3. Проект Кодекса поведения ТНК и Декларация о международных инвестициях и многонациональных предприятиях.
1. Физические лица участвуют в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом и, следовательно, являются субъектами МЭО.
Статус физических лиц как субъектов МЭО определяется национальными системами права — внутригосударственным правом (юрисдикция государства в отношении населения). В правовой системе ЕС многие вопросы статуса физических лиц регулируются в наднациональном порядке.
Вместе с тем статус физических лиц в МЭО является предметом международно-правового регулирования. В орбиту международно-правового регулирования (МПР) вовлечен широкий спектр вопросов, касающихся статуса физических лиц: граждан (резидентов), иностранных граждан (нерезидентов), лиц без гражданства (аппатридов), беженцев и др.
Международно-правовым основанием статуса физических лиц являются, в частности: Всеобщая Декларация прав человека 1948 года, Пакты о правах человека 1966 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (с последующими протоколами), Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают и др.
|
|
Физические лица в сфере МЭО имеют право:
1) покидать свою страну и возвращаться в нее;
2) владеть, пользоваться имуществом (собственностью);
3) трудиться;
4) пользоваться процессуальными гарантиями;
5) переводить доходы, сбережения или другие личные денежные средства за границу с учетом внутренних валютных правил и т.п.
В соответствии с внутренним законодательством иностранцы, как правило, подразделяются на две категории: постоянно проживающие на территории страны пребывания и временно находящиеся. Критерии разделения определяются внутренним законодательством либо в международных договорах между заинтересованными государствами — в зависимости от сроков пребывания (например, 183 и более дней в году) и/или от цели и характера пребывания иностранца.
Факт постоянного или временного проживания влияет на правовое положение иностранца: например, вопросы дееспособности временно находящегося иностранца решаются по закону государства гражданства, а постоянно проживающего иностранца — по закону страны пребывания, если иное не предусмотрено в международном договоре. Существуют различия в принципах налогообложения и др.
Иностранец подчиняется двум правопорядкам — отечественному и страны пребывания (конкурирующая юрисдикция). К правовому режиму иностранцев в стране пребывания применяют, как правило, три стандарта:
1) национальный режим;
|
|
2) режим наибольшего благоприятствования;
3) специальный режим (например, упрощенный порядок перехода государственной границы в приграничных районах в целях осуществления приграничной торговли или запрет иностранцам на осуществление отдельных видов работ).
Таким образом, видно, что физическое лицо активно выступает в МЭО в качестве участника международных правоотношений, в частности гражданских правоотношений (как предприниматель, торговец, инвестор, трудовой иммигрант и др.). При этом статус физического лица определяется не только внутренним, но и международным правом.
2. Постановления, касающиеся правового положения иностранных юридических лиц или затрагивающие различные стороны их деятельности, содержатся в торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, договорах об избежании двойного налогообложения, договорах в области транспорта, купли-продажи товаров, международных расчетов, охраны прав на промышленные образцы и товарные знаки и т.д.
Именно юридические лица являются основными операторами в МЭО (в широком понимании), поскольку трансграничное движение товаров, услуг, капиталов, финансов осуществляется преимущественно в рамках взаимодействия между юридическими лицами различных стран.
При этом многие юридические лица объективно стремятся к тому, чтобы закрепиться в том или ином секторе национальной и международной экономики, на том или ином национальном и международном рынке, создать и/или развить определенную инфраструктуру на пути движения товаров, услуг, капиталов, финансов и т.п.
В результате этого процесса происходит возникновение и становление транснациональных корпораций (ТНК) — крупных национальных предприятий с зарубежными активами. Большое значение в МЭО имеют такие юридические лица (ТНК), как банки (транснациональные банки — ТНБ), товарные, валютные и фондовые биржи, аукционы.
Различают следующие разновидности ТНК/ТНБ:
1. Юридические лица с национальным капиталом, но международные по сфере деятельности (имеют дочерние предприятия и филиалы за рубежом);
2. Юридические лица, принадлежащие капиталу нескольких стран и международные по сфере деятельности (смешанные предприятия);
3. Международные объединения производственного и научно-технического характера, не являющиеся юридическими лицами.
Наиболее распространенной формой ТНК (юридического лица) являются смешанные предприятия (СП), то есть предприятия, капитал которых принадлежит лицам различных государств. Большая часть ТНК — это смешанные предприятия. Участниками СП могут быть также государства и международные организации.
ТНК/ТНБ — это, как правило, экономически единая система, состоящая из материнской компании, дочерних предприятий, филиалов, отделений, контролируемая и управляемая из одного центра посредством договора, акций, управленческого контроля.
Роль и вес ТНК/ТНБ в МЭО очень ощутимы. Средства ряда ТНК/ТНБ сопоставимы с бюджетами отдельных государств, поэтому международно-правовая регламентация их деятельности — объективная необходимость.
В международно-правовых документах проводят различие между понятием «транснациональная компания» и «многонациональная компания». Под «многонациональными компаниями (предприятиями)» понимаются предприятия, принадлежащие государствам или контролируемые ими. Собственниками транснациональных компаний (предприятий) являются частные лица.
В практике МЭО существует также понятие «международного юридического лица». К международным юридическим лицам относятся юридические лица, созданные либо непосредственно в силу международного договора, либо на основании внутреннего закона одного или более государств в соответствии с международным договором.
|
|
По состоянию на начало XXI века в мире функционировали более 40 тыс. ТНК которые контролируют за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Основная часть ТНК сосредоточена в США, ЕС и Японии.
Треть мировой торговли приходится на внутрифирменные каналы в рамках ТНК, до половины объемов международной торговли находится под их контролем. ТНК контролируют до 40% промышленного производства. Основные рынки, на которых сосредоточена деятельность ТНК: электроника, нефтепереработка, химия, автомобилестроение.
3. Учитывая значение проблемы, ООН учредил Центр по ТНК и Комиссию по ТНК. Комиссия разработала проект Кодекса поведения ТНК, нормы которого носят рекомендательный характер.
В Кодексе поведения предусмотрено, что ТНК обязаны:
1) уважать суверенитет страны пребывания;
2) исходить из экономических целей и задач политики, проводимой государством в стране пребывания;
3) уважать социально-культурные цели, ценности и традиции страны пребывания;
4) не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания;
5) не заниматься деятельностью политического характера;
6) воздерживаться от практики коррупции;
7) соблюдать законы и постановления, касающиеся ограничительной деловой практики;
8) соблюдать положения, касающиеся передачи технологии и охраны окружающей среды.
Комиссия ООН по ТНК приняла на себя функции по наблюдению за применением Кодекса и функциями координационного характера. Центр ООН по ТНК функционирует в качестве секретариата Комиссии.
Вопросы регламентирования деятельности ТНК решаются и на региональном уровне. ОЭСР в 1976 году приняла Декларацию о международных инвестициях и многонациональных предприятиях и Руководящие принципы для многонациональных предприятий (в приложении к Декларации) — документ «мягкого права», также содержащий рекомендательные нормы.
В основу Декларации положен принцип предоставления национального режима иностранным многонациональным предприятиям. При этом предприятиям предписываются обязанности:
|
|
— соблюдать МП;
— подчиняться праву страны пребывания;
— учитывать политику страны пребывания;
— сотрудничать со страной пребывания;
— исключить практику подкупа и субсидий;
— не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания;
— соблюдать принцип обеспечения конкуренции;
— соблюдать порядок налогообложения, трудовое право, право социального обеспечения;
— распространять достижения науки, техники и технологии.
Обычно к иностранным юридическим лицам во внутреннем праве (к ТНК7ТНБ) применяется режим наибольшего благоприятствования (во всем что касается внешней торговли) или национальный режим (как правило, в области судебной защиты). Как и физические лица, иностранные юридические лица имеют право на дипломатическую защиту своего государства.