Европейский Союз как субъект МЭП

1. Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Международная организация источником своих прав и обязанностей в сфере реализации своей компетенции имеет международный договор, заключенный между заинтересованными государствами. Поэтому международные организации как субъекты международного права вторичны, производны по отношению к государствам.

Организация становится субъектом, если государства-учредители наделяют ее международными правами и обязанностями. Правосубъектность организации определена теми конкретными задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой, присущий только ей круг прав и обязанностей.

Международные организации подразделяются на: всемирные, универсальные организации, цели и задачи которых имеют значение для всех или большинства государств, для международного сообщества в целом и которые поэтому характеризуются универсальным членством, и иные организации, которые представляют интерес для определенной группы государств, что обусловливает их ограниченный состав.

Универсальные экономические организации группируются вокруг Организации Объединенных Наций, на которую Уставом возлагается задача развивать международное экономическое сотрудничество.

Две из них появились на конференции в Бреттон-Вудсе в июле 1944 года: это — Международный валютный фонд (МВФ) и Между­народный банк реконструкции и развития (МБРР). Задачи обеих организаций задумывались как вспомогательные, так как они должны были прийти на помощь, когда государства сталкивались с трудностями любого характера. Обе орга­низации, к тому же, должны были работать в тесном взаимодействии друг с другом.

Общность их правового статуса состояла и в том, что обе орга­низации становились специализированными учреждениями ООН. Кроме того, членство в одной организации предполагало и членство в другой.

В ходе многосторонних торговых переговоров Уругвайского раун­да (1986-1993 гг.) зародилась новая международная организация — Всемирная торговая орга­низация (ВТО). Она начала функционировать с 1 января 1995 г.

ООН и большинство международных организаций основаны на принципе равенства государств. Каждое участвующее государство располагает одинаковым весом исходя из известной классической максимы: «одно государство — один голос». Что же касается между­народных экономических организаций, универсальных или регио­нальных, то они, по общему правилу, руководствуются иным осново­полагающим принципом.

Именно с Международного валютного фонда и Всемирного банка началась практика взвешенного подхода к государствам-членам в зависимости от их экономического и промышленного веса. Международные организации классического типа (такие как орга­низации системы ООН) исходят из единогласия государств-членов или, по крайней мере, из согласия наиболее важных — репрезента­тивных — государств для того, чтобы решение могло быть принято надлежащим образом. Значительное число международных экономических организации руководствуются совсем иным принципом. Обязательное единогласие является здесь исключением.

Решения считаются должным образом принятыми, если в том или ином виде имеет место квалифицированное большинство, не обяза­тельно основанное на взвешенном подходе.

Много общего у международных экономических организаций в сфере нормотворческих полномочий. Большинство международных экономических организаций имеет широкие полномочия на созда­ние правовых норм, какая бы процедура для этого ни применялась.

Более того, многие экономические организации (МВФ, ВТО, региональные и универсальные банки) снабжены поистине квази­судебными полномочиями: им, например, предоставлено право тол­ковать свои учредительные документы (полномочия на толкование своих уставов) и разрешать споры, связанные с их применением.

Указанные нормотворческие и правоприменительные полномо­чия международных экономических организаций осуществляются в порядке, будь то универсальном или региональном, находящемся в пределах их компетенции.

Так, международные организации:

Ø регули­руют свои общие и специальные сферы регулирования;

Ø предостав­ляют гарантии (в частности, посредством своих финансовых ресур­сов или использования права на принятие исключений);

Ø и, наконец, организуют контроль с использованием целого набора санкций.

2. В последние десятилетия в МЭО, в ряде международных экономи­ческих организаций особенно заметным стало явление регионализации. Региональные организации становятся средством ускоренного, скоординированного преодоления или устранения экономических границ между государствами региона. Экономический регионализм предполагает две главные формы — сотрудничество и интеграцию.

Региональное сотрудничество решает ограниченную задачу. Прежде всего, государства содействуют развитию торговли между собой через установление взаимосвязей в экономической сфере, что предполагает некоторую либерализацию внутри данной группы госу­дарств движения различных факторов производства с целью стиму­лирования торговли.

При региональном сотрудничестве не затрагивается государст­венный суверенитет; оно не требует единогласия государств-участников. Поскольку организация международного сотрудничества по опреде­лению не налагает каких-либо ощутимых ограничений суверенитета, большое число стран, вне зависимости от их уровня развития, исполь­зует эту форму на практике. Поэтому региональное сотрудничество ширится как среди развитых, так и среди развивающихся стран.

Экономическая интеграция имеет другие устремления. В своей наиболее продвинутой стадии она ограничивает суверенитет госу­дарств-членов, закладывая в их взаимоотношения элементы настоя­щего экономического федерализма.

Интеграция — это одно из проявлений международного разделе­ния труда (МРТ), процесс объединения суверенных государств с целью установления единого экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать товары, услуги, капиталы, рабочая сила, то есть то, что называется экономическими факторами производства.

Исторически явление интеграции выработало несколько договорно-институциональных форм:

1. Зона свободной торговли; в этом случае отменяются таможен­ные пошлины в торговле между странами-участницами при сохране­нии каждой из них национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами;

2. Таможенный союз; в этом случае вводится единый таможен­ный тариф по отношению к третьим странам.

Признаками таможенного союза, по определению Постоянной палаты международного правосудия (международный судебный орган периода Лиги Наций) являются:

1) единообразие таможенных зако­нов и таможенных тарифов;

2) единство таможенных границ и таможен­ной территории по отношению к третьим государствам;

3) освобож­дение от импортных и экспортных пошлин при обмене товаров между государствами-партнерами;

4) распределение взимаемых пошлин в соответствии с установленной квотой.

3. Общий рынок; отменяются таможенные пошлины и нетамо­женные барьеры при перемещении товаров внутри группы интегри­рующихся государств;

4. Экономический союз; характеризуется свободным перемеще­нием внутри группы интегрирующихся государств товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов, единой внешнеэкономической политикой, усилением и расширением сферы наднационального метода регулирования;

5. Единое экономическое пространство; характеризуется соот­ветствующей политической надстройкой, единой валютой, тенден­циями конфедеративного устройства.

При этом не обязательно, чтобы процесс интеграции развивался именно в такой последовательности, как показано выше. Указанные интеграционные формы могут наслаиваться, или вклю­чать одна другую.

Региональная интеграция является проявлением глобальной тен­денции. Она активно осуществляется на всех континентах, во всех центрах экономической силы — в Европе, Северной и Южной Аме­рике, Азии.

В Европе интеграционные процессы происходят в рамках Евро­пейского экономического пространства, СНГ.

В Северной и Южной Америке созданы Североамериканская ассоциация свободной тор­говли (НАФТА), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАЙ), Андская группа, торговый пакт МЕРКОСУР.

Страны Карибского бассейна ставят целью создание зоны свобод­ной торговли в рамках Карибского сообщества (КАРИКОМ).

В Азии процессы интеграции направляются через Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Организацию экономиче­ского сотрудничества центральноазиатских государств.

Арабские страны образовали общий рынок в рамках Лиги араб­ских государств (ЛАГ). Стремятся развивать интеграционные про­цессы в своем регионе также и африканские государства. В Америке, Азии, Африке в последние десятилетия возникло более 30 зон сво­бодной торговли, таможенных и экономических союзов.

Некоторые из отличий экономической интеграции от просто экономического сотрудничества:

1. Государства-члены интеграционного объединения передают интеграционному центру больший по сравнению с традиционными международными экономическими организациями объем компе­тенции;

2. В рамках интеграционного объединения создается специаль­ный режим для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, не подпадающий под действие ПНБ, если сторонами не согласовано иное;

3. Международные экономические организации, являющиеся инструментами интеграции, имеют специфическую внутреннюю структуру, предусматривающую наличие не только органов по выраже­нию и обеспечению национальных интересов государств-участников, но и органов по формированию и обеспечению общерегиональных интересов, в том числе органов с наднациональными функциями и компетенцией субординационного характера; характерной тенден­цией становится образование международных судов, правомочных решать дела, связанные с проблемами интеграции;

4. В рамках интеграции происходит взаимопроникновение, слия­ние государственных интересов, а не только их координация, взаимодополняемость (баланс национальных интересов государств-членов и региональных интересов интеграционного объединения в Целом);

В целом можно утверждать, что для экономического сотрудни­чества в качестве метода правового регулирования более характерен метод координации, а для экономической интеграции — метод субординации (наднациональное регулирование).

Логика экономической интеграции ведет, таким образом, к эко­номическому федерализму, который предполагает, что создание между государствами единого рынка должно проходить на основе глубокой гармонизации всей совокупности условий производства и циркулирования лиц, товаров и услуг. Такая гармонизация может иметь место, только если государства согласны с необходимостью передачи компетенции, то есть с необходимостью ограничения суве­ренитета, в пользу органов экономической интеграции.

3. В настоящее время наи­более ярким примером продуманной, эффективной региональной интеграции считается пример Европы (ЕС). Именно в Европе процесс экономической интеграции вплотную приблизил страны континента к существенным подвижкам в политической надстройке — по сути, в Европе уже создана некая экономическая конфедерация.

Интеграционный процесс в Европе представляется своеобразной моделью перераспределения, разграничения исключительной ком­петенции государств-членов, «перелива» суверенных полномочий от государств к международным — наднациональным — органам.

Интеграция в Европе началась в апреле 1951 года, когда был под­писан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 году были подписаны Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (БЭС) и учре­дительный договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Государствами — участниками Сообществ были: Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды.

Впоследствии развитие организационно-правовой структуры ЕС основывалось на Брюссельском договоре 1965 года, Люксембургском договоре 1971 года, Едином европейском акте 1986 года, Шенгенском соглашении 1990 года, Маастрихтском соглашении 1992 года, Амстердамском договоре 1997 года, Ниццском договоре 2000 года.

В результате экономической интеграции в ЕС:

1) ликвидированы ограничения во взаимной торговле стран-участниц (то есть достигнут уровень общего рынка);

2) создан общий рынок товаров и услуг, в том числе общий рынок для применяемых в ядерной области материалов и оборудования (Евратом) и общий рынок угля и стали (ЕОУС);

3) установлен Единый таможенный тариф (ЕТТ) в отношении третьих стран (уровень таможенного союза);

4) достигнута свобода передви­жения капиталов, рабочей силы;

5) обеспечено проведение единой тор­говой политики (уровень экономического союза);

6) осуществляется единая политика субсидирования и протекционизма в отношении аграрного сектора на базе единой системы цен с помощью компен­сационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд, а также единая политика в области транспорта;

7) ускорен про­цесс превращения национальных монополий в ТНК;

8) создана валютно-финансовая система, осуществляется переход к единой денежной единице евро;

9) осуществлено сближение и унификация внутренних систем права по целому ряду направлений;

10) создана, функционирует и развивается особая система права — ПРАВО ЕС (уровень единого экономического пространства с зачатками экономической конфеде­рации и развитием наднациональных органов).

Количество членов ЕС возросло и продолжает возрастать. Фактически произошел экономический раздел мира. В 1960 году по инициативе Великобритании, в противовес ЕЭС, была образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) с Секретариатом в Женеве в составе Великобритании, Австрии, Дании, Норвегии, Португалии, Швейцарии, Швеции.

Главными органами ЕС являются:

1) Европейский совет (Совет ЕС),

2) Комиссия ЕС,

3) Европейский парламент,

4) Европейский суд.

Наднациональный характер правопорядка ЕС усматривается в праве его органов издавать обязательные для государств-членов и их граждан властные акты прямого применения, обладающие приори­тетом перед внутригосударственным правом, принимать решения (по ряду вопросов) большинством голосов, а не консенсусом.

Право ЕС включает в себя учредительные между­народные договоры, договоры о присоединении, правовые акты, издан­ные органами ЕЭС/ЕС (постановления, директивы, решения).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: