Преодоление субъект-объектного типа мировосприятия

Только лишь в этот момент – именно через это мыслительное самоопределение и мироопределение – я отделяю Себя от Мира и уже определяю Себя как субъект, а все остальные элементы мира как объекты. Теперь ясно, что не только материальный мир, но даже сам субъект-объектный тип мировосприятия вовсе не есть какая-то безусловная данность, а лишь познавательная парадигма, важный инструмент познания, но не реальность сама по себе. Но и Себя я не путаю с субъектом, а воспринимаю субъект как свое познавательное облачение, элемент моего познавательного инструментария, но не более.

Тогда я обретаю не только надежный познавательный инструмент живое мышление, но и подлинного Себя.

* * *

Таким образом, мы выполнили свою задачу, основав теорию познания, которая базируется не на тех или иных теоретических положениях, которые уже сами по себе являются результатами познания, то есть, применениями теории познания для практики – конкретного познавания – до того, как теория познания была основана. Мы же не высказали ни одного положения до переживания мышления как основанной на самой себе сущности, а лишь совершили, – опять-таки, необходимую, – негативную работу: расчистили в сознании место, чтобы само мышление смогло стать воспринимаемым, как проходящий здесь и сейчас живой реальный процесс.

Конечно, это уже более высокое состояние сознания, и в конвенциональной науке на него намекают, когда говорят о сверхсознании. Однако для основания Алхимии нам мало намеков, нам нужна полная ясность. И она может быть сейчас достигнута, если мы сопоставим между собой природу сна и бодрствования.

Когда мы просыпаемся и вспоминаем свой сон, то какой бы он ни был яркий, мы все же всегда можем отличить субстанцию сновидения от так называемой "материальной реальности". Для нас абсолютно достоверно, что в сравнении с этой реальностью сновидение является иллюзией. Но при переживании живого мышления столь же очевидной иллюзией уже является сама незыблемая материальная реальность, поскольку в этом более высоком бодрствовании мы уже не просыпаем того, как она ткется в нашем сознании. Это и есть подлинное сверхсознание, в сравнении с которым обычное сознание является сном, а пресловутая материальная реальность – сновидением. Уже в 19-м веке оно стало прорезаться, как "первые зубы Нового Адама", у некоторых выдающихся личностей, а в 20-м веке оно должно было стать достоянием всего культурного человечества. И, на самом деле, для этого было сделано немало.

Основателей – на сцену!

Эту бесконечно важную для будущего человечества работу начали в свое время классики немецкой философии. Близко, но, в конечном итоге, мимо ставил об этом вопрос в своей феноменологии Гуссерль. Сегодня требование холистического (единого) подхода в познании все громче звучит в конвенциональной науке (например, Маслоу).

Но эта задача уже давно решена.

Прежде всего, назовем одно имя, очень хорошо знакомое любому культурному человеку: Иоганн Вольфганг Гете, – известный всему миру как выдающийся поэт и общественный деятель Германии конца 18-го – начала 19-го века. Однако не меньший вклад в мировую сокровищницу мысли он внес как естествоиспытатель и основатель принципиально иного метода научного познания (13). Однако научная общественность этому живому познанию предпочла механистически-материалистический подход к природе.

Поэтому когда работа по основанию беспредпосылочной гносеологии (14) была полностью завершена в конце 19-го века Рудольфом Штайнером (15) культурное человечество вовсе проспало это эпохальное событие. А ведь он уже в своей докторской диссертации, которая затем вышла отдельным изданием под названием "Истина и Наука" (12), провозгласил перед мировой научной общественностью возможность познания духовной реальности и ответил на извечный вопрос, "что есть Истина?", а также – "какой должна быть основанная на ней Наука?".

* * *

К сожалению, эта самая научная общественность осталась глуха к спасительной для всей цивилизации возможности совершить коренной пересмотр оснований науки, а вслед за этим – и социальной практики. И тогда Р. Штайнер был вынужден самостоятельно, уже без участия интеллектуальной элиты, построить цельный корпус духовной науки (16,17). Благодаря этому отныне любой человек (а не только философ или мистик) имеет возможность не теоретически, а в реальном мыследеятельностном процессе, найти Себя и свое место в Универсуме, получить ответы на так называемые "вечные вопросы": тайны Жизни и Смерти, Добра и Зла, эволюции Вселенной, происхождения и предназначения человека. Вот уже минуло столетие, как существует Духовная наука с практическими начинаниями во всех областях жизни, от педагогики до банковского дела, однако сон разума пока сильнее и продолжает порождать чудовищ, а Антропософия по-прежнему остается широко известной,к сожалению, только в узких кругах.

* * *

В этом кратком очерке невозможно подробно описать, как происходит переосмысление всей картины мироздания на основе единства материи и сознания – каждый читатель может сам обратиться к Духовой науке в меру своей потребности и возможности. Здесь важно лишь сконцентрировать внимание на сущности самого нового познавательного подхода, получить первый опыт его применения.

Теперь же, когда мы заложили безупречный гносеологический фундамент, можно приступить к деятельности – как собственно познавательной и проистекающей из ее результатов созидательной. Поэтому теперь на передний план выходит вопрос о методе (что по-гречески значит Путь).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: