Понимание с помощью постижения противоположностей

Вся психическая жизнь и составляющие ее содержательные элементы распадаются на пары оппозиций. Существование взаимно противопоставленных полюсов делает возможным восстановление утраченных связей. Наши представления, тенденции, чувства вызывают к жизни свои прямые противоположности. В какой-то момент, спонтанно или после незначительного внешнего толчка, грусть может преобразиться в веселье, нераспознанная склонность приводит к раскрытию совершенно диаметрально противоположной склонности. Таким образом, все бытие человека движется ими. Противоположности связаны друг с другом и представляют собой источник постоянного движения. Даже самая скромная противоположность, будучи однажды осознана, приобретает значение своего рода принудительного фактора. Она почти неизбежно заставляет воспринимать себя как нечто существенное, концентрирующее в себе глубочайшие энергетические силы. Это движение обозначается термином диалектика.

Наше понимание должно всегда руководствоваться такого рода полярностями.

Выделяются категориальные, биологические, психологические и духовные противоположности. Нам необходимо выработать универсальную точку зрения на все множество значимых оппозиций. Мы можем рассматривать их как логически различные категории, как биологические и психологические реалии или как духовные возможности, которые могут воплотиться в действительность.

С логической точки зрения (с точки зрения разума) мы должны различать категории инаковости или различия (различия звука, цвета) и противоположности (полярность – красное и зеленое; противоречивость – истинное и ложное). Здесь мы имеем дело с универсальной формой мышления, которая неосуществима без противопоставления одного другому. Разум мыслит только в категориях различия.

С биологической точки зрения мы видим такие реальные полярности как вдох и выдох, напряжение и расслабление, функции со взаимно противоположными ритмами (бодрствование, которое принуждает ко сну, и сон, который принуждает в свою очередь проснуться), различие между мужским и женским и их соединение.

Психологическая плоскость всецело состоит из противоположностей. Мы обнаруживаем такие пары противоположностей как активность и пассивность; сознание и бессознательное; удовольствие и неудовольствие; любовь и ненависть; самопожертвование и самоутверждение. Здесь можно обнаружить такие полярности как воля к власти и стремление к подчинению; своеволие – влечение к коллективу (стадный инстинкт); храбрость – страх; самоуважение – влечение к самоуничижению; стремление к свету, самостоятельности, ответственности, активности, жизни и стремление к тьме, безопасности, безответственности, покою, смерти.

Аналогичным образом можно разработать бесконечное множество других противопоставлений.

Полярность в духовном аспекте – это установление противоположных оценок на оси «негативное – позитивное» (истинное – ложное, красивое – уродливое, хорошее – плохое). Дух постигает всякого рода случайные и часто внесознательные полярности – начиная от противопоставления тьмы и света вплоть до биологических полярностей (противопоставление женского и мужского) и психологических антагонизмов (радость – грусть, подъем – падение и т.д.). Он распознает их значение, рассматривает их как символы с точки зрения пространственных категорий верха и низа, правого и левого.

Существенное значение для духа имеют его собственные внутренние влечения: проходя путь от одного полюса к другому, дух утрачивает терпимость к противоречиям и совершает волевой порыв к преодолению противоречий, к объединению полярностей. Дух сознает, что все противоположности принадлежат друг другу. И путем напряженной работы постигает пути их взаимосвязей. Дух распознает фундаментальное знание, постигает его и интегрирует. Так осуществляется жизнь, бытие, движение. Перед лицом этого движения возникает неудовлетворенность, можно сказать бунт разума, желающего восстановить незыблемый порядок вещей и твердо знать, с чем же именно ему приходится иметь дело.

В психической реальности движение противоположностей осуществляется тремя путями:

1. Направленность движения со временем, без участия сознания, сменяется на противоположное (за вздохом следует выдох, за грустью – радость, за воодушевлением – усталость, за любовью – ненависть и т.д.)

2. Противоположности вступают в борьбу. Обе они присутствуют в психической жизни, и одна из них восстает против другой.

3. «Я» делает выбор между противоположностями, исключая одну из них в пользу другой.

В первом случае мы имеем дело с безличными событиями, во втором – с внутренней деятельностью, в третьем – с принятием решения. Два последних типа диалектики приводят к прямо противоположным диалектическим движениям: синтезу и отбору.

Синтез – это объединение противоположностей в созидательном напряжении. В любой момент существует возможность гармонического разрешения в некоторую целостность. Причем последняя должна сразу же распасться, тем самым давая начало новому движению. Это движение идет по пути дальнейшего созидания, которое осуществляется благодаря удержанию противоположностей во все более сложных и много составных комплексах. Целое как единство противоположностей – это источник и одновременно цель. Таким образом, данный тип диалектики ведет к целостности.

Иначе дело обстоит с выбором. Человек сталкивается с ситуацией «или-или». Он должен решить что он есть и чего он хочет. Надежная почва для утверждения своей ответственности и ценности завоевывается человеком в тот момент, когда принимается безусловное, исключающее всякую альтернативу решение. Бытие со всеми противоречиями и возможностями, открывающиеся нам в окружающем мире, требуют от нас некой окончательности, то есть принятия решения. Если мы будем постоянно прятаться от них, мы будем просто нечестны по отношению к самим себе. Момент истины наступает тогда, когда человек совершает хороший или дурной поступок и в этот момент обобщающая, объемлющая, исключающая борьбу противоположностей установка (синтез) становится невозможной. Это будет просто ложью по отношению к самому себе и окружающим. Этот тип диалектики приводит к той грани, за которой принимается решение.

Оба типа диалектики несут в себе определенные опасности для психической жизни. Стремясь только к целостности, не видя и не чувствуя ничего иного, душа может, сама того не замечая, утратить под собой почву, пользуясь в решении жизненных задач только синтезом, стать бесхарактерной, ненадежной, впасть в «лукавое мудрствование». С другой стороны, при попытке обрести под собой твердую почву через принятие решения ценой отказа от одной из противоположностей, душа может утратить естественность, погрузиться в однобокое существование. Более того, она может стать жертвой того, от чего сама же и отказалась, чем сама пожертвовала. Это вытесненное содержание (противоположность) способно возвратиться с «тыла» и полностью завладеть душой.

Рассмотрим позитивные моменты. Видеть вещи в модусе «как…так и…» (синтез) – значит иметь выход на срединный путь, где существующие противоположности могут связываться друг с другом для создания все новых целостностей. Что касается выбора, непримиримой альтернативы «или – или», то она лежит в основе абсолютных, серьезных ценностей.

Мышление диалектическими превращениями – это универсальная и фундаментальная форма мышления. Она противопоставляется рациональному пониманию, которое она преодолевает. Такая форма мышления необходима нам для понимания психической жизни и дает возможность более глубоко понимать человека с его переживаниями, движениями души, казалось бы неразрешимыми ситуациями.

Будучи энергетическим процессом, жизнь нуждается в антогонизмах, без которых энергия невозможна. Напряжение противоположностей есть универсальный закон.

Процесс осознания противоположностей. Один из наиболее прочных корней всякого зла – бессознательность. Осознание «тени», то есть компонента личности, имеющего как правило, отрицательный знак.


. Тема 5. Теория посттравматического стрессового расстройства

Травматический стресс – это особая форма общей стрессовой реакции. Когда стресс перегружает психологические, физические, адаптационные возможности человека, он становится травматическим.

Круг явлений вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций.

Это могут быть природные ситуации и явления: климатические (ураганы, смерчи) и сейсмические (землетрясения, извержения вулканов) и явления, вызванные чаще преступной деятельностью человека (несчастные случаи, умышленные действия, террористические акты, массовое насилие, боевые действия, попадание в ситуацию «заложника» и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow