Смысл и бессмысленность

Утрата человеком своего собственного бытия, своего собственного мира часто приводит к утрате смысла бытия. Проблемы изоляции, одиночества и отчуждения все больше проявляются в современном обществе. потеря ощущения жизни здесь. потеря «Я» (как булыжник в мостовой). Отказ от свободы, ответственности, принятия решений (зачем что-то делать, если конец один).

Состояние экзистенциального вакуума: ощущение бессмысленности всего происходящего, переживание тревоги, бездеятельность и пассивность.

Необходимо осознанное отношение к действительности. Взятие на себя обязательств. Нахождение, становление себя (кто я7 зачем я?) в огромном мире.

Понимание настоящих подлинных ценностей, постановка ясных и конкретных целей, путей достижения этих целей. Нахождение себя через осознание и принятие абсолютных границ и данностей человеческого существования


Тема 4. О методах постижения и исследования в кризисной психологии.

Актуальной для кризисной психологии следует считать проблему нахождения исследовательских методов и приемов изучения кризисных состояний. Использование большинства методов эмпирического исследования не всегда возможно и часто неадекватно поставленным исследовательским целям и задачам. В этом отношении кризисная психология очень близка к экзистенциальной психологии. По мысли Ирвина Ялома, имеются ряд причин, объясняющих эту сложность.

Во-первых, человек больше, чем сумма его составляющих. Согласно традиционным подходам исследователь должен изучать целое путем детального расчленения его на составные части, каждую из которых можно детально изучить эмпирически. Однако все части, механически собранные вместе, еще не воссоздают творение (Все детали телевизора еще не означают, что это телевизор). Целое предшествует своим частям. Оно является самостоятельным и первичным источником. Целое и его части находятся в отношениях полярности: целое рассматривается через призму элементов, а элементы с точки зрения целостности. «Чем более точно и всесторонне вы можете описать данный механизм, тем больше вы упускаете из виду существующую личность. Чем более четко и точно вы определите силы и драйвы, тем больше вы будете говорить об абстракциях, а не о бытии живущего человека. В жизни человек всегда выходит за пределы данного механизма и всегда использует драйвы и силы уникальным, неповторимым способом».(Р.Мей,Э.П.)

Во-вторых, «внешний вид наблюдаемого сущего, сколь бы детально он не был определен, никогда в принципе не даст нам ответа на вопрос о том, как это сущее «имеет быть» (М.Хайдеггер, Пролегомены). Существует своеобразная жизненная тенденция «показать себя» чем-то. На протяжении дня человек очень меняется, надевает на себя множество масок в зависимости от того, где и с кем он находится. В результате этого человек сам теряется, не понимая и не ощущая какая из личностей является подлинной. Человек теряет ощущение своего глубинного «Я», своего ядра. Опасным является при этом потеря цельности человеческой личности.

В-третьих, даже с помощью самых новейших и совершенных методов исследования невозможно понять подлинно глубокие переживания человека. При опоре на объективные критерии невозможно описать субъективные феномены. Как писал И.Ялом, мы можем измерить количество потребленного алкоголя, кожно-гальваническую реакцию организма, но смогут ли эти показатели пролить свет на такие переживания как любовь, жизненный энтузиазм, тоску, спонтанность и т.д.? При исследовании таких глубоких феноменов необходимо тонко чувствовать, где можно положиться на данные диагностического исследования, а где просто открыться пониманию и чувствованию того, что происходит с человеком (Как в работе художника. Если он думает о технике, то никакого творчества у него не получится).

Таким образом, в последнее время в психологии все более популярным становится целостный подход к человеку. Философское обоснование этого подхода было сформулировано еще И. Кантом, который указывал на неразрывную связь между познающим субъектом и объектом познания.

В учении Ф. Брентало об актах сознания предметом изучения является не содержание сознания, его элементов, а особая форма психической активности, которая состоит из отдельных актов сознания. Человек всегда активно осуществляет психические действия. Пытаясь что-то услышать он прислушивается, стараясь увидеть всматривается, направляя взор на объект он концентрирует свое внимание на определенном содержании. Это явление носит название интенциональность. В данных интенциональных актах объединяются как реально существующие объекты, так и феномены, которые создаются сознанием.

Э.Гуссерль, основоположник науки феноменологии считал важнейшей особенностью сознания интенциональность – то есть направленность отдельного сознания на определенный объект. В моменте интенции предмет, на который нацелено сознание и переживания субъекта слиты воедино – это два полюса одно и того же феномена. И если исключить один, то исчезнет другой. И целью глубокого психологического анализа является рассмотрение и описание этого единства, связанности сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: