Внедрение системы заслуг, который в случае его удачной реализации поможет
Реформировать весь государственный аппарат.
Государственная служба Бразилии
В настоящее время Бразилия занимает одно из лидирующих мест в Латинской
Америке по уровню организованности и эффективности государственного аппарата. По
Всеобщему признанию, это явилось результатом многих реформ, осуществлявшихся в
Стране в ХХ веке.
Основы современной государственной службы были заложены в 1930-х годах,
Когда президент Г.Варгас поставил задачу создать по-веберовски рациональную
Бюрократию, внедрив систему заслуг. Меритократические принципы были «освящены»
Конституцией 1934 г. и подтверждены Законом о государственной службе 1936 г.
Предусматривалось поступление на государственную службу в результате конкурсного
Отбора, закон защищал государственных служащих от произвольных увольнений,
Закреплял принцип политической нейтральности служащих. Создание в 1936 г.
Административного департамента публичной службы, подчиненного президенту,
Обеспечило централизованное управление бюрократией. С 1938 г. стали проводиться
Открытые конкурсы на замещение вакантных должностей в государственном аппарате. В
Результате проводимой политики удалось сформировать профессиональную
Государственную службу, отобрать квалифицированных специалистов высшего и
Среднего уровня управления.
С 1945 по 1960 г. в связи с изменениями политического режима система заслуг
Фактически была отменена. Она начала восстанавливаться лишь с 1960-х гг., да и то не
В полном объеме. Военное правительство 1960-1980-х годов ввело новые подходы к
Организации и функционированию государственной службы. Декрет-закон №200 от 1967
Г. и принятая в 1979 г. Национальная программа дебюрократизации предусматривали
Внедрение менеджеристских принципов в государственное управление. Функции
Производства товаров и услуг изымались из министерской системы и передавались
Автономным агентствам, публичным предприятиям и обществам смешанной экономики.
Руководители автономных агентств назначались политическими лидерами и получали
Широкие дискреционные полномочия. В 1968 г. было отменено право служащих на
Стабильность карьеры и гарантированную занятость. Публичная администрация
Получила разрешение заключать срочные контракты с лицами, сдавшими конкурсные
Экзамены, и в 1981 г. среди 468 тыс. служащих федеральной бюрократии насчитывалось
уже 51,6% работников, принятых на службу по контракту8. Статус контрактных служащих