Воспитание заботливого отношения к природным богатствам

Материальная база школы (сюда мы относим и окружающую детей обстановку) - это, во-первых, необходимое условие пол­ноценного педагогического процесса, а во-вторых, средство воз­действия на духовный мир воспитанников, средство формиро­вания их взглядов, убеждений и хороших привычек. Все, что окружает ребенка, мы используем для его физического, умст­венного, нравственного и эстетического воспитания.

Наше Советское государство предоставляет для воспитания молодого поколения большие материальные и духовные цен­ности.

Искусство воспитания заключается в том, чтобы воспиты­вали не только человеческие отношения, не только пример и слово старших, не только традиции, бережно хранимые в кол­лективе, но и вещи - материальные и духовные ценности. Вос­питание средой, обстановкой, созданной самими же ученика­ми, вещами, обогащающими духовную жизнь коллектива, ­это, на наш взгляд, одна из самых тонких сфер педагогическо­го процесса.

Материальную базу школы мы рассматриваем в неразрыв­ном единстве с обстановкой, включающей природу, труд и об­щественную деятельность окружающих людей. Находящиеся здесь предметы, многие из которых созданы самими школьни­ками или их старшими товарищами и в известном смысле оду­хотворены их любовным отношением, становятся дорогими для каждого из них, соединяются в их эмоциональной памяти с со­бытиями, человеческими отношениями, чувствами, пережива­ниями. Передо мной десятки писем наших бывших воспитан­ников, все детство, отрочество и ранняя юность которых про­шли в милой их сердцу обстановке уюта, гостеприимства шко­лы - их второго родного дома. Бывшие наши питомцы просят написать, что нового произошло в школе, чем живет коллектив. И в каждом письме волнующие строчки: «Как растет яблоня, посаженная мной накануне экзаменов на аттестат зрелости? Как чувствует себя роза, которая, помните, начала было сохнуть, но ожила, после того как мы ее пересадили? Принялись ли рябины, присланные нам белорусскими друзьями?»

Благодаря этой одухотворенности предметов, любовному от­ношению к ним, сближающих с ними детей, материальные цен­ности, предметы обстановки входят в духовную жизнь каждого ребенка, укрепляют коллективистские отношения.

В школьном саду росла яблоня, посаженная в незапамят­ныe времена: старожилы говорили - сто лет назад. Под этим роскошным деревом всегда происходили самые задушевные разговоры, произносились первые слова юношеской любви. И вот старое дерево стало умирать. Дети решили привить почку 0'1' старой яблони к маленькому саженцу, когда-нибудь он вы­растет таким же большим. В письмах бывших наших питомцев теперь нередко можно читать вопрос о том, как чувствует себя «наша яблоня». Это не только любовь к природе, но и крайне бережное отношение к тому, что когда-то входило в их духов­ный мир.

Создаваемые детьми предметы обстановки, которые сейчас I11V(только практически полезны и необходимы, в дальнейшем будут им дороги как память об их былой коллективной жизни.

Наша школа расположена на окраине большого села, нахо­дящегося в 15 километрах от города Кременчуга. Школьный участок площадью около 5 гектаров примыкает к лесу, к пло­дородным полям колхоза, к реке Омельник - небольшому при­току Днепра, огибающему этот участок с южной стороны. Здесь река запружена, создано большое водохранилище.

Село утопает в садах. Между школьным участком и колхоз­ными полями мы заложили несколько полезащитных дубрав и рощ. Рядом со школой - школьный стадион, обсаженный яблонями. С северо-западной стороны школьного участка чер­нел овраг. Мы обсадили его дубками, а на склонах посадили кусты сирени. Возникла дубрава и чудесная сиреневая роща.

Местность, на которой расположен школьный участок, слегка всхолмленная. Если взойти на один из холмов, открываются изумительные виды на приднепровские дали. С высокого степ­ного кургана в ясную погоду видны поля Полтавщины за Днеп­ром, синяя гладь Кременчугского моря, на горизонте - очер­тания гидроэлектростанции, в туманной дымке - корпуса вагоностроительного и автомобильного заводов. На западе и на юге раскинулись широкие поля с разбросанными по ним дерев­ьями скифскими курганами.

Школа расположена на тихой окраине села, среди природы, вблизи больших водоемов - это оказывает благотворное влияние на физическое развитие и здоровье детей. Поля, окружаю­щие школу, занятые пшеницей, клевером, гречихой, луговыми травами. Наукой доказано, что над квадратным километром, не покрытым зелеными насаждениями, в воздухе постоянно находится 500 тонн пыли, а над зеленой растительностью - НС:

больше 40 тонн. В кубометре городского воздуха - свыше 5 ты­сяч микробов, а в воздухе местности, где преобладает расти­тельность,- их только 400-500.

В организме ребенка, который дышит воздухом, насыщен­ным кислородом лесов и полей, активизируется обмен веществ, предотвращая заболевания. Со своей стороны мы делаем все для того, чтобы воздух был насыщен фитонцидами, убиваю­щими микроорганизмы. Школьная усадьба утопает в орехо­вых, вишневых, абрикосовых, каштановых, еловых насажде­ниях - они особенно насыщают воздух фитонцидами; в ореш­нике, например, никогда нет мух. Все это создано руками на­ших детей, и все это можно создать в каждой школе.

Фитонциды многих сельскохозяйственных растений (осо­бенно злаковых) очищают дыхательные пути и кровеносные сосуды от возбудителей простудных заболеваний, ревматизма, туберкулеза. Тот, кто провел' два месяца на сенокосе, на уборке пшеницы, к тому же вблизи водоема, в течение последующих шести месяцев не заболеет ни гриппом, ни ангиной. Дети, ды­шавшие всю весну и все лето воздухом, насыщенным фитонци­дами деревьев, злаковых культур и луговых трав, при правиль­ном режиме и хорошем питании никогда не заболевают тубер­кулезом.

Обилие зеленых насаждений на самом школьном участке и вокруг него создает специфически лесной микроклимат. В са­мые жаркие месяцы температура у нас на 3-4 градуса ниже, а в самые сильные морозы на 2-3 градуса выше, чем по соседству на открытых местах. Как летом, так и зимой у нас выпа­дает больше осадков, чем в окружающей местности, особенно в виде росы, очищающей зелень от микроскопических части­чек пыли. Наши специальные исследования 1 показывают, что роса, обильно выпадающая на растения вблизи водоемов, сни­мает с растений и уносит в почву за одну ночь свыше 70 ки­лограммов пыли на одном гектаре. Отсюда ясно, какое большое значение имеет правило не допускать, чтобы хоть один квад­ратный метр школьного участка оставался неозелененным. Мы вместе с врачом уже много лет систематически наблюдаем за детьми, поступившими в школу с признаками закрытой формы туберкулеза или суставного туберкулеза. Воздух, насыщенный фитонцидами, в сочетании с хорошим питанием и правильным режимом творит чудеса, дети буквально преображаются, стано­вятся цветущими, жизнерадостными. Жизнь среди природы ­это такой же важный фактор, как свежая, богатая витаминами и фитонцидами пища. Тишину, вечернюю и ночную прохладу, утреннюю свежесть мы тоже подчиняем режиму труда и отдыха.

Думается, что школа будущего должна как можно полнее использовать для гармонического развития человека все, что дает природа и что может сделать человек, для того чтобы при­рода служила ему. Уже по одному этому мы должны беречь и пополнять имеющиеся природные богатства. Забота наших де­тей об умножении природных богатств в течение сравнительно короткого времени - двух десятилетий - существенно изме­нила, преобразила окружающую обстановку. За эти 20 лет мы превратили в тучные нивы и цветущие сады 40 гектаров непло­дородной, глинистой почвы.

Школа не должна быть далеко и от промышленных цент­ров. Так, например, соседство с нашей школой крупных маши­ностроительных предприятий (вагоностроительный, автомо­бильный заводы), гидроэлектростанции, опытной сельскохозяй­ственной станции - этих очагов науки, знаний, трудового мас­терствa - в большой мере определяет уровень трудовой куль­туры и запросов наших воспитанников, содержание и характер их внеклассной работы, в частности технического конструиро­вания и моделирования.

Обстановка классных занятий и внеклассной работы

Учебные занятия в нашей школе проводятся в четырех зданиях. Главное здание с десятью классными комнатами предна­значается для 5-10 классов (5-6 классы - на первом эта­же, 8-10 классы - на втором). В трех расположенных рядом зданиях - классные комнаты 1,2,3 и 4 классов. В каж­дом здании - учительская.

В каждом доме живет как бы небольшая семья, в которой все дети знают друг друга, постепенно они входят в жизнь и общешкольного коллектива. Нет суеты, толкотни, от которой маленький ребенок быстро устает. Из своего дома ребенок вы­бегает сразу же в сад, на зеленые лужайки; по бетонированным дорожкам он в любую погоду, буквально не замочив ног, может добраться в любое здание - к своим старшим или млад­шим товарищам.

Придя в школу, ученик оставляет пальто на вешалке и оде­вается, лишь уходя домой. Сколько бы раз ни переходил он из здания в здание (а переходить ему приходится несколько раз), он не надевает пальто.

В каждом доме, предназначенном для младших возрастных групп, и на каждом этаже главного учебного корпуса есть комната для чтения - уголок постоянного интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка. Здесь он на­ходит постоянно обновляемый комплект литера туры: научно­-популярные и научные книги, журналы и брошюры, детские хрестоматии по науке и технике, Детскую энциклопедию, ху­дожественную литературу. Стенды с литературой, рассчитан­ной на определенный возраст, есть также в коридорах. Раскла­дывают и убирают эти книги сами ученики - это их пионер­ские и комсомольские поручения. Каждый может пользоваться книгой в школе или брать ее домой. Все, что предлагается в комнатах для чтения, рассчитано на то, чтобы ученик постепен­но выходил за рамки учебной программы, чтобы чтение стано­вилось для него любимым занятием. Выделение особой комна­ты для чтения и систематическая забота о развитии индивиду­альных интересов - это очень важные стороны интеллекту­ального воспитания.

Продумывая, что характерно в данный момент для духов­ной жизни детей, на чем основывается их интеллектуальное развитие, воспитатели подбирают книги и кладут их в шкафы, в которых для каждой отрасли знаний выделена отдельная полка. Например, в комнатах для чтения I-IV классов лите­ратура раскладывается по следующим полкам-разделам:

не­живая природа; живая природа; цветы; плодовые деревья; птицы; труд; человек; искусство; прошлое нашей Родины и человечества; народы мира; жизнь выдающихся людей; жизнь и подвиги героев-пионеров; техника; сказки народов мира; игры, загадки, пословицы, поговорки.

В комнате для чтения 5-7 классов книги разложены по таким разделам:

мир растений и животных; природа нашей Родины; цветы; плодовые деревья, птицы; неживая природа; страны и народы мира; прошлое нашей Родины; жизнь выда­ющихся людей; человек человеку друг, товарищ и брат (книги о коллективизме, дружбе и взаимопомощи); математика и фи­зика; механика; электротехника; химия; автоматика и радио­электроника; научная фантастика; специальности и профес­сии; сказки народов мира; книги о героизме; игры, загадки, пословицы, поговорки.

В комнате для чтения VIII-X классов названия разделов, по которым группируется литература, отражают юношеское стремление охватить всю многогранность мира, причем особое внимание уделяется проблемам переднего края науки. Приво­дим эти названия:

личность и коллектив; общество будущего; что такое нравственность; человек человеку друг, товарищ и брат; великие мечтатели - социалисты-утописты; борцы за социальный и моральный прогресс всех времен и народов; вы­дающиеся ученые, писатели, композиторы, скульпторы, художники, артисты; выдающиеся люди труда; материя, вещест­во, энергия; мир элементарных частиц, поле, гравитация, электроника, кибернетика, телемеханика, бионика; химия; биохимия; астрономия, астронавтика; наш ровесник - молодой современник нашей страны и зарубежных стран; в жизни всегда есть место для подвига; проблемы, которые еще не ре­шены наукой; журнальные и газетные статьи, посвященные дискуссиям по актуальным вопросам общественной жизни, литературы, искусства; фантастика, мир приключений; любовь и дружба; профессии, мастерство; Малая советская энцикло­педия, словари, справочники.

Кроме того, в каждой комнате лежат журналы: «Знание­ сила», «Техника - молодежи», «Юный техник», «Юный нату­ралист», «Знания и труд» (на украинском языке), «Природа», «Вокруг света», «Новый мир», «Октябрь», «Проблемы физики», «Искусство», «Юность», «Молодежь и техника» (на немецком языке), «Дружба» (на французском языке), «Эстетическое воспитание» (на чешском языке).

Без внеклассного чтения учение на уроках превратилось бы в зубрежку.

Книги для пополнения разделов приобретаются на средства специального книжного фонда. Не пополнять литературу в комнатах для чтения - это означало бы подрубить корни, ко­торые питают умственный труд на уроке.

Приводим перечень книг и брошюр, представленных в раз­деле «Неживая природа» в комнате для чтения 5-7 классов:

«Почему реки в море текут» Ганейзер, «Вода вокруг нас» Мезенцева, «О простом железе» Мара, «Ветер и его использо­вание» Кармишина, «Путешествие капли воды»-Архангельско­го, «Рассказы об атмосфере» Ляпунова, «От лучины к элек­тричеству» Сидорова, «Холод» Комарова, «Тайны моделей» Морозова, «Приборы и модели по неживой природе» Павлови­ча, «Опыты и самоделки по физике» Смирнова, «Грозные силы» Арманда, «Вулканы» Заварицкой, «Землетрясения» Горшкова, «Земля - небесное тело» Баева, «На чем земля держится» Ого­родникова, «Солнце и его семья» Ивановского, «Начатки мироведения» Баева и Шишакова, «Загадки Земли», «Земля и ма­ятник», «Строение и состав Земли», «Богатства Земли» Буб­лейникова, «Занимательная геохимия», «Занимательная геохимия», «Рассказы о самоцветах», «Воспоминания о камне» Ферсмана, «Кристаллы» Шаскольской, «Чудесный атом» Буя­нова, «Каменный уголь» Жемчужникова и Гора, «Рассказы о нефти» Тихонравова, «В мире камня», «В поход за полезными ископаемыми» Яковлева, «Как определять минералы» Разу­мовского, «Вода и ее применение» Суслова, «Воздушный оке­ан» Дзердзеевского, «Загадка ионосферы» Честнова, «Молния и гроза» Стекольникова, «Человек и стихия» Ильина, «Боль­шая химия» Вольпера, «Атом-гигант» Бема и Дорге, «Земля и небо» Волкова.

В главном учебном Корпусе, кроме классных комнат, нахо­дятся также математический кабинет, кабинет языка и лите­ратуры, кабинет иностранных языков с фонотекой, радиолабо­ратория (со школьным радиоузлом), музыкальная комната, пионерская комната, комсомольская комната, школьный му­зей, методический кабинет, уголок для родителей, фотолабора­тория, уголок изобразительных искусств, спортивный зал, ти­хий уголок (здесь ученик может уединиться, чтобы подумать, помечтать, поговорить с товарищем, почитать книгу или га­зету), склад инвентаря для самообслуживания.

Ученики 5-10 классов занимаются все время в главном учебном корпусе, за исключением уроков физики, химии, био­логии и трудового обучения, которые проводятся в кабинетах и мастерских, находящихся в других помещениях. Уроки физ­культуры в теплую погоду проводятся на спортивной площадке под открытым небом.

В математический кабинет в свободное от уроков время приходят заниматься ученики всех возрастов. Здесь работают кружки юных математиков. Поэтому в шкафах здесь можно найти для младшего и среднего возраста математические игры, для старшего возраста - книги по истории математики, сбор­ники задач, счетные приборы и устройства. В математическом кабинете сосредоточены экзаменационные работы за все годы существования школы.

В кабинете языка и литературы - двести художествен­ных произведений, которые нужно прочитать каждому в школь­ные годы, чтобы быть художественно образованным. Это зна­чительно меньше, чем прочитывает обычно человек до вступ­ления в зрелый возраст, но добиться того, чтобы учащиеся прочитали именно эти книги (а некоторые из них перечитали несколько раз) - нелегкая воспитательная задача. Здесь же списки литературы, рекомендованной для чтения в каждом возрасте; отдельно - список книг, которые надо пере читать не­сколько раз; без этого мы не мыслим полноценного нравствен­ного и эстетического воспитания. Здесь аннотации на лучшие художественные произведения, составленные учениками, сове­ты юным читателям, тетради с лучшими сочинениями, от­дельные номера стенных литературных газет, архив рукопис­ного журнала «Наше творчество».

Списку произведений, которые мы рекомендуем прочитать несколько раз, предпослано следующее обращение:

«Юноши и девушки. Перед вами названия книг, которые вошли в художественную сокровищницу человечества. Их на. до прочитать несколько раз. Эти книги научат вас жить, от­кроют перед вами красоту искусства».

В список включены:

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева; «Горе от ума» Грибоедова; «Герой нашего времени» Лермонтова; «Евгений Онегин» Пушкина; «Отцы и дети» Тургенева; «Вой­на и мир» И «Воскресение» Толстого; «Русские женщины» Не­красовa; «Мертвые души» Гоголя; «Что делать?» Чернышев­ского; «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина; «Степь» Чехова; «Старуха Изергиль» Горького; «Тихий Дон» И «Поднятая целина» Шолохова; «Как закалялась сталь» Островского; «Мо­лодая гвардия» Фадеева; «Повесть о настоящем человеке» Полевого; «Русский лес» Леонова; «Всадники» Яновского; «Знаменосцы» Гончара; «Король Лир» И «Гамлет» Шекспира; «Дон Кихот» Сервантеса; «Фауст» Гёте; «Вильгельм Телль иШиллера; «Германия» Гейне; «Чайльд Гарольд» Байрона; Отверженные» Гюго; «Тиль Уленшпигель» Шарля де Костера; Овод» Войнич; «Шагреневая кожа» Бальзака; «Жан Крис­тоф» Роллана; «Мартин Идею» Джека Лондона, «Пан Тадеуш» Мицкевича; «Под игом» Вазова; «Старинные чешские сказания» Ирасека; «Витязь в тигровой шкуре» Руставели; «Кобзарь» Шевченко; «Давид Сасунский» (армянский эпос); «Ре­портаж с петлей на шее» Фучика; «Сердце, врученное бурям» Хосрова Рузбеха.

По содержанию прочитанных и перечитанных книг время от времени проводятся беседы, этим мы добиваемся, что у уча­щихся обновляется интерес к прочитанным книгам.

В кабинете иностранного языка - литература для внекласс­ного чтения на двух языках, которые изучаются в школе (на французском и немецком), а также литература на английском языке, который каждый ученик может изучать факультативно (в кружке). Здесь же фонотека, содержащая магнитофонные записи уроков, художественного чтения стихотворений и про­зы; записанные на пленку выступления учителей, писателей, инженеров, общественных деятелей. Отдельный раздел фо­нотеки - запись ученических ответов на уроках иностранных языков с последующим фонетическим анализом произношения. В папках хранится коллективная пере писка с учащимися зару­бежных стран (на иностранных языках), а также карта с обозначением городов и стран, где живут зарубежные корреспон­денты наших учеников.

Радиолаборатория имеет оборудование, необходимое для практических работ по радиотехнике: наборы радиодеталей для конструирования новых радиоприемников, радиопередатчик, передающую установку для управления движущимися моде­лями ми механизмов по радио. Здесь же находятся радиоприемники, из которых одним пользуются для слушания передач и за­писи их на магнитофонную пленку, а второй стоит на стенде; телевизор (другой телевизионный аппарат - в физическом ка­бинетe, где ученики коллективно смотрят передачи). В радио­лаборатории помещается также школьный радиоузел для трансляции по радио еженедельного радиожурнала (в каждой классной комнате, в мастерских и рабочих комнатах установлены репродукторы), установка для записи на магнитофонную пленку (выступлений коллективов художественной самодея­тельности, Индивидуальных выступлений, обращений к детям гостей школы, родителей). Ученики смонтировали две радио­станции: одна из них находится в радиолаборатории, другая ­в физическом кабинете.

В музыкальной комнате проводится внеклассная работа по музыке и пению. Здесь оборудование и наглядные пособия для изучения музыкальной грамоты, фонотека произведений клас­сической и современной музыки. Мы добиваемся, чтобы слу­шание этих произведений стало духовной потребностью наших воспитанников: в свободное от занятий время ученики прихо­дят сюда слушать музыку. В музыкальной комнате хранятся народные инструменты.

В пионерской комнате - хозяйство и атрибуты пионерской дружины (знамя дружины, флажки отрядов, галстуки кубин­ских, немецких, чехословацких пионеров, врученные нашим де­тям, горн, барабан), папки с написанными детьми торжествен­ными обещаниями (во время вступления в пионеры). Бывает, что отец, присутствуя при вступлении в пионеры своего сына, показывает ему и всей дружине свое обещание, написанное двадцать - тридцать лет тому назад. Обращения отца к сыну, ко всем детям вызывают волнующие переживания, затрагивают сокровенные уголки детских сердец. В пионерской библиотеч­ке, подобранной для этой комнаты, - биографии выдающихся людей; на отдельной полочке - книги о жизни и подвигах де­тей - героев нашей Родины и других народов. Здесь же книги о дружбе и братстве народов, об их борьбе за мир, о жизни детей зарубежных стран. Наши дети прекрасно понимают, что у детей трудящихся всех стран единые мысли и стремления.

В пионерской комнате рядом с портретами наших пионеров-­героев висит портрет японской девочки Садако Сасаки из Хи­росимы, серьезно пострадавшей от взрыва американской атом­ной бомбы. Как и все дети мира, наши пионеры, узнав, что ма­ленькой девочке угрожает смерть, посылали ей бумажных жу­равликов, которые, по японскому поверью, приносят людям счастье. Неотправленные журавлики - когда их собирались послать, пришла весть о смерти девочки,- лежат под портре­том. Здесь же плакат-стенд с гневными словами: «Вечное про­клятье тем, кто бросал и собирается бросать атомную бомбу на мирные города и села. Мы, советские дети, хотим, чтобы над землей всегда сияло мирное синее небо».

В пионерской комнате - портреты наших почетных пионе­ров - лучших рабочих, крестьян, их подарки - книги, рисун­ки. Здесь также есть фонотека с записью музыкальных произ­ведений для детей. Мы стремимся к тому, чтобы было как мож­но больше уголков, в которых ребенок мог бы послушать любимую музыку, помечтать, побыть со своим другом или подругой или уединиться.

В комсомольской комнате можно задушевно побеседовать с другом, почитать и, как и в пионерской комнате, послушать му­зыку. Для чтения здесь подобраны книги из серии «Жизнь за­мечательных людей», книги по истории комсомола; на специ­альной полке - книги о подвигах во имя благородных идей, пламенные, огненные страницы о жизни людей большой души и высоких идеалов. Эти книги имеют такое же символическое значение, как и свежие цветы перед алым транспарантом, на котором написаны слова о цели жизни, принадлежащие муже­ственным борцам за социальный прогресс - Джордано Бруно и Кампанелле, Яну Гусу и Гарибальди, Костюшко и Кошуту, Эрнсту Тельману и Христо Ботеву, Сен Катаяме и Патрису Лумумбе, Юлиусу Фучику и Николаю Островскому, Чернышев­кому и Александру Ульянову, Марксу и Ленину. В минуты уединения здесь юноши и девушки читают, думают о жизни.

Музыкальные произведения в комсомольской комнате подо­браны с учетом чувств и переживаний, свойственных главным образом молодежи.

В школьном музее по крупицам собирается все, что пони­мается и переживается школьным коллективом как честь, до­стоинство школы, что объединяет всех нас в единую семью. Здecь и отдельные предметы, воплощающие мастерство труда воспитанников (действующие модели, приборы, рисунки и т. п.), портреты воспитанников, совершивших подвиги во славу Роди­ны, портреты учителей, ушедших на пенсию, их обращения к ученическому коллективу, записанные на пленку. Здесь же хранятся летописи добрых дел классных коллективов, лучшие сочинения по литературе, тетради учеников, окончивших школу много лет назад. В школьном музее хранятся также вырез­ки из газет - заметки, в которых кто-нибудь из жителей села упоминает добрым словом о школе, об отдельных учениках или учителях.

Методический кабинет - комната, в которой учителю мож­но поработать, почитать, подумать; в педагогической библиоте­ке - книги по теории обучения и воспитания, психологии, этике, эстетике; энциклопедические словари, справочники. Здесь же хранятся вырезки из газет и журналов, статьи по вопросам воспитания и обучения, распределенные по следующим разде­лам-папкам:

теория и практика нравственного воспитания; ин­теллектуальное воспитание; физическое воспитание; эстетическое воспитание; политехническое образование и обучение; воспитание трудолюбия; воспитание индивидуальных наклон­ностей и призвания; духовная жизнь воспитанников; психология процесса овладения знаниями; психологические особенности детей младшего, среднего и старшего возраста; выбор профессии; мальчики и девочки в коллективе; методика преподавания основ наук (для каждого предмета отдельная пап­ка); учебно-воспитательная работа в начальных классах; твор­ческие письменные работы учащихся; новости науки и техники (с разделами «Гуманитарные науки» и «Естественные нау­ки»).

Отдельные материалы, хранящиеся в папке, наклеены на большие листы бумаги, чтобы их можно было использовать как стенды. Стенд «Используйте в воспитательной работе» пред­лагает педагогам заметки, очерки, статьи о моральном облике человека, о подвигах, которые могут служить примером для молодого поколения. На стенде «Книжные новинки» выстав­ляется новая педагогическая литература.

В уголке для родителей - все, что характеризует труд уче­ние, творчество детей. Каждый отец, каждая мать находят здесь что-нибудь хорошее о своем ребенке: образцово выполненную письменную работу; инструмент или действующую мо­дель, сделанные им в мастерской;· тетрадь, чертеж, рисунок. Здесь учитель может побеседовать с отцом, матерью ученика (уединение в этом случае особенно важно).

В учительской, кроме расписания уроков, нет ничего, что напоминало бы школьную обстановку: на столе - аквариум; рядом - зеленый уголок, находящиеся в нем растения (лимон­ные деревья, лавр) освежают воздух; вокруг стола - мягкие стулья, на столе - журналы, шахматы.

Уголок изобразительных искусств - классная комната и часть коридора на втором этаже. Здесь устраиваются выставки рисунков юных художников. В шкафу - книги и альбомы по искусству, дающие представление о сокровищах важнейших музеев мира. На стенде «Новости искусства» - вырезки из га­зет и журналов.

Тихий уголок - небольшая уютная комната. Здесь на сте­нах висят копии картин выдающихся художников (две копии, они периодически меняются; например, в течение последних трех лет вывешивались картины Левитана «Золотая осень», Куинджи «Березовая роща», Васнецова «Аленушка», Василье­ва «Перед дождем», Трутовского «В лунную ночь», Похитоно­ва «Сумерки зимой на Украине»). На столе альбомы репродук­ций и фонотека с записью произведений, располагающих к раз­думьям, воспоминаниям, мечтам.

Уголок для девушек - маленькая комнатка, в которой вы­ставляются книги и брошюры (фонд их постоянно пополняется) по анатомии и физиологии, о гигиене девушки и женщины, о материнстве. Эти книги и брошюры девушки охотно берут чи­тать и обычно не возвращают. Мы считаем это нормальным: девушки нередко стесняются вступать в беседу, задать вопрос учительнице, они и книгу берут так, чтобы никто не узнал, что их заинтересовало.

В каждом учебном здании есть склад инвентаря для само­обслуживания. Каждый класс имеет свое ведро, поливалку для цветов, щетки для стирания пыли со стен, тряпки. На каждый этаж - пылесос. Каждая вещь имеет свое место.

Перед входом в школу ученик дважды моет обувь: первый раз у забора, в бассейне для мытья обуви, потом, пройдя по бетонной дорожке, в другом бассейне, перед входом в здание школы, начисто. Дежурные проверяют чистоту обуви: ученик становится на белую холстинку и вытирает подошвы, если на холстинке не остается следа, значит, можно заходить в школу. Если холстинка загрязняется, ученик идет снова мыть обувь, забирая с собой для стирки и загрязненную холстинку. На все это (мытье обуви, проверка чистоты) у каждого ребенка расхо­дуется не больше двух минут в день. Вместе с тем эти две минуты значительно сокращают и облегчают труд учащихся по са­мообслуживанию и труд уборщиц.

Дорожки, по которым дети переходят из здания в здание, содержатся в идеальной чистоте, а если в ненастную погоду они бывают мокрыми от дождя, то ученик несет на ногах толь­ко влагу, но не грязь и не пыль.

В каждой классной комнате хозяйственный уголок, в кото­ром есть иголки, нитки, пуговицы, тряпочки, куски материи.

В доме, где занимаются 1-2 классы, есть комната для игр и комната сказок. В комнате для игр собраны игрушки для ма­лышей, рассчитанные на развитие кругозора, сообразительно­сти, на формирование практических умений и навыков, а самое главнoe - на утверждение жизнерадостного отношения к ок­ружающему миру. В холодную погоду дети здесь играют.

Значительная часть игрушек приводится в движение элек­тричеством; есть игрушки, построенные старшеклассниками на принципах автоматики. В подборе игрушек и в пользовании ими мы соблюдаем принцип: игра должна быть средством все­стороннего развития, в частности развития интеллектуального, электрического образования» (В. И. Ленин).

В комнате сказок декорации и макеты создают сказочную обстановку. В одном углу, например, лес, избушка на курьих ножках, дупло - жилище филина, напоминающие русскую народную сказку о бабе-яге; в другом углу - фанерные маке­ты, создающие обстановку украинской сказки о мальчике, которого унесли на крыльях гуси; в третьем углу - обстановка од­ной из сказок Андерсена; в четвертом - обстановка японской сказки. Все это создано для эмоционального и эстетического воздействия на ребенка. Здесь проводятся отдельные уроки чте­ния и развития речи. Чтение и рассказывание сказок в этой обстановке во внеурочное время оставляет в детской душе неизгладимый след.

В каждом учебном здании есть живые уголки, где стоят выращиваемые детьми цветы и где дети проводят опыты с сельско­хозяйственными растениями и с почвой.

Некоторые уроки в начальных классах учителя проводят среди живой природы, в теплице, на учебно-опытном участке. В теплые осенние и весенние дни занятия с учащимися 1-2 классов проводятся в зеленом классе. Зимой же занятия со старшеклассниками проводятся иногда в зимнем классе, кото­рый специально оборудуется для этой цели.

Каждый класс имеет свае хозяйства: один или два вазона с цветами, шкаф (с тетрадями, карандашами, наглядными пособиями, материалами для ручного труда), линейку или метр (для рабаты на доске), циркуль, указку, ящичек с цветными мелками, арифметическую или логарифмическую линейку. В столе хранятся классные ценности (деньги, библиотечка и др.).

Кабинеты, рабочие комнаты расположены в особам здании, в 30-40 метрах от главного учебного корпуса. Здесь находятся кабинеты: физический, химический, биологии и почвоведения, машиноведения и электротехники (для старших классов); рабо­чая комната по электротехнике для среднего и младшего воз­раста; рабочая комната по радиотехнике; рабочая комната ценных конструкторов, юных мастеров автоматики и радиоэлек­троники; рабочая комната для занятий по ручному труду уча­щихся 1-1V классов. Отдельный вход (с противоположной сто­роны здания) ведет в шкальную электростанцию и в маленький 4литейный цех». Химические реактивы, 'Опасные для здоровья, хранятся в сейфе в подвале. Для подготовки учителей физики и химии к урокам есть особые лаборантские комнаты.

В физическом и химическом кабинетах па 20 двухместных столов, экраны для демонстрации учебных фильмов (киноап­параты - в соседних лаборантских комнатах), классные доски, электрифицированная таблица периодической системы Менде­леева. На каждом столе - раковина для сливания воды и остат­ков при проведении лабораторных работ. К каждому рабочему месту подведена электричества и вода. В шкафах - наборы приборов и материалов для индивидуальных лабораторных ра­бот, а также для Электра- и радиомонтажных работ. Каждое рабочее места обеспечена «карманной лабораторией» - неболь­шим индивидуальным наборам сухих реактивов, тигельками, горелкой, пинцетами, стопочками, стеклянными палочками, совочками, пипеткой, фильтровальной бумагой, соляной кислотой, паяльной трубкой, запасам сухого спирта и уротропина. Карманные лаборатории, укомплектованные самими учащими­ся, играют большую роль в их самостоятельной рабате, особен­на во время походов юных геологов.

В биологическом кабинете - экран для демонстрации учеб­ных кинофильмов и диафильмов; каждое рабочее места обеспе­чена микроскопам, наборам луп и препаратов, гербариями и коллекциями, собранными учащимися.

В физическом, химическом, биологическом кабинетах ­папки «Новости науки и техники», куда вкладываются вырезки из газет и журналов и переводы из иностранных детских и юношеских научно-технических журналов, выполненные учи­телями и учащимися.

В последние три года физический кабинет обогатился тремя установками для программированного обучения, смонтирован­ными учителем радиотехники В. И. Шенгуром и учениками старших классов. На столе учителя - пульт управления, соединенный электроканалом с каждым рабочим местом. На каждом рабочем месте - установка для приема заданий от пульта управления. Учитель имеет возможность давать одно­временно задание в 36 вариантах - каждый ученик получает отдельную индивидуальную работу. Выполнив задание, ученик сообщает результат на пульт управления, получает оценку и новое задание. Эта установка используется на уроках математики и физики. Такие же установки смонтированы для математическoгo кабинета и кабинета иностранного языка.

Учебные кабинеты рассчитаны не только на учеников, овладевающих программой, но и на тех из них, наиболее способных, которые знакомятся с отдельными проблемами науки за год или за два до изучения на уроках. Чем больше круг приобре­таемых учеником знаний, которые выходят за рамки программы, тем богаче интеллектуальная жизнь коллектива, выше уро­вень умственного развития менее способных учеников, меньше опасность отставания, неуспеваемости.

В учебных кабинетах есть также папки-стенды (их можно при необходимости выставлять для коллективного чтения) на темы: «Физика на каждом шагу», «Химия на каждом шагу», «Биология и биохимия на каждом шагу», «Математика на каж­дом шагу». К отдельным из этих материалов подобраны прибо­ры и установки, демонстрация или действие которых раскры­вает в яркой, занимательной форме сущность закономерностей природы.

В кабинете машиноведения и электротехники для старших школьников - действующие модели электродвигателей, установка для зарядки аккумуляторов, преобразователи, действую­щая модель электрифицированной железной дороги, модели машин и механизмов, макеты, схемы. Здесь же рабочие места для занятий группы учащихся (для 15 человек, т. е. для поло­вины класса), а также рабочие места для коллективной работы. Ученики старших классов монтируют здесь действующие моде­ли, механизмы, электрические приборы и установки.

В рабочей комнате по электротехнике для младшего и сред­него возраста занимаются кружки юных электротехников и электромонтажников. Здесь оборудованы рабочие места для 15 учеников; на отдельных столах - модели машин и механизмов, которые приводятся в движение электричеством. На каж­дом рабочем месте - запас материалов и деталей, необходимых для конструирования и моделирования электроприборов, а также инструменты по электрослесарному делу. Модели машин и механизмов в этой рабочей комнате подобраны с таким рас­четом, чтобы ученики видели преобразование энергии в механических, тепловых, химических процессах. Наряду с механиз­мами и установками, объясняющими начала электротехники, здесь есть механизмы и установки, отражающие перспективу, завтрашний день (термоэлектрические установки, построенные на использовании полупроводников, принципиальная модель установки, иллюстрирующая безгенераторное получение элект­роэнергии). В этой же комнате материальная база для млад­ших школьников, увлекающихся электротехникой: стол, не­сколько рабочих мест со специальным набором инструментов. Дети изготовляют здесь маленькие модели генераторов, мон­тируют модели агрегатов из готовых узлов, деталей и отдель­ных механизмов.

В рабочей комнате по радиотехнике 12 рабочих мест, здесь занимаются только те ученики младшего и среднего возраста, которые проявляют наклонность к радиоделу. Почти все нахо­дящиеся здесь аппараты, приборы, установки изготовлены ру­ками кружковцев под руководством наиболее способных уча­щихся 8-10 классов. Каждое рабочее место обеспечено ма­териалами и инструментами для выполнения трудовых зада­ний разной сложности (монтирование радиоприемников, изго­товление установок для управления моделями по радио). Работа здесь рассчитана на продолжительное время и объединенные усилия коллектива.

В рабочей комнате юных конструкторов и юных мастеров автоматики и радиоэлектроники - механизмы и инструменты для обработки металлов и дерева (тиски, два токарных, свер­лильный, фрезерный, строгальный станки), электроплавильная печь, электропаяльники, электролобзики. Для самых маленьких здесь отведен уголок с миниатюрными двумя сверлильными, двумя токарными и одним фрезерным станками. Окружающий детей мир машинной техники развивает у них наклонности к техническому творчеству.

Другая часть рабочей комнаты отведена для кружка авто­матики и радиоэлектроники. Здесь 5 рабочих мест для выпол­нения тонких, точных работ по обработке металлов, измери­тельные приборы, электропаяльники, набор материалов для из­готовления разнообразных реле, а также для изготовления мо­делей машин и механизмов, действующих на принципах авто­матики. Для малышей есть маленькие токарный и сверлильный станки. В центре токарный станок с программным управлением для обработки деталей из пластмассы и мягкого металла. В са­мой обстановке этой комнаты многое напоминает о характере труда кружковцев: свет включается и выключается автомати­чески, шкаф для удаления газов во время работы паяльником, часы, фиксирующие время работы кружковцев, также включа­ет и выключаются автоматически.

В комнате по ручному труду для 1-4 классов рабочие ме­ста целого класса, шкаф с материалами и инструментами, электролобзики, два токарных станочка по дереву. К окончанию V класса все наши дети умеют точить на этом станочке, это такая же азбука труда, как и умение пользоваться ножницами. Эта рабочая комната не случайно расположена рядом с рабочими комнатами кружков: ученик младшего возраста каждый раз видит, что делают его старшие товарищи, бывает и у юных конструкторов, У юных мастеров автоматики и радиоэлектроники, и у юных электротехников. Он убеждается на лич­ном опыте, что одного желания заняться каким-нибудь интерес­ным делом мало, надо научиться хорошо пилить, строгать, точить. Вообще младшие дети должны как можно чаще видеть, как учатся и работают старшие.

Школьная электростанция состоит из двух отделений и имеет тоже учебное назначение.

В первом отделении находятся силовая установка с генера­тором переменного тока мощностью 16 киловатт, силовая уста­новка с генератором переменного тока мощностью 4,5 киловат­та, силовая установка с генератором постоянного тока 2 кило­ватта, термоэлектрогенератор, установка для зарядки аккуму­ляторов, гальваническая ванна, электроплавильная печь, элект­росварочный аппарат, фрезерный станок, точильная установка, циркульная пила - они размещены здесь, чтобы при учеб­ном запуске электростанция не работала вхолостую.

Во втором отделении - детская электростанция. Здесь нахо­дится силовая установка с генератором переменного тока низ­кого напряжения и небольшой мощности. К генератору можно присоединять действующие модели. Старшие школьники сдела­ли здесь несколько установок, автоматически включающих ток и останавливающих маленький двигатель внутреннего сгорания - это исключает несчастные случаи.

Рядом с электростанцией помещаются «литейный цех» и кузнечный горн.

Почти все, что есть в кабинетах, рабочих комнатах и мастерских, сделано руками учеников и учителей. Каждый учебный год наши рабочие комнаты и кабинеты пополняются новыми станками, действующими моделями и установками, стендами, столами для конструирования и моделирования. Так, в 1963/64 учебном году ученики и учителя сделали фрезерный станок по металлу, универсальный станок по дереву, циркульную пилу, два токарных станка с программным управлением, шесть ма­леньких токарных станков по металлу для учеников младшего и раннего возраста, 15 действующих моделей генератора переменного тока, 45 радиоприемников. Металлообрабатывающие станки мы изготовляем не только для себя, но и для соседних школ. 3а последние десять лет другим восьмилетним школам мы передали 18 станков и 45 учебно-наглядных пособий по физике математике, химии.

Рядом с главным учебным корпусом - здание мастерских. При входе в мастерские ученик надевает халат или комбине­зон - в зависимости от того, какую работу он выполняет. Ма­стерские состоят из трех отделений - столярного, слесарного, электротехнического. В первых двух отделениях по 20 рабочих мест, в третьем 18 рабочих мест и монтажный стол.

В столярном отделении пять токарных станков по дереву, один строгальный, один фрезерный, один универсальный, цир­кульная пила, три маленьких токарных станка. Возле каждого верстака для столярных работ ящик с инструментами, в кото­ром каждому инструменту отведено специальное место. Вытяж­ная труба очищает воздух от пыли. Здесь же находится смонти­рованная учениками установка для превращения деревянной стружки и опилок в брикеты, используемые как теплоизоля­ционный материал для санитарно-технических целей.

В слесарном отделении четыре токарных, один сверлиль­ный и один фрезерный станок, кроме того, два маленьких то­карных и один маленький сверлильный станок, маленькие ти­ски, пять электропаяльников. Каждое рабочее место имеет ти­ски, набор инструментов.

В электротехническом отделении на каждом рабочем ме­сте - детали и материалы для монтирования электрогенерато­ров и изготовления электроизмерительных приборов и действу­ющих изделий, приводимых в движение электроэнергией.

Рабочих мест в каждом отделении несколько больше, чем нужно для уроков. Это сделано с расчетом на то, что у школь­ников среднего и старшего возраста есть маленькие друзья, а в основе этой дружбы - единство интересов, задатков, наклонно­стей. Где бы ни работали старшие, всегда предусмотрен и труд младших. Вот почему в каждом отделении есть также и малень­кие станки.

В настоящее время при входе в мастерскую смонтирована металлическая сетка, под которой устроена небольшая камера, соединенная с вытяжной трубой. В то мгновенье, когда человек станет на сетку, автоматически включается вентилятор и поток воздуха очищает его обувь от пыли.

В том же здании, в котором размещены мастерские, нахо­дится школьная библиотека (в нее ведет отдельный ход). Здесь хранятся книги, с которыми дети знакомятся и которые они частично читают в комнатах для чтения, в кабинете языка и литературы, в пионерской и комсомольской комнатах. В нашей библиотеке есть любая книга, которая изучается по программе. Библиотечный кружок ведет журнал учета прочитанных книг. В этом журнале список учащихся, а по вертикали указаны название книг, которые каждый школьник обязан прочитать. Когда книга прочитана, ученик делает об этом отметку.

Несколько шкафов отведено отделу «Бессмертные произве­дений мировой литературы». Здесь необходимое число экзем­пляров книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы. Список этих книг В вестибюле главного учебного корпуса. Не прочитать этих книг считается признаком бескультурья и не­вежества. Если ученик по той или иной причине мало читает книг из этого списка, это «событие» обсуждается педагогическим советом.

Научная литература в библиотеке для старших классов подобрана по предметам - литература, история, математика, физика, химия.

Постоянно пополняется отдел для родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: