Понимание с помощью постижения противоположностей

Вся психическая жизнь и составляющие ее содержательные элементы распадаются на пары оппозиций. Существование взаимно противопоставленных полюсов делает возможным восстановление утраченных связей. Наши представления, тенденции, чувства вызывают к жизни свои прямые противоположности. В какой-то момент, спонтанно или после незначительного внешнего толчка, грусть может преобразиться в веселье, нераспознанная склонность приводит к раскрытию совершенно диаметрально противоположной склонности. Таким образом, все бытие человека движется ими. Противоположности связаны друг с другом и представляют собой источник постоянного движения. Даже самая скромная противоположность, будучи однажды осознана, приобретает значение своего рода принудительного фактора. Она почти неизбежно заставляет воспринимать себя как нечто существенное, концентрирующее в себе глубочайшие энергетические силы. Это движение обозначается термином диалектика.

Наше понимание должно всегда руководствоваться такого рода полярностями.

Выделяются категориальные, биологические, психологические и духовные противоположности. Нам необходимо выработать универсальную точку зрения на все множество значимых оппозиций. Мы можем рассматривать их как логически различные категории, как биологические и психологические реалии или как духовные возможности, которые могут воплотиться в действительность.

С логической точки зрения (с точки зрения разума) мы должны различать категории инаковости или различия (различия звука, цвета) и противоположности (полярность – красное и зеленое; противоречивость – истинное и ложное). Здесь мы имеем дело с универсальной формой мышления, которая неосуществима без противопоставления одного другому. Разум мыслит только в категориях различия.

С биологической точки зрения мы видим такие реальные полярности как вдох и выдох, напряжение и расслабление, функции со взаимно противоположными ритмами (бодрствование, которое принуждает ко сну, и сон, который принуждает в свою очередь проснуться), различие между мужским и женским и их соединение.

Психологическая плоскость всецело состоит из противоположностей. Мы обнаруживаем такие пары противоположностей как активность и пассивность; сознание и бессознательное; удовольствие и неудовольствие; любовь и ненависть; самопожертвование и самоутверждение. Здесь можно обнаружить такие полярности как воля к власти и стремление к подчинению; своеволие – влечение к коллективу (стадный инстинкт); храбрость – страх; самоуважение – влечение к самоуничижению; стремление к свету, самостоятельности, ответственности, активности, жизни и стремление к тьме, безопасности, безответственности, покою, смерти.

Аналогичным образом можно разработать бесконечное множество других противопоставлений.

Полярность в духовном аспекте – это установление противоположных оценок на оси «негативное – позитивное» (истинное – ложное, красивое – уродливое, хорошее – плохое). Дух постигает всякого рода случайные и часто внесознательные полярности – начиная от противопоставления тьмы и света вплоть до биологических полярностей (противопоставление женского и мужского) и психологических антагонизмов (радость – грусть, подъем – падение и т.д.). Он распознает их значение, рассматривает их как символы с точки зрения пространственных категорий верха и низа, правого и левого.

Существенное значение для духа имеют его собственные внутренние влечения: проходя путь от одного полюса к другому, дух утрачивает терпимость к противоречиям и совершает волевой порыв к преодолению противоречий, к объединению полярностей. Дух сознает, что все противоположности принадлежат друг другу. И путем напряженной работы постигает пути их взаимосвязей. Дух распознает фундаментальное знание, постигает его и интегрирует. Так осуществляется жизнь, бытие, движение. Перед лицом этого движения возникает неудовлетворенность, можно сказать бунт разума, желающего восстановить незыблемый порядок вещей и твердо знать, с чем же именно ему приходится иметь дело.

В психической реальности движение противоположностей осуществляется тремя путями:

1. Направленность движения со временем, без участия сознания, сменяется на противоположное (за вздохом следует выдох, за грустью – радость, за воодушевлением – усталость, за любовью – ненависть и т.д.)

2. Противоположности вступают в борьбу. Обе они присутствуют в психической жизни, и одна из них восстает против другой.

3. «Я» делает выбор между противоположностями, исключая одну из них в пользу другой.

В первом случае мы имеем дело с безличными событиями, во втором – с внутренней деятельностью, в третьем – с принятием решения. Два последних типа диалектики приводят к прямо противоположным диалектическим движениям: синтезу и отбору.

Синтез – это объединение противоположностей в созидательном напряжении. В любой момент существует возможность гармонического разрешения в некоторую целостность. Причем последняя должна сразу же распасться, тем самым давая начало новому движению. Это движение идет по пути дальнейшего созидания, которое осуществляется благодаря удержанию противоположностей во все более сложных и много составных комплексах. Целое как единство противоположностей – это источник и одновременно цель. Таким образом, данный тип диалектики ведет к целостности.

Иначе дело обстоит с выбором. Человек сталкивается с ситуацией «или-или». Он должен решить что он есть и чего он хочет. Надежная почва для утверждения своей ответственности и ценности завоевывается человеком в тот момент, когда принимается безусловное, исключающее всякую альтернативу решение. Бытие со всеми противоречиями и возможностями, открывающиеся нам в окружающем мире, требуют от нас некой окончательности, то есть принятия решения. Если мы будем постоянно прятаться от них, мы будем просто нечестны по отношению к самим себе. Момент истины наступает тогда, когда человек совершает хороший или дурной поступок и в этот момент обобщающая, объемлющая, исключающая борьбу противоположностей установка (синтез) становится невозможной. Это будет просто ложью по отношению к самому себе и окружающим. Этот тип диалектики приводит к той грани, за которой принимается решение.

Оба типа диалектики несут в себе определенные опасности для психической жизни. Стремясь только к целостности, не видя и не чувствуя ничего иного, душа может, сама того не замечая, утратить под собой почву, пользуясь в решении жизненных задач только синтезом, стать бесхарактерной, ненадежной, впасть в «лукавое мудрствование». С другой стороны, при попытке обрести под собой твердую почву через принятие решения ценой отказа от одной из противоположностей, душа может утратить естественность, погрузиться в однобокое существование. Более того, она может стать жертвой того, от чего сама же и отказалась, чем сама пожертвовала. Это вытесненное содержание (противоположность) способно возвратиться с «тыла» и полностью завладеть душой.

Рассмотрим позитивные моменты. Видеть вещи в модусе «как…так и…» (синтез) – значит иметь выход на срединный путь, где существующие противоположности могут связываться друг с другом для создания все новых целостностей. Что касается выбора, непримиримой альтернативы «или – или», то она лежит в основе абсолютных, серьезных ценностей.

Мышление диалектическими превращениями – это универсальная и фундаментальная форма мышления. Она противопоставляется рациональному пониманию, которое она преодолевает. Такая форма мышления необходима нам для понимания психической жизни и дает возможность более глубоко понимать человека с его переживаниями, движениями души, казалось бы неразрешимыми ситуациями.

Будучи энергетическим процессом, жизнь нуждается в антогонизмах, без которых энергия невозможна. Напряжение противоположностей есть универсальный закон.

Процесс осознания противоположностей. Один из наиболее прочных корней всякого зла – бессознательность. Осознание «тени», то есть компонента личности, имеющего как правило, отрицательный знак.


. Тема 5. Теория посттравматического стрессового расстройства

Травматический стресс это особая форма общей стрессовой реакции. Когда стресс перегружает психологические, физические, адаптационные возможности человека, он становится травматическим.

Круг явлений вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций.

Это могут быть природные ситуации и явления: климатические (ураганы, смерчи) и сейсмические (землетрясения, извержения вулканов) и явления, вызванные чаще преступной деятельностью человека (несчастные случаи, умышленные действия, террористические акты, массовое насилие, боевые действия, попадание в ситуацию «заложника» и т.д.).




double arrow
Сейчас читают про: