double arrow

Расширение сферы понимания.


1. Феноменологическое понимание и понимание экспрессивных проявлений (что сообщает о себе человек, и что видим мы в процессе общения с этим человеком). Психолог как иностранец в мире клиента. Он не знает ни его языка, ни нравов, ни традиций. Важны любые сообщаемые данные. Основная единица изучения – не проблема, с которой пришел клиент. Единицей изучения скорее является существование двух личностей в мире. Возникновение совместного мира, в котором не теряются ни один, ни другой. В контексте этого мира может возникнуть понимание клиентом своего собственного мира. Мостик к последующим сферам. Можно назвать фундаментом.

2. Генетическое понимание и объяснение (охват связей изнутри: психические состояния, динамика возникновения одних событий психической жизни из других, понимание взаимообусловленности). Имеет рациональный и эмпатический характер. Понимание внесознательных механизмов (неосознаваемых личностью на данном этапе жизни). Важно понять, как клиент понимает свою жизнь ( Я и моя семья, я и мой автомобиль и т.д.)

3. Духовное понимание. Это уже не психологическая сфера. Но для того, чтобы оказать помощь человеку, нам необходимо понять его духовную природу (понять ту среду человека, в которой живет его душа: эстетические, этические, религиозные ценности. Понимание «истины» как абсолютного. Влечения духовного плана.).




4. Экзистенциональное понимание. Здесь мы наталкиваемся на границы, за которыми ничего не можем понять. Надо знать, что сама недоступность является источником того, что может быть понято. Сейчас это оказывается большим, чем мы можем понять. И если мы недоступное пониманию будем рассматривать как ограничивающий фактор, то мы так и останемся в сфере эмпирических исследований. Рассмотрение недоступного пониманию как возможность экзистенции (развития, изменения, становления). Недоступное пониманию является источником того, что может быть понято. Если же рассматривать недоступное пониманию как проявление возможной экзистенции, то понимание становится экзистенциальным озарением. Неопределенность, амбивалентность, разнообразие. Недоступное нашему пониманию представляет собой свободу. Граница, некая критическая точка, когда конкретное бытие человека возвышается до бытия самости. Эмпирическая психология устанавливает, каким образом нечто существует и происходит, что касается экзистенциального озарения, то оно при посредстве возможного обращается к человеку как таковому. Главное отличие здесь в том, что в сфере эмпирического исследования не существует свободы, которую дает экзистенциальное озарение. С помощью понимающей психологии экзистенциальное озарение вступает в соприкосновение с тем, что превыше всякого понимания, что кроется в возможности бытия самости и проявляется себя в обнаружении потаенного.



5. Метафизическое понимание (понимание направленности на смысл, выходящий за пределы нашего понимания и переживания). Источник, в котором хранятся все озарения. Бездонный смысл. Не является предметом психологической науки. Задействуются фундаментальные философские понятия: Бытие, Ничто, разрушение, смерть. Понимание самого человека как экзистенции. При этом затрагиваются глубинные источники свободы человека. Существует общий мета-смысл. Человек способен его переживать, но не может достичь, постичь его полностью (как горизонт). Паскаль «Ветка никогда не может постичь смысла всего дерева». Для человека важно осознание и понимание смысла моментов жизни. Помочь человеку открыть смысл этих моментов. Открывая смысл одного момента мы идем к постижению общего смысла жизни ( кадр и весь фильм).

Все доступное пониманию предполагает существование неразрешенного напряжения. В процессе понимания мы постоянно переживаем напряжение. Наше понимание – это одновременно и оценка. Иначе говоря, все доступное пониманию содержит в себе потенциал для оценочных суждений. Пытаясь понять конкретный случай, мы чаще всего используем оценочные суждения и тем самым затрудняем себе путь к научному пониманию.

Выработка беспристрастной позиции «эпоке». Если мы ограничиваемся только пониманием, отбрасывая оценку, тем все больше мы обнаруживаем внутренней противоречивости, двусмысленности, больше приникаем в глубины человеческой души.







Сейчас читают про: