double arrow

Формирование умственных способностей учащихся

Важнейшая черта развитого ума - наблюдательность, «уменье видеть умственными глазами нашими предмет в центре всех его отношении...». С наблюдательностью тесно связаны другие черты умственного развития: пытливость, т. е. активное отношение к явлениям окружающего мира, стремление познавать и знать; системность, т. е. целенаправленный отбор объектов познания, понятий, умозаключений; емкость, т. е. умение хранить в памяти знания и ориентироваться в интеллектуальных богатствах; дисциплинированность, гибкость, самостоятельность, критичность.

Умственные способности развиваются в процессе овладению знаниями. Но надо учитывать сложность и многогранности, этого широкого понятия «знание». Во-первых, мы видим в нем постоянное сохранение в памяти элементарных истин (фактов, правил, числовых данных, разнообразных характеристик и за­висимостей, соотношений, определений), которые на каждом шагу применяются в жизни и без умения пользоваться кото­рыми, без умения найти в своей памяти в нужный момент не­обходимое невозможно дальнейшее учение, умственное разви­тие, интеллектуальный труд; во-вторых, знания - это пони­мание того, что не обязательно хранить в памяти, умение пользоваться безграничными, необъятными, сокровищами, накопленными человечеством и сохраняемыми в книгах.

Это два взаимосвязанных, но все же различных элемента знаний. По отношению к конкретному материалу очень важ­но осуществлять различные установки: то, что должно всегда храниться в памяти, что является как бы ключом к объясне­нию все новых и новых фактов, явлений, или, образно говоря, инструментом мышления, - все это навсегда надо запомнить и, что особенно важно, всем этим надо уметь пользоваться и пользоваться почаще, чтобы инструмент не заржавел и не пре­вратился в тяжелый груз. Мы добиваемся того, чтобы факты, явления, определения, характеристики и т. д., которые необ­ходимо хранить в памяти, глубоко запечатлевались в памяти именно благодаря использованию знаний, применению их на практике для добывания новых знаний, для творческого тру­да. Каждый преподаватель в системе своего предмета намеча­ет пути применения знаний, которые надо хранить в памяти. Преподаватели математики А. Ф. Барвинский, А. Г. Арищен­ко, А. Я. Вовченко сконструировали прибор, с помощью кото­рого ученики, решая алгебраические уравнения, повторяют формулы сокращенного умножения. При этом формулы при­меняются для решения задач.

Анализируя программы, мы определяем круг элементар­ных знаний, обязательных для постоянного хранения в памяти (формулы, законы, правила, метрические меры; орфографиче­ские правила; общая характеристика веществ, растений, жи­вотных; географическая терминология, расположение геогра­фических объектов на карте и т. д.). Запоминаются эти знания и путем специального заучивания, и в процесс е практической работы - приложения, применения знаний. Для запоминания таблицы умножения у нас есть специальный математический ящик, представляющий собой интересную игру. В целях запо­минания географических объектов и расстояний мы использу­ем серию игр - путешествий по карте. На учебно-опытном участке растения подобраны в таком порядке, что переход от ухода за одним растением к уходу за другим требует припо­минания сохраняемых в памяти некоторых важных характеристик. Все это средства, создающие условия непроизвольного напоминания, значение которого доказано наукой. Непроизвольное запоминание - важнейший путь облегчения учебного труда. От того, какой интеллектуальный труд выполнен уче­ником в процессе ознакомления с данным теоретическим во­просом, зависит эффективность непроизвольного запоминания. Если, например, ученик прослушал интересный доклад о строении вещества, прочитал увлекательную книгу, это уже отдает условия для непроизвольного запоминания данного материала в ходе его изучения на уроке. Мы стремимся к тому, чтобы многие понятия (особенно абстрактные, такие, как «го­сударство», «нация», «движение», «функция» и др.) входили в память путем непроизвольного запоминания. Чем больше знаний запомнил ребенок без специальной работы по заучиванию, тем легче ему заучить то, что без заучивания запомнить невозможно.

Наука стремительно идет вперед, знания накапливаются, в возможности человеческой памяти ограниченны. Интеллектуальное развитие человека в наши дни все больше определяются тем, как он умеет ориентироваться в безграничном море знаний, пользоваться хранилищами знаний - книгами. Нель­зя требовать от ученика невозможного: чтобы он всегда пом­нил весь курс предмета. Мы учим учеников, пользоваться кни­гой при подготовке ответа на уроке, в процессе работы над со­мнением.

Еще раз мы подчеркиваем исключительную важность того, чтобы на каждом этапе обучения ученик глубоко, навсе­гда запомнил то, что обязательно нужно помнить. Особенно большое значение мы придаем запоминанию материала в начальных и средних классах. В младшем и среднем возрасте создается настолько прочный фундамент знаний, что в стар­шом возрасте важнейшей чертой учения становится мысли­тельный анализ, применение знаний для овладения новыми знаниями. Так, в начальных классах мы определяем минимум орфограмм, написание которых ученик должен запомнить на­столько твердо, чтобы уже не хранить в памяти грамматиче­ские правила. Этому моменту мы придаем исключительно важную роль, добиваясь определенной ступени автоматизма в написании слов и предложений. В старших классах ученик может успешно учиться лишь при том условии, когда в про­цессе письма он не думает, как правильно написать то или иное слово, а все его усилия направляются на обдумывание содержания того, о чем он пишет. Большое значение имеет также овладение в начальных классах автоматизмом навы­ков чтения. Подготовлен к учению в средних и старших классах лишь тот, кто, читая, сосредоточивает умственные усилия не на процессе чтения, а на содержании материала.

Непроизвольное запоминание - важнейшее условие ум­ственного развития; оно освобождает силы разума для мысли, для глубокого мыслительного проникновения в сущность фак­тов и явлений. Непроизвольное запоминание предотвращает одно из самых страшных зол - зубрежку. Наши учителя больше 1'!сего опасаются заучивания непонятного. Учительни­ца математики А. Г. Арищенко, начиная изучение новой тео­ремы, добивается того, чтобы ученики поняли смысловые за­висимости между элементами, фактами, явлениями, законо­мерностями, которые представляют собой самую сущность теоремы. Ученики объясняют, как они понимают теорему (при этом используются рисунки, наглядные пособия). Чем больше думает ученик над смыслом теоремы, тем лучше она запоми­нается. Запоминание, основанное на понимании, самое прочное.

Преподаватели гуманитарных предметов не допускают, чтобы ученики заучивали по учебнику и пере сказывали за­ученное. Это сковывает умственные силы ребенка, особенно тогда, когда он получает первое представление о той или иной зависимости, закономерности. Чтобы предотвратить механиче­ское заучивание, ученикам при проверке знаний никогда не ставятся вопросы, которые требовали бы пере сказа текста учебника. Отвечая на вопрос учителя, ученик размышляет, сопоставляет, сравнивает, объясняет. Ученики не учат пара­граф за параграфом, а вдумчиво добывают знания из разных источников - учебника, дополнительной литературы. Пред­положим, они повторяют революционные крестьянские движе­ния, восстания, войны в определенный исторический период. Этот материал освещается на нескольких десятках страниц, прочитать которые в один присест уже представляет непосиль­ный, а потому бессмысленный труд. Учитывая это, учитель предлагает ученикам подумать над вопросами: «Какие рево­люционные и реакционные силы противостояли друг другу во время крестьянских движений, восстаний, войн, изученных нами? Чем объясняется, что все крестьянские движения в экс­плуататорских обществах, в конечном счете, терпели пораже­ния? Какие требования выдвигали крестьяне? Кто был их главным противником?» При таком повторении ученик иссле­дует, обдумывает, сравнивает, сопоставляет; он не читает все подряд, а ищет ответа на вопрос. Ответы после такого повто­рения становятся не монотонным пересказыванием, а горячи­ми спорами, раздумьями. Ученики спорят с книгой в руках, доказывают свои мысли ссылками на источники. При такой постановке вопросов отвечать с помощью книги значительно труднее, чем без книги.

Знать - это значит прежде всего уметь пользоваться знаниями; причем при изучении различных предметов это умение проявляется по-разному.

На уроке истории в 7 классе изучается тема «Нидерланд­ская буржуазная революция», на уроке физики - тема «Единицы дляизмерения теплоты - калория и килокалория».И в том и в другом случае большую роль играет непроизвольное запоминание: чем больше ученик углубляется мысленно в предмет изучения без установки на заучивание, тем глубже у него запечатлевается в памяти сущность фактов и явлений и связей между ними.

Но если при изучении материала по физике конечной целью учебного процесса является, кроме глубокого понимания сущности физических явлений, умение пользоваться обобщениями, которые надо прочно хранить в памяти, то конечная цель изучения нидерландской буржуазной революции совсем другого рода. Умственное развитие, понимание исторического прогресса, формирование идейных убеждений - все это зависит от того, насколько глубоко осмыслили ученики сущность закономерностей, касающихся не только данного исторического события, но и многих других. Если на уроке физики важно связать в сознании учащихся представление и понятие о единицах измерения только с явлением теплоты, и ни с чем другим, и именно в этой связи, в умении пользоваться обобщениями, и заключаются прочные знания, то на уроке истории решающее значение имеет ряд закономерностей, как бы отвлекающихся от данного исторического события: зарождение эле­ментов капиталистического способа производства в недрах феодального строя, использование нарождающейся буржуазией недовольства народных масс для борьбы против феодализма в своих классовых интересах, повышение производительности труда и усиление эксплуатации на мануфактурах и др. Чем ярче раскрыл учитель эти закономерности на живых исторических событиях, на деталях, на особенностях нидер­ландской революции, отличающих ее от других революций, тем глубже осмысливают ученики общие исторические законо­мерности, тем меньшей становится надобность в установке на заучивание и тем глубже детали и подробности запоминаются сами по себе.

Знание закономерностей исторического процесс, а навсегда сохраняется в памяти без специальной работы по заучиванию. Ученик знает, что совершенствование производства в условиях эксплуататорского строя ведет к усилению эксплуатации, как знает он и то, что накопление питательных веществ в почве способствует повышению урожайности, что углерод воздуха при помощи солнечных лучей преобразуется в листьях растений в органическое вещество и т. п.

Причинно-следственные связи, изученные на уроке физики (нагревание тел, выделение теплоты и т. д.), тоже никогда не забываются, но сами единицы измерения могут забыться, для сохранения их в памяти нужна специальная работа: это и заучивание, и использование единиц измерения для анализ конкретных явлений; и чем больше этой работы, тем меньше объем труда по заучиванию.

После нидерландской революции ученики встречаются многими буржуазными революциями, и каждый раз знания закономерностей исторического процесс, а углубляется. Но чем глубже знание общих закономерностей, тем лучше ориентируется ученик в конкретных фактах, тем больше он их знает, хотя и не ставит целью запомнить, заучить факты.

Развитию пытливости, системности, гибкости, самостоятельности ума способствуют такие приемы воздействия и внутренние психические процессы, при которых ученик мы ленно обозревает, исследует широкий круг фактов, явления для изучения проблемы. Наиболее эффективный прием - постановка проблемных вопросов. Вот какие вопросы, например, были поставлены ученикам на уроке истории в процессе изучения темы «Падение крепостного права в России»: что произошло бы в России, если бы царское правительство и дальше не освобождало крестьян? Какие общественные силы были за освобождение крестьян, и какие были заинтересованы в сохранении крепостного права и почему? Как по отношению к вопросу об освобождении крестьян можно сделать вывод о месте, той или иной социальной группы в общественной борьбе? Почему после реформы 1861 г. в России сохранились остатки крепостничества, кто· был заинтересован в их сохранении, и почему? Позиции, каких общественных групп увиливание в связи с реформой 1861 г.? Как зависело дальнейшее развитие промышленности в России от реформы? По какому пути пошло бы развитие капитализма в сельском хозяйстве России, если бы не было сохранено крупное помещичье землевладение? Как изменилось бы в связи с этим положение крестьянства? К какому выводу в связи с этим приводит сравнение освобождения крестьян в России с ликвидацией крепостничества в других странах, например в Германии? Почему хозяйство отдельных помещиков после реформы пришло в упадок, а хозяйство других стало быстро развиваться? Как вы пони· маете сравнение Некрасовым реформы 1861 г. с разрывом «цепи великой», которая, разорвавшись, ударила «одним кон­цом по барину, другим - по мужику»? Если реформа не улучшила положения крестьян, то почему мы говорим о прогрессивной роли отмены крепостного права?

Ответить на эти вопросы невозможно без привлечения ши­рокого материала, и, чем больше фактов анализируется, со­поставляется, тем глубже осмысливается каждый вопрос как проблема. Думая над· проблемой, ученик мысленно обращает­ся к другим известным ему фактам и явлениям из этой области. Следовательно, учитель должен знать несравненно больше, чем ему нужно сообщить ученикам по программе. Смежные, аналогичные факты и явления, необязательные для за­поминания, служат как бы фоном, оттеняющим обязательный минимум знаний, облегчающим непроизвольное запоминание этого минимума. Создавая проблемную ситуацию, учитель пробуждает важнейшую движущую силу мыслительной активности - переход от достигнутого уровня знаний и умственного развития к новой ступени, на которую надо подняться процессе овладения новыми знаниями.

Эту взаимосвязь советский дидакт М. А. Данилов называет противоречием.

Мастерство руководства умственным развитием заключается как раз в том, чтобы, образно говоря, правильно определить дистанцию между достигнутым и тем, чего надо достигнуть, чтобы процесс преодоления трудности опирался на анализ фактов, явлений.

Много возможностей для развития ума открывается при изучении художественной литературы. В знаниях по литературе мы ставим на первое место понимание идейных и эстети­ческих критериев ценности художественных произведений. Основа глубоких знаний по литературе - глубоко личное эмоциональное отношение к эстетическим ценностям, а также к явлениям общественной жизни и к духовному миру человека. Это отношение формируется на основе непосредственного восприятия - чтения художественного произведения. Мы придаем большое значение коллективному слушанию: один ученик (хорошо владеющий техникой выразительного чтения) читает, коллектив слушает. Ученики заучивают, запоминают наиболее яркие отрывки из художественных произведений. Сохранение в памяти этих драгоценных богатств обогащает мир мыслей и 'чувств, облагораживает эмоциональное отношение к окружа­ющему миру, облегчает мышление. Нельзя представить полноценное умственное, нравственное, эстетическое и эмоциональ­ное развитие ученика, если он не знает наизусть монологов Гамлета и Фауста, отрывков из поэтических произведений Гейне и Байрона, отрывка из «Мертвых душ» Гоголя, в котором Русь сравнивается с мчащейся тройкой, «Песни о вещем Олеге», «Узника», «Я помню чудное мгновенье», «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина, чудесных лирических стихотворений Кольцова и Никитина, Лермонтова и Некрасова, Шевченко и Леси Украинки, отрывков из произведений Тургенева и Чехова, Короленко и Пришвина. В нашей школе строго соблюдается правило: в каждом классе ученик выучивает наизусть определенный объем текстов. Время от времени про­водятся вечера и утренники художественного чтения. Это свое­образные соревнования, победители награждаются книгами. В своих выступлениях на диспутах, собраниях, читательских конференциях ученики используют то, что они помнят наизусть.

Наши преподаватели литературы никогда не допускают, чтобы ученики учили материал по учебнику, не прочитав первоисточника. Только после того как в их сознании на основ чтения первоисточника сложилось представление о художественных образах, сформировалось личное эмоционально-нравственное отношение к героям, событиям, допускается чтение учебника. Задания даются в такой форме, что, если бы ученик и пытался заучить материал по учебнику, это не дало бы ему возможности ответить ни на один вопрос. Все вопросы требу ют только чтения первоисточника. Лишь при таком подходе к изучению предмета литература становится для школьников учебником жизни.

Очень важным условием развития емкости и гибкости ума является такое единство знаний и умений, при котором знания переходят в умения, настолько глубоко трансформируются в умениях, что в использовании знаний проявляется определенный автоматизм. Есть предметы, в которых знания тесно слива­ются с умениями и проявляются, прежде всего, в умениях. В первую очередь это касается грамматики. Знать граммати­ку - это не значит обязательно приводить по каждому случаю правило. Многие грамотные люди давно забыли точную фор­мулировку правил, но пишут без ошибок. Знать граммати­ку - это значит осмыслить правило на многочисленных фак­тах живой речи. Если правило заучено без осмысливания до­статочного числа фактов, ученик на некоторое время запомнит его, но знать его не будет, а потому быстро забудет. Опыт убеждает, что запоминание грамматических правил должно проис­ходить постепенно, и, чем больше разнообразных фактов живой речи обобщается данным правилом, тем продолжительнее дол­жен быть период непроизвольного запоминания.

Особенно важно это для начальных классов. В младших классах ученики на многих уроках выполняют упражнения, цель которых - анализ фактов живой речи: записывают слова и предложения, думают над закономерностями написаний, сравнивают новое с известным, выполняют творческие работы. Правило (определение, вывод) осмысливается много раз на все новых и новых фактах; и вот наступает момент, когда ученик запоминает правило не потому, что он заучил его, а потому, что много раз думал над ним, вдумывался в него, применял его для объяснения фактов, явлений, Сосредоточивая мысль на его сущности. Добиться того, чтобы ученик твердо запомнил правило (определение, вывод) без специального заучивания,­ в этом одна из ценных черт педагогического мастерства. В на­чальных классах мы вообще не допускаем заучивания правил, как не допускаем и проверки знаний путем опроса формулиров­ки правил. Если ученик не знает, не запомнил того или иного правила (без заучивания), ему надо еще и еще выполнять упражнения, анализировать факты. Выполнять для того, чтобы, поняв, наконец, сущность правила, вдуматься в него и только на основе понимания запомнить его. Не допустить, чтобы ребенок преждевременно заучил правило, так же важно, как и добиться понимания материала. Иногда бывает необходимо, чтобы ученик забыл, выбросил из головы формулировку, которую он не понимает, и начал все сначала - вдумался в сущность фактов, явлений. Если эта работа хорошо поставлена в начальных классах, то ученики и позже, в средних и старших (классах, сознательно относятся к запоминанию обобщений (правил, теорем, формул, определений, выводов), не заучивают их до тех пор, пока обобщение не осмыслено на основании анализа фактов.

Руководство умственным трудом, в котором столь большое значение придается овладению знаниями без специальной работы по заучиванию, выдвигает определенные требования перед структурой урока и подготовкой учителя к урокам. Пре­обладающим типом уроков в начальных классах и уроков грам­матики, арифметики, алгебры, геометрии, физики, химии в средних классах у нас является урок практического примене­ния знаний для приобретения, развития и углубления новых знаний. Успешная работа на таком уровне требует вдумчивой подготовки к системе уроков - к изучению темы, раздела. Работа учеников при этом распределяется таким образом, что­бы они время от времени возвращались к анализу фактов и явлений с целью более глубокого осмысливания обобщений (правил, формул). Так, у учительницы математики М. А. Лысак ученики в течение 25 уроков выполняют упражнения, не­обходимые для пони мания формул сокращенного умножения. Для упражнений каждый раз отводится несколько минут. С каждым новым упражнением ученики все более самостоя­тельно пользуются знаниями, полученными на предыдущих уроках. Внимательно изучая работу учеников, учительница дает индивидуальные задания, добиваясь при этом, прежде всего понимания, осмысливания. Никакие программы не могут предусмотреть, когда, сколько и какие надо выполнять упражне­ния, - все это видит лишь учитель, знающий силы, способности, особенности умственного труда каждого ученика.

Важное условие активного умственного труда - связь мысли с ее первоисточником, - окружающим миром. Учение становится трудом там, где способность думать развивается на основе живого наблюдения над предметами и явлениями. Первые мысли детей, только что пришедших в школу, о явле­нии, причине, следствии, особенностях того или иного пред­мета наши учителя развивают в процессе наблюдений.

Мы даем ученикам специальные задания на мышление, по­строенные на наблюдениях. Это не только метод изучения материала, но и метод умственного развития, воспитания разума, Например, дети наблюдают за изменениями в саду, происходящими осенью; определяют причины отдельных явлений; продумывают, в чем заключаются и к чему при водят следствия; как следствия становятся причиной новых явлений. До ти задумываются над причинами явлений, начинают понимать всеобщую связь в природе, учатся анализировать и синтезировать, делают предположения и проверяют их практикой. Так, ученики 2 класса, наблюдая пожелтение листьев на де­ревьях и листопад, задумываются над следующими вопросами: почему у одних деревьев листья опадают в сентябре, у других в октябре, а у некоторых только весной? Какая зави­симость между листопадом и временем весеннего развития по­чек у отдельных видов деревьев? Чем чаще соотносится мысль с конкретными явлениями, тем больше явлений осмысливает­ся, тем глубже развивается наблюдательность. Ученик, кото­рый научился правильно мыслить в процессе наблюдений, связанных с его собственным трудом (например, уход за дере­вом, изготовление действующей модели), стремится обогатит труд интеллектуально.

Для средних и старших классов задания на мышление свя­зываются с трудом, результаты которого зависят от - самых разнообразных объективных условий и причин (например, от времени года, от погоды). Так, ученикам 7 класса дается задание: продумать причины, от, которых зависит усиление энергии прорастания семян и ускорение развития растений в период плодоношения. Выполнение этого задания связано с трудом: ученики вносят удобрения, обрабатывают семена хи­мическими веществами. Это и труд, и одновременно исследо­вание процесс, а труда и явлений природы.

Если мысль связывается с наблюдениями, у ребенка выра­батывается определенный стиль умственной деятельности: усилия мысли направляются на те стороны явлений, в кото­рых есть что-то скрытое, непонятное с первого взгляда. Перед ним раскрывается закономерности, которые невозможно ви­деть непосредственно, но о которых можно судить на основа­нии видимых предметов, явлений. Исследуя Причинно-след­ственные связи в процессе наблюдений, ученик постепенно овладевает абстрактным мышлением. Тот, кто научился думать, наблюдая, умеет мысленно анализировать факты и явления, не воздействующие непосредственно на органы чувств.

Мыслительный анализ результатов наблюдений вошел в систему изучения предметов естественного цикла, особенно бо­таники, зоологии и физики. Этот анализ может преследовать двоякую цель: в одних случаях иллюстрировать новыми фак­тами уже изученные закономерности; в других - подготов­лять учащихся к изучению новых закономерностей. В процессе наблюдения явлений, которые будут изучаться, у детей возникают вопросы. Отдельные стороны, особенности предмета, явления, на которые ребенок раньше не обращал внимания, предстают перед ним как загадка. Чем больше возникает вопросов, чем ярче рисуются в представлении ученика те стороны явлений, в которых оказывается что-то новое, непонятное, тем в большей мере процесс обучения превращается в актив­ную умственную деятельность, тем глубже переживается потребность В знаниях. Ученикам есть над чем думать на уроках, у них накапливается достаточный запас представлений о предметах и явлениях и, что особенно важно, запас вопросов, так как без вопросов нет мышления.

Задания на наблюдения, предшествующие изучению нового материала, даются как на один ·или несколько уроков, так и на определенную часть всего курса. Так, ученики, окончив­шие 4 класс, в летние каникулы наблюдают за растениями, которые будут изучаться в 5 классе. Материалы наблюдений и вопросы, возникающие при этом, записываются, делаются зарисовки.

Большое значение имеют наблюдения за трудом как взаимо­действием человека с природой, управлением машинами, ме­ханизмами, технологическими процессами. Перед изучением законов механики ученики наблюдают за работой трактора, сеялки, культиватора, зерноочистительных машин, механиз­мов строительной техники.

Использование материала живых наблюдений при изуче­нии новых закономерностей и явлений природы способствует тому, что ученики осознают, переживают свои умственные усилия и их результаты, у них формируется представление о качестве умственного труда (о том, что умственные усилия зависят от воли человека).

Самостоятельность, творческий характер ума формируют­ся благодаря тому, что в умственном труде учащихся на уроке - и в процессе первичного восприятия, и, особенно, в процессе развития, углубления знаний - есть элементы исследо­вания. Так, начиная изучать свойства новой геометрической фигуры или тела, ученики выполняют рисунки или изготовля­ют схематическую модель, составные части, их зависимости. Особенно большое значение мы придаем исследованию после того, как ученики получили первое представление о сущности явления, события, закономерности. На подавляющем большинстве уроков отводится время на обдумывание, - ученики осмысливают зависимость между составными частями, элементами изучаемого материала, анализируют факты, объясняют причинно-следственные связи. Здесь происходит как бы дальнейшее углубление в материал: осмысливая существенные стороны предметов, явлений, фактов, ученики находят новые связи и зависимости; у них возникают в связи с этим вопросы, ответ на которые в свою очередь побуждает к углублению в сущность предметов, явлений, фактов.

Определить характер работы, имеющий целью осмысление, продумывание материала, поставить задание для самостоятельного труда с этой целью - дело большого педагогического мастерства. Опытные учителя, готовясь к уроку, анализируют содержание материала, находят в нем зависимости и связи, осмысливание которых после объяснения сущности фактов и явлений раскрывает перед учениками в материале что-то новое. С этой целью в рассказе, объяснении, лекции учитель не раскрывает всех сторон изучаемого материала, чтобы ученикам было, что исследовать самостоятельно. Педагогическое мастерство как раз и заключается в умении оставить для обдумывания какую-то существенную сторону материала.

Один из уроков химии при изучении темы «Растворы» посвящается тепловым явлениям при растворении - снижению температуры в одних случаях и выделению тепла в других. Объясняя материал, учительница Е. Е. Коломийченко харак­теризует это явление как единство двух процессов - физиче­ского и химического, как переход материи из одной формы в другую. Перед лабораторной работой, имеющей целью продумывание фактов и явлений, учитель ставит ряд вопросов, требу­ющих объяснения процессов в свете молекулярной теории. Эту сторону причинно-следственных связей учитель сознательно не освещает при объяснении. Исследуя самостоятельно тепло­вые явления, ученики продумывают молекулярную теорию и закон сохранения веса вещества. Один из вопросов обычно ста­вится так, что ответ на него вызывает у учеников новый вопрос: почему при растворении в одних случаях преобладает сниже­ние температуры, в других - выделение тепла? Как раз на возникновение этого вопроса и рассчитывал учитель. Начина­ется мыслительное исследование свойств различных веществ, их природы. Ученики пользуются дополнительной литерату­рой, справочниками.

Исследование сущности фактов, явлений, закономерностей, причинно-следственных связей - очень важный стимул воздей­ствия на внутренние психические процессы. Мы глубоко убеж­дены, что именно «думанье», мыслительное исследование ма­териала, о котором получено первое представление, как раз и есть самая сущность изучения нового материала - активная психическая функция умственных сил. Чем значительнее удельный вес думанья в процессе изучения нового материала, тем более осмысленным, вдумчивым становится подход учени­ка ко всему, что он наблюдает, слушает, делает, видит вокруг себя. Чем больше ученик думая исследует и исследуя думает, тем легче ему учиться по мере овладения новыми знаниями.

Пытливость, самостоятельность, гибкость, емкость, творче­ский характер ума формируются благодаря тому, что в средних и старших классах ученики самостоятельно изучают от­дельные разделы (темы) программы. Эта работа представляет собой ничем не заменимое умственное воспитание. Начиная с 1-7 классов, ученики самостоятельно изучают отдельные закономерности природы, виды растений и животных, худо­жественные произведения, формулы, исторические события и т. д. Эта работа проводится на специальных уроках, ей пред­шествует тщательная подготовка учителя. Для самостоятельного изучения выбирается материал, изучая который ученик применяет приобретенные ранее знания. Уже в 6-7 классах учитель приносит на урок, отводимый на самостоятельное овладение знаниями, дополнительную литературу (научно-по­пулярные книги, журналы). Чем старше ученик, тем большее значение мы придаем дополнительной литературе, умению использоваться ею, находить ее. В школьной библиотеке есть полки, на которые ставится дополнительная литература по отдельным предметам. Например, литература по физике разделяется на несколько отделов - механика, газы, жидкости, электричество, оптика, атомная физика. Ученикам старших классов перед уроками самостоятельного изучения нового ма­териала дается круг вопросов, по которым они подбирают ли­тературу. По одному и тому же вопросу подбираются различные источники. Эта работа воспитывает самостоятельность мысли, учит копаться в книгах.

Перед уроками математики, посвященными самостоятельному изучению материала, старшеклассникам даются задачи практического характера, решить которые можно, только изу­чив теорему, формулу. Например, перед изучением одного из разделов тригонометрических функций ученики находят рас­стояние до недоступной точки на местности (при этом каждому ученику дается отдельная задача).

При изучении математики, физики, химии одним из при­емов воспитания творческого характера ума является самосто­ятельное составление задач с последующим их решением. В средних и старших классах задачи составляются в процессе практической деятельности, - используется опыт технического творчества производительность труда. Составление и реше­ние задач интеллектуально обогащают труд (например, учени­ки составляют задачи, построенные на данных химического анализа почвы).

Большое внимание мы уделяем самостоятельному изучению материала, при котором ученики одновременно с чтением на­учной литературы выполняют лабораторные и практические работы. Так, в процессе изучения физики в 8-10 классах ученики совершенно самостоятельно выполняют следующие лабораторные и практические работы: составление и чтение графиков, показывающих зависимость механических величин от времени; установление соотношения между силой, массой, ускорением; превращение механической энергии в другие виды энергии; определение коэффициента линейного и объемно го расширения твердых тел; определение удельной теплоты плавления льда; исследование параллельного соединения про­водников; определение теплового эквивалента работы тока по закону Джоуля - Ленца; составление электрической цепи с электромагнитным реле; определение оптической силы линзы; исследование явления интерференции и дифракции света; ис­следование фотоэлектрического эффекта; практическое при­менение фотоэлементов в фотореле, фотосопротивлениях; кон­струирование карманного радиоприемника на полупровод­никах.

По каждой из этих работ подбирается литература, справоч­ники. Уроки самостоятельных лабораторных работ требуют от учителя тщательной подготовки.

Приобретая опыт самостоятельного изучения материала на уроках, старшеклассники постепенно переходят к самообразо­ванию - самостоятельному овладению теоретическим матери­алом и практическими умениями - дома, в библиотеке, в ком­нате для чтения, в учебном кабинете. Каждый преподаватель выделяет одну из тем (разделов) годичного курса для самооб­разования. По этому разделу ученик подбирает литературу, определяет виды практических заданий. Результаты самосто­ятельной работы излагаются в рефератах, читаемых на специ­альных уроках - семинарских занятиях. Ученик не только раскрывает содержание материала, который он изучил, но и рассказывает, как он добывал знания. Так, ученики 10 класса самостоятельно изучают по химии два раздела - «Соли уголь­ной кислоты» И «Физические и химические свойства кремния», по физике - раздел «Двигатель внутреннего сгорания», по ал­гебре - «Логарифмирование частями», по литературе - три­логию А. Толстого «Хождение по мукам».

Наряду с материалом, входящим в обязательную програм­му, учителя дают отдельным ученикам для самообразования темы, вопросы, проблемы, изучаемые в высшей школе. Так, по биологии ученики 10 класса самостоятельно изучают следую­щие вопросы: жизнедеятельность растительных клеток сель­скохозяйственных растений в различные периоды вегетации; влияние химических веществ на хромосомы сахарной свеклы, гречихи и подсолнечника; влияние ультразвука на семена зер­новых и технических культур; энергия прорастания семян пшеницы.

В выпускном классе для самообразования выделяются не­сколько дней в четверть (в эти дни нет уроков). По наиболее трудным разделам учителя составляют методические советы старшеклассникам.

3нания, приобретаемые путем самообразования, очень проч­но сохраняются в памяти. Ученики активно и сознательно используют эти знания в дальнейшем обучении и в практической работе. Без самообразования мы не представляем формирования умственных способностей школьника: В процессе самообразования формируются интеллектуальные черты личности, вырабатывается индивидуальный стиль умственного труда.

В развитии способностей большое значение имеют сочине­ния детей о том, что они видят, думают, чувствуют, пережива­ют, Составление сочинений - это общепедагогическая проблема, от решения которой зависит умственное развитие детей, богатство их духовной жизни.

С первых дней пребывания детей в школе мы учим, их ду­мать о том, что они видят, и говорить о том, о чем они думают. Наблюдая явления природы, дети составляют, а потом записы­вают сочинения с натуры. Например, учитель ведет учеников, а берег реки, дети наблюдают, как садится солнце за горизонт, в какие цвета окрашиваются вода, поля, луга. Учитель помогает детям найти нужное слово для выражения мысли, составить фразу. В течение года в каждом из первых четырех классов дети составляют пять-шесть сочинений с натуры, в 5-7 - по семь-восемь, в 8-10 - по три-четыре. Составлять сочинения дети начинают еще в период дошкольной подготовки. Запись же сочинений начинается в третьей четверти перво­го года обучения. В 5-7 классах даются темы для сочине­ний, связанные с литературными произведениями, которые изучаются в школе. В этих сочинениях дети выражают свои мысли, свое личное отношение к жизни, к людям, к окружающему миру. Некоторые сочинения представляют собой развитие, углубление мысли, высказанной великими людьми - пи­сателями, художниками, учеными. С большим интересом пи­шут ученики сочинения, в которых дается простор детской фантазии. Ежегодно пишут сочинения по картинам выдающихся художников.

Придавая исключительное значение творческим сочинениям в умственном развитии учеников, мы приводим темы со­чинений, которые пишут наши ученики с 1 по 10 класс.

1 класс. Школьный сад. Цветы возле школы. Когда солнышко заходит за тучу. Как мы ходили в лес. Вечерняя заря. Кто живет в нашем пруду. Первый весенний цветок. Как ле­тают голубь, ласточки и воробей. Сумерки. Рыбки в аквариуме.

2 класс. Лето и осень. Журавли в синем небе. Скворцы улетают на юг. Еж готовится к зиме. Ласточка делает гнездо. Как мы привлекаем птиц. Когда пригреет солнышко в зимний день. И под снегом в лесу жизнь. Арбузы созрели. Наш виноградник. Как зерно становится хлебом. Закат солнца пе­ред ветром. 3акат солнца перед ясной погодой. Ласковый ветерок. Холодный ветер. Ласковое весеннее солнышко. Горячее летнее солнце.

3 класс. Как колосится пшеница. Цветет гречиха. Восходсолнышка. Осень в саду. Осень в лесу. Как трудятся пчелы. Поле и луг (сравнение). Птицы - наши друзья. Весенние цветы. Летние цветы. Осенние цветы. Мир цветов среди зимы (в теплице). Первый снег. Вечерний сумрак. В воздухе плывут снежинки. Дятел на дубе. Радуга. Когда цветут яблони. Наша персиковая роща. Летят птицы из теплого края. Мой щенок. Мой котенок. Мой аквариум. Сочинение по картине Шевандро­новой «В сельской библиотеке». Весенний дождь. Голубое не­бо ясного дня и пасмурное небо перед дождем.

4 класс. Пруд и река (сравнение). Когда начинается осень. Солнечная полянка в лесу. За окнами холодный ветер. Первый ледок на пруду. Падают листья с деревьев. Птенчик выпал из гнезда (воспоминания о летних каникулах). Начинается метель. Зимние сугробы во время восхода солнца. «У страха глаза ве­лики». «Что посеешь, то и пожнешь» (сочинения по послови­цам). Если бы я стал невидимкой... (фантазия). Что такое, прав­да. Если бы у меня была волшебная палочка... (фантазия). Но­чью... Воробьиная семья. Откуда падает иней. Самое красивое и самое уродливое. Явление, причина, следствие (логическое упражнение). Весеннее половодье. Куда улетают аисты? Насту­пает вечер. Мое деревцо. Сочинение по картине Васнецова «Богатыри». Каким человеком я хочу стать.

5 класс. Кто и за что наказан в сказке «Морозко». Как осуждает Пушкин зло и несправедливость в «Сказке о мертвой царевне». Летнее утро (после чтения стихотворения Никитина «Утро»). Какое несчастье причинила Герасиму барыня (по рас­сказу Тургенева «Муму»). Утренняя и вечерняя заря. За ок­ном осенний дождь. Деревья покрыл иней. Что осветили пер­вые лучи солнца. Багровый закат. На сенокосе (воспоминания о летних каникулах). Первый осенний заморозок. Птицы улета­ют в теплый край. Вечер в лесу. Аисты. Явление, причина, след­ствие (логическое упражнение). Для чего человек живет на све­те. Мир через каплю воды. Мир через голубое стеклышко. Со­чинение по картине «Март» Левитана. Сочинение по картине «Грачи прилетели» Саврасова. «Друзья познаются в беде» (со­чинение по пословице). Письмо ровеснику за рубеж (после чте­ния статьи или заметки в газете). Пусть небо всегда будет чи­стым - пусть никогда не будет войны.

6 класс. Кого защищает и против кого борется былинный богатырь Илья Муромец. Что привлекает меня в Дубровском (по повести «Дубровский» Пушкина). Верный сын народа Остап и изменник Андрий (по повести «Тарас Бульба» Гоголя). «Ле­жебоке и солнце не в пору восходит», «Под лежачий камень вода не течет» (сочинения по пословицам). Какой человек яв­ляется для меня примером (мой идеал). Какие цветы и оттенки приобретают опадающие листья. Как меняется степь позд­ней осенью. В лесу зимой. «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...» (Тютчев). Весенние ручьи. Сирене­вая роща. Сочинение по картине «Украинская ночь» Куинджи. Сочинение по картине «Тройка» Перова. Сочинение по картине «Дети-рыболовы» Прянишникова. Ночь на сенокосе. Сочи­нение по картине Бакшеева «Голубая весна». Можно ли проявить стойкость, мужество в мирное время? Что для человека дороже всего в жизни. Кто для меня самый злой, нехороший человек. Мечты о полете в космос. Дети трудящихся всего ми­ра - мои друзья.

7 класс. Как понимал долг и честь Гринев и как понимаем мы (после чтения «Капитанской дочки» Пушкина). Как изображает Гоголь тупость, невежество, взяточничество, подхалимство чиновников в пьесе «Ревизор». Как изображает Не­кpacoв судьбу крестьян Прокла и Дарьи в поэме «Мороз, Крас­ный нос». Есть ли хамелеоны в наши дни (после чтения рассказа «Хамелеон» Чехова). Полковник на балу и после бала по рассказу Л. Толстого («После бала»). Когда созрели яблоки...День «бабьего лета». 3имний день в лесу. Степь осенью. Ночью мы подъезжаем к городу на Днепре. Первые заморозки. «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идет волшебница зима» (Пушкин). «Унылая пора, очей очарованье» (Пушкин). Вечерняя заря в зимний день. Сочинение по картине-пор­трету «Девушка с васильками» Венецианова. Сочинение по картине «Бурлаки» Репина. Сочинение по картине «Ночное» Маковского. Мои мысли о людях, погибших за свободу и неза­висимость своей родины (Спартак, Жанна д'Арк, Шандор Пе­тефи, Иван Сусанин, Александр Матросов, Зоя Космодемьянская). О подвиге пионера-героя, погибшего в годы Великой Оте­чественной войны. «Шила в мешке не утаишь», «Куй железо, пока горячо» (сочинения по пословицам). Для чего нам нужны знания. Когда наши первые космонавты высадятся на Марсе... (фантазия-мечта). Кто такой Дон Кихот (по внеклассному чтению). Пусть никогда не будет войны.

8 класс. «Без матери нет ни поэта, ни героя» (Горький). «Рожденный ползать летать не может» (по «Песне о Соколе» Горького). «Побеждают только сильные духом» (Н. Остров­ский). Что привлекает и вдохновляет меня в образе Павла Кор­чагина «Как закалял ась сталь» Н. Островского). 3а что отда­ли жизнь молодогвардейцы (по «Молодой гвардии» Фадеева). Жизнь без цели - как лодка, без руля» (индийская мудрость). Мои мысли о людях, отдавших жизнь во имя убеждений (Джор­дано Бруно, Александр Ульянов, Николай Кибальчич, Сергей Лазо, Юлиус Фучик, Эрнст Тельман). История деда Каширина (по повести («Детство» Горького). Образ советского человека в рассказе «Судьба человека» Шолохова. «Воля и труд человека, дивные дивы творят» (Некрасов). «Стоит жить, чтоб в землю врезать след поглубже, позаметней, чтоб твое осталось дело, словно дуб тысячелетний» (Муса Джалиль). «От праздности происходит умственная и физическая дряблость» (Писарев). Радуга. Цветут яблони. Летняя ночь. В лесу поздней осенью, у костра. Лунная ночь на Днепре. Весенний день. Жаворонок в голубом небе. Как растет травка. Мои мысли после чтения романа «Овод» Войнич. Сочинение по картине «Февральская лазурь» Грабаря. На кого я хочу быть похожим (мой жизнен­ный идеал). Мой любимый герой в художественной литератур и в жизни.

9 класс. Образы Игоря и Святослава в «Слове о полку Иго­реве». Жестокость, произвол и невежество помещицы (по коме­дии «Недоросль» Фонвизина). Что видел А. Н. Радищев БО вре­мя своего путешествия из Петербурга в Москву 200 лет назад и что видит путешественник в наши дни. «Истинный человек и сын отечества есть одно и то же» (Радищев). Причина разоча­рования Чацкого на родине (по пьесе «Горе от ума» Грибоедо­ва). Почему Онегин и Печорин были несчастливыми людьми? Взрослые и мы. «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрас­ные порывы» (Пушкин). Встречаются ли Чичиковы и Плюшкины в наши дни (после чтения «Мертвых душ» Гоголя). Встре­чаются ли Обломовы в наши дни? Луч света в темном царстве (после чтения пьесы «Гроза» А. Н. Островского). Каков харак­тер противоречий между отцами и детьми в наши дни (после чтения романа «Отцы и дети» Тургенева). Мои мысли о «но­вых людях» - героях романа Чернышевского «Что делать?». Во имя чего жил и боролся народный заступник - герой по­эмы - Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? Почему в на­ши дни есть еще премудрые пескари (после изучения сказки «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина). «Жалок тот, кто живет без идеала» (Тургенев). «Ближе всего к великому стоит честность» (Виктор Гюго). «Правда победит, но ей надо реши­тельно помогать» (Юлиус Фучик). «Один, если он и велик, все-таки мал» (Горький). Осень в плодовом саду. Курганы в степи. Солнечный Зимний день. «Никакая большая победа не дается раньше маленькой победы над самим собой» (Леонов). «Пепел Клааса стучит в мою грудь» (мои мысли о романе «Тиль Улен­шпигель» Шарля де Костера). Памятный день моего детства. В чем счастье? Сочинение по картине «Березовая роща» Куин­джи. Джек Лондон - певец мужества. Когда человек полетит к звездам (фантазия). На кого я равняюсь в жизни (мой идеал).

10 класс. Кто главный герой романа Л. Толстого «Война и мир» (размышления о народе и личности). Гибель вишневого сада - гибель дворянства... Но почему мы грустим, видя ги­бель сада (после изучения «Вишневого сада» Чехова). В чем видел смысл жизни Фауст. Себялюбец Ларра и борец за счас­тье народа Данко (после изучения «Старухи Изергиль» Горь­кого). Почему умные, талантливые люди оказывались на дне общества (после изучения пьесы «На дне» Горького). Как прос­тая русская женщина стала революционеркой (образ Ниловны по роману «Мать» М. Горького). Ленин - вождь и Ленин - человек (поэма «Владимир Ильич Ленин» Маsяовского). Семен Давыдов и наш председатель колхоза (после изучения «Под­нятой целины» Шолохова). Чему учит нас жизнь писателей ­творцов за счастье народа (Радищев, Шевченко, Байрон, Чернышевский, Шандор Петефи, Христо Ботев, Горький, Муса Джа­11 иль, Юлиус Фучик). «Храбрые познаются в битве, семья и де­ти - в беде, а друзья - в несчастье» (индийская мудрость). Уничтожение дармоедов и возвеличение труда - вот постоянная тенденция истории» (Добролюбов). «Клянусь вам, что ни за что на свете я не хотел бы иметь другой истории и другой родины» (Пушкин). «Береги честь смолоду» (сочинение по по­словице). «Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям» (Бетховен). Мой жизненный идеал. Для чего я живу на свете. Что я люблю и что ненавижу. Сочинение по картине «Девочка с персиками» Серова. Сочинение по картине «Допрос коммуниста» Иогансона. Весенняя капель. Птицы летают в теплый край. Соловьи в сиреневой роще. Первый день жатвы. Степь в летний день. Летний рассвет. «Человек Создан не для того, чтобы влачить цепи, а для того, чтобы, ши­роко расправив крылья, парить над землей» (Гюго) - размышления юношей и девушек о судьбах человечества. «О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по делам его» (Ленин). «Всякий праздный гражданин является вором» (Жан Жак Руссо). «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись» (И. С. Тургенев) ­раздумья накануне первых шагов трудовой жизни.

Благодаря тому, что мы с малых лет учим детей чувство­вать красоту, аромат слова, они у нас любят писать сочинения. В начальных классах сочинения составляются, как правило, среди природы во время путешествий к истокам родного слова. Чувство красоты природы - это, образно говоря, тот ручеек­, который несет в детскую душу красоту слова. Творчество средствами слова входит в духовную жизнь ребенка, становит­ся такой же потребностью, как потребность слушать музыку. Ребенку хочется сказать как можно красивее, ярче о том, что он видит, чувствует, переживает.

В качестве примера приводим несколько сочинений, поме­щенных в школьных рукописных журналах «Наше творчест­во» и «Наша мысль».

Когда солнышко заходит за тучу

(1 кл., Майя Постолова)

Под лучами солнышка - поле золотое. Колосья играют, цветы улыбается синему небу. Солнышко, какое ты радостное, веселое! Твои искорки в каждом цветике, в каждой былинке. Но вот приплыла туча. Закрыла солнышко. Загрустили колосочки, встревожились цветочки, поникли былинки. Поле стало серым, небо - пасмурным. Как будто кто покрыл золотую ниву серым одеялом. Ой, как хочется, чтобы солнышко поскорее выплыло из-за тучи! Хочется и мне, и колосочкам, и цветочкам, и былинке.

Журавли в синем небе

(2 кл., Андрей Кравченко)

Вот и заиграли луга весенней музыкой. Поют птицы, журчат ручейки, крякают утки. Зеленеют тонкие ветви плакучей ивы, жужжат пчелы. А поддеревом лежит горсточка снега. Небо синее-синее, чистое, ясное. Перед закатом солнца появилась на синем небе журавлиная стая. Летят они, серебряные птицы, и курлычут. Где вы были, птицы, и куда летите? Вы как будто плывете. Голубая волна вас ласкает. Солнышко заходит, посылает вам привет. За лесом-пралесом голубое озеро, хрустальная вода, изумрудный берег. Там ваши гнезда. Я пойду туда, и вы дадите мне капельку воды на счастье.

Вечерний сумрак

(3 кл., Валя Марченко)

Солнышко уходит отдыхать за гору. Потемнели поля. Из оврага вышел Сумрак. Это маленький старичок, седенький, с палочкой. Идет тихонько по земле. Заглядывает в хаты. Стучит пальцем в окошко. Дети ложатся спать.

Ночью

(4 кл., Лида Ткач)

Потухла лампа. Две мои куклы прислонились к спинке стула, дремлют. Спит медвежонок под столом. Спят оловянные солдатики. Все спит. А на улице зима. За:мерзлым окошком осыпается с дерева иней. Ветер раска­чивает фонарь на столбе. Тихо ползает тень по снегу.

Когда начинается осень

(4 кл., Светлана Лобарь)

я знаю, когда наступает осень: когда пахнут яблоки. Летом они не пахнут, а осенью пахнут. Солнышко не печет, а ласково греет. В саду тихо­-тихо. На колхозном дворе - вороха пшеницы. Поле вспахано, зеленеют всходы. Из сада привозят корзины душистых яблок. На огороде убирают красные помидоры.

Ранней осенью ночи становятся прохладными. Утром пруд покрыт пеленой тумана. В тихие осенние дни мы любим ходить в поле. Однажды мы поехали на автомашине на баштан. Каждому дали большой арбуз. Я привезла арбуз домой. Мама разрезала его. Он красный, как солнышко, и пахнет далекой степью.

Аисты

(5 кл., Валя Скрипнин)

Давно-давно, когда я только родилась, у нас на сарае построили гнездо аисты. Мама потом говорила: это тебе на счастье. Каждый год прилетают из теплого края две· белые птицы. Хлопочут, поправляют гнездо, выводят птенцов. Вечером, как только солнышко опустится за гору, они станут возле гнезда и смотрят куда-то вдаль. Смотрят на далекий луг, на поле. Как будто любуются вечерней зарей. Мгла окутывает землю, и аисты ка­жутся нарисованными серой краской на пепельном небе.

Ночь на сенокосе

(6 кл., Олег Рядовой)

Летом мы жили на сенокосе. Днем помогали сушить сено, пасли телят, собирали в лесу дрова для кухни. А вечером - как хорошо! - под звездным небом горит маленький костер. Дедушка Григорий Филиппович рассказывает о далеком прошлом нашего села, о диковинных растениях и животных, о своей службе во флоте.

Потом взбираемся на стог сена, ложимся спать. Но спать не хочется. Рассказываем друг другу о далеких звездных мирах. Забываем, что вокруг нас - луг, лес, степи. Мы - звездные путешественники. Вот маленькая, еле заметная звездочка - это такое же солнце, как наше яркое, горячее светило. И мы летим к далекой звезде. Вокруг нас кометы, метеоры, созвездия. Через восемь лет приближаемся к звезде. Она уже не маленькая искорка в безбрежном космосе, а огромный раскаленный шар.

Мы приближаемся к незнакомой планете. Она в голубой дымке. Наш звездолет опускается среди зеленых холмов. Возделанные поля, светлые здания, - какая радость, здесь живут наши братья по разуму...

Но вот заржала лошадь, залаяла собака. Наш удивительный полет пре­вращается. Взошла луна, озарила поле и лес, широкое озеро и наш сенокос. Над озером белая полоса тумана. Может быть, на далеких планетах и есть изумительная красота, но нет нигде такой красоты, как у нас на земле.

Когда наши первые космонавты высадятся на Марсе...

(7 кл., Юрий Мороков)

И вот наступил долгожданный день: я вместе с двумя моими друзьями лечу на Марс. Блестит на солнце серебристый корабль. Мы поднимаемся в кабину. Задрожала земля - это включены могучие атомные двигатели. Нас прижимает к креслам. Потом становится легко: мы парим в кабинах, смотрим в иллюминаторы. Видим огромный голубой шар на черном фоне - это наша родная планета Земля.

С каждым днем Марс все больше приближается. Вот уже он занимает треть, небесного пространства, видимого в иллюминатор. Включаем двигатели торможения и плавно опускаемся на планету. Наш корабль среди огромной равнины. Почва голубоватая, небо темно-фиолетовое, солнце еле греет. Выходим из корабля. Вся поверхность планеты покрыта маленькими голубыми кустиками, на них - черные цветы. Кое-где в углублениях блестят кристаллы льда.

Тишина. На горизонте видим руины. Идем к ним среди черных цветов. Видим развалины зданий, исковерканные машины. Это мертвый город. Дома покрыты пеплом, на улицах - сожженные автомашины, вертолеты, у домов - тонкий слой пыли. Входим в один дом. Просторные комнаты, красивые окна, на стенах - барельефы, чудесные картины. Содрогаемся,.увидев мертвых людей. Они умерли как будто бы все одновременно. Каж­дого застала смерть за какой-нибудь работой...

Это мертвая планета. Марсиане погибли от атомного излучения. Они вели смертоносную войну. Погибли не только живые существа, но и растения. Выжили только голубые кустики с черными цветами, они покрыли всю планету траурным ковром...

Мы возвращаемся на землю потрясенные. Люди, пусть вам будет уро­ком гибель марсиан. Уничтожьте ядерные бомбы! Если разразится война, мы тоже погибнем. Страшная весть потрясла всех людей на Земле. Народы заставили своих правителей уничтожить ядерное оружие. Наступил ночной мир.

Весенний звон

(8 кл., Лена Гринченко)

Пробудил ась земля от долгого зимнего сна. Заблестела травка, разлилась, волна зеленого тумана по лугу. В эти дни явечерами слушаю музыку природы. Небо нежно-голубое, вечера теплые и тихие, вечерняя заря как первый цветок пурпурной розы. Прислушиваюсь к вечерней тишине и слышу:звенят луга. Где-то недалеко, как будто у склонившихся над прудом из, раздается еле слышный звон, он плывет по земле, по зеленым лугам, по оврагам; трепещут ветви лозняка. Что это звенит? Может быть, это капля сладкого сока упала с березовой веточки на зеркальную поверхность пруда, и зазвенел пруд, как огромный колокол? Или, может быть, журавли, возвращаясь из теплого края, поют свою радостную песню?

Памятный день моего детства

(9 кл., Юрий Дейнека)

Я никогда не забуду об этом дне. Мне, наверное, было года четыре, а может быть, три. Отец ехал за сеном на приднепровские луга, я упросил взять меня. Мы приехали на луг перед закатом солнца. Отец выпряг лошадей, они стали пастись на сочной траве возле озера. Солнышко опустилось за лесом. Пролетела стая перелетных птиц. Что-то зашуршало в камыше.

Отец наложил сена, запряг лошадь. Стемнело, - из лесу песня ночной птицы.

Мы поехали. На небе засверкали звезды. Мне захотелось спать. Я лег на сено, и звезды будто приблизились ко мне. И вот я уже не на телеге с сеном, а на корабле, плывущем среди синих волн. Волны слегка покачивают корабль, звезды мерцают. Вдруг одна звездочка затрепетала, рассыпалась, - на небе засверкали искорки.

А волны все больше убаюкивают меня. Сено пахнет, я закрываю глаза. Вижу залитый солнцем луг, Жужжат пчелы, цветет клевер. И один цветочек похож на звездочку, только что упавшую с неба.

Просыпаюсь. Долго не могу вспомнить, где я. Звезды мерцают, слышится с поля песня кузнечика. Телега стоит. Приподнимаюсь, смотрю на поле. Вижу на горизонте большое озеро.

«Это пожар? - спрашиваю у отца.

«Нет, это луна...» - отвечает отец. Опять мы едем, опять поле превратилось в синие волны безбрежного моря.

Потом Я проснулся дома. Mar.1a держит меня на руках, - неужели такой маленький? Отец стелет на сене постель. Я не помню, когда уснул. Проснулся от холода. Небо стало светлым, несколько звездочек еле мерцали за ветвями яблони. Где-то заблеяли овцы. Снова я уснул, и приснилась река, солнечный день, волны плещутся, так хорошо купаться.

И еще раз проснулся: солнце поднялось высоко над яблоней и пекло в лицо. Ветер шумел в ветвях. На голубом небе плыло белое облачко.

Какой это был долгий-долгий день! Я его всегда буду помнить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: