Наши традиции

О детстве, отрочестве и ранней юности у наших воспитанников па всю жизнь останутся, несомненно, самые теплые и сердеч­ные воспоминания. Отдельные явления школьной жизни уже сейчас передаются от одного поколения к другому, становятся традициями.

Остановимся на наиболее важных традициях.

Встреча пионеров с 5-летними детьми, которые через два года придут в 1 класс. Проводится в середине августа. Детей встречают те пионеры, которые через два года будут организа­торами октябрятских групп - руководителями игр, экскурсий и других интересных детских дел. Пионеры ведут своих ма­леньких друзей в сад. На зеленой лужайке перед виноградни­ком малыши смотрят представление детского кукольного теат­ра, слушают песни, чтение стихотворений. Потом пионеры при­носят своим гостям несколько корзин винограда, начинается угощение.

Встреча семилетних малышей - будущих первоклассников. Проводится в начале июня. Детей встречают их старые друзья - пионеры, теперь уже учащиеся 6-7 классов. Каждому ребенку вручается подарок: книга для внеклассного чтения - сборник стихотворений А. С. Пушкина или малень­кий «Кобзарь» Т. Г. Шевченко. Малышей угощают фруктами из школьного сада. С этого дня они ежедневно приходят в шко­лу и уже считаются нашими учениками.

Праздник первого звонка для первоклассников проводится в первый день занятий. Ученики выпускного класса поздрав­ляют детей с вступлением в школьную семью, дают каждому ребенку книгу с дарственной надписью, ведут малышей на школьный участок и передают под наблюдение новых школь­ников деревца, посаженные когда-то ими самими в первый день их прихода в школу, десять лет назад. После этого совершается традиционный обряд - посадка дерева вечной школьной друж­бы: выпускники вместе с малышами сажают яблоньку.

Мы стремимся углубить и развить появившуюся у кого-то романтическую мысль о том, что, до тех пор, пока на школьном участке зеленеют деревья школьной дружбы, наша дружба, то­варищество, братство будут развиваться и крепнуть.

Праздник последнего звонка для выпускников. Проводится в последний день занятий выпускников. Выпускники и первоклассники выстраиваются - класс против класса. Каждому выпускнику первоклассники преподносят цветы и книгу с дар­ственной надписью (в качестве подарка на этом празднике стало традицией преподносить сборник стихотворений Пушкина, «Кобзаря» Шевченко, «Фауста» Гёте, «Дон Кихота» Сервантеса, «Илиаду» или «Одиссею» Гомера, сборники стихов Адама Миц­кевича, Шандора Петефи, Христо Ботева, «Чайльд Гарольда» Байрона, «Отверженных» Гюго, «Божественную комедию» Данте, «Старинные чешские предания» Ирасека, «Витязя в тиг­ровой шкуре» Руставели, «Давида Сасунского» (армянский эпос), японские, арабские народные сказки). На праздник приходят родители, окончившие школу много лет назад, и даже старики. Подарки малышей - книги, на которых крупными детскими буквами написаны трогательные пожелания, как бы символизируют вечность, непреходящий характер школьного коллектива. Один из малышей подходит к столу, накрытому голубой скатертью (такова традиция), берет звонок, перевязан­ный голубой ленточкой (тоже традиция). В то мгновение, когда раздаются звуки колокольчика, из ряда старшеклассников выходит юноша или девушка и от имени коллектива обращается с кратким словом к учителям. Это слово готовится длительное время, но до праздника держится в тайне.

Торжественный акт, посвященный выпуску учеников сред­ней школы (вручению аттестатов). Старейший учитель обра­щается к выпускникам с напутственным словом. Это напутст­вие готовится, продумывается заблаговременно всем педагоги­ческим коллективом. В нем наш воспитательный идеал и наши коллективные педагогические убеждения. Мы придаем очень большое значение, как содержанию, так и форме напутственного слова.

Впечатление от напутственного слова усиливается торжест­венностью обстановки, теми переживаниями, которые в этот день волнуют юношей и девушек. Напутственное слово педагогического коллектива остается в памяти тех, кому оно адресовано, на всю жизнь - об этом говорят воспоминания лю­ди, давно окончивших школу. Воспитательная сила слова ог­ромна.

Традиционными стали ежегодные встречи выпускников прошлых лет, проводимые 30 января. В школу приходят уче­ники выпускного класса, студенты, труженики промышлен­ности и сельского хозяйства. Эти встречи воспитывают уважение к своей школе, подводят итоги работы за год, показывают педагогическому коллективу плоды труда.

Праздник матери. К нему долго готовится каждый ученик. Накануне праздник а, вечером 7 марта, матерям преподносятся подарки: альбомы с рисунками и стихами или скромные изделия ручного труда, обязательно сделанные собственными руками. Многие дети в этот день преподносят матери в качест­ве подарка цветок или цветущую веточку абрикоса, выращен­ные в школьной теплице. Ценность подарка измеряется теми духовными движениями, которые вложил в свой труд ребенок. В день праздник а, 8 Марта, ребенок сообщает матери что-ни­будь радостное, приятное о своем труде, об учении в школе. Например, показывает сочинение, за которое учитель поставил высший балл, рассказывает о своем успехе в кружковой рабо­те. Эта традиция утверждает у детей прав ильный взгляд на источники радости, которую один человек приносит другому: радость, прежде всего в добром деле, в утверждении чести и достоинстве семьи.

Праздник девочек. Проводится в первое воскресенье зимних каникул. Мальчики в этот день преподносят девочкам подар­ки - цветы, рисунки.

Торжественная передача восьмиклассниками (15-летними подростками) пионерских галстуков детям, поступающим в пи­онеры. Это событие происходит у нас в день памяти В. И. Ле­нина - 22 апреля. Выбывающие в этот день из пионерской ор­ганизации восьмиклассники проводят свой последний сбор. От имени восьмиклассников к третьеклассникам обращается один из пионеров. Рассказав о жизни своего отряда, он призы­вает новую смену бережно хранить честь красного галстука. В тот момент, когда третьеклассники произносят последние слова торжественного обещания юного ленинца, восьмикласс­ники подходят к ним, каждый повязывает галстук младшему товарищу. Сбор заканчивается пением пионерской песни. В этот день в школу приходят многие взрослые. Торжественная цере­мония вручения галстуков постепенно становится важным со­бытием и в семейной жизни: родители переживают событие как определенный шаг, который совершили в жизни их сын или дочь. Благодаря этой традиции нам удалось преодолеть равно­душное отношение к пионерской работе со стороны подростков, вступающих в возраст ранней юности.

Весенние праздники - Праздник песни, Праздник цветов, Праздник птиц. На Празднике песни школьный хор, небольшие коллективы певцов, отдельные школьники поют новые песни ­это их подарок коллективу. Праздник цветов проводится в кон­це мая. Каждый ученик приносит несколько цветков, выращен­ных им на специальной грядке (на приусадебном участке роди­телей) или собранных в поле, в лесу, показывая свое умение сделать небольшой, но красивый букет. После занятий дети за­ходят к товарищам посмотреть их цветочные клумбы, комнат­ные цветы. Кружок юных цветоводов в этот день устраивает смотр кустов роз, цветочных клумб. В школу приходят родите­ли, каждый может выбрать в теплице или на грядке цветоч­ную рассаду. Проводится и осенний Праздник цветов - в конце сентября. Это своеобразное соревнование в искусстве выра­щивать осенние цветы.

Праздник птиц проводится, когда прилетают ласточки. Это праздник малышей. Они выпускают на волю птиц, подобран­ных зимой полузамерзшими и выхоженных потом в птичьей лечебнице. В этот день дети также дарят друг другу голубей. Это традиции воспитывают добрые чувства - нравственные и эстетические, углубляют отношения дружбы и товарищества, воспитывают любовь и бережливое отношение к природе.

День памяти Зои Космодемьянской, имя которой носит на­ша пионерская дружина. В день героической гибели Зои про­водится сбор дружины. В центре зала - большой портрет герои­ни, обрамленный венком из осенних цветов. Пионеры читают стихи об ее подвиге. По традиции сбор заканчивается выступ­лением комсомольца или комсомолки - того, кто родился в месяц смерти Зои, в ноябре,

Рапорт друзьям. У нашего школьного коллектива давняя дружба с белорусскими школьниками Кормянского района Гомельской области. Раз в год, обычно в сентябре, в начале занятий, составляется коллективное письмо друзьям, в котором каждый пионерский отряд рассказывает обо всем хорошем, что им сделано, пере жито. Эта традиция - хорошее средство воспитания чувства интернациональной дружбы.

День Неизвестного героя. На площади в центре села, рядом с братской могилой героев, погибших в боях в годы Великой Отечественной войны, находится могила Неизвестного героя. К этой могиле в день освобождения нашего села от фашистских оккупантов приходит один из пионерских отрядов (обычно самые старшие пионеры). На могилу возлагаются цветы. Мину­той молчания юные ленинцы чтят память тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость Советской Родины.

Новогодняя елка для самых маленьких. В школу на елку приглашаются самые маленькие граждане, только что научившиеся ходить и говорить. Их приводят мамы. Детям вручаются подарки, для них проводится представление кукольного театра, выступление художественной самодеятельности их старших товарищей - первоклассников. (Это, наверное, самое ценное и интересное в данной традиции: первоклассники выступают в роли старших, они заблаговременно готовят своих маленьких друзей к предстоящему празднику, учат их читать стихотворения. Каждый малыш читает здесь стихотворение в первый раз.)

Зимний праздник снежного городка. В этом празднике участвуют не только малыши и подростки, но и старшеклассники. На опушке леса, на лугу дети сооружают из снега городок деда­-мороза - домики, башни. Стало традицией в этот день обедать в снежном городке, возле построенных домиков, холодный обед всегда кажется очень вкусным. В дальнейшем в снежном го­родке играют дошкольники, пока солнце его не растопит.

Важной задачей коллектив нашей школы считает воспита­ние у учащихся товарищеской взаимопомощи, стремления к взаимной поддержке и выручке. Мы стараемся пробудить уже у маленьких чувство беспокойства о судьбе товарища; научить воспринимать его горе как горе всего коллектива; выработать коллективное чувство солидарности и готовности к взаимопо­мощи - важнейшее условие предупреждения эгоизма. У каж­дого ребенка за годы его пребывания в школе бывает какое-­нибудь горе: один заболел сам, у другого заболела мать, у третьего ураган разрушил гнездо голубей, у четвертого пропа­ла собачка, - все это требует товарищеского участия, сочувст­вия. С малых лет мы приучаем детей, делать добро товарищу, у которого случилось несчастье. У одной девочки две недели тяжело болела, а потом умерла бабушка. Дети попросили учи­тельницу не проверять заданий, не вызывать к доске эту девоч­ку, пока она не придет в себя. Но все это время товарищи ­мальчики и девочки - ежедневно занимались с ней, чтобы она не отстала.

«Если умеешь сам, а товарищ твой не умеет, научи това­рища» - эту мысль мы внушаем детям с первых шагов их школьной жизни. В рабочих комнатах, мастерских, лаборато­риях есть специальные столики для товарищеской взаимопо­мощи.

Особое место в жизни нашего коллектива занимают трудо­вые традиции, благодаря им труд приобретает романтическую окраску, сопровождается яркими чувствами и переживаниями. Духовный подъем, который испытывают дети в процессе труда, приносит радость; труд и счастье сливаются, становятся нрав­ственным богатством.

Перед летними каникулами дети изготовляют в подарок школе наглядные пособия и украшения для классов и пионер­ской комнаты. Так, дети, которых учила А. А. Нестеренко, по окончании 1 класса подарили школе «Альбом рассказов в ри­сунках о том, что нам больше всего нравится»; на каждой стра­нице - рассказ одного ученика. По окончании 2 класса пода­рили картину-инкрустацию «Мальчик у цветущей розы», сде­ланную из маленьких кусочков соломы различных хлебных злаков. В конце третьего года обучения они построили малень­кую модель домика, «настоящего, как строят взрослые». Еще через год они подарили коллекцию зерновых и технических культур в хорошо оформленной коробке, оклеенной, как пер­ламутром, тоненькими деревянными пластинками.

Чем старше дети, тем значительнее по ценности, изготовляе­мые ими подарки школе. Самый процесс труда в среднем и старшем возрасте приобретает характер праздничного события, связанного с ожиданием того торжественного момента, когда работа будет завершена и изделие предстанет перед глазами коллектива. В работе учеников средних и старших классов от­ражаются и возрастные. интересы, и склонность к тому или ино­м у виду труда. Вот какие подарки сделали школе ученики раз­ных классов накануне окончания 1963/64 учебного года. Пятиклассники подарили рамки для портретов Зои Космодемьянской и Олега Кошевого, вышили их портреты на ткани. Шести­классники сделали действующую модель паровой турбины для физического кабинета, вышили картину по сюжету народной сказки. Семиклассники сделали действующую модель сеялки. Восьмиклассники построили действующую модель теплоэлектростанции, вышили портрет В. И. Ленина. Девятиклассники изготовили действующую модель подвесной электрической же­лезной дороги, передали школе несколько лимонных деревьев, выращенных ими в течение трех лет. Десятиклассники сделали модель автомобиля, управляемого по радио, и ламповый радио­приемник.

Чувство привязанности к школе, стремление отблагодарить ее за воспитание и обучение, грустные переживания в связи с предстоящей разлукой с учителями - все это особенно волнует десятиклассников. Им хочется оставить после себя в школе что­-нибудь значительное, всегда напоминающее новым поколениям учеников о труде их старших товарищей. Выпускники в 1964/65 учебном году трудились над изготовлением двух подарков школе: над моделью блюминга, построенной на принципах автоматики, и над вышивкой картины на тему украин­ских народных сказок.

Вторая трудовая традиция - изготовлять в летние каникулы наглядные пособия для биологического кабинета: коллек­ции почв, семян, насекомых, гербарии растений, засушенные в песке цветы, сохраняющие свою форму и окраску, ботанические прессы и др. Свои подарки дети приносят в школу в первый день занятий.

Третья трудовая традиция - украшать перед началом учебного года и перед началом экзаменов классные комнаты и школьный двор. В последний каникулярный день, 31 августа, ученики и учителя приходят в школу, и каждый классный кол­лектив придает праздничный вид своей комнате. Плетут венки из живых цветов и украшают ими портреты, на стол учителя ставят букет живых цветов, причем комнату первоклассников украшают старшеклассники. Затем ученики работают во дворе, выравнивают аллеи в школьном саду, разрыхляют почву на клумбах, поливают цветы. Через три-четыре часа школа приобретает праздничный, нарядный вид, а вечером все собираются на пионерский костер. Окончившие школу много лет назад приходят со своими детьми. День начала учебного года - значи­тельное событие в жизни детей, дающее им много радостных переживаний.

Четвертая традиция - труд во время весенней и осенней Недели сада. В воскресенье, которым начинается Неделя сада, в школу приходят все ученики. Каждый класс выкапывает в школьном питомнике саженцы, подготовляет ямы, раствор для подкормки и воду для поливки. Сажают деревья все школьни­ки, начиная с 1 класса. Первоклассникам помогают ученики 4 класса - это тоже традиция. Ученики 1 класса сажают ежегодно на школьном участке одно-два дерева, средние классы ­по три-четыре дерева на класс, старшие - по семь-восемь. Каж­дый класс записывает сорт посаженных деревьев и дату посад­ки в специальную «Книгу Недели сада». Ученики старших классов смотрят записи, сделанные ими несколько лет назад: их яблони, вишни, черешни, груши уже плодоносят. Мысль об этом пробуждает чувство гордости за труд.

Благодаря тому, что выполнение обычной сельскохозяйствен­ной работы обставляется некоторыми торжественными обряда· ми, дети переживают возвышенные эстетические чувства, красота труда обогащает нравственные отношения в коллективе.

Дальше дети работают группами и индивидуально на обще­ственных участках и на приусадебных участках родителей. Каждый ученик сажает деревцо там, 'где оно будет приносить радость и пользу не только его семье, но и другим людям (на­пример, у обочины дороги). Традицией стало, как я уже, гово­рил, что каждый первоклассник сажает дома в первую весну своей школьной жизни яблоню матери, яблоню отца, яблоню бабушки, яблоню дедушки, в дальнейшем он же и ухаживает за этими деревцами. Через несколько лет деревца начинают плодоносить. Первые яблоки, а также первые плоды винограда, посаженные в эту же весну, ребенок несет матери, отцу, бабуш­ке, дедушке. Это хорошее средство воспитания человечности.

Входит в традицию коллективный труд учеников на общест­венном винограднике и в общественном саду, заложенных не· сколько лет назад. Дети переживают радость, создавая ценно­сти и блага, которые принадлежат всем.

С Неделей сада связана и такая традиция: ученики меня­ются саженцами плодовых деревьев, сажая их на память. Один ученик приносит в школу, например, саженец орехового дере­ва, другие - саженцы черешни, сливы, яблони, персика... Об­менявшись деревцами, они сажают их дома или на школьном участке. Дерево, посаженное в школьные годы, является для каждого живым напоминанием о товарище, о крепкой дружбе.

Пятая традиция - День первого снопа. В первый день убор­ки урожая рано утром в школу приходят все ученики. Учителя поздравляют их с праздником. Юноши, девушки, подростки вы­езжают в поле, работают в бригадах механизаторов, животно­водов. Младшие школьники собирают самые крупные колосья пшеницы и других культур для высева на учебно-опытном участке. Вечером все приходят в школу. На столе, покрытом вышитой скатертью, ставится сноп - символ изобилия, рядом со снопом - хлеб, выпеченный ученицами старших классов. Ученики старших классов поют, танцуют.

Шестая традиция - Праздник первого хлеба. Это праздник младших школьников. Убрав пшеницу на своих маленьких де­лянках, обмолотив зерно на маленькой молотилке, дети сдают его на мельницу, получают муку, и матери помогают им выпечь хлеб. Дети приглашают в школу матерей и угощают их своим первым хлебом. В этом празднике особенно ярко выражено единство труда и красоты. Дни подготовки к празднику наполнены глубокими эстетическими переживаниями.

Седьмая традиция - летний сенокос. В начале июля юноши и девушки на заре едут на заливные луга. Работают неделю, косят механическими косилками и ручными косами, сгребают сено, складывают его в копны. В отдельные дни работают и пио­неры, они заготовляют витаминное сено для телят. Привлекает в этом труде дружная жизнь в коллективе, ночлег под откры­том небом, ловля рыбы, приготовление пищи на костре, восход солнца, летние сумерки, мерцание звезд.

Восьмая традиция - благоустройство села. Ежегодно школьный коллектив делает что-нибудь для озеленения села. Началась эта работа в первую послевоенную весну, когда школьники обсадили тополями одну из сельских улиц. С тех пор работа по благоустройству приобрела характер коллективного труда всех жителей села. Мы разбили новый парк, обса­дили деревьями кладбище, оборудовали спортивную площадку

для сельской молодежи, озеленили усадьбу детских яслей, за­ложили два общественных плодовых сада и два виноградника.

Девятая традиция - трудовая помощь классных коллекти­вов родителям своих одноклассников. Эта традиция родилась тоже в трудные военные и первые послевоенные годы, когда многие нуждались в материальной и трудовой помощи. Отец одного из учеников, начавший строить дом, тяжело заболел, одна мать не могла справиться со строительством. На помощь семье своего товарища пришли старшеклассники. Несколько дней на стройке работали все ученики 9 класса, пока основные работы не были завершены. Потом такую же помощь оказали своим товарищам коллективы других классов: помогали посадить огород, заготовить топливо, убрать урожай и пр. Оказывая эту помощь, ученики вкладывают в свой труд благородные чувства и мысли. Два девятиклассника, 16-летние юно­ши в зимнюю стужу, ночью, в метель отправили в больницу за 10 километров тяжело больного старика, своего соседа. Благодаря быстро оказанной помощи ему была спасена жизнь. Аналогичных фактов много. Самое главное в этих поступках то, что они совершаются по велению совести, совершенно бескорыстно.

Связывая с трудом радостные, возвышенные мысли и чувства, мы облагораживаем души наших питомцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: