Заключение. В нашей исследовательской работе мы проанализировали проблему обеспечения психологического здоровья средствами музыкотерапии

В нашей исследовательской работе мы проанализировали проблему обеспечения психологического здоровья средствами музыкотерапии.

В первой главе мы, рассматривая точку зрения психологов и социологов на понятие общения психологического здоровья, мы пришли к выводу, о том, что обеспечение психологического здоровья младших школьников очень актуально в современном мире, раскрыли сущность этого понятия, рассмотрели психологические особенности детей младшего школьного возраста и возможности музыкальной терапии в обеспечении психологического здоровья младших школьников

Вторая глава была посвящена технологическим основам обеспечения психологического здоровья средствами музыкотерапии, была организована экспериментальная работа, состоящая из трех этапов – констатирующего, формирующего (коррекционно-развивающая программа) и контрольного этапов, была разработана диагностическая программа, состоящая из пяти методик: «Домики», «Цветовой тест Люшера», «Лесенка», «Тест тревожности», «Методика Рене Жиля», мы дали краткий обзор коррекционно-развивающей программы «Маленькая шумная компания».

В третьей главе мы провели эмпирическое исследование показателей психологического здоровья на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, провели их сравнительный анализ, были сделаны теоретические выводы и выданы соответствующие рекомендации по обеспечению психологического здоровья младших школьников.

Материалы, полученные в нашем исследовании, подтвердили выдвинутую нами гипотезу, о том, что психологическое здоровье младших школьников может быть обеспечено, если будет своевременно проведена диагностика соответствующих показателей и реализована коррекционно-развивающая программа.

Результаты нашего исследования оказались следующими:

Музыкотерапия способствует обеспечению психологического здоровья младших школьников.

Нами разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на обеспечение психологического здоровья младших школьников, которая успешно проведена и дала свои положительные результаты. Мы получили улучшение показателей психологического здоровья, что указывает на эффективность составленной программы. В связи с тем, что сроки проведения коррекционно - развивающей работы были ограничены, положительный результат был достигнут лишь частично.

На контрольном этапе экспериментального исследования было выявлено положительное влияние музыкотерапии на обеспечение психологического здоровья младших школьников. Всё это указывает на эффективность коррекционно – развивающей программы. Таким образом, гипотеза нашла своё подтверждение. Цель достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 2005.

2. Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учебное пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Академия, 2006. – 160 с.

3. Бардиер, Г.Л. Что касается меня...: сомнения и переживания младших школьников / Г.Л. Бардиер, И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2005. - 203 с.

4. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С.А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,2005.

5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.

6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. - (Мастера психологии).

7. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников: учебное пособие / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.

8. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990 – 160 с.

9. Дендеберя, Е.В. Как поднять самооценку: психологический практикум / Е.В. Дендеберя.— Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 352 с.

10. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной, - М., 1987.

11. Практическая психология образования/ Под ред. М.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2008.

12. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5.

13. Замятина, Т.А. Об опыте использования педагогических технологий на уроках музыки/ Т.А. Замятина// Музыка в школе.- 2005. - №5.

14. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин – СПб: Питер, 2005. – 752 с:ил. – (Серия «Мастера психологии»).

15. Киселева П. В тональности до-мажор // Учительская газета. - 2004. - 2 марта.

16. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков/ А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. – М.: Когито-центр, 2007.

17. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения у детей/ В.В. Лебединский, О.С. Никольская. – М.: 2005.

18. Практикум по психологии/ Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. –М., 1972.

19. Лобанова, Е.А. Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий/ Е.А. Лобанова// Музыка в школе. – 2006. - №3.

20. Логинова, Е.Ю. Музыкальное обучение как средство коррекции психического неблагополучия школьников/ Е.Ю. Логинова// Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2004. - №3.

21. Маклаков, А. Г. Общая психология/ А.Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2001.

22. Маркус, Л.И. Излечивает гнев и заполняет время Сделай сам/ Л.И. Маркус, О.А. Никологорская. - 2005. - № 3.

23. Миронова, Л.Н. Цветоведение/ Л.Н. Миронова. – Минск, 1984.

24. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки/ Е.В. Назайкинский. – М., 1988.

25. Никифоров, Г.С. Психология здоровья учебное пособие/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2005. - 256 с.

26. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей: монография / И. М. Никольская, Р.М. Грановская.– СПб.: Речь, 2008. – 512 с. – (Детская психология и психотерапия).

27. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.: Союз художников, 2004.

28. Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2005.

29. Орф, К. Пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк»

30. Платонов, К.К. Психологический практикум/ К.К. Платонов – М., 1980.

31. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс; пер. с англ. Н. Мальгиной [и др]. – 8-е изд., международное. - СПб.: Питер, 2006. – 624 с: ил. – (Мастера психологии).

32. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: В 2 кн. / Е.И. Рогов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 384с: ил.

33. Смагин, А.И. Использование музыкальной терапии в социальной работе/ А.И. Смагин// Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2005. - №8.

34. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб.,2005.

35. Узнадзе, Д.Н. Общая психология/ Перевод с грузинского/ Д.Н. Узнадзе. – М.: Смысл.- Питер, 2004. – 413с.

36. Фомина, Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников / Л.Ю. Фомина// Начальная школа. - 2009. - № 10. – С. 99-102.

37. Чернышева, Н.С. Характер младшего школьника: учебное пособие / Н.С. Чернышева. -М.: Флинта; Наука, 2006. - 306 с.

38. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. - 2003. - № 5.

39. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс. - 2008. – 808 с.

40. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника: монография / Д.Б. Эльконин. - М.: Знание, 1974.

41. Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. - М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2004.

42. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 2005.

43. http://ido.tsu.ru/ss/?unit=32&page=98

44. http://library.mephi.ru/data/avtoru/

45. http://www.pedlib.ru/Books/1/0468/1_0468-132.shtml

46. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=55BDBCC45D0C4EC5B4856740FAABA9F5

47. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ментальное_здоровье

48. http://works.tarefer.ru/64/100007/index.html

49. http://zdorovie.dljavseh.ru/Psihologicheskoe_zdorov'e/CHto_takoe_psihicheskoe_zdorov'e.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: