Изучение литературы и других источников

Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования. Этот метод позволяет зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Изучение литературы – предварительный этап любого научного исследования. Работа над литературой начинается с составления списка подлежащих изучению произведений (библиографии), включающего книги, журналы, статьи, авторефераты диссертаций и др. Библиографию по теме исследования лучше составлять, выписывая необходимые данные о каждой книге или статье на отдельную карточку или занося их в базу компьютера. Это лучше делать сразу и подробно, чтобы не возвращаться к этому вновь при включении библиографии в текст готовой научной работы. Важно точно указать автора или редактора книги, статьи, брошюры, название, место и год издания, издательство, том, выпуск, номер издания [3].

Работа исследователя предполагает обращение к справочно-библиографическим указателям, библиотечным и электронным каталогам.

Изучение литературы обычно осуществляется в два этапа: первичное ознакомление (дает представление о проблематике, основном содержании источника) и вторичное чтение (более медленное, глубокое, требует осуществления определенных записей и анализа) [10].

Рассмотрим подробнее виды записей в процессе чтения печатных материалов. В исследовательской практике сложились следующие методы фиксации и использования прочитанного: конспектирование, тезирование, цитирование, аннотирование, реферирование, выписки из школьных документов, изучение архивов.

Конспектирование. В переводе с латинского означает «обзор». Это краткое письменное изложение содержания книги, статьи, доклада, лекции, объяснения, включающего в себя в сжатой форме основные положения источника и их обоснования примерами, фактами, цифрами, графиками, таблицами, диаграммами и др.

Конспектирование литературных источников – процесс довольно сложный, творческий. Это явление индивидуальное, отражающее интересы конспектирующего, направленность его мыслей, оценок.

Приемы конспектирования:

1. Текстуальное – применяется в том случае, когда необходимо переписать главные положения материала.

2. Свободное – наиболее существенные положения записываются в сжатой форме своими словами, при этом не исключается цитирование, подкрепляющее содержание конспекта.

3. Сложное – в нем объединено несколько видов записей: план, тезисы по каждому пункту плана, обоснования, доказательства, критические замечания, выводы по каждому разделу и общие выводы; а также дается обстоятельный анализ прочитанного материала с учетом использованной дополнительной и справочной литературы.

При конспектировании применяются разные виды планов:

- Структурный – в нем формулируется перечень основных, структурных частей книги;

- Предметный, или логический – записывается тематическая последовательность излагаемых в книге вопросов, он может быть составлен в форме вопросов, ответы на которые содержатся в тексте конспектируемой книги;

- Тематический, или свободный – составляется на основании изучения ряда произведений исследуемой темы либо одного автора, либо нескольких;

- План-конспект – состоит в левой части листа из вопросов плана, выписок и цитат к каждому пункту плана, а в правой – из собственных замечаний, оценок, кратких характеристик.

В самостоятельной работе над планом исследователь опирается на два приема: аналитический и аналитико-синтетический. Аналитический прием – мысленное деление текста на части. Каждая часть озаглавливается. Аналитико-синтетический прием –«разложение» текстов разных источников на составные элементы с последующим объединением этих элементов в единый план, соответствующий своим содержанием исследуемой теме [14].

Тезирование. С греческого – «положение», «утверждение». Цель этого метода – отбор из литературных источников ведущих идей, положений, концепций, которые излагаются, доказываются, развиваются и утверждаются автором книги. Записи оформляются в краткой, сжатой форме. Тезирование не предполагает набора фактов, графиков, схем, таблиц. Этот метод важен тогда, когда исследователь вводит своё положение, свою трактовку в противовес другому или другим утверждениям [14].

Цитирование. В переводе с латинского «призывать», «называть». Основа метода – цитата. Цитата – это точная, буквальная выдержка из какого-либо текста, дословно приводимые слова в подтверждение некоторого довода. Цитирование – опора на авторитетное мнение выдающегося специалиста, практика, работника культуры и т.д. Цитата используется:

- как способ ссылки на авторитетное мнение;

- как опора для обоснования собственных идей;

- в ряде случаев как материал для критического анализа идей, заложенных в ней автором.

Цитата в тексте исследователя всегда должна иметь сноску, с указанием автора, названия его произведения, года, места издательства, страницы. Считается некорректным цитировать кого-либо из произведений других авторов. Также считается некорректным многоцитирование, когда много цитат, а собственного текста очень мало. Полные и точные записи цитируемого текста берутся в кавычки, что указывает на документальную точность выписки, то есть слово в слово с соблюдением авторской орфографии и пунктуации [14].

Выписки из школьных документов. Распространена форма подтверждения отдельных положений, выводов фактами и конкретными примерами из непосредственной практики, оформленной в виде документов (из школьных, а также ВУЗовских документов, по аналогии с этим – из документов театров и т.д.). Это могут быть статистические и организационные документы, документы учебно-воспитательной и методической работы, а также финансовая и хозяйственная документация. Выписки должны точно отражать содержание документа [14].

Реферирование. В переводе с латинского – «докладывать», «сообщать». В основе метода – создание реферата, краткого, связного изложения в письменной форме сущности основного содержания статьи, книги. Реферат имеет научно-информационное назначение, в нем даются: анализ, критика научных теорий, научных выводов или их положительная оценка. Для студента реферат – самостоятельная исследовательская работа, в основе которого лежит основательное изучение литературного источника и последующая разработка текста по конкретной теме [14].

Аннотирование. Цель: создание аннотаций (в переводе с латинского «замечание»). Аннотация – общее и краткое изложение основного смысла научной работы, её части – с критической оценкой, снабженное объяснительными заметками.

С аннотированием довольно тесно соприкасается рецензирование (с латинского «рассмотрение»). Рецензия – критическая оценка книги, статьи. Это своего рода отзыв, суждение о прочитанном, подкрепленное фактами, доводами, пояснениями.

Изучение архивных документов. Значительно углубляет педагогическое исследование. Принятая классификация архивных источников:

- нормативные материалы (циркуляры, инструкции, приказы и др.);

- первичные документы учебно-воспитательных учреждений и органов управления образованием (материалы конференции, протоколы совещаний, собраний, педагогических и художественных советов, классные журналы, личные дела, книги приказов и др.);

- вторичные документы учебно-воспитательных учреждений (описание, анализ, обобщение первичных документов, собственные наблюдения);

- личные документы (анкеты, записные книжки, письма);

- мемуары (опубликованные и неопубликованные, но представленные исследователю автором);

- статистические материалы (графические изображения, числовые показатели, книги записи учащихся при их наличии);

Фиксация архивных материалов должна быть точной. Допустимы фотокопии этих материалов [14].

При работе с литературными источниками проводится анализ текста. Для этого используются следующие виды анализа: аспектный, герменевтический, голографический, контент-анализ, критический, комплексный, концептуальный, проблемный, системный, сравнительный, феноменологический и др.

Аспектный анализ – рассмотрение текста под каким-либо конкретный углом зрения, через призму какой-либо определенной теории или идеи. Он реализуется, когда научный материал интерпретируется с учетом определенных проблем практики.

Герменевтический [14] анализ – метод выявления скрытых, неявных смыслов авторского текста. Например, установление мировоззренческих взглядов автора, о которых он прямо не заявляет в тексте работы, выявление исторически верных смыслов используемых автором терминов и понятий, отнесение его научных идей к каким-либо научным или творческим школам. Применяя именно такой анализ, можно получить новую информацию для собственной работы – это составит научную новизну исследования.

Голографический анализ – анализ целостного явления или процесса во всех его связях и зависимостях, в движении и отношениях со средой. Это самый сложный вид аналитического рассмотрения, с помощью которого соединяются теоретическое знание о предмете исследования и осведомленность о практике его функционирования, выявляются все его возможные внутренние структуры и их взаимодействие [3, 55-56].

Контент-анализ – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, ответов на вопросы анкеты и др.) При его использовании в соответствии с целями исследования выделяются определенные стандартные единицы. Этими стандартными единицами являются: 1) слово (термин, символ); 2) суждение или законченная мысль; 3) тема; 4) персонаж; 5) автор; 6) целостное сообщение. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

Простейший способ обработки данных контент-анализа – регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Контент-анализ рекомендуется для анализа исторических документов, уместен при изучении переписки специалистов, изучении дневников, периодической литературы и т.д. Этот метод позволяет определить направленность источника информации, ценностные ориентации, научные и творческие предпочтения [12; 10].

Критический анализ – метод выявления сильных и слабых сторон изучаемого текста. Чаще применяется при оценке вклада специалистов в разработку того или иного вопроса.

Комплексный анализ – рассмотрение одного и того же предмета исследования в разных науках, например, в педагогике, философии, психологии, истории.

Концептуальный анализ – анализ научного текста в ракурсеопределенной концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведенного автором исследования и полученных выводов.

Проблемный анализ – анализ нерешенной, находящейся в стадии исследования проблемы. Он предполагает ее постановку и интерпретацию. При этом еще нет либо определенных методов ее исследования, либо отсутствует единый к ней подход.

Системный анализ – рассмотрение предмета исследования, по возможности, во всех внутренних и внешних связях и зависимостях. Отличается от голографического тем, что с его помощью можно рассматривать предмет исследования в статике, условно выделив его из практики и даже дистанцируясь от нее, лишь на одном теоретическом материале.

Сравнительный анализ – метод сопоставления и выявления общих и различных признаков, свойственных двум или более объектам исследования (идей, подходов, решений и др.).

Феноменологический анализ – анализ какого-либо крупного явления, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик. С его помощью «собираются» все знания, которые получены в науке при исследовании таких явлений [10].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: