double arrow

Как изучать феномены кризисной психологии? На чем основываться психологу?

- феноменологический подход к человеку, то есть подход, ведущий к самим феноменам человека, к встрече с другим без посредства стандартизированных методов и предпосылок. Видение потока психической реальности. Объективные проявления психической жизни – субъективные переживания, соматические проявления, импульсивные действия, экспрессивные проявления, речевая коммуникация и т.д.). Интерпретации и оценки при слушании должны быть отложены в сторону. Восприятие того, что мы видим и слышим. Не удовлетворяться первым впечатлением, нет общему впечатлению (не ставить точку). Особое внимание на том, что выходит за рамки обычного. Освободиться от предрассудков (собственных) и понимание предпосылок (стремление к реальности). Мы можем освободиться от предрассудков и правильно понять предпосылки. Без анализа истоков и причин. Это дает возможность косвенному пониманию материала.

Понимание и истолкование связей. Как одно происходит из другого. Если мы прикладываем знание естественных наук, то выделяем один вид связи – причинно-следственный (основа – причина). На основании много кратно повторяющегося опыта мы обнаруживаем, что те или иные факты находятся в регулярной взаимосвязи. И это дает нам возможность их объяснения в терминах причинности. В естественных науках мы стремимся постичь только один вид связи – причинную связь. Это дает нам возможность устанавливать законы и правила.

Что касается такой науки как психология, то здесь действует другой вид понимания. К. Ясперс называет его генетическим. События психической жизни включают в себя не количественные, а качественные категории. Необходимо постичь связи другого типа (качественные). Термин «понимание». Здесь мы можем говорить о понимающей психологии. Понимающая психология строится на непосредственно убеждающем переживании доступных пониманию связей. Мы можем понимать переживания другого, развитие страхов, содержание снов или бреда человека. Само понимание ведет к объяснению и истолкованию. (Как сильно на тебя нужно напасть, чтобы ты рассердился? И как ты рассердился?).

Но и понимание, и истолкование человека никогда не бывает полным. Рассматривается только конкретный человек в каждом конкретном случае. Наше понимание любого частного реального события в какой-то мере обязательно представляет собой истолкование, которое лишь в немногих случаях бывает полным и убедительным.

Существует несколько разновидностей генетического понимания: рациональное понимание и понимание через вчуствование. Путем логических рассуждений мы приходим к каким-то умозаключениям. Мысли проистекают друг из друга согласно правилам логики. Это понимание рациональное. Его необходимо использовать как вспомогательное средство. Какие мысли появились из страхов, желаний, сомнений человека – это мы можем понять только эмпатически. К.Ясперс говорит о том, что другой не может быть познан и понят лишь с помощью логики. Гораздо полнее он может быть охвачен «посредством погружения в психику другого человека посредством вчуствования».

Границы понимания и безграничность объяснения. Мы должны знать, что существуют границы понимания другого человека, но так же существует и безграничность объяснения. Каждая очередная достигнутая граница понимания – стимул для новой постановки задачи последующего объяснения. Как только мы доходим до границ понимаемого, у нас появляется желание поставить вопрос причинных связей. Ни с феноменологической точки зрения, ни с точки зрения понимающей психологии невозможно определить, где проходит граница сознания. С помощью этих наук осуществляется преодоление границ сознания, проникновение все дальше вглубь. Феноменология занимается описанием прежде не замеченных видов феноменов психики человека, а пониманющая психология – выявлением в сфере психического все еще не обнаруженных взаимосвязей.

Расширение границ понимания идет через самопонимание. Каждому психологу знакомо переживание того, как его душевная жизнь постепенно изменяется, расширяется, наполняется светом, как постепенно осознается то, что ранее оставалось незамеченным. Таким образом расширяются границы «Я».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: