Трудовое обучение

В годы отрочества и ранней юности человеку надо дать уме­ния и навыки, которые помогли бы ему сознательно избрать профессию, раскрыть в труде свои задатки, способности, на­клонности.

Умения и навыки, необходимые для сознательного выбора профессии, ученики приобретают у нас двумя путями:

1.На обязательных занятиях, предусмотренных програм­мой. В начальных классах - это ручной труд; в 5-7 - труд на учебно-опытном участке и в мастерских; в 8-10 - ­труд, связанный с изучением основ промышленного и сельско­хозяйственного производства. Труд на обязательных занятиях включает обработку материалов (бумага, картон, пластилин, глина, дерево, ткань, металлы, пластические массы), обработку почвы и уход за растениями, конструирование и моделирова­ние, управление машинами и механизмами.

Общеобразовательная школа не ставит целью дать учени­кам профессиональную подготовку. Ученик, окончивший сред­нюю школу, должен лишь ориентироваться в главных отрас­лях производства и владеть умениями и навыками, облегча­ющими сознательный выбор специальности.

Элементарные виды ручной обработки материалов в началь­ных классах - первый, но очень важный этап трудового об­учения. Умения и навыки, приобретаемые на уроках ручного труда, являются условием формирования и развития других, более сложных умений и навыков, которые приобретаются в среднем и старшем возрасте. Умение выпиливать лобзиком или вырезать из бумаги - это подготовка к работе на тисках, к обработке металла напильником и на токарном станке, к конструированию радиоприемников и т. д. В 1 и 2 классах наши дети вырезают металлическими резцами бумажные кру­жева, деревянные модели машин и механизмов, фигурки лю­дей и животных. Этот труд развивает глазомер, усидчивость, воспитывает чувство красоты. Из соломы дети плетут и вяжут маленькие сумочки, кошельки, стулья (все это - игрушки), из глины и пластилина лепят фигурки людей, зверей.

Наряду с простейшими видами обработки материалов дети учатся в начальных классах конструировать и моделировать, монтировать и демонтировать модели сооружений, машин и ме­ханизмов (игрушечные). Труд сочетается с элементами игры.:Конструирование и моделирование начинается с использова­ния мягкой металлической проволоки и пластмассовых плас­тинок. Дети делают проволочные фигурки животных, зверей, потом переходят к моделям трактора, автомашины, самолета, подъемного крана, экскаватора, транспортера. Из деревянных, металлических, глиняных и пластмассовых деталей, пласти­нок, блоков сооружают модели домов и хозяйственных построек. По мере ознакомления с обработкой дерева все больше дета­лей изготовляется с применением клея. На отдельных уроках дети учатся изготовлять фигурки людей и животных из папье-маше.

В начальных классах дети начинают овладевать инстру­ментами. Детским инструментам для ручного труда мы прида­ем очень большое значение. Ученики средних классов на уро­ках труда в слесарной мастерской изготовляют для младших ножи и резцы для резьбы по дереву, для вырезания из бумаги и картона. Сделан специальный станок, с помощью которого малыши изготовляют маленькие глиняные плиточки-кирпи­чи для постройки игрушечных зданий. Маленькие стамески и долота, топоры и молотки - все это находит применение в детском труде. Обучаясь обрабатывать материалы, ребенок по­степенно переходит к изготовлению предметов, вещей, в кото­рых совершенство целого зависит от совершенства частей, от их взаимодействия. Точный расчет, тонкость обработки и мон­тирования, четкое взаимодействие деталей, частей целого ­эти черты культуры труда в начальной школе очень важны для дальнейшего трудового обучения. Так, ученики 4 класса из пружины и ножниц монтируют инструменты для обрезки веток на маленьких деревьях.

В жизни отдельные умения и навыки превращаются из профессиональных в универсальные (например, умение работать на несложном токарном станке), становятся азбукой труда. Поэтому мы дополняем программу начальных классов обработ­кой дерева и металла на токарном станке. На миниатюрных станках дети точат валики, болты из дерева и мягких сплавов.

Работая на учебно-опытном участке, младшие школьники ·овладевают умениями и навыками творческого сельскохозяй­ственного труда. Они выполняют не вспомогательные, второ­степенные виды работ, а начинают и завершают сравнитель­но сложные для своего возраста трудовые задания, получают материальные результаты. С 1 класса дети начинают несколько циклов сельскохозяйственного труда (на маленьких участках) по обработке почвы и повышению ее плодородия, по уходу за деревьями, по выращиванию зерновых и технических культур. Один цикл рассчитан на год, другой - на четыре года, тре­тий - на семь-восемь лет. За годы пребывания в начальной школе каждый ребенок выращивает высокий урожай: получа­ет два колоса там, где люди до сих пор выращивают один колос, осмысливает зависимость даров природы от разума, во­ли, творчества человека. В формировании этого убеждения большое значение имеет индивидуальный трудовой опыт. Каж­дому ребенку во 2 классе дается квадратный метр земли, на котором он выращивает 500 граммов пшеницы, что в перевод е на гектар составляет 50 центнеров. В 3-4 классах выращи­вается урожай еще выше - по 600 и 700 граммов с одного квадратного метра (60, 70 центнеров, с гектара). Дети заботливо ухаживают за каждым растением, берегут каждое зернышко.

К моменту окончания начальной школы каждый ученик выращивает 3-4-летние саженцы (эта работа начинается в первую осень или весну школьной жизни). Кроме того, ученик в первую осень обучения в школе сажает плодовое деревцо, ко­торое к моменту окончания им начальной школы уже начина­ет плодоносить.

Цель труда в мастерских и на учебно-опытном участке в 5-8 классах - дальнейшее развитие умений и навыков, усиление общественно полезной и производительной стороны труда, дифференциации интересов на основе развития задат­ков, наклонностей и способностей. Ученики овладевают умени­ями и навыками слесарного, токарного, электромонтажного дела, ухода за растениями и животными. Опыт убеждает, что в 8 классе целесообразно переходить к изучению основ про­изводства (наши ученики изучают в 8 классе двигатели внутреннего сгорания, принципы действия наиболее распро­страненных рабочих машин, электромонтажное дело).

В среднем возрасте учебный элемент труда еще больше со­четается с производительным. Не только научиться, но и сде­лать что-то полезное, нужное - это одно из главных правил трудового воспитания. Ученики 5-8 классов делают в ма­стерских и рабочих комнатах учебные приборы и пособия, дей­ствующие модели, инструменты, механические орудия труда, установки для технологических процессов. Ежегодно каждый классный коллектив или группа школьников изготовляет в мастерской сравнительно сложное механическое орудие тру­да - токарный, сверлильный или фрезерный станок орудия обработки почвы или ухода за посевами и др.

Весь этот труд имеет политехническую направленность и способствует всестороннему развитию личности. Ученики уже в подростковом возрасте знакомятся с общими принципами производства, овладевают умениями и навыками, общими для ряда конкретных отраслей труда.

Особенно большое внимание мы уделяем изготовлению на­глядных пособий по математике, физике, химии, а также про­стых, примитивных орудий для работы на учебно-опытном участке и в мастерской и несложных приборов и наглядных по­собий по механике, электротехнике. Как бы ни развивалась техника, какого бы высокого уровня ни достигла техническая мысль, путь к вершинам научной мысли и культуры труда бу­дет идти через овладение азбукой техники - через изучение двигателя внутреннего сгорания, турбины, ленточной и цир­кульной пилы и т. п. Как без знания азбуки невозможно при­близиться к переднему краю науки, так без знания несложных орудий, приборов, механизмов невозможно овладеть сложной техникой и высокой культурой труда.

На учебно-опытном участке каждый ученик выполняет в годы обучения в 5-8 классах следующие индивидуальные задания: выращивает зерновые и технические культуры (от трех до десяти культур), производит прививку культурных сортов плодовых деревьев к 25 дичкам, выращивает саженцы плодовых деревьев, закладывает питомник, повышает плодоро­дие почвы. Каждое задание имеет опытническую, исследова­тельскую направленность. Отдельные ученики, например, ис­следуют качество семян и удобрений. Труд на участке сочета­ется при этом с трудом в кабинете живой природы. Дети и подростки, интересующиеся сельскохозяйственным производ­ством, берут сравнительно большие участки - 20-100 квад­ратных метров - и, применяя на них достижения науки, осо­бенно химии, выращивают урожай в два, три, четыре раза выше, чем на колхозных полях.

Девочки, как и мальчики, овладевают умениями, необхо­димыми для труда в условиях высокоразвитой техники, но при этом для девочек подбираются трудовые задания, требу­ющие меньшего физического напряжения, но большей точно­сти, конструкторского творчества, мастерства. Если мальчики, например, изготовляют массивный токарный станок по метал­лу, то девочки заняты изготовлением автоматического устрой­ства или модели, действие которой основано на принципах автоматики.

Трудовое обучение в 8-10 классах состоит из теорети­ческих занятий и труда, в ходе которого ученики овладевают умениями и навыками. Теоретический курс включает такие темы, как общая характеристика отраслей производства в на­шей стране, основные черты главных отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, характеристика источ­ников энергии, общие принципы устройства и действия дви­гателей и рабочих машин, устройство и применение двигателя внутреннего сгорания и электромотора в рабочих машинах, химическая технология в наиболее распространенных отрас­лях труда.

На практических занятиях ученики овладевают умениями и навыками, имеющими политехнический характер, т. е. нахо­дящими применение во многих отраслях производства. В 8 классе ученики изучают стационарный двигатель внут­реннего сгорания и рабочие машины, и механизмы, а также электромонтажное дело и генератор. В 9-10 классах изучают трактор, автомобиль, комбайн, продолжают изучение электро­техники, изучают радиотехнику с элементами электроники и автоматики, овладевают работой на токарном, сверлильном и фрезерном станках. Овладение умениями тесно связывается с конструированием и моделированием, с ремонтом и восстанов­лением машин и механизмов, изготовлением слесарных и из­мерительных инструментов. В 8-10 классах все ученики изучают теоретический курс растениеводства и животновод­ства, а в специально отведенное время летом выполняют прак­тикум, связанный с этим курсом. Практикум по растениевод­ству и животноводству выполняется, как правило, одновремен­но с работой на тракторе. В 10 классе изучается теоретический курс агрохимии (18 часов) и выполняется практическая рабо­та по этому курсу.

Итак, трудовое обучение в старших классах построено на широкой политехнической основе; теория тесно связывается с практикой; между теоретическим курсом основ производ­ства и математикой, физикой, химией, биологией глубокая внут­ренняя связь. Благодаря этой связи на трудовое обучение в старших классах достаточно трех часов в неделю. Так, теоре­тический курс агрохимии укладывается в 18 часов только бла­годаря тому, что преподавание здесь основывается на актив­ном применении знаний, полученных при изучении неоргани­ческой и органической химии.

С первого взгляда кажется, что изучение основ производ­ства в старших классах очень перегружает учеников: здесь изучаются и двигатель, и генератор, и трактор, и автомашина, и электротехника, и радиотехника, и растениеводство, и живот­новодство. Это была бы действительно перегрузка, если бы на­ши дети уже в младших и особенно в средних классах не изу­чали в кружках машины, механизмы, не овладевали работой на металлообрабатывающих станках, не увлекались опытниче­ством. Электротехнику и радиотехнику нельзя было бы изучить в сжатые сроки (по 36 часов), если бы в 5-8 классах каж­дый ученик в техническом кружке не сделал своими руками генератор, радиоприемник. Раннее включение в производитель­ный труд облегчает политехническое образование, дает возмож­ность овладеть в старшем возрасте широким кругом политех­нических умений и навыков.

Благодаря политехническому характеру приобретенных знаний и умений перед каждым старшеклассником открывается возможность избрать ту специальность, в которой он может ярче всего проявить свои способности и наклонности. При этом надо иметь в виду, что наряду с обязательными занятиями по трудовому обучению, наряду с обязательным кругом знаний и умений есть и необязательные занятия: кружковая работа во внеурочное время, научно-предметные кружки, где каждый увлекается любимым делом - здесь и чтение литературы, и труд. Если бы не было этой сферы умственной и трудовой жиз­ни, не могло бы быть и речи об успешном политехническом об­разовании и трудовом обучении старшеклассников.

Мы заботимся о том, чтобы трудовое обучение в старших классах не превращалось в ремесленничество. Ведущую роль играет теория - теоретические знания, которые осмыслива­ются в процессе труда, наблюдений над трудом, опытом. Теоретические обобщения строятся на тех деталях труда, с ко­торыми ученики имеют дело на практике. Например, характе­ризуя роль энергетики, мы используем практический опыт, приобретаемый в процесс е управления двигателями внутрен­него сгорания, электромоторами. Проводятся экскурсии с та­ким расчетом, чтобы ученики увидели технику и процессы труда, наиболее характерные для главных отраслей производ­ства. Характеризуя то, что они видели во время экскурсий, ученики анализируют главные, типичные черты машин и ме­ханизмов, трудовых и технологических процессов.

Ученики решают политехнические задачи, смысл которых заключается в умении найти на практике явление, процесс, раскрывающие тот или иной принцип производства, ту или иную особенность, черту машинной техники.

Например: 1) назвать производственные процессы, в кото­рых имеет место механическое воздействие узлов машины или механизма на вещество с целью его дробления, измельчения; объяснить, как особенности вещества и конечного продукта определяют особенности устройства орудий, воздействующих на вещество; 2) какие приспособления необходимо изготовить, чтобы использовать трактор для погрузки и разгрузки сахар­ной свеклы?

Решение политехнических задач углубляет интерес к науке и технике, воспитывает культуру труда.

Летом в течение трех-четырех недель ученики, окончившие 8 и 9 классы, выполняют практикум - в школьных мас­терских, в рабочих комнатах и лабораториях, на учебно-опыт­ном участке, в цехах ремонтно-технической станции, в трак­торной бригаде колхоза. Окончившие 9 класс и сдавшие зачет по трактору работают в это время сменными трактористами. К каждому механизатору колхоза прикрепляется ученик­ сменный тракторист, работающий по шесть часов в день. К сменному трактористу прикрепляется помощник - ученик, окончивший восемь классов и овладевший управлением трак­тора в кружке. Ученики выполняют вспашку, культивацию, междурядную обработку, уборку урожая зерновых и техниче­ских культур, заготовку силосной массы, очистку семян, сев, внесение в почву удобрений.

Практикум по электротехнике включает монтирование электропроводки, подключение к ней электромоторов и на­гревательных приборов, изготовление генераторов переменного и постоянного тока небольшой мощности и напряжения. Вы­полнение этой работы требует значительной точности, расче­та и является хорошим средством углубления знаний и умений. Каждый ученик, оканчивая 8 класс, сдает в школьный фи­зический кабинет в качестве зачета действующую модель элек­трогенератора. Оканчивая Х класс, ученик делает генератор, который используется в действующей модели. Ученики ремонтируют электрооборудование трактора, автомобиля, самоход­ного комбайна, зерноочистительных агрегатов, электродоиль­ных установок и других машин. Несколько дней каждый уче­ник старших классов работает в составе бригад, выполняющих монтаж насосов, системы водоснабжения на фермах.

Каждый ученик за годы обучения в 8-10 классах из­готовляет упрощенную модель электроизмерительных прибо­ров, а также механическое орудие труда, приводимое в движе­ние электричеством (насос, точильная установка и др.). Все это тоже не специализация, а азбука труда. Без электрическо­го, по выражению В. И. Ленина, образования не построить коммунизма.

Каждый ученик за годы обучения в 8-10 классах монти­рует один ламповый и один транзисторный радиоприемник. Это обязательно. Те же юноши и девушки, для которых радио­техника и электроника становятся увлечением и наклонностью, самостоятельно овладевают более широким кругом знаний и умений. Периодически с ними проводятся занятия. Они изго­товляют приборы, основанные на принципах автоматики.

В течение последних 7 лет (1961-1967) в школе во время практических занятий и занятий в кружках сделано более 3500 различных приборов' и наглядных пособий по физике, хи­мии, математике, астрономии, действующих моделей и меха­низмов, а также разных станков, в том числе 35 ватерпасов, 35 мензул, 36 вертикальных угломеров, 15 классных (больших) счетов, 75 классных угольников, 50 циркулей, 63 транспортира, 26 универсальных угломеров, 26 астролябий (с треногой), 7 фильмоскопов, 430 действующих моделей электромотора, 4 комплекта демонстрационных динамометров, 25 приборов для демонстрации действия винта, 20 демонстрационных колово­ротов с тормозом, 6 демонстрационных домкратов, 17 моделей передач, 15 тележек с заводным механизмом, 7 моделей цент­рифуги, 5 аквариумов, 6 комплектов соединяющихся сосудов, 12 моделей насосов, 12 приборов для демонстрации тепло­проводности металлов, 18 приборов для демонстрации конвек­ции в жидкости, 25 приборов для демонстрации расширения во­ды при замерзании, 350 держателей для пробирок с металличе­ским зажимом, 15 разрезов парового цилиндра с золотниковой коробкой, 26 разрезов двигателя внутреннего сгорания, 25 те­лежек реактивного действия, 15 моделей водяной турбины, 37 действующих моделей паровых машин и паровых турбин, 8 действующих моделей ветроэлектростанции, 7 действующих моделей гидроэлектростанции, 6 электрофорных машин, 37 электрорубильников, 10 схем электропроводки в жилом до­ме, 1360 одноламповых и двухламповых и 270 транзисторных радиоприемников, 26 приемно-передаточных радиостанций, 57 действующих моделей машин и механизмов, управляемых по радио, 43 действующие модели телеграфного аппарата, 40 действующих моделей телефона, 360 электромагнитных амперметров, 440 вольтметров, 160 штепсельных и 25 ползун­ковых реостатов, 270 биметаллических и 270 электромагнит­ных реле, 6 электросирен, 18 счетчиков оборотов, 5 моделей дуговой электропечи, 25 колес Франклина, 25 при боров для де­монстрации вращения рамки с током в магнитном поле, 160 моделей перископа, 190 действующих моделей с фотореле, 64 тепловых амперметра, 160 приборов для преломления и от­ражения.света, 35 при боров для получения действительных изображений с помощью линзы, 35 фотометров, 45 измеритель­ных при боров с соленоидом, 27 телескопов упрощенной кон­струкции, 5 холодильников Либиха, 28 ареометров для опре­деления удельного веса жидкости, 65 коллекций металлов и сплавов, 55 миниатюрных токарных станков по металлу для учеников младшего и среднего возраста, 25 токарных станков по дереву, 25 сверлильных и 12 фрезерных станков, 4 универ­сальных станка по дереву, 7 комплектов слесарных инструмен­тов для тракторных бригад, а также большое количество ин­струмента и инвентаря для школьных занятий - плоскогуб­цев, круглогубцев, молотков, шерхебелей, рубанков, фуганков, почвенных сит, сит для очистки семян, лопат, граблей, совков, поливалок, верстаков, столиков, табуреток и т. п. В течение семи лет мы передали другим школам для трудового обучения 16 токарных станков по металлу, 8 токарных станков по дере­ву, 12 сверлильных станков.

Овладение умениями и навыками, увлечение тем или иным видом труда в годы ранней юности - все это играет определен­ную роль в воспитании призвания, но не предрешает оконча­тельного выбора специальности. Широкий круг политехниче­ских знаний и умений, трудовая культура, при обретенная в годы ранней юности, - это духовное богатство пробуждает не только жажду знаний, но и пытливость, любознательность. Именно благодаря этому духовному богатству выпускники стремятся избрать такой жизненный путь, на котором ярко раскрываются их способности, талант. Одни идут учиться в вузы, другие при обретают специальность и работают в промыш­ленном и сельскохозяйственном производстве. О том, какова судьба наших выпускников, говорят следующие цифры.

С 1949 по 1966 г. нашу школу окончили 712 человек. Из них получили высшее образование (в институтах и универси­тетах) 278 человек, окончив факультеты: инженерные­94 человека, медицинские - 45 человек, сельскохозяйствен­ные - 49 человек, педагогические - 53 человека, другие - 37 человек. Учатся в вузах 183 человека, в том числе на инже­нерных факультетах 60 человек, на медицинских - 22, на пе­дагогических - 38, на сельскохозяйственных - 36, на других факультетах - 27. Работают в промышленном и сельскохозяй­ственном производстве со средним образованием: механизаторами широкого профиля - 73 человека, техниками, механика­ми, рабочими высшей квалификации - 116человек, агро­техниками, животноводами - 62 человека. Из них 68 человек работают в нашем колхозе механизаторами, механиками, агро­техниками, животноводами.

Ученикам старших классов (начиная с 7-8) предостав­ляется возможность овладевать и такими умениями и навы­ками, которые не входят в программу, например: отдельные ученики по своему желанию овладевают электросварочным делом; желающие занимаются пчеловодством на школьной учебно-опытной пасеке; в весеннее и летнее время отдельные юноши учатся монтировать железобетонные конструкции; де­вушки по своему желанию изучают электрошвейную машину и учатся работать на ней.

Старшеклассники изготовили 32 станка с программным управлением (токарные, фрезерные, строгальные). В тече­ние последних трех лет (1965-1967) в кружках автома­тики и радиоэлектроники, а также на уроках электротехники и радиотехники старшеклассники сконструировали 45 элек­тронно-счетных устройств, которые применяются на уроках математики, физики, химии, грамматики. Старшеклассники вместе с учениками 5-8 классов сделали для учеников младших классов два микроавтомобиля, смонтировали две дет­ские электростанции, изготовили свыше 40 комплектов дет­ского инструмента. Кроме того, для малышей изготовлены ме­ханизмы для обработки почвы, посева, уборки урожая - лу­шильники, сеялки, молотилка, зерноочистительная машина, косилка. Все эти механизмы приводятся в движение электро­моторами.

После окончания общеобразовательной средней школы 42 человека приобрели среднее специальное образование (за­очно и на стационаре): техническое и сельскохозяйственное ­26 человек, медицинское - 6 человек, педагогическое - 5 че­ловек, по другим специальностям - 5 человек.

Педагогический коллектив гордится тем, что на многих участках производства и культуры в селе работают наши быв­шие ученики. Главный агроном колхоза Виктор Щербина­ - наш питомец, главный инженер районного производственного колхозного управления Анатолий Макаренко - тоже наш пи­томец; в больнице - трое врачей, наших бывших учеников; в бригаде колхозных механизаторов - больше десяти выпуск­ников школы.

2. Второй, не менее важный путь подготовки ученика к тру­довой деятельности - труд по его желанию и выбору, в соот­ветствии с его задатками, интересами, наклонностями. Обяза­тельная программа не может учесть всего разнообразия инди­видуальных особенностей. Уже в младшем возрасте ребенку зачастую хочется делать не только то, что делает весь класс на уроках ручного труда, но и что-то свое. Для него бывает недо­статочно той ступени совершенства умений и навыков, кото­рой достиг класс; он стремится овладеть тонкостями дела; с возрастом эти желания развиваются. Жизнь требует внеклассного трудового обучения.

В нашей школе такое обучение осуществляется в кружко­вой работе. Ежегодно работают 40-45 кружков (число круж­ков в разные годы меняется в зависимости от индивидуаль­ных наклонностей и интересов детей). В одних кружках работа­ют дети только младшего возраста; в других - и младшего и среднего; в-третьих - только старшеклассники; в-четвер­тых - и старшеклассники, и дети среднего возраста. Это за­висит от сложности умений и навыков, от степени приближения труда детей к труду взрослых, от теоретической насыщенности трудовых процессов.

Переступив порог нашей школы, ребенок попадает, таким образом, в атмосферу разнообразного творческого труда. У нас нет ни одного ученика, который не трудился бы в том или ином техническом или сельскохозяйственном кружке. Подавляющее большинство детей увлекается двумя, тремя видами труда, связанного и с техникой, и с растениеводством. Важное вос­питательное значение имеет то, что дети младшего возраста трудятся в кружках вместе с подростками, а иногда и вместе с юношами и девушками.

Через некоторые технические и сельскохозяйственные кружки проходят все или почти все дети в первые два-три года обучения. Это как бы ступенька, перешагнув которую ребенок переходит к более сложным видам труда. Так, все мальчики и девочки в возрасте семи-восьми лет с большим ин­тересом работают в кружках юных столяров (выпиливают лобзиком), в кружках юных цветоводов. Одновременно эти же дети участвуют и в работе других кружков - юных слесарей­конструкторов, юных радиотехников. В дальнейшем выпили­вание лобзиком и выращивание цветов остается любимым тру­дом лишь части учеников, а подавляющее большинство пере­ходит в другие кружки, в соответствии с развивающимися у них интересами и наклонностями к другим видам труда.

В 1967 г. все ученики 1-8 классов у нас работали в сле­дующих кружках: в двух кружках юных слесарей-конструкто­ров 1-6 классов, в трех кружках слесарей-конструкторов 3-4 классов, в трех кружках юных слесарей-конструкто­ров 4-6классов, в двух кружках юных строителей 3 классов, в кружке юных строителей 3-8 классов, в че­тырех кружках юных столяров 1-2 классов, в трех кружках юных столяров 3-4 классов, в двух кружках юных токарей 3-8 классов, в кружке юных механизаторов 1-6 клас­сов, в кружке юных механизаторов 5-6 классов, в кружке юных механизаторов 6-7классов, в двух кружках юных механизаторов 7-8классов, в двух кружках юных элек­тротехников 3-5, 5-8классов, в двух кружках юных электротехников 5-8 классов, в кружке юных столяров 5-6и 7-8классов, в кружке юных радиотехников 4 классов, в кружке радиотехников 4-6классов, в двух кружках радиотехников 5-8 классов, в двух кружках ав­томатики и радиоэлектроники 4-10 классов, в кружке юных садоводов и лесоводов 1-4классов, в кружке юных са­доводов и лесоводов 5-8классов, в кружке юных животноводов 1-4 классов, в кружке юных животно­водов 5-8классов, в кружке юных селекционеров 1-5 классов, в кружке юных селекционеров 4-5 классов, в кружке юных селекционеров 5-6классов, в двух круж­ках юных селекционеров 6-8классов, в трех кружках юных цветоводов 1-2 классов, в двух кружках юных цвето­водов 3-4классов, в кружке юных цветоводов 5-6клас­сов, в кружке цветоводов 6-8классов, в кружке юных пчеловодов 1-4 классов, в кружке юных пчеловодов 5-8классов, в кружке юных почвоведов 3-5 классов, в кружке юных почвоведов 5-8классов, в кружке юных охотников за растениями 1-4 классов, в кружке юных охот­ников за растениями 3-5 классов, в кружке юных охотни­ков за растениями 5-8классов, в кружке юных авиамоделистов 1-10 классов.

Среди технических кружков детей больше всего привлека­ют кружки слесарей-конструкторов, токарей, электротехников, механизаторов, радиотехников. Чем старше ученики, тем боль­ше их влечет труд, требующий точности, тонкости обработки, подгонки, регулировки. В кружках юных слесарей-конструк­торов, юных электротехников дети изготовляют модели машин и механизмов. Особенно привлекает учеников 1-4 классов работа на миниатюрном токарном станке. На уроках рабо­тать на этом станке учатся все дети, а в кружке совершенству­ют свои умения те, у кого пробуждается с малых лет наклон­ность к техническому творчеству.

В кружках юных механизаторов ученики начинают с са­мого простого - с управления, размонтирования и монтирова­ния маленьких двигателей внутреннего сгорания (сначала ком­прессионных, потом карбюраторных); дальше переходят lt изучению стационарного двигателя, потом - мотоцикла, трак­тора. В школе есть более 50 двигателей внутреннего сгора­ния для кружковой работы.

В кружках юных столяров дети выпиливают сначала руч­ным, потом электрическим лобзиком, строгают, сверлят, дол­бят первое время ручными инструментами, потом - на стан­ках (строгальных, универсальных, фрезерных). Юные столяры изготовляют линейки, циркули, транспортиры, угольники и другие учебные пособия, а также деревянные модели (домов, мостов и других сооружений).

В кружках юных радиотехников работа начинается с изго­товления детекторных радиоприемников, потом ламповых и, наконец, полупроводниковых.

Юные животноводы сначала ухаживают за кроликами; по­степенно они, переходя т к уходу за телятами, овцами, коро­вами.

В кружках юных селекционеров дети выращивают зерновые и технические культуры, саженцы деревьев. Каждый кружок юных селекционеров обеспечивает уроки биологии каким-ни­будь видом раздаточного материала.

Юные цветоводы выращивают цветы для школы, цветоч­ную рассаду для родителей.

В кружке юных почвоведов дети изучают жизнь почвы, исследуют качество удобрений.

Юные охотники за растениями летом совершают походы, цель которых - сбор семян интересных сортов деревьев, зер­новых и технических культур.

Руководят работой кружков наиболее способные ученики 8-10 классов. Отдельными кружками, например кружками автоматики и радиоэлектроники, руководят и старшеклассни­ки и учителя. Со старшеклассниками - руководителями дет­ских кружков учителя проводят беседы и инструктаж: реко­мендуют определенную последовательность практической ра­боты; объясняют, как провести занятие кружка, как сочетать труд с чтением.

Перед детскими техническими кружками ставится цель: по­степенно вводить детей в мир технического творчества, свя­занного с механикой, электротехникой, радиотехникой, автома­тикой, электроникой. Большое значение в воспитании младших школьников мы придаем механике. Для детей механи­ка - средоточие творческой мысли. Юные слесари-конструкто­ры не только воспроизводят в действующих моделях настоя­щие машины и механизмы, но и придумывают новое сочетание машины-двигателя и рабочей машины, новые сочетания узлов в действующих моделях. Например, юные конструкторы сдела­ли действующую модель зерноочистительной машины, при­соединив к ней несколько оригинально смонтированных тран­спортеров, которые подают неочищенное и транспортируют очищенное' зерно на специальный склад (в модели - ящик), где оно расфасовывается в мешки (маленькие пакетики), все это делается с помощью остроумно придуманных механиз­мов. В другом кружке дети сконструировали маленькую сено­косилку, которая приводится в движение двигателем внутрен­него сгорания. Члены кружка юных слесарей-конструкторов 4-8 классов сделали полуавтоматическую линию, на ко­торой деревянные бруски распиливаются на тонкие пластинки, необходимые для изготовления различных моделей.

В кружках юных механизаторов самые маленькие (7­10-летние) дети изучают компрессионный двигатель, потом переходят к изучению маленького карбюраторного двигателя; 10-12-летние учатся управлять микролитражной автомаши­ной, потом - мотоциклом. В одной из секций этого кружка наиболее способные ученики среднего возраста учатся управ­лять трактором.

В кружках юных селекционеров ставятся интересные, увле­кающие детей опыты. Так, изучение в течение нескольких лет природы озимой пшеницы позволило детям вырастить зерна этой культуры в три раза крупнее обычных. Юные селекционе­ры выращивают также подсолнечник, в зернах которого со­держится повышенное количество масла, сахарную свеклу, в клубнях которой содержится большее, чем обычно, количество сахара. Больше 15 лет в кружках юных селекционеров ста­вятся очень интересные опыты по выращиванию яровой пше­ницы, зерна которой отличаются повышенным содержанием белка. Юные селекционеры ежегодно отбирают семена озимой пшеницы, оказавшейся устойчивой против морозов.

И в технических и в сельскохозяйственных кружках приоб­ретение умений и навыков связано с интересными замыслами, с творчеством. Например, в кружках юных радиотехников дети каждую четверть конструируют прибор, управляемый по радио на расстоянии.

Создание механизма, особенно орудия производства, кото­рое в дальнейшем будет служить для создания новых матери­альных ценностей, - это высшая, очень ценная в воспитатель­ном отношении ступень детского труда. Вот почему мы придаем столь большое значение изготовлению металлообраба­тывающих станков. Такая работа - экзамен на мастерство.:Кто выдержал этот экзамен, тот переживает чувство радости и гордости.

Творческий труд возвышает ребенка в его собственных гла­зах, облагораживает его моральный облик. Уже в младшем возрасте ребенок видит первые значительные результаты сво­ей работы, передает их коллективу, обществу: саженцы деревь­ев, полезащитные лесополосы, небольшие участки плодород­ной почвы, созданной на бесплодном пустыре. Юные расте­ниеводы и плодоовощеводы передают колхозникам семена кукурузы, картофеля, капусты, помидоров, выращенных на учебно-опытном участке.

Умения и навыки, при обретенные в одном кружке, под­готовляют переход ребенка в другой кружок, от более легкого труда к более сложному, от простых инструментов и механиз­мов к сравнительно сложным машинам. А так как без прохождения предыдущей ступеньки нельзя вступить на следу­ющую, которая увлекает ребенка, он прилагает все усилия, чтобы овладеть умениями и навыками, дающими право на этот переход. Например, ученик допускается к изучению кар­бюраторного двигателя только при том условии, если он не­сколько раз смонтировал и размонтировал компрессионный моторчик, перечистил его.

Благодаря разностороннему труду в кружках каждый наш ученик к моменту перехода в 8 класс уже обладает широ­ким кругом умений и навыков и находит себе дело по душе. Ученики, окончившие 8 класс, умеют обрабатывать металл слесарными инструментами и на металлообрабатывающих станках, обрабатывать дерево на токарном станке, делать из де­рева несложные вещи (рамки, табуретки; линейки, циркули), монтировать из готовых узлов модели машин и механизмов, обрабатывать металлические детали для этих моделей, изготов­лять инструменты для обработки дерева и металла, а также монтировать металлообрабатывающие станки, монтировать электропроводку, электроприборы, агрегаты из электромотора и рабочей машины, монтировать радиоприемники, обрабаты­вать почву, сеять, ухаживать за посевом, убирать урожай, уха­живать за скотом, управлять автомашиной и трактором, про­изводить прививку плодовых деревьев, выращивать виноград и плодовые деревья. Овладение этим кругом умений является важным условием того, что в старших классах ученики при незначительной затрате времени овладевают сравнительно сложными умениями и навыками.

Кружковая работа в старших классах более глубоко от­ражает стремление учеников к интеллектуальной насыщенно­сти труда, к единству работы мысли и рук. В старших классах происходит более интенсивная дифференциация трудовых и умственных интересов, каждый ученик углубляется в опреде­ленную область знаний. Здесь очень важно, чтобы избиратель­ный интерес к науке сочетался с высокой культурой труда.

Старшеклассники у нас объединяются в научно-предмет­ные кружки. Мы не опасаемся, что в слове «научный» в дан­ном случае есть некоторое преувеличение. Стране нужны сот­ни тысяч ученых, и путь в науку должен начинаться с труда в годы ранней юности. «Начинайте свою научную деятельность, как можно раньше, - советует академик С. л. Соболев. - Не беда, если в 15-16 лет нет достаточных знаний, опыта, нель­зя еще осознать свои желания и стремления. Ведь научная жизнь может начинаться и не с самостоятельного творчества, а с изучения того, что создано человечеством. Важно с этих лет воспитывать в себе жажду научных знаний, любознательность, влюбленность в науку».

В научно-технических кружках работают старшеклассни­ки, проявившие склонность к физике и к техническому творчеству. Их увлекают как теоретические, так и практические проблемы. Наши кружковцы изучают широкий круг теоре­тических вопросов: мир элементарных частиц, термоядерные реакции, непосредственное преобразование тепла в электриче­ство, квантово-механические генераторы, применение полупро­водников и ультразвука в технике, электрогидравлический эф­фект и др. При этом ученики не только стремятся понять, осмыслить достижения науки, им хочется и активно действо­вать. Так, наши кружковцы спроектировали и изготовили дей­ствующую модель водопровода, в которой включение и выклю­чение насоса совершаются автоматически. По этой модели был, затем смонтирован водопровод в школе. Они сделали три токар­ных станка с программным управлением, на этих станках те­перь обрабатываются детали для детских заводных игрушек. Сконструировали прибор, который калибрует семена зерновых культур (распределяет их на сорта по величине и весу зерна), а также молотилку, зерноочистительную машину, косилку, кузнечный горн. Помогли механизаторам колхоза сделать сверлильный и токарный станки для их ремонтной мастерской.

Ученики, работающие в кружке автоматики и электроники, сконструировали автоматический доза тор для сыпучих ве­ществ, пять электронно-счетных механизмов, автомат для про­дажи карандашей, электроплавильную печь для изготовления капроновых деталей, для уроков математики смонтировали семь обучающих и экзаменующих устройств, оборудовали фо­нетический кабинет.

В целях формирования у наших учащихся культуры труда мы стремимся использовать достижения химии, биологии и особенно биохимии: мы объясняем им биохимические процес­сы, происходящие в почве, цель применения антибиотиков и ростовых веществ в кормлении животных, учим, как можно с помощью микроба Clostridium Pasteurianum, способного за счет азота воздуха и углеводов кормовой массы синтезировать белок, превращать непитательные корма в питательные, разъ­ясняем основы и технику химической борьбы с сорняками. Практическая реализация достижений науки вызывает у стар­шеклассников большой интерес; они понимают, что здесь труд и наука соприкасаются ближе всего. Работа в научно-химиче­ском, научно-биологическом, научно-биохимическом кружках является важным средством психологической подготовки к сельскохозяйственному труду высокой культуры.

В научно-химическом кружке наши ученики изучают спо­собы химической и биохимической обработки стеблей зерно­вых культур (соломы). Они теперь не только знают, что мало­белковые вещества, содержащиеся в соломе, можно обогащать белками, превращая, таким образом, малопитательные веще­ства в ценный корм для скота, но и осваивают технику этого дела.

В научно-биохимическом кружке ученики изучают жизнь почвы. На школьной фабрике удобрений они изучают микро­флору почвы, ставят опыты по созданию среды, благоприят­ствующей жизнедеятельности полезных бактерий. Перед ни­ми открывается захватывающая картина: в почве живут де­сятки тысяч видов грибков, - одни стимулируют рост, другие ускоряют созревание плодов, третьи усиливают устойчивость против вымерзания. Создавая питательную среду для полез­ных грибков, ученики увеличивают урожайность на опытных грядках в три, в пять, иногда в десять раз. Некоторые виды грибков из рода Penicillium (Р. notatum, Р. chrysogenum, Р. crustosum) ускоряют превращение глинистой почвы в черно­зем. Кружковцы разработали технологию лабораторного при­готовления питательной среды для этого грибка и теперь пере­носят опыты с маленьких грядок на большие делянки.

Кроме того, используя труды советского ученого В. г. Алек­сандрова, ученики разводят бактерии, питающиеся силиката­ми. Разрушая силикаты, эти бактерии берут из них зольные элементы и, соединяя их с азотом воздуха, создают белок - ­питательную среду для растений.

В природе есть много веществ и микроорганизмов, в при­сутствии которых бурно усиливается жизнедеятельность сили­катных бактерий. Сочетание химических и микробиологиче­ских удобрений обогащает почву питательными веществами. На фабрике удобрений кружковцы испытывают влияние раз­нообразных химических соединений и органических веществ на жизнедеятельность бактерий. И школьников не отпугивает требующийся здесь нелегкий физический труд; ведь он не ко­нечная цель, а средство осуществления замыслов.

В научно-биологическом кружке старшеклассники изуча­ют жизненные процессы в растительном мире. Темами опытов являются ускорение вегетации растений, увеличение содержа­ния витаминов во фруктах и овощах, белка в пшенице, сахара в свекле. Труд в кружке привел учеников к выводу, что один из важнейших источников жизнедеятельности расти­тельного организма - высокое качество семян. Отбор на се­мена сильных зерен, обладающих большой энергией прораста­ния, правильное их хранение, стимулирование энергии прорастания и защитных сил растения против болезней и не­благоприятных внешних условий - таковы темы опытов круж­ковцев.

В научно-предметных кружках, кроме старшеклассников, у нас работают также молодые рабочие и колхозники, быв­шие наши школьники. Это одна из очень важных возможно­стей сближения школы с местным колхозом и укрепления ее авторитета среди колхозников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: