Как мы распределяем работу между директором и завучем

Вместе с заведующим учебной частью мы выполняем одну и ту же работу - помогаем учителям в совершенствовании их мастерства: посещаем и анализируем их уроки, организуем внеклассную работу учащихся, изучаем педагогический опыт, следим за соблюдением режима труда и отдыха, участвуем в работе пионерской и комсомольской организаций. В ходе сов­местной работы мы обсуждаем успехи и недостатки, советуем­ся. Для согласованности мы перед началом учебного года, четверти и рабочей недели распределяем конкретную работу, предварительно обсудив то, что уже сделано. Так, в один учеб­ный год мы с завучем распределили между собой работу следующим образом: в течение года я посещал и анализировал систему уроков у семи учителей, завуч - у восьми (это значит, что у каждого учителя мы посещали несколько уроков, на ко­торых изучались законченная тема или раздел программы); я помогал в работе над сочинениями учителям 1-7 классов, завуч - учителям 8-10 классов; я проводил индивидуаль­ную работу с двумя молодыми и малоопытными учителями, завуч - тоже с двумя учителями.

При подготовке к новому учебному году я помогал изучать программы учителям начальных классов, преподавателям ма­тематики, физики, истории, рисования, черчения, пения; за­вуч - преподавателям языка, литературы, химии, биологии, географии, труда. Я принимал участие в работе методических объединений учителей начальных классов, преподавателей фи­зики и математики; завуч - в работе методических объединений учи­телей химии и биологии, истории и географии, языка и литера­туры. Я руководил подготовкой и проведением трех, а завуч ­пяти открытых уроков. Я контролировал работу 17 учеников, нуждающихся в постоянном наблюдении, завуч - 14 учени­ков. Беседы по вопросам внеклассного чтения и выполнения домашних заданий я проводил с учениками 4-7 классов, завуч - с учениками 8-10 классов. Я проверял знания (тексты контрольных работ, ведение тетрадей, выполнение чер­тежей, классные журналы) учеников 1-7 классов, завуч ­учеников 8-10 классов.

В начале каждой четверти мы договаривались о том, в ка­ких пионерских сборах буду принимать участие я, в каких - ­завуч.

Обобщив материалы анализа посещенных уроков, я затем прочитал на заседаниях педагогического совета доклады на те­мы: «Умственный труд учащихся в процессе изучения нового материала в классе», «Развитие, углубление и применение зна­ний после их первичного восприятия на уроке», «Умение учить­ся». Завуч по материалам анализа уроков подготовил доклады па темы: «Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения», «Подготовка учителя к системе уроков», «Наглядность в преподавании», «Дидактическая обработка материала учебника при подготовке к уроку».

Кроме посещения и анализа системы уроков (это наиболее ценная форма изучения труда учителя и учеников), мы с зав­учем периодически посещаем уроки всех учителей с таким рас­четом, чтобы у каждого педагога в течение года изучить от 8 до 10-12 уроков (еженедельно мы посещаем и анализируем в общей сложности по 10-12 уроков). О периодическом посе­щении уроков мы договариваемся примерно два раза в месяц.

Еженедельно мы с завучем отводим два-три часа на бесе­ду, - рассказываем друг другу о своих мыслях, возникших в процессе анализа уроков, изучения труда учащихся. Часто ка­кая-нибудь маленькая деталь заставляет задуматься над важ­ным вопросом, выдвигает целую проблему; делясь мыслями, мы уточняем свои педагогические взгляды, углубляем знание дидактики. В этих беседах рождаются замыслы, которые потом развиваются в творческом труде педагогического коллектива.

Анализируя уроки опытных учителей начальных классов и преподавателей математики, я обратил внимание на деталь, показавшуюся мне очень важной: опытный учитель время от времени возвращается к изученному материалу не путем простого повторения, а путем введения изученного в новую проблему, путем освещения изученного с помощью новых сведений, понятий, закономерностей. Я поделился наблюдениями с за­вучем. Размышляя над многими фактами, анализируя опыт многих учителей и свой собственный, мы пришли к выводу, что имеем дело с развитием знаний учащихся. Продолжая дальнейшие наблюдения, беседуя с учителями, мы все больше утверждались в мысли, что развитие знаний - это целая дидактиче­ская проблема, успешное решение которой требует специальных приемов, специального анализа материала учителем. Обсуждение этой проблемы заняло важное место в работе педагогического коллектива. Учителя делятся своим опытом развития знаний; приступая к работе в начале учебного года, каждый педагог думает над тем, знание каких понятий, фактов, закономерностей, правил необходимо развивать.

В настоящее время мы также договорились о распределении работы между директором школы и организатором внеклассной работы. Организатор внеклассной работы - молодая учи­тельница математики А. Г. Арищенко - руководит техническими и сельскохозяйственными кружками, помогает учителям в подготовке и проведении факультативных занятий, занимает­ся организацией общественно-политической работы комсомоль­цев. Я организую работу родительской школы, планирую и осуществляю руководство общественно полезным трудом в кол­хозе, предметом моей заботы является также работа пионер­ских отрядов. Распределяя работу на год, мы - директор, за­вуч и организатор внеклассной работы - договариваемся, кто из нас берет на себя участок работы, на котором в прошлые годы встречалось много трудностей и неудач. Так, в 1967/68 учебном году мне «досталось» практическое руководство рабо­той, обеспечивающей единство теоретических знаний и практи­ческих умений; завучу - индивидуальная работа с детьми, отличающимися замедленным мышлением; организатору вне­классной работы - формирование детских коллективов в пер­вых классах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: