Договоры в рамках Мировой Организации Торговли

1. Как известно, международный договор является основным источником международного права. Это, в частности, зафиксировано в Уставе 00Н и в Уставе Международного суда 00Н.

Договор призван четко и в определенной форме отображать соглашение между субъектами международного права о создании обязательных для них правил, то есть международно-правовых норм, регламентирующих установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей.

Все международные договоры независимо от количества их участников являются источниками международного права. Международный экономический договор - это добровольное соглашение между двумя или большим количеством субъектов международного права, согласно которому устанавливаются, изменяются или прекращаются их взаимные права и обязательства.

Следовательно, основой международного правового регулирования экономических отношений между государствами является двух- и многосторонние договоры. Они бывают разными как по содержанием, так и по названию. Различают несколько видов таких договоров.

Торговые договоры. В названии торговых договоров кроме слова "торговля" часто присутствуют и другие слова и словосочетания: например, "о торговле и сотрудничестве", "о дружбе и торговле", "о торговле и мореходстве". Договорами устанавливается правовой режим, который стороны взаимно предоставляют друг другу относительно регулирования порядка ввоза и вывоза товаров, таможенного налогообложения, торгового мореходства, других видов транспорта, транзита, деятельности юридических и физических лиц каждой из сторон на территории другой.

Как правило, торговые договоры, имеют длительный срок действия - 5 лет и больше. Часто торговые договоры заключаются "навечно", то есть без формального срока их действия.

Контингентные соглашения. Это соглашения между правительствами соответствующих стран о поставках товаров. Их называют еще "соглашениями о товарообороте". Традиционно такие соглашения заключаются максимум на 1 год. Но иногда срок их действия достигает 5 лет.

Контингенты взаимных поставок товаров приводятся в перечнях, прилагаемых к соглашениям. Эти перечни считаются составляющими соответствующих соглашений. В перечнях отмечается как общее количество товара каждой из позиций, так и его годовые объемы в течение срока действия соглашения. При согласии сторон перечни могут ежегодно дополняться и уточняться. Правительства, как правило, ежегодно заключают протоколы о взаимных поставках товаров на основе долгосрочных соглашений.

Заключив контингентные соглашения, правительства обязываются беспрепятственно выдавать разрешения на экспорт и импорт товаров в границах согласованного количества и вида.

Кредитные соглашения. Этот вид международных экономических договоров предусматривает, что определенные государства (кредиторы) предоставляют другим государствам (должникам) определенные денежные средства, а получатели средств берут обязательство погасить сумму долга на предусмотренных соглашениями условиях (твердой валютой, банковскими металлами, поставками товаров и тому подобное). Вместо средств кредиторы могут предоставлять должникам товар в натуральной форме. При таких соглашениях должник, как правило, обязывается еще и оплатить вознаграждение за пользование кредитом.

Межправительственное кредитное соглашение - это соглашение об обязательстве погасить долг. Кредит предоставляется не для непосредственного его использования правительством, а в интересах субъектов соответствующей страны. В международной практике часто возникает потребность привлечь дополнительные гарантии для заключения межправительственного кредитного соглашения. Такими гарантиями считаются:

• ратификация кредитного соглашения согласно законодательству о международных договорах;

• выдача должником правительственных долговых обязательств;

• выдача должником долговых обязательств казначейства или векселей национального банка.

В соглашения о поставках товаров в кредит входят определенные положения. Вот они:

1. Сумма кредита является четко определенной.

2. Поставки товаров кредитора предшествуют поставкам товаров должника.

3. За пользование кредитом правительство-должник платит правительству-кредитору определенный процент от суммы кредита. Такой процент имеет название "стоимость кредита".

Соглашения о международных расчетах. Эти соглашения являются межгосударственными соглашениями о порядке осуществления расчетов за товары, услуги и другие торговые и неторговые операции. Такие соглашения могут заключаться отдельно. Часто же положения о механизме расчетов включаются в другие соглашения, например, соглашений о товарообороте.

В сфере международных экономических отношений существуют такие виды соглашений о международных расчетах:

Платежные. Правительства берут обязательство позволять переводы конвертированной или ограниченно конвертированной валюты в пределах осуществления платежей между соответствующими странами.

Клиринговые. Предусматривают установление странами централизованного порядка безналичных расчетов относительно взаимного товарооборота и других платежей. Виды платежей оговариваются в соглашениях. При клиринговых соглашениях происходит взаимное зачисление долгов и требований относительно внешнеэкономических операций без перевода валют.

Платежно-клиринговые. Предусматривают возможность уплаты должником задолженности по клирингу банковскими металлами или конвертированной валютой.

Долгосрочные комплексные соглашения об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве. В соглашениях правительства определяют общие перспективы, новые направления и сферы промышленного и торгового сотрудничества и его организационные формы.

Правительства берут обязательство способствовать сотрудничеству между заинтересованными организациями и предприятиями соответствующих стран путем создания для этого надлежащих условий.

Международные товарные соглашения. Такие соглашения заключаются между странами-импортерами и странами-экспортерами минерального и сельскохозяйственного сырья. Цель таких соглашений - предотвратить резкие колебания цен на сырье.

Международный факторинг. Слово "факторинг" происходит от лат. factor, что означает "действовать", "осуществлять". Международный факторинг осуществляется с целью финансирования какой-то организацией (фактором) экспорта другого лица (производителя продукции) при условии передачи производителем фактора права на получение платы от импортера-должника. Факторинг достаточно широко используется в международной торговле. Если поставщик отгрузил продукцию получателю, он может сразу получить от фактора плату за нее. В Оттаве 28 мая 1988 г. была заключена Конвенция о международном факторинге. Появление ее было обусловлено необходимостью унификации правоотношений этого вида. Конвенцию подписали 14 государств. Она вступила в силу в 1995 г., когда Италия, Нигерия и Францияратифицировали ее.

В ст. 1 Конвенции о международном факторинге отмечается, что под факторингом имеется в виду договор, заключенный между поставщиком и фактором, согласно которому:

1) поставщик поручает или берет на себя обязательство поручать фактору взыскание дебиторской задолженности по договорам купли-продажи товаров, заключенных между поставщиком и его клиентом (дебиторами). При этом товаром по отмеченным договорам не могут быть предметы или другое имущество, приобретенное, прежде всего для личного, семейного или домашнего пользования;

2) фактор должен выполнять, по меньшей мере, две из отмеченных функций:

• финансирование поставщика, в том числе путем предоставления ссуды или предварительной оплаты;

• ведение счетов (бухгалтерского учета), связанных с получением дебиторской задолженности;

• сбор дебиторской задолженности;

• защита от неуплаты суммы долга дебиторам;

3) дебиторы (должники) должны получить письменное сообщение о передаче права на получение дебиторской задолженности.

Международный факторинг - это трехсторонние правоотношения, в которых принимают участие:

• кредитор (экспортер товаров, работ, услуг);

• должник (импортер отмеченных товаров и тому подобное);

• фактор (банк или специализирована факторинговая организация), приобретающая права требования.

Факторинг бывает с гарантией поставщика (факторинг с правом регрессо) и без такой гарантии (факторинг без права регрессо).

По объему передаваемого денежного требования, факторинг может быть полным или факультативным, а за характером проведения - прямым или опосредствованным.

Международный форфейтинг. Договор международного форфейтинга является разновидностью договора международного факторинга, по которому уступают не право требования платежа, а простые и переводные векселя (тратты) путем совершения индоссамента и форфейтера (фактора).

Международный финансовый лизинг. 9-28 мая 1988 г. в Оттаве (Канада) состоялась конференция, на которой была принята Конвенция о международном финансовом лизинге. Среди государств-участниц конференции были США, Франция, ФРГ, Великобритания и др.

В ст. 1 Конвенции отмечается, что под международным лизингом понимается соглашение, согласно которому одна сторона (лизингодатель) согласно со спецификой и условиями, одобренными другой стороной (лизингополучателем), заключает договор поставки с третьей стороной (поставщиком), согласно которому лизингодатель приобретет промышленную установку, средства производства или другое оборудование, и вступает в договор лизинга с лизингополучателем, предоставляя ему право использования оборудования в обмен на периодические платежи.

Международный финансовый лизинг является трехсторонним договором, которому присущи следующие признаки:

• лизингодатель и лизингополучатель является субъектами разных государств;

• лизингополучатель самостоятельно выбирает оборудование и поставщика;

• лизингодатель покупает у поставщика оборудования специально для последующего предоставления в лизинг;

• в расчетах лизинговых платежей учитывается срок амортизации оборудования;

• этот договор заключается на коммерческой основе, поскольку его стороны являются субъектами предпринимательской деятельности.

Различают лизинг финансовый и оперативный.

Согласно финансовому (инвестиционному) лизингу лизингополучатель получает предмет лизинга на срок, соответствующий сроку возможного хозяйственного использования этого оборудования. Не является обязательным условие о переходе права собственности на объект лизинга к лизингополучателю ввиду того, что по окончанию срока лизинга предмет соглашения может не представлять ни какого интереса, ни для лизингодателя, ни для лизингополучателя. Например, бульдозер превращается в металолом.

Согласно оперативному лизингу лизингополучатель получает оборудование на короткий или средний срок. По окончанию срока договора его предмет может быть передан другому лицу или же договор с этим лизингополучателем может быть продлен.

Международные лицензионные договора на объекты промышленной собственности. Объектами промышленной собственности считаются изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые соответствующими документами, а также секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования, указания географического происхождения товаров и тому подобное.

Международная унификация положений лицензионных договоров пока еще отсутствует. Относительно лицензионных договоров на ноу-хау имеется Руководство, разработанное в 1969 г. при участии Европейской экономической комиссии 00Н. Оно имеет рекомендательный характер.

Международный договор франшизы. Невзирая на широкое развитие франшизы (например, рестораны "Мак-Дональдс" распространились практически на весь мир), пока еще отсутствует глобальная международная регуляция этих правоотношений. В Европейском Содружестве под франшизой понимается такое соглашение, согласно которому определенное предприятие (франшизиар) предоставляет другому (франшизиату) в обмен на прямое или опосредствованное вознаграждение право на использование франшизы с целью маркетинга "специальных видов" товаров или услуг. Франшизное соглашение содержит как минимум обязательства, касающиеся:

• использования общего названия или магазинного знака и однообразного оформления контрактных помещений и/или транспортных средств;

• передача ноу-хау франшизиаром франшизиату;

• предоставление франшизиаром франшизиату коммерческой или технической помощи в течение срока действия соглашения.

Международно-правовая регуляция инвестиционной деятельности. Пока еще отсутствует конвенция универсального характера о порядке осуществления иностранных инвестиций. Однако уже имеются международно-правовые акты, регулирующие порядок защиты таких инвестиций.

В Вашингтоне 18 марта 1965 г. 46 государств-членов МБРР заключили Конвенцию "О порядке решения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами". В настоящее время участниками Вашингтонской Конвенции является свыше 160 государств. Конвенция вступила в силу 14 октябрь 1966 г.

Конвенция предусматривает решение споров Международным центром по урегулюванию инвестиционных споров. Однако для передачи спора на рассмотрение Центра необходимо письменное согласие участников спора. Государства-участники не имеют права использовать средства дипломатической защиты или обращаться с исками международно-правового характера.

В 1985 г. была принята Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

В границах СНГ уже заключено около 10 международных договоров по вопросам собственности и инвестиций государств-участников СНГ и их субъектов на территории друг друга.

В частности Конвенция о защите прав инвестора, которая была заключена в Москве 28 марта 1997 г., предусматривает, что условия осуществления инвестиций, а также правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществленными инвестициями не могут быть менее благоприятными, чем условия осуществления инвестиций и связанный с ними режим деятельности для юридических и физических лиц страны-реципиента, за исключением изъятий, установленных законодательством страны-реципиента. Конвенция определяет правовые гарантии защиты прав инвестора.

2. Договора в рамках Мировой Организации Торговли. В 1944 г. в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хемпшер, США) союзниками из антигитлеровской коалиции США и Великобританией было заключено соглашение, получившее название Бреттон-Вудского, о международном экономическом сотрудничестве. Соглашение предусматривало создание МВФ, задание которого заключалось в поддержке стабильности валютных курсов и предоставлении помощи странам, имеющим дефицит платежного баланса и МБРР, начальной целью которого было предоставление капитала для восстановления экономики тех стран, которые испытали сокрушительное влияние войны, и Международной торговой организации, задание которой виделось в наблюдении за переговорами и управлении новым многосторонним либеральным торговым режимом. Фонд и банк были созданы. Однако Международная торговая организация так и не была создана.

В 1947 г. 23 наибольшие страны мира заключили Соглашение (которое предусматривалось как временное) о тарифах и торговле (ГАТТ).

Четыре основных правила ГАТТ:

1. Защита национальной промышленности лишь посредством таррифов. Странам-членам запрещается вводить количественные ограничения.

2. Привязка тарифов. Каждая страна имеет собственный график снижение тарифов. Сниженные тарифы запрещается повышать.

3. Правило "нации наибольшего благоприятствования" (ННБ). Означает, что тарифы применяются на бездискриминационной основе ко всем странам. Исключения из этого правила касаются стран-членов региональных экономических группировок и развивающихся стран. Для таких стран могут применяться преференциальные тарифы, и это не считается нарушением правила.

4. Правило "национального режима". Запрещает дискриминацию импортных товаров относительно эквивалентных товаров, изготовленных национальными экономиками.

Кроме основных четырех правил существуют также правила общего применения. Эти правила используются для товаров, поступающих на таможенную территорию стран-членов. Предусматривается, что стоимость товаров для таможенных целей определяется на основе оплаченной цены или такой, которая может быть оплачена. Если же таможенные органы будут иметь резонные сомнения относительно правдивости или точности задекларированной стоимости, то импортерам должна предоставлятьс а возможность аргументировать задекларированную стоимость.

Странам-членам позволяется применять принудительные стандарты с целью охраны здоровья и безопасности населения. Генеральное соглашение предусматривает, что стандарты относительно продуктов должны формироваться и использоваться так, чтобы не создавались искусственные нетарифные барьеры для торговли.

К этой категории принадлежат правила, регулирующие предоставление правительственных субсидий, употребление правительствами мероприятий по просьбе национальных предприятий, а также инвестирование, которое негативно влияет на торговлю.

Различаются субсидии разрешенные и запрещенные. Последние охватывают экспортные субсидии и субсидии, которые имеют целью стимулировать использование национальных товаров. До принятия решений в границах Уругвайского раунда использовать экспортные субсидии запрещалось лишь развитым странам. В настоящее время правило об экспортных субсидиях не распространяется лишь на самые бедные страны мира (имеющие размер валового национального продукта в расчете на душу населения до 1000 дол. США). Для других развивающихся стран был установлен восьмилетний переходный период.

Разрешенные субсидии, в свою очередь, разделяются на те, которые можно использовать, и те, которые не подлежат обжалованию.

Если субсидирование экспорта было разрешено и соответствующие импортированные товары негативно повлияли на объем торговли в стране импорта, то она может осуществлять защитные мероприятия.

Если национальная промышленность обращается к правительству с петицией о защите, соответствующее правительство может временно ограничить импорт соответствующего продукта посредством повышения тарифов или квотирования.

Правительства имеют право принимать такие меры лишь после проведения надлежащего расследования. При этом необходимо, чтобы вредному влиянию подверглась значительная часть национальной промышленности, а не отдельные предприятия.

Максимальный срок ограничений не может превышать 8 лет для конкретного продукта. Этот период считается достаточным для того, чтобы соответствующие отрасли национальной промышленности смогли подготовиться к международной конкуренции.

Д емпингом является ситуация, когда экспортная цена экспортного продукта является ниже его продажной цены на рынке страны-экспортера. В международных соглашениях предусматриваются факторы, которые должны учитывать правительства, осуществляющие расследование, направленное на установление факта причинения импортом вреда.

Генеральное соглашение по торговли услугами (ГАТС). Это соглашение направлено на приспособление правил, используемых к торговле товарами и услугами. Соглашение, например, распространяется на банковское и страховое дело, образование, телекоммуникации и тому подобное. Перечень Мировой организации торговли охватывает свыше 150 видов услуг.

Товары - это вещи, которые можно чувствовать и видеть. Услуги - это явления, которые являются необъятными и которые нельзя увидеть.

Цель этого Соглашения заключается в либерализации мировой торговли услугами. Этого можно достичь путем модификации национального законодательства и устранения из него положений, являющихся дискриминационными для иностранных предоставителей услуг. Соглашение предусматривает, что к иностранцам будут применяться принципы наибольшего благоприятствования и национального режима.

Соглашение ТРИПС. Права интеллектуальной собственности - это авторские и смежные с ними права, а также права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и тому подобное. В мире приобрело значительного распространение такое явление, как торговля товарами, которые несанкционированное воплощают результаты интеллектуального труда соответствующих авторов и/или владельцев таких прав.

Соглашение предусматривает единственные минимальные стандарты относительно правовой охраны различных объектов интеллектуальной собственности, усиления режима наблюдения за соблюдением национального законодательства по интеллектуальной собственности, устранения дискриминации между национальными и иностранными владельцами относительно приобретения, объема и поддержки прав.

Правило единственного мероприятия. Многосторонние соглашения и договоренности Уругвайского раунда считаются единым комплектом. Страны-члены МОТ должны согласовать свое законодательство с положениями ГАТТ и связанными с ней соглашений, а также соглашение с положениями ГАТС и ТРИПС. К Уругвайскому раунду от стран не требовалось, чтобы они присоединялись к связанным соглашениям. В настоящее время ситуация изменилась. " Право единственного мероприятия " означает, что страны-члены МОТ автоматически являются сторонами связанных и других многосторонних соглашений. Для развивающихся стран и стран переходной экономикибыли предусмотрены периоды, в течение которых они должны были принять все обязательства, выплывающие из соглашений. Для самых отсталых стран мира были сохранены определенные освобождения от обязательств.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: