норм. Конечным результатом нормотворчества является возникновение источника международного права. Источником международного права принято считать форму выражения его нормы и соответственно - форму нормотворчества.

Все источники международного права разделяются на две основные группы: основные и вспомогательные средства создания международно-правовых норм.

В первую группу вошли международный обычай и международный договор, ко второй относятся решения международных организаций, внутригосударственное законодательство, судебные решения, доктрины ученых в области международного права.

Характеристика для МЭП, еще находящегося в стадии становления в виде особой отрасли права, является обилие рекомендательных норм, име­ющих своим источником решения международных организаций и конференций. Особенностью таких норм является то, что они не императивны. Они не только "рекомендуют", но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям (бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы.

Договоры и международные обычаи — это основная форма, в которой выражены правила поведения государств, международных организаций в их экономических отношениях. Это — универсальные источники международного экономического права.

Международный договор - соглашение между субъектами МПП относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей. В прошлом договору принадлежала важная роль в формировании международного права. Международные договоры разделяются на общие международные конвенции, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего мирового сообщества, т.е. нормы общего права; и специальные договоры, к которым относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров. Характерной чертой современного международного права является рост числа и роли многосторонних договоров. Только в рамках ООН их было заключено свыше 200.

Многосторонние международные договоры могут быть источниками как норм общего права (опосредованно), так и непосредственно содержать материальные нормы международного публичного права. Однако, как справедливо отмечают исследователи, даже договор, рассчитанный на всеобщее участие, обязателен лишь для его сторон, в отличие от обычая, который не требует специального активного утверждения (молчание - знак согласия). Еще в меньшей мере можно считать в качестве источников общего права двусторонние договоры. Они влияют на общее международное право лишь как разновидность практики, при этом весьма авторитетной.

Признавая необычайное многообразие международных догово­ров, следует их классифицировать применительно к МЭП по следую­щим основаниям.

Как известно, в международном экономическом праве распро­странено деление договоров в зависимости от содержания (цели) на договоры-законы (или «правоустанавливающие» договоры) и «договоры-сделки» (или «самоисполнимые договоры»).

К первой категории договоров относятся, например, торговые договоры, устанавливающие принципы торгово-экономических от­ношений; ко второй — соглашения о взаимной поставке товаров в течение согласованного срока, о строительстве объектов (трубопро­вод, АЭС), о поставке имущества в рамках экономической помощи и т.п. Качество источников МЭП следует признать за обеими груп­пами договоров.

Кроме того, в зависимости от уровня сторон договора, в МЭП различают договоры: а) межгосударственные; б) межправительственные; в) межведомственные.

Независимо от уровня представляющих государства органов все эти договоры обладают равной юридической силой. Однако в рамках системы двусторонних экономических соглашений между двумя государствами-партнерами устанавливается определенная иерархия Договоров. В случае коллизии договорных норм приоритет будет за нормой договора более высокого порядка.

Межведомственные договоры заключаются не между государст­вами, а между исполнительными или другими органами государств и часто используются в международном экономическом праве для регу­лирования вопросов, связанных с проблемами политического или технического порядка.

Примером служат соглашения между министерствами финансов различных стран о неторговых платежах или соглашения между налоговыми службами о сотруд­ничестве и взаимопомощи (в частности, в том что касается реализа­ции имеющихся между странами соглашений об избежании двойного налогообложения).

Договоры в международном экономическом праве в зависимости от субъектного состава классифици­руются в свою очередь на двусторонние и многосторонние.

Важную роль в процессе создания договорных норм и упрощения порядка заключения договоров играют международные экономические организации (конвенции МОТ, регламенты ВОЗ и др.).

К договорным источникам МЭП относятся учредительные (устав­ные) соглашения международных экономических организаций, в частности Бреттон-Вудские соглашения, на основе которых были со­зданы Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, или Марракешское соглашение, учредившее Всемирную торговую организацию.

В зависимости от объекта регулирования международные договоры в МЭП можно классифицировать с определенной долей условности на группы дого­воров, регулирующие соответствующие комплексы МЭО:

— договоры по вопросам международной торговли товарами и услугами;

— договоры по вопросам международных финансовых (кредит­ных, валютных, налоговых и т.д.) отношений;

— договоры по вопросам движения капиталовложений (инвести­ций), в том числе о промышленном и научно-техническом сотруд­ничестве;

— договоры по вопросам международной экономической помощи;

— договоры по вопросам международного регулирования труда.

Самое важное и существенное значение для формирования норм междуна­родного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров.

Имеются ввиду торговые договоры, которые могут именоваться так­же договорами о торговле и мореплавании и т.п. Основное в них – это закреп­ление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Например, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, префе­ренциальный, недискриминации, взаимной выгоды.

В торговле и в других видах экономического сотрудничества тесно связаны их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе согла­шений о международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых соглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных национальных свободно конвертируемых, ограниченно кон­вертируемых или неконвертируемых валютах.

Обычной практикой в клиринговых соглашениях стало предусматривание взаимозачётов пос­туплений и расходов во встречных торговых, экономических операциях. Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими неконвертируемую валюту. Поставки погашаются товарами и услугами или переводом сальдо в свободно конвертируемой валюте.

Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде – предос­тавление одним государством другому займа в денежной, товарной или сме­шанной форме с обязательством погашения займа.

У государства может возникнуть необходимость прибегнуть к коли­чественным экспортным и импортным ограничениям. В этом случае используются так назы­ваемые соглашения о товарообороте, проще говоря – взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок това­ров в физических или стоимостных показателях.

2. К особенностям МЭП следует отнести значительную роль в регулировании МЭО международно-правовых обычаев.

Международный обычай - сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молчаливо) юридически обязательный характер.

В современном МПП существует два вида обычных норм.

Первый, традиционный представляет собой сложившееся в практике неписаное правило, за которым признается юридическая сила. При этом практика должна быть достаточно определенной, единообразной и продолжительной, чтобы из нее можно было вывести общее правило. Правда, с развитием систем информатизации требование длительности практики теряет свое былое значение из-за возросшей интенсивности употребления становящейся обычной нормой отдельного проявления практики.

Второй, новый, вид обычной нормы представляет собой нормы, создаваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в нескольких или даже в одном акте. Данные нормы сначала формулируются либо в договорах, либо в резолюциях международных организаций и конференций, а в дальнейшем за ними признается статус норм общего международного права. Важное значение в определении практики, в становлении обычных норм принадлежит Международному Суду ООН. Акты международных организаций, являющиеся выражением согласованных позиций нескольких государств не только формируют и фиксируют, но также толкуют и проводят в жизнь обычные нормы.

Совокупность обычных норм обеих видов принято называть общим международным правом, которое является ядром всей международно-правовой системы, поскольку распространяет свое действие на всех субъектов. При формировании норм общего права в данном случае основную роль играет в настоящее время протест. Если нет протеста на возникшее правило поведения, значит государство согласно с ним и оно переходит в разряд обычной международно-правовой нормы. О возрастании роли общего международного права говорит тот факт, что Международный Суд ООН в последние годы почти во всех решениях опирается преимущественно на обычное право. Более того, он дает обычным нормам четкие юридические формулировки.

Таким образом, в условиях очевидной недостаточности универсального договор­ного регулирования система МЭО, тем не менее, функционирует как слаженный механизм. Недостающие средства международно-право­вого регулирования — это, безусловно, международные обычаи и неправовые нормы («мягкое право»).

Однако, особый статус при создании не только партикулярных норм МЭП, но и общих (универсальных) норм и принципов МЭП принад­лежит наиболее заинтересованным государствам (или государствам, играющим наиболее важную роль в мировой экономике) или даже одному государству, без согласия которого определенная норма не может быть признана в качестве правовой.

Так, сегодня без согласия США вряд ли в сфере межгосударствен­ного регулирования МЭО может быть признана универсальной хоть какая-либо норма международного обычая. И наоборот, опираясь на действия США, может возникать множество обычно-правовых норм, по крайней мере локального, регионального характера.

Конечно, многосторонние договоры, действующие в сфере МЭО, упрочивают позиции МЭП, уточняют содержание его норм, формули­руют новые нормы. Однако не так уж много универсальных экономи­ческих договоров. На помощь приходит обычай. С его помощью дого­ворные постановления обретают характер универсальных норм МЭП.

Примером взаимодействия договорных и обычно-правовых норм может служить принцип предоставления специальных прав и пре­имуществ государствам, не имеющим выхода к морю. Так, первона­чально единичная практика исключения из-под действия принципа наибольшего благоприятствования (ПНБ) таких прав и преимуществ была всего лишь обыкновением. Позднее обыкновение стало договорно-обычной нормой, которая была зафиксирована в рекоменда­циях ЮНКТАД в 1964 году и вошла в международные договоры, в частности в Конвенцию о транзитной торговле стран, не имеющих выхода к морю (ст. 10), подписанную в июле 1965 года. С включением этой нормы в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года (ст. 126) данное правило становится не только универсальным, но и импера­тивным.

Следует иметь также в виду, что решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные законы, решения националь­ных судов, односторонние акты и действия государств, правовые докт­рины помогают установить существование обычно-правовой нормы, раскрыть содержание норм, оказывают воздействие на процесс их формирования.

3. В качестве источников МЭП следует рассматривать и решения (рекомендации, постановления) международных организаций. Только если международные договоры и обычаи — это универсальные источники, то решения (резолюции) международных организаций — это специальные источники между­народного экономического права.

Для международного экономического права особую роль играют такие, в частности, резолюции ГА ООН, как, например:

— Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 года;

—Декларация о принципах международного права, касающихся Дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года и др.

Указанные документы, являясь резолюциями международных организаций, содержат в себе несколько видов норм, в частности:

1. Действующие договорные и обычно-правовые принципы и нормы МП и/или отраслевые нормы МЭП; при этом конкретизиру­ются, уточняются их содержание и взаимосвязь;

2. Новые принципы и нормы, которые в результате согласия го­сударств, без продолжительной практики и прецеден­тов, становятся обычными нормами МП/МЭП (это обстоятельство и придает резолюциям международных организаций характер специаль­ного источника МП);

Политические (рекомендательные) нормы, имеющие высокую обязательную силу морально-политического характера (такие нормы зачастую становятся этапом на пути формирования договорных или обычно-правовых норм МП/МЭП, находят закрепление во внутри­государственном праве). Такого рода нормы получили название «мяг­кое право».

Некоторые аспекты проблематики источников МЭП. Неформальные договоренности в сфере международных эконо­мических связей — это совместные акты государств, которые, с мате­риальной точки зрения, выражают общую волю, но, с точки зрения формальной, не являются договорами.

Состояние международных экономических связей характеризу­ется быстрой изменчивостью и подвижностью. Действие государств в этой сфере, зачастую диктуемые соображениями срочности, долж­ны отвечать тройному императиву: должны быть эффективными, быстрыми и технически грамотными.

Надо добавить, что такого рода неформальных актов в междуна­родном экономическом праве очень много. Так, например, критиче­ские колебания курса основных валют тотчас же вызывают согласо­ванные меры государств, которые никак не могут позволить себе быть скованными международным договором или соглашением. В качестве способа согласования интересов и воль служат периодические встречи министров финансов развитых стран. На таких встречах принимаются коммюнике, содержание которых не всегда публикуется в полном виде. Коммюнике не явля­ются международными договорами и должны исполняться только по доброй воле.

К неформальным нормам, которые играют значительную роль в МЭП, следует отнести и группу норм международной морали.

В том что касается источников МЭП, обращает на себя внимание еще одно обстоятельство — наличие унифицированных проформ договоров (своего рода проформ «типового договора»). Представля­ется, что такого аналога нет в других отраслях международного права.

Такого рода проформы унифицированных договоров необходимы для того, чтобы в постоянно повторяющихся сложных ситуациях направить практику государств в одно русло, подготовить ее для мно­гостороннего регулирования.

Типовые договоры, как правило, служат основой на двусторонних переговорах по определенным вопросам. Применение унифици­рованных текстов международных договоров получило распростра­нение особенно в двух областях, связанных с МЭО: во-первых, в области международного финансового (или, может быть точнее, административного) права, в которой начиная с 1929 года множатся двусторонние типовые договоры об избежании двойного налого­обложения; во-вторых, в области международного инвестиционного права, в которой с начала 70-х годов XX века большое значение приобрели типовые двусторонние договоры о поощрении и защите инвестиций.

Об источниках транснационального права. И, наконец, еще один важный аспект, связанный с источниками МП/МЭП. Поскольку в международной нормативной системе формируется транснацио­нальное право (см. выше, § 2), соответственно должны существовать и источники третьего правопорядка.

В сфере МЭО к ним можно отнести, в частности, некоторые госу­дарственные контракты (диагональные соглашения), соглашения между ТНК/ТНБ и др. Так, несколько американских и европейских нефтя­ных ТНК (известные как «семь сестер») подписали в свое время со­глашение, которое в течение трех десятилетий регулировало в гло­бальном масштабе вопросы эксплуатации и поставок углеводородов. Разумеется, к источникам транснационального права относятся и соответствующие международные договоры, например, Конвенция ООН о международном лизинге 1988 года.

4. Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:

* установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;

* изменением или пересмотром устаревших норм;

* разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;

* закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях), либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая создала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых ГА на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д.

Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: