double arrow

Денежные потоки и методы их оценки


Одно из направлений управления финансами предприятия – это эффективное управление его потоками денежных средств.

Денежные потоки предприятия – это поступления и выплаты денежных средств, распределенных по времени и обусловленные деятельностью предприятия.

Классификацию денежных потоков производят обычно по следующим признакам:

1) По видам обеспечивающей деятельности: денежные потоки производственной, инвестиционной, финансовой деятельности;

2) По направлениям движения: положительные и отрицательные денежные потоки;

3) По методу исчисления объема: валовой денежный поток; чистый денежный поток;

4) По способу оценки во времени: настоящий и будущий (прогнозируемый) денежный поток;

5) По уровню достаточности: избыточный денежный поток; дефицитный денежный поток.

Денежный поток, в котором отток превышает приток, называется негативным, а денежный поток с превышением притока – позитивным.

Для эффективного управления денежными потоками необходимо знать: их величину за определенный период времени, основные их элементы, виды деятельности, генерирующие потоки денежных средств, распределение общего объема денежных потоков разных видов по отдельным интервалам рассматриваемого периода, факторы внутреннего и внешнего характера, влияющие на формирование денежных потоков.

Методы оценки денежных потоков:

Прямой метод: расчет потоков осуществляется на основе счетов бухучета предприятия. Квартальная форма отчета (отчет о движении денежных средств) построено именно на основе прямого метода, при этом превышение поступления над выплатами как по предприятию в целом, так и по видам деятельности означает приток денежных средств, а превышение выплат над поступлениями – отток.

Источники притоков: от основной деятельности (выручка от реализации продукции, поступление дебиторской задолженности, поступления от продаж товарно-материальных ценностей, авансы покупателей); от инвестиционной деятельности (продажа незавершенного строительства, долгосрочные финансовые вложения, ставка процента по долгосрочным финансовым вложениям); финансовая деятельность (краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы, поступления от продажи векселей предприятием и оплаты их должниками, поступления от эмиссии акций и целевое финансирование).




Источники оттоков: от основной деятельности (платежи поставщикам, выплаты зарплаты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, проценты за кредит, выплаты по фонду потребления и погашения кредиторской задолженности); от инвестиционной деятельности (капвложения на развитие производства); финансовая деятельность (погашения краткосрочной и долгосрочной задолженности и займов, выплата дивидендов покупка и продажа векселей и акций).

В долгосрочной перспективе прямой метод дает возможность оценить уровень ликвидности предприятия. В оперативном управлении прямой метод расчета можно использовать для контроля над процессом формирования выручки от реализации продукции и выводов относительно достаточности средств для платежей по финансовым обязательствам.

Недостаток метода: он не учитывает взаимосвязь полученного финансового результата (прибыли) с изменением абсолютного размера денежного потока.

Косвенный метод предпочтительнее с аналитической точки зрения, т.к. позволяет определить взаимосвязь полученной прибыли с изменением денежных средств.

Расчет денежных потоков косвенным методом ведется по показателям чистой прибыли с соответствующими корректировками на статьи, отражающих реальные денежные средства по счетам бухучета.

Косвенный метод основан на анализе движения денежных средств по видам деятельности и показывает, где конкретно овеществлена прибыль предприятия и куда вложены «живые» деньги. Косвенный метод базируется на изучении отчета о прибылях и убытках снизу вверх, поэтому его называют нижним, а прямой – верхним, так как прямым методом отчет о прибылях и убытках анализируется сверху вниз.



В рамках оного денежного периода поступления имеют место либо в начале, либо в конце периода. Поступление в начале (авансовое) – пренумерандо. В конце периода – постнумерандо. Это связано с принципами учета: итоги и оценка финансовых результатов производится в конце отчетного периода. Отчет о прибыли – за год. Поступления денежных средств во времени неравномерно, поэтому удобнее все поступления отнести на конец периода, за счет этого формируется равные временные периоды. Поток пренумерандо имеет значение при анализе различных схем накопления денежных средств для последующего их инвестирования.

Оценка денежного потока выполняется в рамках решения двух задач:

1) прямой задачи, т.е. проводится оценка с позиции будущего;

2) обратной задачи, т.е. оценка с позиции настоящего (реализуется схема дисконтирования – расчет приведенного денежного потока).

Отчет о движении денежных средств предприятия: значение
и методы составления

Каждый отчет, составляемый бухгалтерской службой, имеет свою цель. Баланс показывает, какие ресурсы вложила компания в деятельность, каковы источники их финансирования на определенную дату. Отчет о прибылях и убытках отражает расчет чистой прибыли, которая была получена по результатам отчетного периода. Отчет об акционерном капитале фиксирует изменения в капитале акционеров компании в течение отчетного периода, включая реинвестированную прибыль.

Правила составления отчета о движении денежных средств установлены МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств», согласно которому отчет должен содержать информацию о денежных потоках компании в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Отчет о движении денежных средств (ОДДС) – это документ финансовой отчетности, в котором отражаются поступления и расходования денежных средств в ходе текущей хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия на определенный период.

Основная цель ОДДС – отразить денежные потоки, которые вместе с информацией из баланса отчет о прибылях и убытках позволяют раскрыть:

· способность предприятия получить в ходе финансово-хозяйственной деятельности постоянных денежных средств

· возможности предприятия отвечать по предъявленным обязательствам, платить дивиденды и оставаться кредитоспособным,

· возникающие расхождения между годовой прибылью, убытком и реальными денежными потоками по основной хозяйственной деятельности

· влияние на финансовое состояние предприятия его инвестиционных и финансовых операций.

ОДДС важен для оценки финансовых возможностей предприятия, т.к. в нем представлена информация, отражающая операции, связанные с образованием и использованием финансовых ресурсов.

ОДДС – это информационная база подготовки прогноза денежных потоков.

Прогноз позволяет предвидеть нехватку или излишек денежных средств еще до их возникновения и дает, таким образом, достаточное время для корректировки предпринимаемых действий.

Если ОДДС построен грамотно, тем самым обеспечивается правильное предсказание структуры остатка денежных средств и достоверное прогнозирование времени возникновения возможных трудностей.

Для составления отчета в части операционной деятельности МСФО 7 допускает использование двух методов: прямого и косвенного. Информацию же о денежных потоках в разрезе финансовой и инвестиционной деятельности можно представлять только прямым методом.

Алгоритм расчета показателей, отражающих изменения в каждом из 3 разделов ОДДС, принято называть прямым методом расчета. Предпосылкой его использования является возможность разделить отдельные виды доходов и расходов на те операции, которые связаны с реальным движением денежных средств, а также на те операции, которые с реальными денежными потоками не связаны.

Прямой метод позволяет получить представление о структуре текущих поступлений денежных средств и реальных выплат предприятия, видны фактические источники и направления использования денежных средств в ходе основной хозяйственной деятельности, поэтому прямой метод принято рассматривать как более информативный.

Исходным элементом прямого метода расчета является выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг). Операции по счетам денежных средств за период группируют по 3 видам деятельности. Необходимые данные для составления ОДДС (форма №4) можно получить из бухгалтерского регистра.

В долгосрочной перспективе прямой метод расчета позволяет оценить платежеспособность и ликвидность баланса предприятия. Недостаток метода заключается в том, что метод не раскрывает взаимосвязи финансового результата прибыли, изменения абсолютного размера денежных средств.

Косвенный метод предпочтительнее с аналитической точки зрения, т.к. позволяет определить взаимосвязь полученной прибыли с изменением денежных средств.

В отличие от прямого метода косвенным методом чистый приток/отток денежных средств от основной деятельности рассчитывается на базе прибыли/убытка, скорректированной на сумму расходов и доходов, не связанных с реальным движением денежных средств. Это, прежде всего, амортизационные отчисления и дебиторская задолженность.

Слабая сторона косвенного метода заключается в том, что поступления денежных средств в виде выпуска от реализации и текущие расходы, связанные с выплатой денежных средств, этим методом однозначно не конкретизированы. Важная ценная направленность отчета – это получение информации о том, как после сформированные денежные средства предприятия, данным методом не обосновывается.

Однако только косвенный метод позволяет определить и уточнить степень влияния на денежные потоки изменения отраженных и сгруппированных в различных статьях баланса. МФОС рекомендует применять прямой метод, но западные стандарты предпочитают косвенный.

Таким образом, ОДДС информирует о ликвидности предприятия, служит аналитическим документом, предназначен для определения потребности в выработке стратеги финансирования предприятия, а также служит для оценки эффективности использования финансовых ресурсов.

Управление финансами предприятия в рыночной экономике

Фин. Мен. – выражает весь процесс управления воспроизводством с помощью формирования и использования финансовых ресурсов, капитала и денежных потоков необходимых для осуществления предпринимательской деятельности в условиях риска с целью выполнения хоз. субъектом своих функций.

Ф.М. – с практической точки зрения – это искусство управления финансами предприятия в условиях действия внешней и внутренней среды, денежными отношениями связанными с образованием и расходованием доходов (выручки), прибыли, капитала и денежных фондов в рамках выбранной стратегии и тактики.

Особенности фин. Мен. в условиях рыночной экономики:

– гибкость (учет конъюнктуры рынка)

– ориентация управления финансами на рынок

– учет фактора риска при принятии решений

– использование бюджетирования как основы оперативного управления финансами.

Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами и отношениями, охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. При малом бизнесе для управления финансами достаточна квалификация бухгалтера или экономиста, так как финансовые операции не выходят за рамки обычных безналичных расчётов, основой которых является денежный оборот. Совершенно иная картина с финансами большого бизнеса.

В большом бизнесе действует закон перехода количества в качество. Большому бизнесу требуется большой поток капитала и соответственно большой поток потребителей продукции(работ, услуг). При среднем и большом бизнесе, объём и размах деятельности которого измеряются значительными суммами, преобладают финансовые операции, связанные с инвестициями, движением и преумножением капитала. Для управления финансами большого бизнеса уже необходимы профессионалы со специальной подготовкой в области финансового бизнеса- финансовые менеджеры (финансовые директора).

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.

Фин. Мен. призван разрешить противоречие, которое возникает между целями деятельности предприятия и финансовыми возможностями их достижения на различных этапах развития.

Финансовый менеджмент: понятие, сущность, функции

Менеджмент можно рассматривать с трех сторон:

1. Как систему экономического управления.

2. Как орган управления (аппарат управления).

3. Как форму предпринимательской деятельности.

Менеджмент можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. К менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением.

Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации и принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает передачу и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления. Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями, поэтому любое действие менеджмента – мероприятие экономического характера.

Финансовый менеджмент прежде всего направлен на управление денежными потоками и оборотными средствами.

Финансовый менеджмент – это специфическая система управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Финансовый менеджмент надо рассматривать как интегральное явление, имеющее разные формы проявления. С функциональной точки зрения финансовый менеджмент представляет собой систему экономического управления и часть финансового механизма. С инстутиционной точки зрения финансовый менеджмент есть орган управления. С организационной и правовой точки зрения финансовый менеджмент – это вид предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент как система управления направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Содержание финансового менеджмента составляет ответ на вопрос: как искусно руководить этим движением и отношениями. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.

Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Стратегия – это общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы или объекта управления и управляющей подсистемы или субъекта управления.

Финансовый менеджмент как система управления

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы, или объекта управления, и управляющей подсистемы, или субъекта управления.

Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного потока, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе.

Субъект управления - это специальная группа людей (финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер как управляющий), которая посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Во-первых, любой объект управления, любой процесс представляют собой систему. Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Финансовая система входит в социально-экономическую систему. Главным свойством социально-экономической системы является то, что в ее основе лежат интересы людей. Совокупность общественных, коллективных и личных интересов влияет на состояние системы и процесс ее развития. Любая система состоит из элементов.

Под элементом системы понимается такая подсистема, которая в условиях данного исследования (наблюдения и его цели) представляется неделимой, не подлежит дальнейшему расчленению на составляющие. Следовательно, элемент всегда является структурной частью любой системы. Например, финансовая система в целом в качестве элемента системы включает финансовые фонды (денежные, основные, оборотные фонды, фонды обращения, уставный капитал). Для финансов хозяйствующего субъекта в качестве неделимого элемента системы рассматриваются финансы структурного подразделения этого субъекта. Для финансов подразделения хозяйствующего субъекта в качестве неделимого элемента системы рассматриваются финансовые ресурсы.

Каждому элементу присущи различные свойства. Основными свойствами элемента системы являются следующие:

1. Элемент системы выполняет только ему присущую функцию, которая не повторяется другими элементами данной системы.

2. Элемент обладает способностью взаимодействовать с другими элементами и интегрировать с ними. Это является признаком целостности системы.

3. Элемент тесно связан с другими элементами своей системы.

Свойства элементов финансовой системы позволяют вывести общее правило финансового менеджмента: всегда надо стремиться к финансовой устойчивости систем в целом, а не тех или иных ее элементов, подсистем.

Во-вторых, воздействие субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.

В-третьих, финансовая система является сложной, динамичной и открытой системой.

Сложность финансовой системы определяется неоднородностью составляющих элементов, разнохарактерностью связей между ними, структурным разнообразием элементов. Это вызывает многообразие и различие элементов системы, их взаимосвязей, тенденций, изменений состава и состояния системы, множественность критериев их деятельности. Динамичность финансовой системы обусловливается тем, что она находится в постоянно меняющейся величине финансовых ресурсов, расходов, доходов, в колебаниях спроса и предложения на капитал. Это обеспечивает увеличение и углубление связей финансовой системы с внешней средой и усложняет процесс ее управления. Финансовая система является открытой системой, так как она обменивается информацией с внешней средой.

Основные направления профессиональной деятельности финансового менеджера

Функции финансового менеджера (ФМ):

– финансовый анализ и планирование на основе определения показателей финансовой отчетности для обеспечения выживаемости;

– принятие долгосрочных инвестиционных решение, в том числе определение оптимальной структуры активов, ликвидации активов, замены, а также управление портфелем ценных бумаг предприятия;

– управление текущими денежным оборотом, оптимизация финансовых отношений предприятия с другими хозяйствующими субъектами и государством (управление денежными средствами);

– управление финансовыми рисками, а также управление обеспечивающими функциями финансового менеджмента (создание информационного обеспечения принятия финансовых решений, создание внутреннего аудита, проведение финансовой реструктуризации).

ФМ осуществляет оценку:

– величины активов предприятия и источников их финансирования

– величины и состава ресурсов, необходимых для обеспечения ткущей деятельности и расширенного воспроизводства;

– системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов и управления разрывом между притоками и оттоками денежных средства;

ФМ проводит анализ и принятие решений:

– об объеме требуемых финансовых ресурсов;

– о структуре финансовых ресурсов;

– о риске, связанном с выбранным источником финансирования;

– о составе и структуре основных средств предприятия и целесообразности инвестиций в основные фонды;

– о необходимости и целесообразности финансовых инвестиций (как краткосрочных, так и долгосрочных);

– об инвестициях в человеческий капитал (системы постоянной подготовки и обучения кадров);

– оптимальной величине рабочего капитала (чистые мобильные средства).

Принятие всех решений в финансовом менеджменте – это компромисс между требованиями ликвидной финансовой устойчивости и рентабельности.

Характеристика целей финансового менеджмента

Основные цели финансового менеджмента:

– увеличение акционерного капитала компании или увеличение доходов держателей обыкновенных акций;

– максимизация прибыли;

– выполнение социальных функций (социальная ответственность).

Современная теория финансового менеджмента принимает в качестве главной цели увеличение (прирост) капитала, вложенного акционерами. Этот прирост предполагает увеличение рыночной стоимости обыкновенных акций предприятия, т.е. рост «цены» предприятия.

Сравнение двух целей финансового менеджмента.

Цель Результат Преимущества Недостатки
Увеличение (прирост) акционерного капитала Повышение курсовой стоимости акций Цель касается больших временных интервалов и является стратегической.Учитывает фактор риска неопределенности. Учитывает временной характер поступления отдачи на вложенный капитал Сложность определения взаимосвязи между принятием организационных решений и реакцией фондовых рынков.Сложность анализа и принятия решений
Максимизация прибыли Увеличение объема полученной прибыли Просто расчетаПростота определения взаимосвязи между принимаемыми решениями и полученными результатами Эта цель используется при рассмотрении только необходимых отрезков времени и является тактической.Не учитывает факторы риска и неопределенности. Игнорирует временной фактор поступления отдачи на вложенный капитал. Как правило, требует немедленного авансирования ресурсов

Функции финансового менеджмента

2. Планирование в финансовом менеджменте играет существенную роль. Ведь чтобы дать команду, надо составить задание, программу действия, для чего разрабатываются планы финансовых мероприятий, получения доходов, эффективного использования финансовых ресурсов. Функция управления - финансовое планирование - охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь. Финансовое планирование представляет собой также процесс разработки людьми конкретного плана финансовых мероприятий, т. е. обычный вид деятельности человека. Для того чтобы эта деятельность была успешной, вырабатываются методология и методика разработки финансовых планов.

3. Прогнозирование (от греч. prognosis - предвидение) в финансовом менеджменте - разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность раз вития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе как экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

4. Функция организации в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т. п.

5. Регулирование (от лат. regulate - подчинение определенному порядку, правилу) в финансовом менеджменте - воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

6. Координация (лат. со(n)с, вместе + ordinatio - расположение в порядке) в финансовом менеджменте - согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

7. Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

8. Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т. п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов. Анализ - часть процесса планирования финансов. Следовательно, финансовый контроль является оборотной стороной финансового планирования и должен рассматриваться как его составная часть - контроль за выполнением финансового плана, за исполнением принятых решений.

Базовые концепции финансового менеджмента

К основным базовым концепциям финансового менеджмента относятся:

– концепция дисконтированного денежного потока (DCF);

– концепция структуры капитала;

– концепция влияния дивидендной политики на курс акций;

– концепция теории фондового портфеля и оценка доходности финансовых активов;

– концепция ценообразования опционов;

– концепция эффективного рынка и компромисса между риском и доходностью финансовых активов;

– концепция временной ценности денежных средств;

– концепция агентских отношений и др.

Концепция дисконтированного денежного потока (DCF) имеет прикладное значение, т.к. почти все финансовые и инвестиционные решения связаны с оценкой этих потоков. Концепция DCF основана на понятии временной стоимости денег. Денежная единица сегодня имеет большую ценность по сравнению с денежной единицей. Которая может быть получена в будущем. Это связано с тем, что денежная единица может быть инвестирована сегодня в материальные или финансовые активы для полу дополнительного дохода.

Анализ денежных потоков (DCF) включает следующие этапы:

– расчет прогнозируемых денежных потоков (FV);

– оценка степени риска;

– включение уровня риска соответствующих активов в финансовый анализ;

– определение настоящей (приведенной) стоимости денежного потока (PV)%

Формулы для расчета FV и PV:

где r – ставка дисконтирования (норма доходности), учитывающая уровень риска соответствующих активов, доли единицы; t – число лет, за которое осуществляют вычисление дохода (расчетный период).

За базовую ставку дисконта (r) можно принять среднюю депозитную или кредитную ставку, сложившуюся на рынке ссудного капитала, или норму доходности по государственным облигациям.

При анализе дисконтированного денежного потока необходимо использовать ставку дисконта (процента), учитывающую альтернативные затраты капитала.

Альтернативные издержки – разница между результатами ранее осуществленного и возможного (желаемого) инвестирования с учетом постоянных издержек и затрат на исполнение финансовых операций.

Финансовый механизм и основные его элементы

В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Структура финансового механизма представлена на рис. 1.2.

Финансовый метод можно определить как способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом.

Коммерческий расчет представляет собой метод ведения хозяйства путем соизмерения в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требование соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначается термином “инпут-аутпут” (input-output).

Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода.

К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям.

Например, кредитование - это финансовый метод. Оно воздействует на результаты хозяйственного процесса через такие приемы, как виды и формы кредита, процентные ставки, финансовые санкции и др.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации.

К финансовой информации относятся:

· осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов;

· осведомление о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.;

· сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектов;

· различные другие сведения.

Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (“ноу-хау”) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

Финансовый менеджер, обладающий достаточно высокой квалификацией, всегда старается получить любую информацию, даже самую плохую, или какие-то ключевые моменты такой информации, или отказ от разговора на данную тему (молчание - это тоже язык общения) и использовать их в свою пользу. Информация собирается по крупицам. Эти крупицы, собранные воедино, обладают уже полновесной информационной ценностью.

Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет быстрее принять финансовые и коммерческие решения, влиять на правильность таких решений, что, естественно, ведет к увеличению прибыли.

Финансовые инструменты: понятие, виды

Финансовые инструменты – одно из новых экономический понятие, пришедших к нам с Запада в период построения основ рыночной экономики.

При упрощенном подходе выделяют три вида финансовых инструментов:

1. Денежные средства, находящиеся в кассе, на расчетных и валютных счетах предприятия в банках;

2. Кредитные инструменты – облигации, кредиты, депозиты;

3. Способы участия в уставном (складочном) капитале – акции, доли, паи

С развитием рынка капитала появились новые виды финансовых инструментов – форвардные, опционные и фьючерсные контракты, СВОПы.

Наиболее развернутое определение ФИ дано в международном стандарте бух.учета «Финансовые инструменты (IAS-32)

Согласно этому стандарту, под ФИ понимают любой контракт, по которому происходи одновременное увеличение финансового актива одной компании и финансового обязательства (долевого или долгового характера) другой компании.

К ФИ относят:

1. Денежные средства;

2. Контрактное право получить от другой организации денежные средства или иной вид финансовых активов;

3. Контрактное право обмена финансовыми инструментами с другой организацией на потенциально выгодных условиях.

К финансовым обязательствам относят контрактные обязательства:

1. Выплатить другому предприятию денежные средства или предоставить иной финансовый актив;

2. Обменяться финансовыми инструментами с другими предприятиями на потенциально невыгодных условиях (напр., факторинг).

Видовые характеристики ФИ:

1. В основу операции положены финансовые активы и обязательства;

2. Операция должна иметь форму договора (контракта).

ФИ классифицируются:

– на первичные (кредиты, займы, облигации, дебиторскую и кредитную задолженности по текущим хоз.операциям и пр.)

– на вторичные – производственные (дердивативы) – финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, валютные и процентные СВОПы)

Вторичный ФИ обладает двумя основными признаками «производности»:

– в его основу положен определенные базисные актив (товар, акция, облигация и др.);

– его цена чаще всего определяется на основе стоимости базисного актива.

Производственные ФИ обращаются на срочном финансовом рынке. На отдельных сегментах финансового рынка присутствуют следующие ФИ:

1. На Фондовом рынке – акции и корпоративные облигации, а также облигации федеральных и субфедеральных займов.

2. На денежном рынке – денежные средства, чеки, аккредитивы, платежные поручения, платежные требования и иные платежные документы

3. На кредитном рынке – различные виды кредитов, депозитные сертификаты, банковские векселя и пр.

Они являются объектом государственного регулирования и контроля в лице Министерства финансов РФ, ЦБ РФ и ФСФР РФ

Информационное обеспечение финансового менеджмента

Для принятия финансовых и инвестиционных решение руководству предприятия необходима внутренняя и внешняя информация.

К внутренним источникам информации относят данные:

– бух. учета и отчетности;

– налогового учета и отчетности;

– управленческого учета и отчетности;

– операционных и финансовых бюджетов и отчетов об их исполнении;

– оперативного финансового учета и отчетности (платежный баланс и отчет о его использовании, журналы расчетов с поставщиками и покупателями и др.);

– статистической отчетности;

– нормы и нормативы разработанные предприятием (норма расхода и запаса сырья и материалов, нормативы оборотных средств и пр.);

Данные информационные источники рассматриваются за ряд периодов – месяц, квартал, год. На основе полученных данных строят динамические ряды финансовых показателей (коэффициентов) и делают выводы о финансовой устойчивости , платежеспособности, деловой активности и инвестиционной привлекательности предприятия для кредиторов, инвесторов и иных контрагентов.

Внешняя финансовая информация включает:

– сведения государственных финансовых органах – положения, приказы, обзоры, и др. сведения ЦБ РФ;

– сообщения Федеральной службы по финансовым рынкам РФ;

– данные с фондовых и валютных бирж – о торгах финансовыми инструментами и валютой;

– обзоры Минэкономразвития РФ о макроэкономической ситуации в стране;

– договоры (контракты), заключенные с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции данного предприятия;

– функциональные пакеты прикладных программ, используемых для построения системы финансового и инвестиционного управления;

– иную информацию.

Использование всей поступающей внутренней и внешней информации на предприятии позволяет создать комплексную систему информационного обеспечения финансового менеджмента. Данная система ориентирована на принятие краткосрочных и долгосрочных управленческих решений и на формирование собственной системы финансового контроля.

Система показателей учета и отчетности используемые в финансовом менеджменте

Данные о состоянии финансов компании содержатся в ее финансовой отчетности, которая включает:

– баланс (балансовый отчет - источниках формирования средств(пасиив) и направлениях их использования (актив баланса);

– отчет о финансовых результатах и их использовании (о прибылях и убытках, доходах и расходах);

– кассовый отчет (отчет о денежных потоках, поступлениях и денежных платежах);

– другие отчетные формы в соответствии с требованиями внешних контрольных органов и внутренними потребностями компании.

Методы анализа финансовой отчетности являются:

– горизонтальный анализ (сравнение позиций отчетных документов в динамике за один или несколько отчетных периодов)

– вертикальный анализ (определяются процентные доли позиций отчетных документов по отношению к базовым величинам – активам или выручке от основной продукции, которые также затем рассматриваются в динамике за несколько лет.)

– анализ финансовых коэффициентов (рассчитываемые по данным финансовой отчетности, дают возможность оценить такие характеристики компании:

– зависимость от источников внешнего финансирования;

– состояние основных средств;

– деловая активность;

– рентабельность (прибыльность);

– ликвидность;

– положение на рынке ценных бумаг.

Деловая активность оценивается по коэффициентам оборачиваемости основного капитала, собственного капитала, средств в расчетах (в оборотах), производственных запасов и др.

Основными показателями считаются прибыльность активов, характеризующая умение компании распоряжаться имеющимся капиталом, и прибыльность акционерного капитала (прибыль на акцию

Ликвидность (платежеспособность) компании характеризует ее способность и возможность расплачиваться по обязательствам

В дополнение к таким коэффициентам рассматривается величина собственного оборотного капитала, равная разности оборотных активов и текущих обязательств.

Коэффициенты, характеризующие положение компании на рынке ценных бумаг, включают:

– капитализацию (рыночную стоимость акций) компании;

– динамику цен акций компании;

– доход на акцию;

– ценность акции как отношение ее рыночной цены к доходу на акцию;

– доходность по дивиденду как отношение дивиденда к средней рыночной цене акции;

– коэффициент котировки, равный отношению рыночной цены акций к их учетной цене.

Все рассмотренные и другие приводимые в литературе финансовые коэффициенты должны анализироваться в динамике, сравниваться с аналогичными коэффициентами других компаний данной отрасли, со среднеотраслевыми значениями, а также с существующими нормативными (рекомендуемыми) значениями.

При анализе финансовых коэффициентов следует учитывать, что их практическое применение имеет ряд ограничений. Например, использование различных методик амортизации влияет на значение коэффициентов рентабельности, величина используемой при расчетах дебиторской задолженности может быть как нормальной, так и просроченной и т.д.

В целом при анализе финансового состояния по итогам деятельности компании за отчетный период обобщающими показателями являются прибыльность активов и прибыльность акционерного капитала, поскольку их значения учитывают возможные трудности с ликвидностью, дебиторской задолженностью, необходимостью использования платных заемных средств и т.д.

Финансовое планирование и прогнозирование: понятие, циклы, цели

Финансовое планирование – это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов предприятия. Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами.

Существуют следующие виды планов:

– Стратегические планы – планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.

– Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.

– Оперативные планы – это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т.п.).

Процесс финансового планирования можно разделить на 5 этапов:

1. Разработка системы прогнозных вариантов финансовых отчетов, используемых для анализа влияния изменений параметров оперативного плана на прогнозируемый уровень основных показателей финансового состояния;

2. Определение потребности предприятия в финансовых средствах, необходимых для обеспечения выполнения ее 5-летнего плана в части средств, затрачиваемых на поддержание материально-технической базы;

3. Прогнозирование структуры источников финансирования, которые необходимо использовать в течение следующих пяти лет, в том числе оценка размера финансовых ресурсов, которые будут сформированы за счет прибыли компании, а также ресурсов, которые придется изыскивать за счет привлечения внешних источников финансирования;

4. Создание и поддержание в работоспособном состоянии системы управления, отвечающей за размещение средств и их использование внутри предприятия;

5. Разработка процедур корректировки плана в случае, если реальные эконом. условия будут отличаться от тех прогнозов, на которых был основан действующий план

Любой план действий должен сопровождаться сметой расходов – составлением бюджета, который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей. Бюджет создается до выполнения предполагаемых действий, что определяет его роль как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Финансовое прогнозирование – основа для финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью – расчет потребностей во внешнем финансировании.

Прогнозирование объема реализации обычно начинают с обзора сложившейся тенденции объема реализации за последние 5-10 лет.

Прогноз осуществляется путем следующих действий:

1. Первоначально показатели объема реализации рассматриваются раздельно по каждому из основных видов продукции, оцениваются сложившиеся тенденции, строится первый приблизительный прогноз;

2. Оцениваются перспективы развития деловой активности для каждой области рынка, где действует предприятие;

3. Изучается возможный удельный вес продукции предприятия в обороте каждого из ее рынков;

4. Оцениваются расходы по рекламе, торговые скидки для стимулирования сбыта, условия получения ссуд и другие подобные факторы, влияющие на объем реализации;

5. Учитываются имеющийся портфель заказов и последние тенденции поступления новых заказов или отмены старых;

6. Прогнозы объема реализации по продуктам суммируются, согласовываются расхождения и получается перспективный прогноз объема реализации для предприятия с разбивкой по сегментам рынка и отдельным видам продукции.

По второму методу все вычисления делаются на основе следующих предположений:

– Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов.

– Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличных недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т.п.

– Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды.

Просчитав все это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы – это и будет необходимая сумма дополнительного внешнего финансирования.

Таким образом, потребность во внешнем финансировании будет тем больше, чем больше нынешние активы, темп прироста выручки и норма распределения чистой прибыли на дивиденды, и тем меньше, чем больше нынешние пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции.

Механизм разработки финансового плана: этапы, разделы; план и бюджет

Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса.

Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:

– содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет

– действовать;

– дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях

– конкуренции;

– служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних

– инвесторов

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении.

В данном случае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов:

– прогноз объема реализации.

– производственный план.

– план доходов и расходов (сметы прямых затрат на материалы, на оплату труда,

– общезаводских накладных расходов, торговых и административных расходов).

– баланс денежных поступлений и выплат.

– план по источникам и использованию средств.

– сводный балансовый план активов и пассивов предприятия.

– анализ безубыточности.

– стратегия финансирования.

Основные этапы составления финансового плана на предприятии

Как правило, различают краткосрочное и долгосрочное планирование.

Долгосрочное планирование определяет деятельность предприятия на много лет вперед. Степень детализации плана в данном случае невелика. Долгосрочный план представляет собой рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Структура финансового плана

Финансовый план предприятия является составной частью бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них.

Бюджет является инструментом как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля, с помощью которого руководство может определить эффективность действий и составить план мероприятий по совершенствованию деятельности компании в будущем.

Основные этапы подготовки бюджета:

– подготовка прогноза продаж;

– определение ожидаемого объема производства;

– расчет производственных затрат и эксплутационных расходов;

– определение движения денежных средств и других финансовых показателей;

– составление планируемых финансовых отчетов.

Методы прогнозирования и их сущность

Прогнозирование – это умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем.

Прогнозирование является одним из основных звеньев управленческого процесса.

Прогнозирование невозможно без обладания широкой информацией об организации в целом, помехах на пути её функционирования и развития и т.п.

Анализ всей этой собранной информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития как самой организации, так и её окружения, имеющие в основном характер прогноза, то есть системы аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии объекта управления.

Основами прогнозов являются: специальные обследования, другие прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов, мозговая атака, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай непредвиденных обстоятельств.

Объектом любого прогноза в менеджменте могут выступать экономические, социальные, технические, организационные и иные процессы, происходящие как в самой организации, так и в её окружении.

Под прогнозированием в менеджменте подразумевается научный способ выявления состояния и вероятных путей развития организации.

Прогнозы разрабатываются в виде качественных характеристик, а в элементарных случаях в виде утверждений о возможности или невозможности возникновения какого либо события. Эти характеристики должны включать в себя количественные, точечные или интервальные показатели и степень вероятности их достижения.

Общепринятыми и основными методами прогнозирования являются:

1. Экспертное прогнозирование;

2. Изыскательское прогнозирование;

3. Нормативное прогнозирование;

4. Метод сценариев

Экспертное прогнозирование позволяет решать большую часть проблем, возникающих при разработке прогнозов.

В экспертном прогнозировании существует несколько основных этапов:

1. Подготовка к разработке прогноза;

2. Анализ ретроспективной информации внутренних и внешних условий;

3. Определение наиболее вероятных вариантов развития внутренних и внешних условий;

4. Проведение экспертизы;

5. Разработка альтернативных вариантов;

6. Априорная и апостериорная оценка качества прогноза;

7. Контроль хода реализации прогноза и корректировка прогноза.

В основе изыскательского прогнозирования положена ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании при разработке прогноза информации.

Перемещение в пространстве технологий от технологий более низкого уровня к технологиям более высокого уровня относится к изыскательскому прогнозированию. Или иначе можно сказать, что потребности и цели должны соответствовать средствам и возможностям коммерческой организации.

Нормативное прогнозирование ориентировано на миссию организации, на те потребности и цели, к достижению которых она стремится. Нормативному прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от технологий более высоких уровней к технологиям более низкого уровня, то есть от потребностей и целей к средствам их реализации.

Метод сценариев основывается на разработке специалистами сценариев развития анализируемой ситуации позволяют с, тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий

Т.о., прогнозы должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам предприятия.

Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность.

Роль и значение финансового анализа в рыночной экономике

Финансы предприятия – это экономическая категория, особенность которой заключается в сфере ее действия и присущих ей функции.

Исходя из этого, финансовая работа на предприятии, прежде всего, направлена на создание финансовых ресурсов для развития, в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, т.е. улучшение финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние – это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Так как, цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.

Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния.

Финансовый анализ дает возможность оценить:

– имущественное состояние предприятия;

– степень предпринимательского риска;

– достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;

– потребность в дополнительных источниках финансирования;

– способность к наращиванию капитала;

– рациональность привлечения заемных средств;

– обоснованность политики распределения и использования прибыли.

Для обеспечения положительной деятельности предприятия управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценить финансовое состояние своего предприятия и состояние существующих и потенциальных контрагентов.

Для этого необходимо:

– иметь персонал необходимой квалификации, способный реализовать на практике методику оценки финансового состояния предприятия;

– иметь соответствующее информационное обеспечение.

Основу информационного обеспечения анализ финансового состояния должна составить бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности. Она состоит из форм бухгалтерской отчетности Утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации

Методы и приемы финансового анализа

Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки.

Содержание и основная целевая установка финансового анализа – это оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Категории финансового анализа – это наиболее общие, ключевые понятия данной науки. В их числе: фактор, модель, ставка, процент, дисконт, опцион, денежный поток, риск, леверидж и др.

Научный инструментарий финансового анализа – это совокупность общенаучных и конкретно-научных способов исследования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Принципы финансового анализа регулируют процедурную сторону его методологии и методики. К ним относятся: системность, комплексность, регулярность, преемственность, объективность и др.

Основные типы моделей, используемых в финансовом анализе

Анализ финансового состояния преследует несколько целей:

– идентификацию финансового положения;

– выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

– выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии;

– прогноз основных тенденций в финансовом состоянии.

Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

I. Дескриптивные модели – основные модели для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Данные модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

1.1. Вертикальный анализ – бухгалтерская отчетность в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников ихпокрытия.

1.2. Горизонтальный анализ выявляет тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности.

1.3. Система аналитических коэффициентов — ведущий элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей: менеджеры, аналитики, акционеры, инвесторы, кредиторы и др.

Чаще всего выделяют пять групп показателей по следующим направлениям финансового анализа:

1. Анализ ликвидности;

2. Анализ текущей деятельности;

3. Анализ финансовой устойчивости;

4. Анализ рентабельности;

5. Анализ положения и деятельности на рынке капиталов

II. Предикативные модели – это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния.

Наиболее распространенными из них являются:

– расчет точки критического объема продаж;

– построение прогностических финансовых отчетов;

– модели динамического анализа;

– модели ситуационного анализа.

III. Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнивать фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету.

Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т. п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: