double arrow

О легализации дифференциации государств в МЭО.


4. Государства как субъекты международных частноправовыхотношений.

1. Государства являются (как и в международном праве в целом) первичными субъектами меж­дународного экономического права, так как именно они — носители суверенитета. Сегодня в мире насчитывается около 200 государств.

Государства как субъекты МЭП обладают следующими ка­чествами:

а) создают нормы МЭП;

б) подчиняются непосредственному воздействию МЭП;

в) обладают международными правами и обязанностями;

г) участвуют в международных правоотношениях;

д) несут ответственность по МЭП.

Применяя общие положения теории государства и права, можно сделать вывод, что каждое государство имеет:

1) общий международно-правовой статус, то есть определен­ный в целом международным правом, его принципами набор прав и обязанностей, присущих в равной степени всем государствам;

2) специальный международно-правовой статус, то есть набор прав и обязанностей, определенный специфическим положением государства, особыми договорами, например статус члена Совета Безопасности ООН или статус развивающейся страны;

3) индивидуальный международно-правовой статус, то есть сово­купность прав и обязанностей конкретного государства.




Возможность и способность быть носителем международных прав и обязанностей (т.е. субъектом МЭП) называется между­народной правосубьектностью.

Считается, что понятия «субъект права» и «субъект правоотно­шения» равнозначны, однако при этом надо иметь в виду, что госу­дарство — постоянный субъект МП, но оно не может быть субъек­том одновременно всех международных правоотношений.

2. Государства обладают равной правосубъектностью, но объем правосубъектности у разных государств неодинаков. Так, все они в рав­ной степени могут заключать международные экономические дого­воры, но, однако, не у всех государств одинаковое количество таких договоров и, соответственно, одинаковый набор вытекающих из них прав и обязанностей.

Государства как первичные субъекты международного экономи­ческого права обладают определенными экономическими правами и несут экономические обязанности.

Международное сообщество давно предпринимает попытки сформулировать основные права и обязанности государств. Так, в 1949 году КМП ООН подготовила проект Декларации прав и обязан­ностей государств, который так и не был принят. В 1933 году была принята Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств. Однако в целом государства с осторожностью подходят к такого рода проектам.

Если попытаться проанализировать вкратце экономические права и обязанности государств, вытекающие из Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, то получится следующая картина.



Государства ИМЕЮТ ПРАВО:

— выбирать свою экономическую систему, формы организации ВЭС, средства экономического развития, использования ресурсов, осуществления реформ;

— свободно осуществлять суверенитет над своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью;

— национализировать, экспроприировать и передавать ино­странную собственность, регулировать споры по компенсациям за национализированную иностранную собственность согласно внутри­государственному праву и национальными судами; регулировать и контролировать иностранные инвестиции, деятельность ТНК;

— участвовать в международной торговле и других формах эко­номического сотрудничества, в принятии решений для урегулирова­ния экономических и финансовых проблем;

— заключать двусторонние и многосторонние соглашения в области международного экономи­ческого сотрудничества, не подвергаться дискриминации;

— участвовать в субрегиональном, региональном и межрегио­нальном сотрудничестве в целях экономического развития; развиваю­щиеся страны (РС) вправе предоставлять торговые преференции дру­гим РС, не распространяя их на развитые страны.

Государства ОБЯЗАНЫ:

— сосуществовать в мире независимо от экономической си­стемы, способствовать международной торговле на основе взаимной выгоды, равных преимуществ и взаимного предоставления РНБ;

— не применять экономические меры принудительного характера, направленные на ущемление суверенных прав государств или извлечение выгоды;



— сотрудничать в оптимальном использовании ресурсов, принад­лежащих двум и более государствам; не принуждать к предостав­лению льготного режима иностранным инвестициям;

— обеспечивать компенсацию в случаях национализации, экспроприации или пере­дачи иностранной собственности; сотрудничать в деле осуществ­ления права по регулированию и контролю за деятельностью ТНК;

— обеспечить, чтобы выгоды от разработки ресурсов морского дна и (общее наследие человечества) распределялись между всеми государствами;

— не подвергать другие государства дискриминации; сотрудни­чать в деле содействия более рациональным и справедливым МЭО;

— учитывать интересы РС в обеспечении развития мировой экономики;

— расширять и укреплять систему преференций развитых стран для РС, содействовать экономическому развитию наименее развитых из РС;

— сотрудничать в обеспечении либерализации мировой торговли, в устранении препятствий международной торговле; содействовать развитию международной торговли;

— обеспечить, чтобы политика субрегиональных, региональных и межрегиональных объединений отвечала нуждам международного экономического сотрудничества и учитывала законные интересы третьих стран;

— содействовать международному научному и техническому со­трудничеству, передаче технологии;

— сотрудничать в разработке руко­водящих положений в отношении передачи технологии;

— осуществлять защиту, сохранение и улучшение окружающей среды.

3.В системе международно-правового регулирования МЭО фактически легализо­вана дифференциация государств — субъектов МЭП.

Эта дифферен­циация произошла по двум критериям:

1) по уровню экономического развития государств;

2) по «степени рыночности» экономики государств.

В результате введения в действие международной (глобальной) системы преференций для развивающихся стран государства — субъ­екты МЭП дифференцируются сегодня по уровню экономического развития на:

— экономически развитые страны, которые являются государ­ствами, предоставляющими преференции;

—- развивающиеся страны (государства — пользователи префе­ренций), расслоение которых тоже, в свою очередь, получило или получает определенную международно-правовую легализацию; это расслоение идет по пути выделения в среде развивающихся госу­дарств:

а) новых индустриальных стран, то есть наиболее развитых из развивающихся государств (Катар, Кувейт, ОАЭ);

б) наименее развитых из развивающихся государств (самые бед­ные: Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Непал, Вьетнам, Мьянма — всего 50 государств Африки и Азии).

Что же касается дифференциации государств по «степени рыночности» экономики, то, с этой точки зрения, практически сложилась градация государств на:

— страны рыночной экономики, в группу которых входит боль­шинство стран мира, прежде всего промышленно развитых государств и части развивающихся;

— страны «переходной экономики», под которыми понимаются в основном бывшие социалистические государства и республики СССР;

— страны государственной (административной, государственно-монополизированной) экономики, к которым можно отнести в основ­ном страны с тоталитарными или авторитарными государственно-правовыми режимами (Ирак, КНДР, Куба и др.).

В системе ВТО к государствам с переходной экономикой относятся около 30 стран (в том числе Чехия, Словакия, Польша, Румыния, Венгрия, Болгария, Монголия, Латвия, Эстония — всего 11 стран, уже ставших участницами ВТО, и 16 стран, подавших заявки на вступ­ление в ВТО).

Участие в ВТО требует от стран с переходной экономикой при­нятия всеобъемлющих — и порой жестких — обязательств в области торговли товарами, услугами и правами на интеллектуальную собст­венность. С другой стороны, в системе ВТО странам с переходной экономикой могут предоставляться некоторые послабления (те же преференции).

4.В международной публично-правовой сфере государства заключают договоры по вопросам экономического сотрудничества, совместных экономических проектов, а также международной тор­говли товарами и услугами; международных финансовых отношений; движения инвестиций (в том числе промышленном и научно-техни­ческом сотрудничестве); международной экономической помощи; международного регулирования труда.

Сложность состоит в том, что государства активно участвуют также и в международных частноправовых отношениях.

МЭО (в широком смысле этого понятия) имеют, таким образом, два блока отношений —публично-правовой и частноправовой, а именно:

а) отношения публично-правового характера между субъектами МП: государствами, международными организациями. Именно эти отношения в сфере МЭО регулируются международным экономиче­ским правом;

б) хозяйственные, гражданско-правовые (частноправовые) отно­шения между физическими и юридическими лицами разных стран. Эти отношения регулируются преимущественно внутренним правом каждого государства, международным частным правом.

В то же время публичные субъекты — государства, междуна­родные организации — вступают не только в МЕЖДУНАРОДНО-правовые, но зачастую и в международные ГРАЖДАНСКО-правовые отношения.

Так, например, государства (государственные органы) могут заклю­чать и заключают договоры купли-продажи, договоры подряда и т.п. с иностранными юридическими лицами, а международные органи­зации — с юридическими лицами страны пребывания.

Для такого рода смешанных международных хозяйственных свя­зей всегда была актуальна проблема иммунитета государства. В пуб­лично-правовых отношениях обе стороны правоотношения обладают государственным иммунитетом. А как должен действовать принцип иммунитета государства, если оно вступает в частноправовые отно­шения с «неравным партнером»?

Международно-правовой принцип иммунитета государства тесно связан с понятием суверенитета. Суверенитет это один из при­знаков государства, его неотъемлемое свойство, заключающееся в полноте законодательной, исполнительной, судебной власти на своей территории, неподчинении государства, его органов и должностных лиц властям иностранных государств в сферах международного общения.

Иммунитет государства состоит в том, что государство непод­судно суду другого государства (равный над равным не имеет юрис­дикции). Иммунитетом пользуются: государство, органы государства, имущество государства. Различают следующие виды иммунитета:

судебный; государство не может быть привлечено к суду дру­гого государства в качестве ответчика, кроме случаев прямо выра­женного им согласия на это;

от предварительного обеспечения иска; имущество государ­ства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера в целях обеспечения иска (например, на имущество не может быть наложен арест и др.);

от принудительного исполнения вынесенного судебного реше­ния (государство, его имущество не может быть подвергнуто мерам принудительного исполнения судебного или арбитражного решения).

Западная правовая теория разработала доктрину «расщепления иммунитета» («функционального иммунитета»). Суть ее в том, что государство, вступающее в гражданско-правовой договор с иностран­ным физическим/юридическим лицомдля осуществления функций суверенитета (строительство здания посольства, например), обла­дает указанными иммунитетами.

В то же время, если государство вступает в такой договор с част­ным лицомс коммерческими целями, то оно должно приравниваться к юридическому лицу и, соответственно, не должно пользоваться иммунитетами. В этих случаях отсутствие иммунитета презюмируется, если стороны не договорятся об ином.

Такая презумпция многими государствами считается международ­ным обычаем; обычай этот соответствующие государства подкрепили своими внутренними законами.

В Законе США об иммунитете государств 1978 г. указано, что иммунитет не будет признаваться, «когда основаниями для иска служат коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством...». Аналогичные законы действуют в Великобритании, Канаде, Австралии, Пакистане, Сингапуре, ЮАР и др.

В Украине также необходимо принять закон об иммунитете госу­дарства, государственных органов и государственного имущества, в котором следует закрепить презумпцию отсутствия иммунитета в случае коммерческой деятельности государства.








Сейчас читают про: