Восход солнца

Небо полыхает зарей. Я стою возле цветущего клеверного поля. Испо­линский разноцветный ковер его трепещет, переливаясь, ежеминутно меняя свою окраску, словно по нему пересыпаются тысячи разноцветных камуш­ков - голубых, лиловых, розовых, оранжевых, багровых, золотых. Вот рас­сыпались голубые камушки. Но едва лишь глаз сумел уловить этот оттенок, как голубое превратилось в лиловое, лиловое переливается, переходит в розовое, а вот нет и розового, - все поле словно объято пламенем. А там, вдали, где земля соприкасается с небосводом, сияет ослепительным блеском золотая кайма. Здесь скоро взойдет солнце.

Жаворонок брызнул из клевера, взлетел вверх, остановился. И вот уже трепещущий серый комочек стал в лучах солнца золотым. Вскоре солнеч­ные искорки заиграли и в каплях росы на цветах клевера. Над раскрывши­мися чашечками цветов зажужжали пчелы. Казалось, все поле поет, весь мир поет, чудесная музыка разливается по земле.

3атем я обратился к школьным занятиям. Проведенные мной уроки были, прежде всего, уроками мышления. Вот на одном из уроков мы с детьми стали рассуждать о явлении, при­чине и следствии. По моему предложению дети подыскивали в окружающем мире причинно-следственные зависимости и опи­сывали их.

И на моих глазах мысль моих детей постепенно становилась все более яркой, богатой, выразительной, слово приобретало эмоциональную окраску, начинало играть, трепетать. Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по кра­соте грань педагогического мастерства - умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необык­новенное счастье творчества.

Я рассказывал товарищам о своих раздумьях и наблюдени­ях, они стали приходить ко мне на уроки среди природы. Я чи­тал им свои сочинения-миниатюры, а однажды ранней осенью мы с учителями пошли в дубраву любоваться оттенками пест­рого убранства деревьев, чтобы потом как можно ярче, выра­зительнее рассказать об этой красоте.

Учителя заинтересовались этими путешествиями к источни­ку живой мысли и сами стали водить детей в такие путешест­вия и походы. В весеннее и осеннее время почти треть уроков мы стали проводить среди природы, и никто не жаловался на нехватку времени. Учителя начальных классов стали соревно­ваться со мной, кто лучше составит сочинение-миниатюру.

Постепенно сознанием нашего педагогического коллектива овладела идея единства слова и мысли. Мы стали собираться, чтобы побеседовать об этой интересной проблеме, много спори­ли, и в этом споре постепенно рождалась истина: каждый учи­тель, не зависимо от того, какой предмет он преподает, должен быть словесником. Слово - наш важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. Природа, ее неисчерпаемое богатство и разнообразие - главный источник мысли, главная школа развития умственных способностей.

Эти истины постепенно становились педагогическим убеж­дением коллектива. У учителей начальных классов появились тетради с сочинениями-миниатюрами. Учительница В. П. Новицкая стала анализировать словарное богатство, которым дети могут овладевать во время путешествий к источнику живой мысли в разное время года, например в осенний, весенний, лет­ний и зимний плодовый сад. Она записывала существительные, прилагательные, наречия, глаголы, которые можно вводить в активный словарный запас детей в процессе наблюдений. О своем интересном опыте она рассказала коллективу в докладе «Словарный запас и мышление ребенка».

Учитель А. А. Филиппов стал водить детей в природу специ­ально для того, чтобы учить их мыслить и излагать мысль ло­гически последовательно. «Учить логическому мышлению надо среди природы, - говорил он впоследствии в докладе о своих наблюдениях над этой интересной стороной умственного тру­да. - Мы забываем, что физика - наука о природе. Теперь я спланировал экскурсии в природу на первые три года обуче­ния физике. Буду показывать ученикам причинно-следственную, временную, функциональную зависимость и обусловлен­ность на природных явлениях и этим самым буду учить их мыслить. Старшеклассники будут писать отчеты о продолжительных наблюдениях над явлениями природы».

Проникновение в тайны детского мышления - этот коллек­тивный исследовательский труд духовно объединил нас. Вме­сте с учителями начальных классов мы стали работать над книгой - описанием уроков-путешествий к источнику живой мысли. Каждое путешествие посвящалось какому-нибудь явлению природы или времени года (например, «Живое и неживое в природе», «Все в природе изменяется», «Солнце - источник жизни», «Природа пробуждается от зимнего сна», «Птицы в лесу зимой» и др.). Описания пошли по рукам, читались, обсуждались, критиковались. Интересно, что эти путешествия оказались очень нужными и дляфизика, и для математика, и для химика. Вот уже пятнадцать лет продолжается этот интересный коллективный труд. Мы составили книгу «Триста страниц книги природы» - описание трехсот уроков. Мы учим детей мыслить, продолжаем коллективно исследовать эту проблему.

Настоящее время наши учителя увлечены новыми поиска­ми: мы исследуем эмоциональную окраску слова, рождающуюся в процессе наблюдений над природой. Нас волнует пробле­ма единства мысли и чувства. Все глубже проникаем мы и в дидактические детали урока - исследуем приемы мышления на разных этапах обучения.

Творчество педагогического коллектива неотделимо от на­учного исследования собственного труда и глубокого изучения ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: