Работа с источниками информации

Цель работы с научной информацией – установить, каковы существуют представления о предмете избранного исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе.

Обработка и переработка массива отобранной информации логически состоит из двух последовательных комплексов действий: ознакомительного (чтение источников) и исследовательского (осуществления записей различного вида).

Чтение источника (книги, статьи, отчета и т.п.) рекомендуется осуществлять в два этапа:

I этап — ознакомительное чтение;

II этап — основное чтение с записями.

Первый этап – это предварительное ознакомление с источником (книгой, отчетом, статьей и т.д.).

Рекомендуется следующая последовательность ознакомления:

I. Название, заглавие.

П. Кто автор или авторы.

III. Издательство или учреждение, организация, предприятие, выпустившее (сформировавшее) этот источник.

IV. Время издания, подготовки, написания.

V. Есть ли аннотация.

VI. Прочитать оглавление.

VII. Есть ли предисловие от автора (авторов), учреждения, организации.

VIII. Справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения), прикнижная (пристатейная) библиография и т.п.

Ознакомление должно дать ответ – представляет ли источник интерес, и если да, то в чем, какими методами его можно обработать.

Очень важно представить ход мыслей автора (авторов) источника – что докладывается, каковы основные идеи, какие аргументы приводятся в обоснование этих основных идей. Полезно делать отметки – на полях (если источник информации принадлежит читающему) или закладками (если источник предоставлен во временное пользование – библиотекой, информцентром, предприятием, учреждением). Отмечаются важнейшие тезисы, понятия, категории, формулы.

Второй этап – основное чтение источника и записи. Запись – наиболее эффективный путь усвоения информации. Это связано с тем, что она представляет (должна представлять) творческий процесс анализа содержания источника, определение наиболее существенного в информации, содержащейся в источнике, и отбор самого важного для того, чтобы дать эту информацию в сжатом ("свернутом") виде.

Главное – не запоминать содержание источника, а усвоить, т.е. обеспечить накопление и расширение знаний. Следовательно, акцент должен быть сделан на том, чтобы разобраться в логической структуре источника, выделить главное, что пригодится для обоснования его основных положений, установить связи между этими положениями.

При изучении литературы следует выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов необходимо привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышают ценность работы, способствуют более глубокому усвоению избранной темы.

Качество исследования в значительной мере определяется тем, насколько хорошо освоена методика изучения специальной литературы, работы с книгой. Сложность работы с книгой обусловлена тем, что чтение специальной литературы всегда связано с необходимостью усвоения новых понятий. А так как практически каждая книга оригинальна по своей композиции, требуются определенные усилия, чтобы проследить за ходом мысли автора. Основными условиями успешной работы со специальной литературой являются: установка, вдохновение, внимание, сосредоточенность, настойчивость, систематичность, усидчивость, самостоятельность.

Правильная установка, или целевая направленность, способствует активизации мышления, лучшему запоминанию и уяснению читаемого, обострению его восприятия.

Изучение специальной литературы требует творческого подхода, для чего необходимо вдохновение. Если нет вдохновения, нужно усилием воли заставить себя работать над книгой творчески. Глубина проработки литературных источников во многом зависит от умения сконцентрировать внимание, сосредоточиться на главном. Во время чтения должны быть устранены различные раздражители (музыка, шум, разговоры и т.д.). Наличие таких раздражителей мешает усвоению информации. Некоторые читатели полагают, что шум, музыка их не отвлекают. Это не совсем так. Если помехи и не осознаются, то фиксируются нервной Системой. Поэтому устранять их необходимо.

Важными факторами при проработке литературы (особенно нового текста) являются настойчивость и систематичность. Четко осмыслить текст с первого раза невозможно, приходится читать и перечитывать, добиваясь полного его понимания. Последовательное, систематическое, аналитическое чтение облегчает усвоение прорабатываемого материала.

Определяющий фактор успешной работы над специальной литературой – ее самостоятельность. Каждый абзац должен быть тщательно проанализирован, продуман в соответствии с поставленной целью. Только вдумчивый, самостоятельный анализ прочитанного позволят убедиться в правильности своих суждений, закрепить полученные знания, осмыслить новое понятие, представление.

Наряду с изучением текста важным этапом его проработки является запоминание прочитанного. Существуют три способа запоминания: смысловой, механический, повторением.

Смысловой способ основан на запоминании логических связей между отдельными элементами текста. Однако при чтении необходимо понять не только отдельные элементы, но и весь текст в целом, его смысл, направленность, значение. Поэтому особое внимание необходимо уделять логическим связям. При таком способе запоминания текст хранится в памяти определенное время. Постепенно он начинает забываться. Сразу после восприятия информации процесс забывания происходит особенно быстро, со временем темп его замедляется. Так, в средним через один день теряется около 23-25% заученного, через 5 дней – около 35% и через 10 дней – 40%.

Механический способ запоминания требует многократного машинального повторения и заучивания прочитанного. Этот способ малоэффективен, поскольку при таком запоминании теряется связь между отдельными элементами.

Повторение – один из наиболее эффективных способов запоминания – бывает пассивным (перечитывание несколько раз) и активным (перечитывание с пересказом). Второй прием более эффективен, так как позволяет сочетать заучивание и самоконтроль.

Читать книгу можно по-разному: полностью, не опуская ничего, даже примечаний, или частично, бегло, анализируя и критически оценивая содержание, методику изложения и т.п., конспектировать ее или делать отдельные выписки.

Если в результате беглого просмотра принято решение не читать книгу, необходимо сделать соответствующую отметку в своей библиографической карточке (например, "устарело", "повторяет известное" и т.п.).

Как правило, книгу читают целиком, от начала до конца, реже только часть, отвечающую теме исследования. Но и в том и в другом случае требуется сплошное чтение.

Изучать литературу следует после составления библиографии. При изучении ее необходимо соблюдать следующие правила: переходить от более простого материала к более сложному; знакомиться сначала о общенаучной литературой, а потом со специальной, вначале с теоретической, а затем прикладной, с книгами, а затем со статьями, в первую очередь с новыми работами, а потом со старыми, прежде с первоисточниками, а затем с комментариями или критическими статьями. Кроме того, нельзя приступать к чтению книги в состоянии усталости. Читать книгу нужно медленно.

Начинающему исследователю необходимо уяснять смысл незнакомых слов, записывать возникающие по ходу чтения вопросы, а затем находить на них ответы, отделять основное от второстепенного.

Дойдя до конца параграфа (пункта), в целях контроля за усвоением прочитанного следует задать себе примерно такие вопросы: в чем главная мысль раздела, что отсюда вытекает, согласуется ли работа с другими источниками, что можно возразить автору?

На начальной стадии чтения целесообразно использовать некоторые приемы, облегчающие усвоение и уяснение текста.

К таким приемам относятся:

- пересказ содержания текста;

- перевод текста в тезисную форму;

- составление логической или графической схемы изложения материала;

- подчеркивание цветными карандашами (если книга собственная);

- дробление сложного фрагмента на части.

Даже второстепенный, на первый взгляд, материал (иногда он может быть изложен в подстрочных примечаниях, приложениях или набран петитом) необходимо внимательно прочитать. Он часто оказывается уникальным и ценным, особенно для начинающего исследователя. Если понимание текста затруднено, несмотря на то что отдельные его слова и словосочетания понятны, следует пропустить его и вернуться к нему позднее. Разъяснение непонятного места надо искать в соответствующих учебниках или обратиться за ним к специалисту.

Как показывает опыт, сплошное чтение всех источников, включенных в библиографию, нецелесообразно. Ознакомившись с результатами фундаментальных исследований, далее можно читать только те главы и параграфы, которые имеют прямое отношение к теме данного исследования.

Тщательная проработка литературных источников предусматривает, кроме сознательного чтения, дополнительные действия, направленные на более углубленное усвоение содержания источника или более широкое его использование. Можно оказать, что проработка литературы — наиболее важный этап ее изучения. На этом этапе исследователь делает выписки, конспектирует, составляет тезисы, делает собственные умозаключения и фиксирует их и т.д.

Различают записи по типу и форме. Они могут быть двух типов: конкретные и справочные. Конкретную информацию содержат: выписки, конспекты, аннотации, чертежи, схемы, таблицы, иллюстрации и т.п. В справочных записях указывается только местонахождение информации.

Изучение литературных источников требует определенных навыков.библиографической работы, культуры чтения, умения вести записи прочитанного, правильно использовать их и т.д. Особенно важны последние. Записи помогают систематизировать полученные при чтении знания, сосредоточить внимание на главных, основных положениях. В дальнейшем они используются как в процессе исследования, так и при оформлении его результатов.

Как уже отмечалось, чтение литературных источников с "карандашом в руке" (отчеркивание абзацев, подчеркивание отдельных слов или предложений) облегчает усвоение их содержания, позволяет быстро восстановить в памяти прочитанное. Однако делать пометки можно лишь в собственных книгах, да и то не всегда: не рекомендуется это, например, в уникальных изданиях. Поэтому чащевсего при проработке литературного источника прибегают к разного рода записям.

Записи должны быть четкими, многократно повторяющиеся слова можно сокращать.

При первом чтении лучше ограничиться записью страниц, на которых расположен интересующий вас текст. На первых порах целесообразно делать почти дословные записи, прибегая иногда к прямому цитированию или выпискам. В дальнейшем, по мере приобретения навыков работы с литературой, записи могут быть лаконичными.

Все термины и понятия, незнакомые или смысл которых не ясен, следует с помощью словаря и справочников точно определить, т.е. составлять и непрерывно пополнять словарь терминов, понятий, сокращений, аббревиатур.

При записи используется не только зрительная, но и двигательная память. Формы записи многообразны.

Наиболее распространенными являются:

- план (простой или развернутый);

- тезисы (простые или развернутые);

- резюме;

- конспект.

План – последовательное перечисление вопросов, рассматриваемых в источнике информации, наряду с названием разделов и параграфов книги, перечнем вопросов, затрагиваемых в статье, и т.п. План раскрывает логику источника, показывает ориентации в его содержании. Обычно он составляется по ходу ознакомления с источником, но может быть разработан и после ознакомления с ним.

Особыми разновидностями плана являются структурный план, который последовательно раскрывает идеи источника, и логический план, который показывает его логику.

Разработка плана источника – средство развития логического мышления; развития навыков сжато и последовательно излагать свои мысли.

Тезисы – сложная форма записи. Составляются после ознакомления с совокупностью источников, тематически между собой связанных.

Резюме – краткая оценка прочитанного источника информации. Пишется после прочтения и осмысления текста информации. Содержит характеристику цели, главного содержания источника, логики, новизны и практического значения выводов, содержащихся в источнике.

Конспект – универсальная форма записи. Он объединяет все другие формы: план, тезисы, аннотации, резюме.

Конспект как форма накопления знаний активно способствует пониманию и усвоению их ориентации, помогает выработке навыков краткого изложения важнейших вопросов, освещающихся в источниках информации, умению ясно излагать содержание источника своими словами, быстро восстанавливать в памяти содержание прочитанного.

Конспект как форма накопления материалов для исследования требует включать и собственные суждения исследователя по вопросам, освещаемым в источнике – новые аргументы к тем или иным тезисам источника, согласие или несогласие с положениями источника, выделение тех разделов в тексте источника, которые должны быть дополнительно рассмотрены. Обогащает конспект включение в него графических материалов, таблиц, схем, хронологии исследуемых процессов. Особенно ценно составление структурно-логических схем.

Составные элементы конспекта – план источника информации (статьи, отчета, монографии); изложение основных мыслей источника; оценочные характеристики основных положений источника тем, кто конспектирует. В тексте конспекта уместны цитаты, схемы, таблицы, доказательства, приводимые в источнике.

При конспектировании фундаментальных научных монографий необходимо сопровождать конспект историографической справкой о времени и условиях, при которых создавался источник, целях, которые ставились автором источника, желательно составление справочного словарика категорий и терминов, используемых в источнике.

Конспект не должен быть чрезмерным по объему, так как конспектирование – не тиражирование источника, а краткое творческое его осмысление.

Конспект – основа для всех видов научного творчества от простейших, исходных форм (сообщение на семинаре, участие в проведении ситуационных и деловых игр) до дипломного проекта, научной работы, диссертации.

Конспект как форма накопления материалов для исследования может быть как по отдельным источникам, так и тематическим. Это более высокая и более сложная форма записи. В нем по одной теме ведется конспектирование нескольких источников. В тематическом конспекте особенно важным является творческая оценка, сопоставление различий в характеристике одних и тех же процессов, имеющихся в различных источниках. Тематический конспект – основная форма непосредственной подготовки к научному докладу, к написанию контрольных и курсовых работ, дипломных проектов, статей.

Единого метода конспектирования также не существует. Каждый ведет конспект так, как ему представляется наиболее целесообразным, удобным. Собственный метод складывается по мере накопления опыта работы с литературными источниками. Тем не менее есть некоторые общие правила конспектирования.

Для конспекта нужна отдельная тетрадь или отдельные листы, в которых указываются фамилия исследователя, тема и задача исследования. В начале конспекта каждой новой книги, брошюры или статьи следует привести ее выходные данные: фамилию и инициалы автора, полное название произведения, место издания, выпустившее его издательство и год выхода в свет, количество страниц.

По форме конспекты могут быть разными. Если просто излагается содержание работы, конспект может быть сплошным, с выявлением особо важных положений подчеркиванием, различными значками. Можно выписывать только отдельные положения, касающиеся тех или иных аспектов исследования.

Одним из наиболее распространенных приемов конспектирования является следующий: страницы тетради разделяют пополам (по вертикали), в левой части конспектируют источник, а в правой помещают дополнения по отражаемым в конспекте вопросам.

Конспектировать нужно не в процессе первого чтения, а по прочтении абзаца, пункта или даже параграфа. Это поможет следить за ходом мысли, выделить главное.

Запись собственных выводов и умозаключений – самое ценное в работе исследователя. При любых обстоятельствах возникшая мысль должна быть тут же записана, чтобы не быть безвозвратно утраченной. Своевременно незафиксированная мысль или найденная ценная информация впоследствии восстанавливается с трудом, а иногда вообще не восстанавливается. Поэтому не стоит полагаться на свою память, и даже отличную память не следует без надобности перегружать.

Не следует многократно воспроизводить одни и те же данные и аргументы. Лучше отдать предпочтение свежим, пусть даже спорным мыслям, зафиксировать и проанализировать их.

Начинающему исследователю необходимо помнить, что нельзя ограничиваться ознакомлением с литературой только по реферативным журналам или отказываться от изучения литературного источника только потому, что его название не полностью соответствует теме исследования.

Если работу предполагается оформлять с использованием средств компьютерной техники, то целесообразно конспектировать путем набора материала в одном из текстовых редакторов с указанием ссылок и соблюдением того формата, который требуется при оформлении работы. Если при первоначальном наборе текста требуемый формат набора не соблюдался, то в последующем может потребоваться дополнительное редактирование таблиц, графиков, рисунков и т.д., что увеличивает трудозатраты при подготовке работы. В ходе написания работы нецелесообразна смена используемых программ даже одного наименования, различных версий (например, Word 6.0. на Word из пакета программ Microsoft Office – 2000) по тем же соображениям.

После изучения подобранной литературы целесообразно составить развернутый план и структурно-логическую схему будущей работы. Развернутый план будущей работы представляет собой дальнейшую детализацию утвержденного плана дипломной работы и задания (выполняющего роль плана). В развернутом плане выделяются вопросы, развивающие проблемы, вынесенные в наименование параграфов научных работ. Развернутый план согласовывается с научным руководителем.

Практика написания научных работ показывает, что в развернутом плане достаточно выделить примерно пять исследуемых подвопросов. Когда таким образом будет проработан и осмыслен каждый параграф или вопрос, составление полного текста работы с целенаправленным использованием рекомендованных источников не составит большого труда. Развернутый план обеспечивает последовательность изложения материала, где каждая глава, параграф, вопрос и подвопрос, вытекая из предыдущих, занимает свое место. В тех случаях, когда нет детально разработанного развернутого плана, неизбежна диспропорция составных частей работы, пробелы в изложении или, наоборот, наличие повторов. В этом случае снижается качество работы, бессистемное и бесплановое ее ведение отрицательно скажется на морально-психологическом состоянии автора, появляется неудовлетворенность выполненным трудом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: