Экзистенциальная вина

1. Онтологическая вина при утрате собственного потенциала. Отрицая свой потенциал, индивид попадает в состояние вины. Вина, как и тревога является онтологической характеристикой человеческого существования. Метард Босс говорит о том, что если мы забываем о бытии, не умея охватить собственное существование в целом и быть аутентичными, скатываясь к конформизму и анонимности, то фактически мы утрачиваем свое существование и в этой же степени становимся несостоятельными. «Если вы запираете свой потенциал, то вы виноваты (или в долгу) перед тем, что вам дано с рождения, заложено в вашем «ядре».

Вытекает из большого количества возможностей. Каждый выбор как отказ от других возможностей. Чувство вины возрастает при отказе от возможностей.

2. Межличностная вина Всегда присутствует (нельзя узнать другого человека до конца. Слишком уникальны). Каждый из нас является индивидуальностью и у нас нет другого выбора, кроме как смотреть на мир своими глазами. Это источник смирения перед другими людьми, мощнейший источник человечности.

3. Экологическая вина. «Вина отделения» (вина перед природой в целом). За всех людей.

4. Реальная вина. Психолог не может избавить человека от совести. Возможно только истинное раскаяние.

5. Невротическая вина (без вины виноватый). Например, при разводе родителей чаще больше других страдает ребенок, хотя он ни в чем не виноват.

Время

Все в этом мире происходит в пространстве и времени. Время играет существенную роль в физиологических событиях (выброс гормонов, с которого начинается половое созревание), имеет значение во всех формах жизнедеятельности, а так же неотделимо от необычайного «внутреннего чувства времени», благодаря которому человек может достаточно точно определять любой промежуток времени (напр., проснуться в определенное время).

Понимание человеком категории «время» достаточно важно для осознания себя. Наиболее глубокие переживания человека связаны в большей степени со временем, а не с пространством.

Остановимся более подробно на субъективно переживаемом времени.

1. В качестве основы предполагает осознание константности бытия (бытие вечно, а я преходящ). Исходя из этого, есть реальность, которая временна, а есть моменты, в которых покоится вечность. Вызывают переживание умиротворенности, покоя или какого-то озарения. Могут осознаваться или не осознаваться людьми. Были ли в вашем жизненном опыте такие моменты? (можно поделиться, если есть для этого желание).

2. Без этого невозможно осознание преходящего времени (осознание фундаментальной непрерывности – по Бергсону «дление»). Существование человека всегда возникает, то есть оно всегда находится в процессе становления, всегда развивается во времени, его нельзя определить статически.

3. Переживание времени – это еще и переживание целенаправленности, продвижения вперед, при котором осознание настоящего предстает как реальность между прошлым (памятью) и будущим (планом, заранее намеченной схемой дальнейших действий). «Подчинение времени», то есть способность осознания и перевода прошлого опыта в будущее и вместе с тем способность человека действовать в свете отдаленного будущего – это сущность разума и личности. Человек способен переносить события тысячелетней давности из прошлого в настоящее и согласно этим данным управлять своим поведением. Он может проецировать себя во времени на недели, годы, десятилетия. Эта способность – выходить за пределы настоящего момента, видеть себя в прошлом и в будущем, учиться у прошлого и формировать отдаленное будущее – является уникальнейшей характеристикой человеческого существования.

4. Переживание во времени того, что пребывает вне времени, то есть переживание бытия как вечного настоящего, трансцендентного (Я и вечность). В вечном нет разделения на прошедшее и будущее. Настоящее есть исполненное. Вечность вновь и вновь пронизывает собою время.

Чаще всего мы привыкли часовое время понимать его по аналогии с пространством (как о линии блоков или упорядоченных точках на часах или календаре). Оно становится объектом представления.

Однако необходимо понимать, что в мире человеческих отношений и любви количество лет имеет мало общего с истинным значением происходящего. Например, характер или силу любви конкретного человека ни в коем случае нельзя измерить количеством лет, то есть временем знакомства. Каждое событие имеет свое внутреннее значение. Наиболее важные события человеческой жизни как бы прорываются через равномерное течение времени.

Настоящее есть связь, объединяющая все очевидности, в ней есть прошлое (воспоминания), настоящее (представление) и будущее (надежды и опасения). И прошлое и будущее в определенной степени определяют наше настоящее.

«Гляжу в грядущее с боязнью, гляжу в прошедшее с тоской «Лермонтов.

Прошлое может в значительной степени сужать нашу свободу в настоящий момент. Наше будущее в этом случае как бы преодоление тех ограничений, которые наработаны нами в прошлом опыте жизни (направляю себя в будущее как лишенного чего-то, что могло быть).

«Любовь к прошедшему времени чаще есть не что иное, как ненависть ко времени настоящему» (П. Буаст).

Прошлое никогда не бывает статичным. Настоящее понимание прошлого всегда можно понять только в свете будущего. Мы никогда не являемся жертвами автоматического давления прошлого. Детерминирующие события прошлого берут свое значение из настоящего и будущего. Как говорил З.Фрейд, мы тревожимся, как бы чего не случилось в будущем. Ницше называет «слово из прошлого говорящим оракулом». Отношение к прошлому не является механистическим. Прошлое – это не сейчас, которое было, не набор отдельных событий, не статичное хранилище воспоминаний или прошедших впечатлений. Прошлое – это область случайностей, откуда мы отбираем события, чтобы осуществить нашу потенциальность, получить некоторую удовлетворенность и безопасность в ближайшем будущем.

При исследовании прошлого обращает на себя внимание тот факт, что человек несет с собой груз событий прошлого, которые мало связаны с действительными событиями. Он помнит одну вещь, хотя забыл тысячу других. Альфред Адлер любил повторять, что память – это творческий процесс. Мы помним события, значимые для нашего стиля жизни. То, чем человек хочет стать, определяет его воспоминания о том, кем он был. В этом смысле будущее человека определяет его прошлым (то есть воспоминания).

Сможет ли человек вспомнить значение событий прошлого, зависит, в первую очередь, от его решения, относящегося к будущему (что он хочет видеть в будущем). И тогда мы говорим об оживающих моментах прошлого, которые находят свое отражение в будущем.

Человек – это существо, находящееся в развитии, становлении, стремящееся в будущее. «Я» надо видеть в его потенциальности (кем может человек быть?) «Я, каждый момент его существования, находится в процессе становления, так как «я»… это только то, что должно стать» С. Кьеркегор..

В жизни в этом состоянии направленности в будущее, то есть к новым возможностям присутствует страх (обычно в речи эти понятия взаимосвязаны – страх и будущее). Иногда говорят о том, что страшатся прошлого. Однако такое прошлое при внимательном рассмотрении должно стоять ко мне в отношении возможности (как возможное). Если я страшусь прошлого несчастья, то это происходит не потому, что оно произошло со мной, но потому что оно может повториться, стать моим будущим. Если нечто действительно прошло, я не могу его страшиться, я могу только в нем раскаиваться.

Решимость. Мужество в реализации. Шаг в неизвестность. Гольдштейн указывает на отличительную способность человека – способность ориентировать себя за пределы сиюминутного пространства и времени, способность думать в терминах «возможного».У пациентов с удаленными сегментами лобной коры наблюдалась способность абстрагирования, мышления в терминах «возможного».

Способность трансцендирования (буквально переходить или выходить за пределы). Эта способность является неотделимой частью самосознания. Это есть форма поведения, в которой человек видит себя одновременно и субъектом и объектом.

Планирование будущего должно обязательно отражаться в настоящем (находить реализацию). Будущее всегда находится в нашем настоящем. Это проявление подлинной временности, где время обретает ценность.

Что означает разумное использование времени? В противовес – непростительная трата, «убивание» времени. На самом деле это означает уход от жизни.

Прежде всего, это заполнение времени, то есть на самом деле жизни ненужными делами. Чаще всего это диктуется жизненными стереотипами (так живут все, так надо). Но это и результат собственного неумения распорядиться собственным временем (жизнью). В основе и того и другого лежит собственная безответственность.

Где выход? В основе разумного и ответственного отношения ко времени лежит умение ставить цели. Причем, это цели стратегические, перспективные и цели, которые необходимо ставить на каждый день, то есть краткосрочные.

Чтобы дойти до цели, прежде всего, необходимо идти. (О.Бальзак). Однако производительность никогда напрямую не связана с количеством часов, которые Вы отдаете определенному виду деятельности. Важны результаты Ваших усилий.

Наука управления временем основана на двух «китах»: умелом планировании времени и привычке исполнять запланированное (не терять силу и живость желания, даже при отсроченной реализации).

Для того, чтобы научиться управлять своим временем, необходимо осознать, что необходим четкий и ясный план. Планы необходимо писать, пересматривать, корректировать (не смотреть как на нечто застывшее), изменять. Образно говоря, план должен быть «живой, подвижный, гибкий». Делать это необходимо ежедневно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: