4. Государства как субъекты международных частноправовыхотношений.
1. Государства являются (как и в международном праве в целом) первичными субъектами международного экономического права, так как именно они — носители суверенитета. Сегодня в мире насчитывается около 200 государств.
Государства как субъекты МЭП обладают следующими качествами:
а) создают нормы МЭП;
б) подчиняются непосредственному воздействию МЭП;
в) обладают международными правами и обязанностями;
г) участвуют в международных правоотношениях;
д) несут ответственность по МЭП.
Применяя общие положения теории государства и права, можно сделать вывод, что каждое государство имеет:
1) общий международно-правовой статус, то есть определенный в целом международным правом, его принципами набор прав и обязанностей, присущих в равной степени всем государствам;
2) специальный международно-правовой статус, то есть набор прав и обязанностей, определенный специфическим положением государства, особыми договорами, например статус члена Совета Безопасности ООН или статус развивающейся страны;
|
|
3) индивидуальный международно-правовой статус, то есть совокупность прав и обязанностей конкретного государства.
Возможность и способность быть носителем международных прав и обязанностей (т.е. субъектом МЭП) называется международной правосубьектностью.
Считается, что понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» равнозначны, однако при этом надо иметь в виду, что государство — постоянный субъект МП, но оно не может быть субъектом одновременно всех международных правоотношений.
2. Государства обладают равной правосубъектностью, но объем правосубъектности у разных государств неодинаков. Так, все они в равной степени могут заключать международные экономические договоры, но, однако, не у всех государств одинаковое количество таких договоров и, соответственно, одинаковый набор вытекающих из них прав и обязанностей.
Государства как первичные субъекты международного экономического права обладают определенными экономическими правами и несут экономические обязанности.
Международное сообщество давно предпринимает попытки сформулировать основные права и обязанности государств. Так, в 1949 году КМП ООН подготовила проект Декларации прав и обязанностей государств, который так и не был принят. В 1933 году была принята Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств. Однако в целом государства с осторожностью подходят к такого рода проектам.
Если попытаться проанализировать вкратце экономические права и обязанности государств, вытекающие из Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, то получится следующая картина.
|
|
Государства ИМЕЮТ ПРАВО:
— выбирать свою экономическую систему, формы организации ВЭС, средства экономического развития, использования ресурсов, осуществления реформ;
— свободно осуществлять суверенитет над своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью;
— национализировать, экспроприировать и передавать иностранную собственность, регулировать споры по компенсациям за национализированную иностранную собственность согласно внутригосударственному праву и национальными судами; регулировать и контролировать иностранные инвестиции, деятельность ТНК;
— участвовать в международной торговле и других формах экономического сотрудничества, в принятии решений для урегулирования экономических и финансовых проблем;
— заключать двусторонние и многосторонние соглашения в области международного экономического сотрудничества, не подвергаться дискриминации;
— участвовать в субрегиональном, региональном и межрегиональном сотрудничестве в целях экономического развития; развивающиеся страны (РС) вправе предоставлять торговые преференции другим РС, не распространяя их на развитые страны.
Государства ОБЯЗАНЫ:
— сосуществовать в мире независимо от экономической системы, способствовать международной торговле на основе взаимной выгоды, равных преимуществ и взаимного предоставления РНБ;
— не применять экономические меры принудительного характера, направленные на ущемление суверенных прав государств или извлечение выгоды;
— сотрудничать в оптимальном использовании ресурсов, принадлежащих двум и более государствам; не принуждать к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям;
— обеспечивать компенсацию в случаях национализации, экспроприации или передачи иностранной собственности; сотрудничать в деле осуществления права по регулированию и контролю за деятельностью ТНК;
— обеспечить, чтобы выгоды от разработки ресурсов морского дна и (общее наследие человечества) распределялись между всеми государствами;
— не подвергать другие государства дискриминации; сотрудничать в деле содействия более рациональным и справедливым МЭО;
— учитывать интересы РС в обеспечении развития мировой экономики;
— расширять и укреплять систему преференций развитых стран для РС, содействовать экономическому развитию наименее развитых из РС;
— сотрудничать в обеспечении либерализации мировой торговли, в устранении препятствий международной торговле; содействовать развитию международной торговли;
— обеспечить, чтобы политика субрегиональных, региональных и межрегиональных объединений отвечала нуждам международного экономического сотрудничества и учитывала законные интересы третьих стран;
— содействовать международному научному и техническому сотрудничеству, передаче технологии;
— сотрудничать в разработке руководящих положений в отношении передачи технологии;
— осуществлять защиту, сохранение и улучшение окружающей среды.
3. В системе международно-правового регулирования МЭО фактически легализована дифференциация государств — субъектов МЭП.
Эта дифференциация произошла по двум критериям:
1) по уровню экономического развития государств;
2) по «степени рыночности» экономики государств.
В результате введения в действие международной (глобальной) системы преференций для развивающихся стран государства — субъекты МЭП дифференцируются сегодня по уровню экономического развития на:
— экономически развитые страны, которые являются государствами, предоставляющими преференции;
|
|
—- развивающиеся страны (государства — пользователи преференций), расслоение которых тоже, в свою очередь, получило или получает определенную международно-правовую легализацию; это расслоение идет по пути выделения в среде развивающихся государств:
а) новых индустриальных стран, то есть наиболее развитых из развивающихся государств (Катар, Кувейт, ОАЭ);
б) наименее развитых из развивающихся государств (самые бедные: Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Непал, Вьетнам, Мьянма — всего 50 государств Африки и Азии).
Что же касается дифференциации государств по «степени рыночности» экономики, то, с этой точки зрения, практически сложилась градация государств на:
— страны рыночной экономики, в группу которых входит большинство стран мира, прежде всего промышленно развитых государств и части развивающихся;
— страны «переходной экономики», под которыми понимаются в основном бывшие социалистические государства и республики СССР;
— страны государственной (административной, государственно-монополизированной) экономики, к которым можно отнести в основном страны с тоталитарными или авторитарными государственно-правовыми режимами (Ирак, КНДР, Куба и др.).
В системе ВТО к государствам с переходной экономикой относятся около 30 стран (в том числе Чехия, Словакия, Польша, Румыния, Венгрия, Болгария, Монголия, Латвия, Эстония — всего 11 стран, уже ставших участницами ВТО, и 16 стран, подавших заявки на вступление в ВТО).
Участие в ВТО требует от стран с переходной экономикой принятия всеобъемлющих — и порой жестких — обязательств в области торговли товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность. С другой стороны, в системе ВТО странам с переходной экономикой могут предоставляться некоторые послабления (те же преференции).
4. В международной публично-правовой сфере государства заключают договоры по вопросам экономического сотрудничества, совместных экономических проектов, а также международной торговли товарами и услугами; международных финансовых отношений; движения инвестиций (в том числе промышленном и научно-техническом сотрудничестве); международной экономической помощи; международного регулирования труда.
|
|
Сложность состоит в том, что государства активно участвуют также и в международных частноправовых отношениях.
МЭО (в широком смысле этого понятия) имеют, таким образом, два блока отношений —публично-правовой и частноправовой, а именно:
а) отношения публично-правового характера между субъектами МП: государствами, международными организациями. Именно эти отношения в сфере МЭО регулируются международным экономическим правом;
б) хозяйственные, гражданско-правовые (частноправовые) отношения между физическими и юридическими лицами разных стран. Эти отношения регулируются преимущественно внутренним правом каждого государства, международным частным правом.
В то же время публичные субъекты — государства, международные организации — вступают не только в МЕЖДУНАРОДНО- правовые, но зачастую и в международные ГРАЖДАНСКО-правовые отношения.
Так, например, государства (государственные органы) могут заключать и заключают договоры купли-продажи, договоры подряда и т.п. с иностранными юридическими лицами, а международные организации — с юридическими лицами страны пребывания.
Для такого рода смешанных международных хозяйственных связей всегда была актуальна проблема иммунитета государства. В публично-правовых отношениях обе стороны правоотношения обладают государственным иммунитетом. А как должен действовать принцип иммунитета государства, если оно вступает в частноправовые отношения с «неравным партнером»?
Международно-правовой принцип иммунитета государства тесно связан с понятием суверенитета. Суверенитет — это один из признаков государства, его неотъемлемое свойство, заключающееся в полноте законодательной, исполнительной, судебной власти на своей территории, неподчинении государства, его органов и должностных лиц властям иностранных государств в сферах международного общения.
Иммунитет государства состоит в том, что государство неподсудно суду другого государства (равный над равным не имеет юрисдикции). Иммунитетом пользуются: государство, органы государства, имущество государства. Различают следующие виды иммунитета:
— судебный; государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им согласия на это;
— от предварительного обеспечения иска; имущество государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера в целях обеспечения иска (например, на имущество не может быть наложен арест и др.);
— от принудительного исполнения вынесенного судебного решения (государство, его имущество не может быть подвергнуто мерам принудительного исполнения судебного или арбитражного решения).
Западная правовая теория разработала доктрину «расщепления иммунитета» («функционального иммунитета»). Суть ее в том, что государство, вступающее в гражданско-правовой договор с иностранным физическим/юридическим лицом для осуществления функций суверенитета (строительство здания посольства, например), обладает указанными иммунитетами.
В то же время, если государство вступает в такой договор с частным лицом с коммерческими целями, то оно должно приравниваться к юридическому лицу и, соответственно, не должно пользоваться иммунитетами. В этих случаях отсутствие иммунитета презюмируется, если стороны не договорятся об ином.
Такая презумпция многими государствами считается международным обычаем; обычай этот соответствующие государства подкрепили своими внутренними законами.
В Законе США об иммунитете государств 1978 г. указано, что иммунитет не будет признаваться, «когда основаниями для иска служат коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством...». Аналогичные законы действуют в Великобритании, Канаде, Австралии, Пакистане, Сингапуре, ЮАР и др.
В Украине также необходимо принять закон об иммунитете государства, государственных органов и государственного имущества, в котором следует закрепить презумпцию отсутствия иммунитета в случае коммерческой деятельности государства.