Научно-атеистическое воспитание

Одной из важных задач советской школы в период коммуни­стического строительства является научно-атеистическое воспи­тание молодого поколения. В. И. Ленин учил, что борьба с ре­лигией - это «азбука всего материализма и, следовательно, марксизма» 1. Воспитывая молодежь в атеистическом духе, на­до учитывать, что религиозное мировоззрение, как результат раздвоения мира в человеческом сознании на реальный и фан­тастический, существовало столетиями, тесно переплеталось со всем строем духовной жизни общества, проникло в жизнь семьи, в нравственно-эстетические, духовно-психологические отношения между людьми. Нельзя забывать и о том, что ве­рующие в подавляющем большинстве являются честными граж­данами-патриотами нашей социалистической Родины. Кроме того, атеистическое воспитание детей - это своеобразная борь­ба против религиозных убеждений определенной части родите­лей, и эту борьбу надо вести параллельно с воспитанием чувст­ва глубокого уважения детей к родителям, почитания отца и матери, послушания.

Все это требует огромной чуткости, такта, выдержки. То, что жило в сознании людей тысячелетиями, невозможно «вы­шибить» одним махом. Программа КПСС учит опираться в атеистическом воспитании на достижения современной науки. В научно-атеистическом воспитании больше чем в какой бы то ни было другой сфере воспитательного процесса недопусти­мы формализм, крикливая фраза. К. Маркс, редактируя «Рейн­скую газету», категорически запрещал публиковать пустые и крикливые атеистические статьи. Авторам этих статей Маркс советовал вместо звонких фраз лучше заниматься пропаган­дой научной философии среди народа. Это предостережение нельзя забывать воспитателям молодого поколения. Атеисти­ческие убеждения надо формировать на прочной основе науч­ных знаний.

У поступающего в школу ребенка еще нет системы взгля­дов, представлений и понятий об окружающем мире. Его пер­вый жизненный опыт, его чувства, переживания имеют социа­листическую направленность и представляют собой благо­приятную основу для формирования, а теистических убеждений, но в то же время его сознание очень восприимчиво к заблуж­дению, к неправильному истолкованию явлений. Не всегда ре­бенок получает от старших правильные ответы на вопросы об окружающем мире. Между тем всякая неясность в объяснении явлений природы и общественной жизни создает благоприят­ную почву для влияния религиозного мировоззрения и мора­ли. Многие явления и закономерности еще недоступны пони­манию ребенка. Но на любой детский вопрос, играющий опре­деленную роль в формировании научного мировоззрения, надо давать понятный ответ, вытекающий из бесспорных истин на­уки.

Однажды 10-летний мальчик спросил учителя: «Это, правда, что каждый человек имеет на небе свою звезду,- если че­ловек умирает, то и звезда угасает?» Рассказывать ребенку о физических закономерностях существования небесных тел не представляло смысла, - это было бы недоступно для его со­знания. Учитель рассказал лишь об одном факте: ученые изо­брели приборы, с помощью которых измеряется температура далеких звезд; они узнали, что звезды такие же горячие, как и наше Солнце, но находятся очень далеко от Земли. Мальчик слушал рассказ учителя с большим вниманием. Многое ему было не совсем понятно, но он хорошо понял, что сказки ба­бушки о «душах», якобы живущих в сиянии звезд, - это не­правда. Мальчик пристрастился к чтению научно-популярной литературы для детей, у него все больше развивалась пытли­вость, любознательность.

Нескольким поколениям учащихся на протяжении 5-6 лет их отрочества и ранней юности мы рассказываем о достиже­ниях и открытиях науки, связанных с изучением микромира и макромира. От представлений об атоме как элементарной неделимой частице вещества до экспериментальных данных, приводящих к гипотезе об антивеществе, - эти этапы научного познания мира раскрываются перед учениками как доказа­тельство власти человека над силами природы. Познакомившись в 13-14-летнем возрасте с первыми элементарными дан­ными науки о магнитном поле, дети испытали чувство восхи­щения перед силами разума, науки, знаний. Они увлеклись опытами по магнетизму и электромагнетизму. В годы ранней юности им стали известны новейшие научные знания о маг­нитном поле. Опыты, подтверждающие, что жидкости и газы в магнитном поле ведут себя совершенно по-другому, чем в от­сутствие поля, произвели на них большое впечатление. «Нет ли зависимости между магнитным полем и возникновением жизни на Земле?» - с волнением спрашивали ученики. Они строили смелые предположения о том, к каким большим открытиям может привести дальнейшее углубление в тайны магнитного поля.

Такую же роль в духовном развитии этих воспитанников, играло и постепенное раскрытие научных истин о всемирном тяготении. Несколько бесед было посвящено гипотезам о законах, которым подвержены взаимодействующие галактики. У учеников большой интерес вызвало предположение ученых о том, что наряду с законом всемирного тяготения действует, возможно, закон, соответственно которому галактики взаимно отталкиваются. Они стремились проанализировать факты, сви­детельствующие об этом, читали научные журналы. Каждая осмысливаемая ими закономерность волновала их, пробужда­ла у них интеллектуальное чувство удивления перед глубиной человеческой мысли. У них возникли многочисленные вопросы, затрагивающие мировоззренческие проблемы. Характерные для их умственного труда был исследовательский, опытниче­ский подход к изучаемым явлениям; к теоретическим обобщениям и закономерностям они подходили как бы с недоверием, стремились проверить правильность слышанного или прочи­танного экспериментом или наблюдением. В тех случаях, когда в годы юности им приходилось вступать в спор с верующими людьми, они данными науки обосновывали правоту материа­листических взглядов.

Важнейшее условие научно-атеистического воспитания­)то уже в начальной школе научное истолкование явлений окру­жающего мира - строится на таком общении детей с приро­дой, при котором убеждения, взгляды рождаются непосредст­венно из наблюдений, из активной деятельности. Если факты и явления, с которыми ученики соприкасаются в процессе ак­тивного познания мира, истолковываются в свете важнейших научных идей, то постепенно эти идеи становятся их личными убеждениями.

Среди таких идей на первом месте стоит идея материальности мира, взаимной связи и обусловленности явлений при­роды. С первых шагов своей сознательной жизни ребенок ин­тересуется причинно-следственной связью явлений. «Почему маленький мышонок роет норку, а большая собака не роет нор­ки? Почему маленькая ласточка летает, а большая курица не летает? Почему керосин горит, а вода не горит? Почему на руке царапина заживает, а на ботинке не заживает? Почему солнце греет, а луна не греет? Отчего бывает лето и зима? По­чему большие тыквы растут на маленьких стеблях, а малень­кие груши - на больших ветвях? Почему кусочек дерева пла­вает, а кусочек металла тонет?» - эти вопросы мы записали из уст детей 5-7-летнего возраста, они отражают определен­ный этап познания мира. От того, какие ответы получает ребенок, зависит построение определенного фундамента для сис­темы научных знаний, определяющих атеистические убеж­дения.

На данном этапе познания ребенком мира важно его убе­дить, что каждое явление имеет свои естественные причины и следствия, корень которых во взаимосвязи между явлениями природы. «Ласточка летает потому, что без быстрого, стреми­тельного передвижения она не могла бы жить; летать для нее то же самое, что для человека ходить по земле. А курица не летает, потому что ее жизнь связана с землей, с человеком; крылья у нее не приспособлены к полету...» - такие ответы направляют внимание ребенка на осознание существенных вза­имосвязей между явлениями, учат думать, наблюдать.

В 7-10-летнем возрасте вопросы детей затрагивают уже более сложные явления природы: почему человек стареет и умирает? Откуда взялось то, что окружает нас, - горы, реки, озера? Откуда берется столько воды во время дождя? Куда ухо­дит вода из реки? Куда исчезает керосин из горящей лампы? Как из маленького семени вырастает большое дерево? Откуда оно берется, - ведь количество земли под ним не уменьшается? Почему головастики не похожи на взрослых лягушек? И т. п. Для того чтобы убедить детей в том, что видимое появление и исчезновение тех или иных предметов или веществ, признаков или свойств является движением, изменением материи, мы не только объясняем им сущность явлений, но и побуждаем к наблюдениям, опытам, исследованию. Так, уже в 3 и 4 клас­сах дети наблюдают за развитием и жизнью лягушек, птиц, на­секомых. Эти наблюдения постепенно приводят к убеждению о материальной сущности всех причинно-следственных связей. Одному ll-летнему мальчику, который был увлечен наблюде­ниями над метаморфозой насекомых, бабушка сказала, что гусеницы, приносящие вред садам и огородам, - это наказание божье. Мальчик спросил: «А где же этот бог? Где он держит яички?» - «Какие яички?» - удивилась бабушка. «Да ведь черви развиваются из яичек, это я видел своими глазами»,­ ответил мальчик. Чтобы доказать свою правоту, он пошел в сад, нашел веточку с «колечком» яичек непарного шелкопря­да и, показав бабушке, сказал: «Вот из этих яичек вылезут гусеницы». Мальчик положил веточку в теплый уголок за печ­кой и через несколько недель показал бабушке гусениц. У ре­бенка не было намерения рассеивать суеверие бабушки. Он просто был глубоко убежден в материальной сущности тех яв­лений, которые происходили на его глазах.

Мы считаем, что нельзя толкать ребенка на борьбу против суеверий, если он еще не подготовлен к этой борьбе, если у не­го нет материалистических убеждений, основанных на союзе научных знаний с живым наблюдением, опытом. Недопусти­мо, чтобы ребенок произносил звонкие фразы, вроде: «Религия - источник суеверий и невежества» и т. п., недопустимо напичкивать сознание ребенка такими фразами. Пусть истина утверждается посильным, доступным для детского понимания наблюдением, опытом.

Большое значение в атеистическом воспитании имеет глу­бокое раскрытие научных знаний о Вселенной, о материальном единстве и бесконечности мира, о происхождении и развитии космических тел. Наряду с фактическими научными знаниями ученики получают доступное их возрасту представление об ис­торическом характере знаний о Вселенной. Циклы уроков и беседы посвящаются представлениям человека на разных сту­пенях его исторического развития: о Земле, о материках и океанах, о небесных телах. Представления, отражающие дет­ство человечества, обычно вызывают у детей снисходительные улыбки. Уже дошкольники знают о сверхзвуковых скоростях реактивных самолетов, об искусственных спутниках Земли, и поэтому представление древних о хрустальном небосводе, об отверстиях в нем, через которые до Земли доходит свет звезд, только помогает понять бессилие человека перед природой на заре развития его культуры. Чем глубже чувство гордости, вы­званное у учащихся осознанием пути, пройденного человече­ством, тем больше верят они в возможность дальнейшего про­никновения науки в глубины Вселенной, в тайны материи. Эта вера еще больше усиливается той активной деятельностью, которой заняты ученики и которая на практике убеждает их в силе науки.

На детей большое впечатление производят рассказы о том, какой дорогой ценой достались человечеству истины, ставшие ныне бесспорными. Идея непримиримости взглядов науки и религии, пронизывающая эти рассказы, формирует нетерпи­мость к извращению истины, отступлению от природы. Обра­зы непримиримых борцов за торжество разума становятся для детей, подростков, молодежи примером духовной стойкости и мужества в борьбе за истину. Осознание силы науки в проник­новении во Вселенную, грандиозная картина единства и раз­нообразия материального мира вне Земли, мысль о возможно­сти разумной жизни на других планетах - все это способствует формированию светлого оптимистического мировосприятия, усиливает творческую активность, энтузиазм, укрепляет стой­кость в борьбе с суевериями.

В отдельных семьях детям внушаются мысли о страшном суде, о светопреставлении. С этими идейными влияниями бо­роться не так легко, как кажется на первый взгляд. Наши мно­голетние наблюдения показывают, что в таких случаях отри­цательное влияние на воображение оказывает не только рели­гиозное учение, но и некоторые материалистические истины, если в жизни ученического коллектива нет оптимистической, жизнерадостной целеустремленности.

То, что человек правильно поймет научную истину, еще не определяет в полной мере формирования его научно-атеистиче­ских убеждений. Атеизм, который только отрицает религию, Ф. Энгельс называл религией наизнанку. Подлинно научный атеизм это не только утверждение истинности материалистиче­ского истолкования природы, но и утверждение человека в его оптимистическом, жизнерадостном мировосприятии, в осозна­нии им цели и смысла жизни. В этой связи исключительную важность имеет нравственная атмосфера, в которой протекает процесс обучения. Особенно велико значение нравственного фона жизни коллектива и личности в процессе познания науч­ных истин, касающихся самого человека - его жизни и смер­ти, чувств и переживаний. Было бы наивно полагать, что, убе­див наших учеников, подростков, юношей и девушек, в том, что человеческий организм состоит из тех же химических эле­ментов, как и весь окружающий мир, и, следовательно, ника­кой «бессмертной души» нет, мы выработали у них иммунитет против религиозного учения. Все это, повторяю, не так просто.

Сложность, таинственность жизненных процессов, невоз­можность опытной проверки вопроса о происхождении жизни, бессилие человека перед высшим проявлением жизни - пси­хическими явлениями - в течение многих веков представляли собой мощный арсенал, с помощью которого церковники укреп­ляли в сознании людей веру в сверхъестественные силы.

Большое значение в атеистическом воспитании имеет по­нимание учениками того, что человек представляет собой час­тицу природы, что он подвержен тем же закономерностям, что и другие высшие существа, но в то же время качественно от­личается от других существ мышлением - особым свойством материи. Но чем глубже все это осмысливают ученики, тем больше переживают они чувство недоумения, неудовлетворен­ности: неужели человек - это те же химические элементы, ко­торые встречаются на каждом шагу в неорганической и орга­нической природе? Это чувство читается, так сказать, между строк задаваемых подростками вопросов о сущности жизни: почему человек стареет? Где в нашем организме не­живое вещество превращается в живую клетку? Если все так просто, почему нельзя создать живую клетку искусственно? Почему сейчас не происходит зарождения живой материи из неживой? Или, может быть, происходит?

Дать правильные ответы на все эти вопросы - это лишь на­чало научно-атеистического воспитания. Достижение конечной цели зависит от того, как преломляются научные знания в ду­ховном мире личности. Знание научных истин утверждает че­ловека. в его оптимистическом мировосприятии, в благородст­ве жизненной цели лишь тогда, когда это знание сочетается с атеистической направленностью нравственного воспитания.

Научно-атеистический смысл знаний по гуманитарному циклу основ наук, в частности по истории, раскрывается не только в том, что учитель правильно объясняет зависимость исторических явлений от материальных условий жизни обще­ства, правильно освещает взаимосвязь материального и духов­ного. Убеждая учащихся в том, что жизнь общества развивается по объективным законам, не зависящим от воли человека, опытный учитель через все уроки истории красной нитью про­водит мысль: человек - активный творец истории, а не слепое орудие объективных закономерностей.

В научно-атеистическом воспитании мы придаем большое значение вечерам естественнонаучных знаний, подготовляе­мым и проводимым старшеклассниками. На эти вечера при­ходят не только школьники, но также колхозники и рабочие. Ученики выступают с докладами и сообщениями, рассказыва­ют о достижениях и открытиях науки, о жизни и творчестве выдающихся ученых. Эти вечера имеют ярко выраженную ате­истическую направленность, хотя в докладах очень редко идет речь о религии и боге. Если бы ученики произносили крикли­вые речи, голословно отрицающие религию, на наши вечера верующие люди не пошли бы. Мы несем народу научные зна­ния, и верующие сами задумываются над тем, на чьей сторо­не правда - на стороне науки или на стороне религиозного учения.

Составной частью научно-атеистического мировоззрения яв­ляется атеистическая направленность нравственного воспи­тания.

Добро, справедливость служители религиозных культов в нашей стране ставят в зависимость не от социальных условий социалистического общества, способствующих расцвету лично­сти, а от каких-то неизменных принципов - вечного разума, божественной воли. Это очень тонкая, хорошо завуалирован­ная попытка оторвать нравственность от деятельности человека, превратить его моральный идеал в мечту, оторванную от дей­ствительности. Призывая быть добрым, справедливым, высо­конравственным вообще и обещая воздаяние в мире, не связанном с земными радостями, религия воспитывает у человека равнодушие к самым земным, самым животрепещущим проб­лемам. Это обстоятельство заставляет задуматься над тем, насколько важно единство нравственного воспитания и нравст­венного поведения. Принципы коммунистической морали должны глубоко пронизывать всю жизнь коллектива, взаимоотно­шения между учениками и старшими.

В чем заключается атеистическая направленность нравст­венного воспитания?

Первое - полнота духовной жизни личности, личное счастье человека.

Оптимизм, жизнерадостное восприятие и атеизм нераздели­мы. Переживание радости созидания, творчества, радости человеческой дружбы, любви не допускает проникновения в дет­ское сознание религиозных убеждений, потому что по сравне­нию с той благородной, земной, реальной идеей, которая воодушевляет ребенка, зовет его к деятельности, мысль о терпе­нии, о безропотном подчинении судьбе представляется ему уни­жением человеческого достоинства. Чем больше дорожит чело­век счастьем, которое создает он сам, тем меньше верит он вымыслу о призрачном счастье, которое может прийти как «дар божий».

За 33 года работы в школе на наших глазах сформировал­ся нравственный облик 70 юношей и девушек, которым в го­ды детства и отрочества в семье внушались мысли о «страхе божьем», о неотвратимости судьбы, о греховности заглядывать в будущее. Родители стремились, чтобы их дети жили по принципу «что бог даст, то и будет». Школа воспитала из этих детей стойких, убежденных атеистов благодаря тому, что ца­рящей в семье атмосфере пассивности и христианского терпе­ния она противопоставила атмосферу труда, создающего счастье.

Коммунистической нравственности чуждо самоотречение, принесение в жертву личных интересов во имя потусторонне­го счастья. Коммунистический идеал был бы лицемерием, ес­ли бы мы в настоящем требовали от человека преодоления труд­ностей, перенесения всяческих лишений, а благо, счастье обе­щали в далеком будущем. Научное мировоззрение потому и выходит победителем в борьбе с религией, что личное счастье является для человека частицей всеобщего блага. Важнейшее же условие личного счастья для молодого человека наших дней - это осознание, чувствование, переживание своей полно­ценности, своего места в обществе, своих творческих сил, спо­собностей, своих успехов в творческом труде. Для того, кому доступно это счастье, нелепой кажется любая проповедь неот­вратимости судьбы, обреченности, бессилия человека. Атеис­тическую направленность нравственного воспитания мы усма­триваем в том, чтобы годы отрочества и юности навсегда оста­лись в памяти как незабываемые радости расцвета дарований, таланта, как волнующие открытия высшего источника на­слаждений - культурных богатств.

Основой полноты личного счастья тех 70 воспитанников, которые в детстве и отрочестве были под сильным влиянием религиозного учения и религиозной морали, стало то, что они

уже в юные годы достигли высокой ступени духовного развития, почувствовали «игру» своих умственных сил в любимом деле. Благодаря этому они уже в годы отрочества и юности обрели уверенность в своих силах, жили, глядя в будущее. Характер­ная особенность этих людей, воспитанных школой, - живой интерес ко всему земному, творческому, нетерпимость к пес­симизму, - упадочничеству, уходу от жизни, замкнутости. Эти люди не только сами не оказались под влиянием церковников и святош, но своим нравственным обликом, особенно взгля­дом на будущее, укрепляли силу духа других, слабовольных и неустойчивых.

Каждый из этих 70 воспитанников нашел свое призвание в разностороннем творческом труде. И чем больше успехов в лю­бимом деле они достигали, тем более счастливыми они себя чувствовали, тем яснее видели себя в будущем. Это предотвра­щало в них всякую неуверенность, нерешительность, нестой­кость - явления, представляющие особенно благоприятную почву для чуждых идейных влияний.

У родителей Михаила Д. на жизненном пути было много тяжелых переживаний. Отец не имел специальности, труд счи­тал тяжким бременем, возложенным на человека богом. Жи­вого, активного по натуре мальчика угнетала царившая в семье атмосфера бесцельности, пустоты жизни. Мать и отец искали утешение в религии: в семье часто можно было слышать, что вот такому-то, таким-то «бог послал счастье, а нас забывает». «Мне становилось жутко при мысли об этом недобром, безжа­лостном боге, который приносит горе, - рассказывал после окончания школы Михаил. - И я спешил поскорее уйти в школу».

Мы стремились, как можно глубже вовлечь мальчика в труд, дающий радость, полноту духовной жизни. Уже в млад­ших классах Михаил с интересом участвовал в работе техниче­ских кружков. В мастерской он подружился с хорошим масте­ром. После окончания VIII класса Михаил смонтировал ве­троэлектростанцию оригинальной конструкции, через год смонтировал генератор. Радость творчества стала для него ис­точником оптимистического мировосприятия. «Д. излучает ра­дость жизни», - говорили о нем учителя.

Атмосфера бесперспективности и пессимизма, царившая в семье, совершенно не отразилась на духовном мире Михаила. Напротив, уже в годы обучения в 7-8 классах сын стре­мился оказать влияние на мысли родителей. Он, например, го­ворил отцу, что человеку надо самому трудиться, что от него самого, а не от каких-то сверхъестественных сил зависит его счастье. Постепенно жизнерадостность сына, его счастье, опти­мистическая уверенность в будущем стали светлым лучом в жизни семьи. Когда после окончания школы Михаил поступил, на работу, его успехи оказали большое влияние на мать и отца: они стали увереннее смотреть в будущее, надеяться больше на свои силы, чем на судьбу. Исчезли разговоры о божественном провидении.

Особенно большого внимания требует внутренний, духов­ный мир тех детей-подростков, юношей и девушек, которым трудно учиться, у которых не раскрываются ярко выражен­ные способности к творческому труду. Если проявить к ним равнодушие, они начинают чувствовать себя одинокими, их угнетает сознание неполноценности, а это самая благоприят­ная почва для религиозных нравоучений и взглядов. Наш пе­дагогический коллектив видит очень важную воспитательную задачу в том, чтобы наполнить жизнь этих детей радостями творчества. Мы стремимся открыть в каждом ребенке «живин­ку», искорку творческого вдохновения. Подросток не выдума­ет пороха, не сделает того, что может сделать инженер или ученый, но он может пережить радость творчества в самом, на первый взгляд, простом деле, например в растениеводстве, са­доводстве, животноводстве. И мы стремимся дать ему эту ра­дость, добиваемся того, чтобы он почувствовал гордость творца.

Второе - вера в свои творческие силы, разум, волю; настой­чивость человека.

Чем больше осознает и чувствует человек, вступающий в жизнь, что его воля, ум являются творческой силой, тем ярче проявляется его критическое отношение к религиозным дог­мам, обрекающим его на пассивное повиновение и смирение. Ощущение своего могущества - это, образно говоря, крылья свободомыслия человека. Мы добиваемся того, чтобы в годы отрочества и ранней юности каждый пережил ощущение гор­дости за результаты своего труда, бросающего вызов силам природы. Вырастить два тучных колоса там, где природа позволяла выращивать лишь один тощий колосок, возродить к жизни засыхающее дерево, получить плоды на год, на два раньше, чем обычно получают люди, - в этом труде как раз и заключается атеистическая направленность нравственного воспитания. Особенно большую роль играет этот труд в жизни тех робких, нерешительных, боязливых детей, которые нахо­дятся как бы на перекрестке идейных влияний, постоянно слы­шат в семье религиозные нравоучения.

Опыт убеждает, что благодаря такому труду вера в твор­ческие силы человека побеждает безучастность, равнодушие. Более того, дети-атеисты оказывают большое влияние на сво­их верующих родителей, и не какой-то специально подготовлен­ной агитацией (наталкивать детей на «атеистическую обработ­ку» матери, бабушки, отца мы считаем совершенно недопусти­мым), а своей верой в разум, волю, настойчивость человека.

Третье - духовное единство личности и коллектива. Сознание того, что его мысли и убеждения разделяются кол­лективом, придает человеку большую духовную стойкость, уве­ренность, волевую непреклонность. Чем богаче,,разностороннее духовная жизнь коллектива, тем большей притягательной си­лой обладает он для тех учеников, чьи ум и воля подвергают­ся чуждым идеологическим влияниям.

Влияние духовной жизни коллектива на таких учеников определяется теми мыслями, какие волнуют коллектив, в ка­ких он черпает вдохновение для интеллектуального развития, убеждениями, формирующимися в процессе труда и интеллек­туального общения. Чем ярче преломляются в духовной жизни коллектива вопросы мировоззрения и нравственности, тем прочнее духовное единство его членов и тем значительнее то воздействие, какое коллектив оказывает на духовный мир от­дельной личности. Если в коллективе любят читать, спорить на мировоззренческие и нравственные темы, если на вопросы, волнующие подростка, юношу, девушку, даются ответы, кото­рые подтверждаются практикой коллектива, не может быть воспитанника, который стремился бы уйти от своего коллекти­ва, искал бы удовлетворения своих духовных запросов и инте­ресов где-то на стороне.

Исходя из этих положений, мы уже в младшем возрасте стремимся развивать и укреплять в пришедших в школу детях пытливость ума, интерес к окружающей действительности, к духовному миру человека, к его культуре. При этом большое внимание мы уделяем тому, чтобы критерием истины для де­тей выступала практика, деятельность коллектива, волную­щая разум, утверждающая убеждения. С этой целью мы про­водим с детьми беседы о природе и обществе, читаем им интересные книги о нравственности. Уже в 7-8 классах в коллективе начинают возникать споры по таким мировоззрен­ческим и нравственным вопросам, как познаваемость мира, свобода человеческой личности и ее долг перед обществом, стойкость и мужество человека в борьбе за коммунистические идеи. В ходе бесед на эти темы обычно ведется речь о труде и поведении человека в коллективе.

Одна из учениц 8 класса, Ольга К., находилась под сильным влиянием религиозных родителей. Они внушали де­вочке мысль, что всеми своими успехами человек обязан бо­гу. Однако жизнь и труд коллектива убеждали девочку в об­ратном: своими силами, упорством в труде человек покоря­ет природу. Ольга с большим интересом принимала участие в том, что делали ее одноклассники, во всех работах, в основе которых лежал творческий замысел. Родителям не удалось утвердить в сознании дочери ни одного правила, вытекающе­го из религиозной идеологии и морали. Уже в 10-11-летнем возрасте девочка отказалась участвовать в религиозных об­рядах, в которые раньше ее вовлекали мать и бабушка. Духов­ные интересы коллектива становились для Ольги все более близкими, более важными, чем интересы ее семьи. Девочка из­бегала разговоров с матерью и бабушкой о религии; вместе с тем весь уклад ее духовной жизни, ее интересы, увлечения, бе­седы с товарищами, которые не могли остаться вне внимания родных, - все это вносило атеистическую струю в жизнь семьи. Постепенно мать Ольги перестала быть убежденной верую­щей, хотя и продолжала по привычке выполнять религиозные обряды.

Борьба человечества за торжество разума раскрывается на уроках в процессе изучения закономерностей исторического раз­вития, но одних уроков для этой цели недостаточно. Необхо­дим специальный цикл воспитательных бесед, посвященных истории религии и атеизма, борьбе науки против невежества, суеверий, мракобесия. Эти беседы, представляющие собой рас­сказы, построенные на ярких фактах, у нас начинаются с 4 класса. Мы последовательно анализируем познавательные и социальные корни религии, показываем причины возникно­вения религиозных верований и обрядов. Большую роль в этих рассказах играют факты, на основе которых в сознании уча­щихся постепенно создается картина страшных преступлений против человечности, совершенных с благословения церкви и ее служителей в разные исторические эпохи в разных странах мира. Эти факты формируют убеждение в том, что религия по самой своей природе антигуманна, а религиозная мораль лжи­ва и лицемерна.

Особенно сильно на сознание учащихся действуют факты, показывающие, как церковники подавляли малейшую попытку правильно объяснить закономерности развития природы и об­щества. Во имя бога церковная инквизиция заживо сожгла на костре великого ученого Джордано Бруно, в тюрьме сгноила Галилео Галилея, вырвала язык у ученого-материалиста Толе­зио, отрубила руки и ноги Томасу Мору, подвергла нечелове­ческим пыткам и истязаниям Томмазо Кампанеллу. С именем бога на устах колонизаторы порабощали народы, огнем и ме­чом уничтожали города и села, сжигали величайшие культур­ные ценности, а современные поджигатели войны провозгла­шают бредовые планы уничтожения всего живого на земле. Чем ярче раскрывается сущность этих фактов, тем больше уче­ники убеждаются в том, что религия защищает преступления против человечности, зловещую идеологию рабства, насилия, убийств, преступлений.

. Чувство возмущения вызывают у учащихся факты, свиде­тельствующие о том, что религия благословляет империалистов на разрушение городов, варварские бомбардировки мирного населения. Отдавая приказ о бомбардировке сел и городов Вьетнама, президент США... «молится богу».

Большое впечатление рассказы о религиозном мракобесии оказывают на тех учеников, в душе которых под влиянием семьи религиозная мораль уже пустила свои корни. Обычно этим ученикам мы только в исключительных случаях говорим, что их родители заблуждаются, насилуют волю сына или до­чери, побуждая их выполнять религиозные обряды, а прежде всего мы раскрываем им объективную картину антигуманной сущности, и аморальности религии. На этих фактах ученики сами убеждаются, что религиозная мораль пропитана грязью, безнравственностью. В таких случаях в семье иногда возникают конфликты, преодолевая которые ученик духовно и нрав­ственно мужает, освобождается от религиозных предрас­судков.

Воспитательные беседы атеистического цикла требуют от педагога большой вдумчивости и педагогического такта. Здесь особенно важно, чтобы обобщающий вывод, идея не преподно­сились в готовом виде, а формировались в сознании ученика в процессе размышлений, раздумий, сопоставлений, чтобы уче­ник (это в равной мере относится и ко взрослым) самостоятель­но осмыслил сообщаемые факты и сам пришел к выводам.

 
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: